Методическая разработка Экзерсис по народно-сценическому танцу Педагог: Гайсина Ю.В.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Экзерсис народно-сценического танца.

Позиции ног:
Пять прямых:
1-я – обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп;
2-я – обе ноги поставлены параллельно на расстоянии стопы друг от друга;
3-я – обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп, каблук одной ноги находится у середины стопы другой;
4-я – обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом на расстоянии стопы;
5-я – обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом; каблук одной ноги соприкасается с носком другой.
Пять свободных:
Во всех пяти свободных позициях ноги поставлены так, что стопы находятся в направлении между соответствующими открытыми и прямыми позициями.
Две закрытые:
1-я закрытая – обе ноги повернуты внутрь и поставлены носками вместе; каблуки разведены в стороны;
2-я закрытая – обе ноги повернуты внутрь и поставлены друг от друга на расстоянии стопы между носками, каблуки разведены в стороны;
Во всех перечисленных позициях тяжесть корпуса распределена равномерно на обе ноги, ноги в коленях вытянуты.

Позиции и положения рук:

Семь позиций:
1-я, 2-я, 3-я позиции аналогичны 1-й, 2-й и 3-й позициям рук классического танца.
4-я – руки согнуты в локтях, кисти лежат на талии; большой палец сзади, четыре других, собранных вместе, спереди. Плечи и локти направлены в стороны по одной прямой линии.
5-я – обе руки скрещены на уровне груди. Но не прикасаются к корпусу. Пальцы, собранные вместе, лежат сверху плеча разноименной руки, чуть выше локтя.
6-я – обе руки согнуты в локтях, которые слегка приподняты и направлены в стороны. Указательные и средние пальцы прикасаются к затылку.
7-я – обе руки согнуты в локтях и заложены за спину на талии. Запястье одной лежит на запястье другой руки.
2. Подготовительное положение – обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти свободны и повернуты ладонью к корпусу.
1-е положение – обе руки, округленные в локтях, раскрыты в стороны между подготовительным положением и 2-й позицией: кисти находятся на уровне талии; пальцы свободно собраны и открыты, ладони слегка повернуты вверх.
2-е положение – обе руки, округленные в локтях, раскрыты в стороны на высоте между
3-й и 2-й позициями; пальцы свободно собраны и открыты, ладони слегка повернуты вверх.

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

Нет необходимости говорить о степени важности изучения русского народного танца. Его развитие тесно связанно со всей историей народа, с его бытом и обычаями. Русский танец удивительно богат своими красками. Большим разнообразием движений, композиционных построений и форм. Хороводы, кадрили, переплясы и пляски. Сюжетов (лирические, игровые, веселые и удалые). В танцах можно встретить как простые, так и очень сложные движения, с ярко выраженным гротесковым характером. Русский танец может быть представлен достаточно широко, и поэтому его освоение предлагается в течение всего срока обучения.
Основные положения ног:
Позиции ног – 1-я, 2-я и 3-я свободные и прямые, 1-я и 2-я закрытые.
Основные положения рук:
Подготовительное, первое и второе.
Подготовка к началу движения.
Положения рук в парных и массовых танцах – «цепочка», «круг», «звездочка», «карусель», «корзиночка».

Элементы танца
Раскрывание и закрывание рук:
одной руки,
двух рук,
поочередные раскрывания рук,
переводы рук в различные положения.
Поклоны:
на месте без рук и с руками,
поклон с продвижением вперед и отходом назад.
Притопы:
одинарные (женские и мужские),
тройные.
Перетопы тройные.
Простой (бытовой) шаг:
вперед с каблука,
с носка.
Простой русский шаг:
назад через пальцы на всю стопу,
с притопом и продвижением вперед,
с притопом и продвижением назад.
Боковой шаг на всей стопе и на полупальцах по прямой позиции.
«Переменный шаг»:
- с притопом и продвижением вперёд и назад
- с фиксациёй одной ноги около икры другой и продвижением вперёд и назад
9. «Девичий ход» с переступаниями
10. « Припадание»:
- простое
- с двойным ударом полупальцами сзади опорной ноги
11. «Гармошка».
12. «Ёлочка».
13. Припадание в сторону по 3-й свободной позиции:
вперед и назад по 1-й прямой позиции.
14. Перескоки с ноги на ногу на всю стопу (подготовка к дробям).
15. Бег на месте с продвижением вперед и назад на полупальцах.
16. Подскоки на месте, с продвижением вперед, назад и вокруг себя.
17. «Веревочка» простая.
18. «Ковырялочка» с двойным притопом:
с тройным притопом.
19. «Ключ» простой (с переступаниями).
Хлопки и хлопушки одинарные, двойные, тройные (фиксирующие удары и скользящие удары):
в ладошки,
по бедру,
по голенищу сапога.
Подготовка к вращениям на середине зала и по диагонали
Присядки (для мальчиков)
Подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз) по 1-й прямой и свободной позициям.
Покачивание на приседании по 1-й прямой и свободной позициям.
Подскоки на двух ногах по 1-й прямой и свободной позициям.
Присядки на двух ногах по 1-й прямой и свободной позициям с вынесением ноги на каблук вперед и в сторону.

БЕЛОРУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

Белорусский народный танец по своему лексическому материалу очень удобен для обучения детей. Белорусские хороводы, игровые танцы, отображающие трудовые процессы, известны по всей нашей стране и пользуются большой популярностью. Характер движений белорусских народных танцев легкий и трамплинный. Наиболее известными танцами в Белоруссии являются «Лявониха», «Бульба» и полька.
На первом году обучения предлагается танцевальный материал из танца «Бульба».
Положения рук:
положение рук в сольном танце,
положение рук в массовых и парных танцах,
подготовка к началу движения.
Элементы танца «Бульба»
Притопы одинарные.
Подскоки на двух ногах по 1-й прямой позиции на одном месте.
Тройные подскоки на двух ногах по 1-й прямой позиции.
Простые подскоки на месте и с продвижением вперед и назад.
Основной ход .
Поочередные выбрасывания ног на каблук вперед.
Тройные притопы с поклоном.
Присядка на двух ногах по 1-й прямой позиции с продвижением из стороны в сторону (для мальчиков)

ТАНЦЫ ПРИБАЛТИЙСКИХ РЕСПУБЛИК

Эстонские, литовские, латвийские танцы не очень сложны технически и доступны для усвоения детьми. Композиция этих танцев и их игровое содержание помогают развить координацию и выносливость. На первом оду обучения предлагаются элементы танца «Козлик» (литовский танец) и элементы польки.
Положение ног в танце «Козлик».
Положение рук в танце «Козлик».
Положение рук в парных и массовых танцах.
Подготовка к началу движения.
Движения танца «Козлик» (музыкальный размер 2/4)
Простые шаги на приседании.
Перескоки с ноги на ногу на месте и с продвижением.
Прыжки с первой прямой во вторую прямую позицию и обратно.
Прыжки с перекрещенными ногами.
Прыжки с поджатыми ногами на месте и с продвижением вперед и назад.
Прыжки с выбрасыванием ноги в сторону.
Движения польки:
Простые подскоки польки:
на месте,
вокруг себя,
с продвижением вперед, назад и в сторону.
Простые подскоки с хлопками и поклонами.
Простые подскоки в повороте парами под руки.
Галоп в сторону.

Ожидаемые результаты в конце первого года обучения.
Учащиеся должны знать:
название движений (французская терминология), их перевод и значение,
образно-народные названия движений русского народного танца
владеть:
постановкой корпуса, рук, ног, головы,
навыками координации движений
уметь:
- передавать в движении характерные особенности русского народного танца, белорусского народного танца, танцев прибалтийских стран
исполнять движения и танцевальные комбинации в характере русского народного танца, белорусского народного танца, прибалтийского танца «Козлик».


Второй год обучения

Второй год обучения включает в себя изучение элементов у станка, которые затем можно перенести на середину зала, а также более сложные танцевальные композиции, способствующие развитию координации движений учащихся. Изучаются элементы русского, белорусского и вводятся элементы украинского и итальянского танцев.
Упражнение у станка:
Пять открытых позиций ног – аналогичны позициям классического танца.
Подготовка к началу движения (preparation):
движение руки,
движение руки и координации с движением ноги.
Battements tendus (переводы ног из позиции в позицию):
- броском работающей ноги на 350,
поворотом стоп.
Demi-plie ( приседания по 1-й, 2-й и 3-й открытым позициям) музыкальный размер 3/4, 4/4. Grand plie (глубокое приседание).
Приседания по прямым и открытым позициям, с переводом ног указанными приемами (музыкальный размер 3/4, 4/4).
Battements tendus .Упражнения с напряженной стопой из 1-й прямой позиции на каблук (музыкальный размер 3/4, 4/4):
с Demi-plie на опорной ноге,
с Demi-plie в исходной позиции.
Выведение ноги на каблук по 1-й и 3-й открытым позициям вперед, в сторону и назад (музыкальный размер 4/4):
с Demi-plie на опорной ноге,
с Demi-plie в исходной позиции.
Выведение ноги на носок, каблук, носок из 1-й, 3-й и 5-й открытых позиций вперед, в сторону и назад (музыкальный размер 4/4):
с Demi-plie в исходной позиции,
в момент перевода работающей ноги на каблук,
при переводе работающей ноги на каблук и возращении в исходную позицию.
Battements tendus jetes (маленькие броски) вперед, в сторону и назад по 1-й, 3-й и 5-й открытым позициям (музыкальный размер 2/4, 6/8):
с одним ударом стопой в пол по позиции через небольшое приседание,
с коротким ударом по полу носком или ребром каблука работающей ноги,
с полуприседанием на опорной ноге,
с двойными бросками.
Подготовка к «веревочке» (музыкальный размер 2/4, 4/4):
в открытом положении на всей стопе,
в открытом положении с проскальзыванием по полу на опорной ноге, на всей стопе и полупальцах.
Battements developpes (развертывание работающей ноги на 450 ) вперед, в сторону и назад, на вытянутой ноге и на полуприседании (музыкальный размер 4/4).
Flic-flac ( мазки подушечкой стопы по полу от себя и к себе) музыкальный размер 2/4, 4/4:
в прямом положении вперед одной ногой,
двумя ногами поочередно.
Опускание на колено на расстояние стопы от опорной ноги (музыкальный размер 4/4):
из 1-й прямой позиции,
с шага, лицом к станку.
Растяжка из 1-й прямой позиции в полуприседании и полное приседание на опорной ноге, стоя лицом к станку (музыкальный размер 3/4, 4/4).
15. Grand battement jete (большие броски) по всем позициям.

Элементы русского народного танца
Поочередное раскрывание рук (приглашение) (музыкальный размер 2/4, 4/4).
Движение рук с платком из подготовительного положения в 1-е положение и 4-ю и 5-ю позиции.
Бытовой шаг с притопом.
«Шаркающий шаг»:
каблуком по полу,
полупальцами по полу.
Перескоки с ноги на ногу по 3-й свободной позиции и продвижением в сторону.
Поочередное выбрасывание ног перед собой или крест- накрест на ребро или носок каблука. На месте и с отходом назад.
«Моталочка» в прямом положении на полупальцах и с акцентом на всей стопе.
«Веревочка»:
с двойным ударом полупальцами,
простая с поочередными переступаниями,
двойная с поочередными переступаниями.
«Ковырялочка» с подскоками.
«Ключ» простой на подскоках.
Дробные движения:
простая дробь на месте,
тройная дробь (поочередные выстукивания всей стопой) на месте и с продвижением вперед,
простая дробь полупальцами на месте,
дробная дорожка каблуками и полупальцами на месте и с продвижением вперед.
12. Присядка (для мальчиков):
присядка с вы
брасыванием ноги на ребро каблука вперед и в сторону по 1-й прямой и открытой позициям,
присядка с выбрасыванием ноги на воздух вперед и в сторону,
присядка с продвижением в сторону и выбрасыванием ноги на каблук и на воздух.
13. Хлопки и хлопушки (для мальчиков):
удары руками по голенищу сапога спереди и сзади с продвижением вперед, назад и в сторону,
фиксирующие и скользящие удары по подошве сапога, по груди, по полу,
поочередные удары по голенищу сапога спереди и сзади,
по голенищу сапога спереди крест-накрест.
14. Прыжки с обеих ног (обе ноги согнуты в коленях назад).
15. Вращения:
- на середине зала (с припаданием, обертас, тур по 6 поз)
- по диагонали (шене, бегунец)

БЕЛОРУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ «БУЛЬБА»

Основной ход танца «Бульба» с поворотом.
«Веревочка» с переступаниями.
Присядка с выведением ноги на носок перед собой на полуприседании.
Кружение с припаданием.

УКРАИНСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

Украинское народное творчество отражает многовековую историю народа. Героизм в борьбе за независимость, любовь к своей Родине, радость труда, юмор – все это находит отражение в украинских народных танцах. Исполнение женских и мужских танцев различно. Женские – лиричны, наполнены поэзией, мужские отличаются динамикой исполнения, широтой движений, большими прыжками и вращениями.
Элементы танца (музыкальный размер 2/4, 4/4)
Позиции и положения ног.
Позиции и положения рук.
Положения рук в парном и массовом танце.
Подготовка к началу движения.
Простые поклоны на месте без рук и с руками (женские и мужские).
Притоп.
«Веревочка»:
простая,
с переступаниями,
в повороте.
«Дорижка простая» (припадание) с продвижением в сторону и с поворотом.
«Дорижка плетена» (припадание) с продвижением в сторону, со сменой позиции вперед и назад в перекрещенном положении.
«Вихилястник» («ковырялочка»):
«выхилястник» с «угинанием» («ковырялочка» с открыванием ноги).
«Бигунец».
«Голубец» на месте, с продвижением в сторону, с притопом.
Медленный женский ход.
Ход назад с остановкой на третьем шаге.
«Тынок» (перескок с ноги на ногу)
«Похид-вильный» (поочередные удлиненные прыжки вперед).
«Выступцы», подбивание одной ногой другую.
«Разножка» в сторону на ребро каблука (для мальчиков).
«Ястреб» - прыжок с поджатыми ногами по 1-й открытой позиции.


ИТАЛЬЯНСКИЙ СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ «ТАРАНТЕЛЛА»
(музыкальный размер 6/8)

Сценическая форма итальянского танца «Тарантелла» довольно близка к народной. Исполнение этого танца требует хорошей техники, яркой выразительности корпуса и четкой координации движений. Однако в начальной стадии изучения элементов танца не следует увлекаться разучиванием их в замедленном темпе, так как характер танца быстрый и жизнерадостный.
Элементы танца
Положение ног, характерное для танца.
Положение рук в танце.
Движения рук с тамбурином:
удары пальцами и тыльной стороной ладони,
мелкие непрерывные движения кистью «трель».
Скольжение на носок вперед в открытом положении с одновременным проскальзыванием на другой ноге назад в полуприседании (на месте, с продвижением назад).
Шаг с ударом носком по полу (piques) с полуповоротом корпуса с продвижением назад:
с последующим ударом носком по полу и одновременным подскоком на опорной ноге, на месте и с продвижением назад.
Бег тарантеллы (pas emboites) на месте и с продвижением вперед.
Шаг с подскоком и одновременным броском и сгибанием ноги в колене (pas dallonne).
Перескоки с ноги на ногу.
Подскоки в полуприседании на полупальцах по 3-й свободной позиции на месте и в повороте.
Соскок двумя ногами во 2-ю свободную позицию с подниманием ноги, согнутой в колене, перед собой накрест другой.

Ожидаемые результаты в конце второго года обучения.
Учащиеся должны знать:
основные движения белорусского танца «Бульба»,
основные движения украинского танца, итальянского танца «Тарантелла».
владеть:
- быстрым запоминанием танцевальных комбинаций,
координацией движений в танцевальных комбинациях.
уметь:
передавать в движении манеру и характер танцевальных движений и танцев, изучаемых народностей,
исполнять движения русских народных танцев.

Третий год обучения

3-й год обучения предлагает дальнейшее изучение у станка более сложных элементов, требующих соответствующей координации в исполнении и силовой нагрузки. С этого года активнее работают руки, добавляются перегибания корпуса, полуповороты. На середине зала допускается построение несложных комбинаций и композиций на материале русского, украинского и итальянского танцев. Активнее изучаются прыжки на одной ноге, с одной ноги на другую и с двух ног на одну. Начинается изучение элементов молдавского и польского народных танцев.

Экзерсис у станка

Demi end grand plies (приседания резкие и плавные по 1-й, 2-й и 5-й открытым позициям и 1-й прямой).
Battements tendus (скольжение стопой по полу, с одновременным опусканием с полупальцев на всю стопу опорной ноги).
Battements tendus jetes (маленькие броски):
с двумя ударами стопой работающей ноги 5-й открытой позиции вперед, в сторону и назад,
с одновременным ударом каблуком опорной ноги в полуприседании вперед, в сторону и назад,
сквозные по 1-й открытой позиции (balanouirs) c ударом каблуком опорной ноги в полуприседании.
Rond de jambe end rond de pied (круговые скольжения по полу ):
одинарные,
двойные.
Pas tortille (повороты стопы из открытого в закрытое):
одинарные,
двойные.
Battements fondues (полуприседания на опорной ноге с постепенным поворотом колена работающей ноги из закрытого положения в открытое на 450 (Battements fondues):
на всей стопе,
с подъемом ноги на полупальцы.
Подготовка к «веревочке» с поворотом колена работающей ноги в закрытое положение и обратно.
Battements developpeна 900 (развертывание ноги) с одним ударом каблуком опорной ноги в полуприседании вперед, в сторону и назад.
Flic-flac (подготовка к «чечетке»), в открытом положении вперед, в сторону и назад.
. Опускание на колено у носка или каблука опорной ноги:
на ногу, открытую на носок в сторону или назад,
с шага,
с прыжка.
«Веер» - маленькие броски работающей ноги от щиколотки опорной с вытянутой стопой.
Повороты:
плавный на обеих ногах по 5-й открытой позиции в полуприседании и на вытянутых ногах (Soutenu en tournant),
поворот на одной ноге внутрь и наружу (Pirouette en dedan en dehors) с другой, согнутой в колене.
Подготовка к «качалке» и «качалка».
Выстукивания поочередные каблуками и полупальцами по 1-й позиции прямой в испанском характере (zapateado).
Растяжка из 1-й прямой позиции с перегибанием корпуса в испанском стиле.
Grands battements (большие броски) с падением на работающую ногу по 5-й открытой позиции вперед, в сторону и назад:
с одним ударом стопой и полупальцами опорной ноги,
с двумя ударами стопой и полупальцами опорной ноги.
Наклоны и перегибания корпуса по 1-й и 4-й прямым позициям на полупальцах в полуприседании вперед, в сторону и назад.
Маленькие «голубцы» лицом к станку.
Присядки:
на полном приседании по 1-й прямой позиции с поочередным открыванием ног на каблук вперед и по1-й свободной позиции, открывая ноги в стороны,
«Мяч» лицом к станку.
Поднимание на полупальцы в сочетании с движением рук.

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ
(музыкальный размер 2/4, 4/4).

1. Боковые перескоки с ударами полупальцами в пол.
2. Боковые перескоки с ударом каблуком впереди стоящей ноги.
3. «Ключ» с двойной дробью.
4. Дробная «дорожка» с продвижением вперед и с поворотом.
5. Двойная дробь на месте, с поворотом и с продвижением вперед.
6. Дробь на «три ножки».
7. Основной ход танца «Шестера» на месте и с продвижением вперед.
8. «Моталочка»:
с задеванием пола каблуком,
с акцентом на всю стопу,
с задеванием пола полупальцами,
с задеванием пола поочередно полупальцами и каблуками.
9. «Маятник» в прямом положении.
10. Основной русский ход (академический).
11. Подбивка «Голубец»:
на месте,
с двумя переступаниями.
12. Быстрый русский бег с продвижением вперед и назад.
13. Хлопушки:
на подскоках с ударом по голенищу сапога перед собой,
на подскоках с ударом по голенищу сапога сзади,
поочередные удары по голенищу сапога сзади на подскоках,
удары двумя руками по голенищу одной ноги,
удар по голенищу вытянутой ноги.
14. Присядки:
присядка с «ковырялочкой»,
присядка с ударом по голенищу, ступне спереди и сзади,
подскоки по 1-й прямой позиции из стороны в сторону с хлопком перед собой,
присядка «мяч»,
«гусиный шаг»,
«ползунок» вперед и в стороны на пол.
15. Прыжки:
прыжок с поджатыми перед грудью ногами на месте и с продвижением вперед,
прыжок с согнутыми от колена назад ногами и ударами по голенищам,
прыжок с ударами по голенищу спереди.
16. Вращения:
на подскоках с продвижением вперед по диагонали,
с движением «моталочки» с откидыванием ног назад.

МОЛДАВСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

Молдавские народные танцы известны своим жизнерадостным характером и темпераментом. Медленная «Хора», широкая «Молдовеняска» отражают труд, быт и характер людей. Элементы молдавского танца – подскоки, различные ходы, прыжки, вращения в сочетании со сложными движениями рук и ритмическими рисунками – помогают учащимся выработать танцевальность, техническое мастерство, чувство позы, выносливость. В основном молдавские танцы массовые, что приучает к ансамблевой дисциплине.

Элементы танца (музыкальный размер 2/4, 4/4, 6/8)
Положение ног.
Положение рук в сольном и массовом танцах.
Ход с подскоком (на месте, с поворотом, с продвижением).
Бег (ноги отбрасываются назад) на месте, с поворотом, с продвижением вперед.
Боковой ход на одну ногу, другая поднимается под колено.
Припадания (перекрестный ход) со сменой позиции спереди и сзади.
Ход на одну ногу с прыжком.
Боковой ход с каблука.
Выбросы ног крест-накрест с подскоком на одной ноге.
Шаг в сторону с выносом другой ноги вверх на 300 в перекрещенное положение.
Мелкие переступания на полупальцах на месте, вокруг себя и с продвижением в сторону.
Шаг на ребро каблука с последующим соскоком.
Вращение в паре внутрь и наружу на подскоках.
Прыжок с поджатыми ногами.
«Ключ» молдавский (носок-каблук, носок-каблук разными ногами, соскок на две ноги и прыжок с поджатыми ногами).
Тройные переборы ногами.
Подъем девушки за талию на месте и с переносом.

ПОЛЬСКИЙ СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ «МАЗУРКА»
(музыкальный размер 3/4)

Мазурка, которую мы изучаем, обязана своим происхождением польскому народному танцу «Мазурку». Хореографы прошлого и настоящего используют мазурку и её элементы для воспитания чувства позы, умения общаться с партнером в танце. Здесь есть энергичные ходы по площадке, вращения в парах, прыжки и выпады на колено, т.е. все то, что прививает учащимся необходимые навыки поведения на сцене. Этому способствует четкая, ритмичная и темпераментная музыка.
Элементы танца
Позиции и положения ног.
Положения рук в танце.
Волнообразное движение руки.
«Ключ» - удар каблуками:
одинарный,
двойной.
Шаг в сторону в полуприседании с последующими двумя переступаниями по 3-й свободной позиции (pas balance).
«Голубец».
«Перебор» - 3 переступания на месте по 1-й позиции.
Основной ход мазурки (pas gala).
Легкий бег (pas marche).
«Отбиянэ» - скольжение одной ногой с подбиванием ее другой.
«Голубец» - подбивание ноги подряд в сторону.
Подготовка к парному вращению.
Уступающий переход (dos a dos) на различных движениях.
Опускание на колено:
с шага,
с выпадом.
Обвод девушки за руку:
стоя на колене,
стоя на выпаде.
Вращение в паре внутрь (en dedan).
«Кабриоль» в сторону 450 в прямом положении.
«Обертас» - растяжка назад в полном приседании (мужское).
Заключение простое и двойное.

Освоение технических приемов для прыжков и вращений
Прыжки на двух ногах, на одной ноге (по 4 и 8 прыжков с поджатыми ногами).
Подскоки по диагонали с поворотом, на одном месте.

Ожидаемые результаты в конце второго года обучения.
Учащиеся должны знать:
особенности стиля и характера молдавских, украинских танцев и польского сценического танца «Мазурка»
владеть:
профессиональным вниманием,
развитой силой и выносливостью,
навыками техники исполнения народно-сценического танца,
танцевальной манерой и пластикой народно-сценического танца
уметь:
исполнять танцевальные движения и комбинации в паре,
исполнять усложненные танцевальные движения и комбинации в быстром темпе.
В конце 1 и 3 четверти – контрольный урок, в конце 2 и 4 четверти – открытый урок

Четвертый год обучения

Продолжение изучения новых элементов у станка и на середине зала. Увеличение элементов парного танца, развивающих навыки общения с партнером. Продолжается изучение элементов русского, молдавского и польского танцев. Изучение элементов венгерского и испанского танцев. К концу учебного года составляются более сложные комбинации и небольшие композиции.

Упражнения у станка:

Demi end grand plies по1-й, 2-й, 4-й и 5-й открытым и прямым позициям.
Battements tendus:
c поворотом ноги в закрытое положение в сторону,
c поворотом ноги в закрытое положение в сторону с полуприседанием.
Battements tendus jetes сквозные по 1-й открытой позиции (balancoirs) со встречным проскальзыванием на опорной ноге в полуприседании.
Rond de jambe:
ребром каблука около опорной ноги,
носком или ребром каблука по полу, в полуприседании на опорной ноге с остановкой в сторону или назад.
Battements fondues:
на всей стопе,
с подниманием на полупальцы,
с наклоном корпуса в координации с движением руки.
Подготовка к «веревочке»:
в открытом положении,
с поворотом из открытого в закрытое положение и обратно.
Battements developpes на 900 с двойным ударом каблуком опорной ноги в полуприседании вперед, в сторону и назад:
плавное,
резкое в координации с движением руки.
Flic-flacс двумя мазками подушечкой работающей стопы с акцентом от себя:
в прямом положении,
в открытом положении вперед, в сторону и назад.
Растяжка из 1-й прямой позиции (лицом к станку):
в сторону в прямом положении и полуприседании с наклоном корпуса в координации с рукой,
в сторону в открытом положении и полуприседании с наклоном корпуса.
Grand battements jete:
с проведением ноги через 1-ю открытую позицию (balancoirs).
«Голубец»:
в сторону на 450 в прямом положении лицом к станку,
в сторону на 900в прямом положении лицом к станку.
Револьтад на полу (без прыжка):
в прыжке на 450 лицом к станку (факультативно).
Подготовка к «штопору» по 1-й прямой позиции на полупальцах.
«Штопор».

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ
(музыкальный размер 2/4, 4/4).

Перекат – боковой ход с каблука на всю стопу и полупальцы.
Переборы (pas bourree).
«Ключ» дробный сложный.
«Ключ» хлопушечный.
«Маятник» в поперечном движении.
«Голубцы» поджатыми ногами с переходом на полупальцы.
«Веревочка»:
простая и двойная с перетопами,
простая и двойная с «ковырялочкой»,
простая и двойная с подскоками на одной ноге, другая – на щиколотке спереди или сзади,
простая и двойная с перескоками с ноги на ногу по 5-й открытой позиции,
простая и двойная с поворотом (soutenu) на 3600 в приседании на полупальцах.
Три «веревочки» и подскок с поджатыми ногами.
Три дробные дорожки с заключительным ударом.
Поочередные выбрасывания ног перед собой и в стороны на каблук или на всю стопу.
Присядки:
растяжки в стороны на носки и на каблуки,
растяжки вперед на каблук одной ноги и на носок другой,
растяжка через 2-ю закрытую позицию на полуприседании на каблуки и в стороны,
«Ползунок» вперед и в сторону на пол и на воздух.
Прыжки:
с согнутыми ногами (одна спереди, другая сзади),
одна нога прямая, другая согнута в колене спереди или сзади,
«гигантские шаги» на месте и по диагонали.

ВЕНГЕРСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ
(музыкальный размер 4/4)

Венгерский сценический танец построен на основе народного танца, но прошел большую стилистическую обработку по манере и технике исполнения. Движения медленного танца отличаются величавостью и плавностью. Движения, исполняемые в быстром темпе, полны задора, огня и требуют большой четкости исполнения. Позы, повороты, общение с партнером, стремительные вращения в парах, резкие выпады на колено – все это компоненты, которые способствуют развитию танцевальной техники.

Элементы танца
Положение ног.
Положение рук.
«Ключ» - удар каблуками:
одинарный,
двойной.
Заключение (усложненный «ключ»):
одинарное,
двойное.
Pas balance/
Перебор – три переступания на месте с открыванием ноги на 350.
«Веревочка» на месте, с продвижением назад и в повороте.
Развертывание ноги (battements developpe) вперед и в полуприседании:
с последующими шагами,
с шагом на полупальцы и подведением другой ноги сзади.
«Голубец»:
простой с подгибанием ноги в сторону,
в прыжке с двойными ударами по 1-й прямой позиции.
Поворот на обеих ногах по 5-й открытой позиции.

ТЕХНИКА ПРЫЖКОВ И ВРАЩЕНИЙ
(музыкальный размер 2/4)

1. Пируэт из 5-й позиции внутрь и наружу (en dedan, en dehors).
2. Воздушный тур.
Пируэт на каблуках.
Вращение с отбрасыванием ног назад.
«Щучка» с прямыми ногами и согнутыми ногами.
«Кольцо».
«Пистолет».
«Разножка» в воздухе.
Движения «Щучка», «Кольцо», «Пистолет» и «Разножка» в воздухе проходят факультативно по усмотрению педагога.

ИСПАНСКИЙ СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ
(музыкальный размер 3/4)

Положения ног.
Положение рук.
Переводы рук в различные положения.
Ходы:
удлиненные шаги в полуприседании с продвижением вперед в прямом положении (женское),
удлиненный шаг вперед на всю стопу в прямом положении в полуприседании, с последующими двумя переступаниями по 1-й прямой позиции на полупальцах или двумя небольшими шагами (с продвижением вперед).
Соскоки:
в 1-ю прямую позицию на всю стопу с вытянутыми коленями и в полуприседании,
в 1-ю, 4-ю прямые и 5-ю свободную позиции на полупальцы в полуприседании.
Удлиненный шаг в сторону с последующими двумя переступаниями по 5-й свободной позиции в полуприседании (pas balance) со скользящим подведением другой ноги сзади, с поворотом корпуса и с руками.
Шаг в сторону в полуприседании со скользящим подведением и подъемом на полупальцы в 5-ю открытую позицию другой ноги вперед, с последующим переходом на нее в полуприседание (pas glissade), в координации с движением руки и наклоном корпуса.
Zapateado – поочередные выстукивания полупальцами и каблуками по 1-й прямой позиции:
удар одной ногой, полупальцами или всей стопой, с последующими ударами другой ногой каблуком и полупальцами,
шаг по диагонали вперед или назад с последующим одним или двумя ударами в пол полупальцами другой ноги по5-й свободной позиции сзади или спереди.
Опускание на колено с шага на расстоянии стопы от опорной ноги с перегибанием корпуса.
. Движения рук (port de bras) с одновременным перегибанием корпуса, стоя на одной ноге, с другой ногой, вытянутой назад или вперед.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать:
терминологию народно-сценического танца,
метроритмические раскладки исполнения движений,
особенности и традиции изучаемых народностей.
владеть:
культурой исполнения,
хореографической памятью,
техникой движения.
Уметь:
передавать в движении сложные ритмические рисунки русских, молдавских, украинских и польских танцев
показать характер венгерского и испанского танцев
исполнять технически сложные движения народно-сценического танца: вращения, дроби (для девочек), различные виды присядок, «хлопушек» (для мальчиков),
работать в ансамбле.

 `Ё
·
·
·
·
·
·
·юn
·
·
·
·
·
·р