Методика преподавание народно-сценического танца в детском хореографическом коллективе


Содержание
Введение3
1.Хореография народного танца.5
1.1. Понятие народного танца.5
1.2. Типология народных танцев.10
2. Основы преподавания народного танца.14
2.1. Методы изучения народного танца.14
2.2. Особенности преподавания народного танца.19
2.3. Народные танцы в детском коллективе.25
Заключение28
Список использованной литературы 30

Введение
Фольклор, будучи устойчивым компонентом культуры, является одним из ключевых источников происхождения национальных феноменов. Феномены духовной жизни общества включают русский народный танец и русскую народную песню. Можно выделить фольклорный танцевальный пласт, включающий в себя элементы танцевальной тематики.
Детское хореографическое творчество на современном этапе широко использует народные танцы, пользующиеся большой популярностью. В настоящее время популярность хореографического искусства среди детей и подростков велика, наблюдается постоянный количественный рост детских танцевальных коллективов, увеличение числа их воспитанников.
Необходимость совершенствования педагогической методики по обучению народным танцам детей в коллективе способствовала широкому развитию педагогической теории по вопросам хореографии в детских коллективах. В результате этого в настоящее время существует большое количество учебников, методических пособий и литературы о народном танце.
Таким образом, актуальность исследования определяется: необходимостью выявления закономерностей и особенностей формирования эстетического вкуса детей и подростков в процессе танцевального творчества.
Цель исследования заключается в выявлении особенностейметодологии преподавания народного танца в детском хореографическом коллективе.
Поставленная цель предполагает решение комплекса следующих задач:
Выявление хореографической специфики народных танцев.
Описание процесса преподавания народного танца в детском хореографическом коллективе.
Определение особенностейпреподавания народного танца в детском хореографическом коллективе.
Изучение перспективных методик преподавания народного танца в детском хореографическом коллективе.
Таким образом, объектом данного исследования является процесс преподавания народного танца в детском хореографическом коллективе.
Предмет исследования – методология преподавания народного танца в детском хореографическом коллективе.
Методы научного исследования: системный анализ, индукция и дедукция, синтез, сравнение.
1.Хореография народного танца.
1.1. Понятие народного танца.
Русский народный танец один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям.
Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. [11, с. 150].
Все это несло с собой известные перемены в быту русского народа, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.
Русский народный танец - это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимание красоты окружающего мира.
Пляска издавна жила в народных традициях. Песенно - плясовой русский фольклор сложился задолго до появления балета. Старинному русскому танцу была свойственна связь с песней.
Плавность, певучесть, слитность движений присуща русскому танцу. Русский народный танец всегда предполагал виртуозную технику исполнителей, мастерство соревнующихся партнеров.
Понятием «характерный танец» в XIX веке и начале XX века обозначали театрализованный бытовой танец в характере, как салонный, так и площадный.
Подчиняя народную пляску определенному содержанию, характерный танец отбирал наиболее значительные ее особенности и, укрупняя, видоизменяя главное, опускал не существенное. Такой отбор был закономерен.
Он позволял передать в танце дух исторических эпох и конкретные обстоятельства действия денного спектакля, черты, свойственные всему народу, и отличительные черты действующего лица. Потому на основе одной и той же народной пляски можно создать несколько мало похожих друг на друга характерных танца.
С самого начала в характерном танце наметились две тенденции. Одна основанная на творческой близости к фольклорному первоисточнику, стремящаяся передать его смысли художественную природу; другая - украшательская, стилизаторская. Обе тенденции воздействовали на судьбу русского характерного танца.
Во второй половине XIX века характерный танец в балетном спектакле находился на втором плане. В основе своейон имел народный национальный танец, подвергавшийся значительной стилизации как в рисунке групп, так и в трактовке движений. [7, с. 80].
Подобно классическому танцу, характерный кордебалет располагается симметрично, то расступаясь в ровном количестве участников по обе стороны сцены.
Он также синхронно варьировал одно и то же движение, создавая из множества участников орнамент или скомпонованную группу. Нередко характерный кордебалет служил фоном для одной, двух или трех пар солистов, отражая в более простых движениях сложный рисунок танца.
Движения характерного танца стилизовались в принципах классики. Сохраняя принадлежность к национальным танцам, они смягчались, округлялись, обретали большую плавность. [15, с. 230].
Массовые любительские коллективы, возникшие почти во всех областях дореволюционной России в конце позапрошлого столетия , сумели поднять огромные пласты народного песенного и танцевального искусства, вывести русский народный танец на большую сцену.
Художественная самодеятельность стала своеобразным приемщиком и продолжателем традиций русской народной хореографии. Массовое развитие танцевальной художественной самодеятельности выявило много талантливых исполнителей.
Если раньше русский танец и пляски исполнялись в основном на праздниках, игрищах, свадьбах, то теперь они занимают большое место в репертуаре профессиональных театров. Появилась группа больших мастеров, знатоков народного искусства, хореографов, педагогов, исполнителей.
Изучение и запись русских народных танцев начались сравнительно недавно, а ведь любая наука начинается именно с описания различных сторон изучаемого предмета, а главное - со сбора материала, на основе которого и можно создать полное представление об изучаемом предмете.
Основой хоровода является совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками. Танец, песня и игра в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Хоровод объединяет и собирает большое количество участников.
Хоровод - это массовое народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра неразрывно связаны с песней. Хороводы имеют культово-обрядовую, социальную и бытовую темы.
Участники хоровода держатся, как правило за руки, иногда за платок, шаль, пояс, венок. В некоторых хороводах участники заруки не держатся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами.
Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит что-то новое, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Хороводы исполняют в медленном, среднем и быстрых темпах.
Но в различных районах России существуют свои местные особенности исполнения хороводов, связанных с природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, человеческими взаимоотношениями, формировавшимися в различных жизненных условиях.
Эти особенности проявляются и в составе исполнителей, и в ритме, и в содержании песен, под которые идет хоровод, и в манере исполнения, присущей только данной местности.
На исполнение хороводов сказывается и разнообразие в костюмах, которые в разных областях значительно отличаются друг от друга и подчас весьма далеки от общепринятого «русского сарафана», к которому мы так привыкли на сцене. [14, с. 37].
Большое значение при постановке хороводов отводится фигурам. Фигуры могут образовываться одними девушками, или парнями, или парнями и девушками вместе, которые могут быть разнообразно выстроены.
Долгое время считали, что русский народный танец - это только пляска; так и говорили: «давайте спляшем «русскую», спляшем «барыню»». Трудно определить сколько народных творчеств и плясок бытует в России.
Самодеятельные коллективы активно включились в творческую работу. Благодаря этому русская народная хореография пережила второе рождение и русский народный танец зажил во всем своем многообразии на сцене.
Появился ансамбль народного танца. Создатель первого Государственного ансамбля танца А.И. Моисеев верно и перспективно определил его задачи и творческие особенности. Моисеев ставил перед собой задачу бережно сохранять и пропагандировать народное танцевальное искусство, создавать сценические формы на основе подлинных народных движений и ритмов.
В Ансамбле, руководимым И. Моисеевым, было не только создано более 200 танцев различных народов мира, но и утверждена и на практике проверена художественная система. Фольклор для Моисеева - основа, из которой он творит свои композиции. Ансамбль И. Моисеева - «танцевальная энциклопедия народной жизни».
На весь мир прославились советские хореографические коллективы: «Березка» (художественный руководитель - Н. Надеждина), Государственный русский народный хор им. Пятницкого (художественный руководитель - Кузьмин П.М. и М.В. Коваль), Северный русский народный хор (художественный руководитель - А. Колотинова) и многие другие.
Они не только бережно хранили все варианты и областные виды русских народных танцев прошлого, но и не боялись смелой театрализации русского фольклора. Их композиции очень типичныи жизненны. [12, с. 80].
Прекрасные танцевальные композиции, созданные на основе народных творчеств и составляющие репертуар этих коллективов, вошли в золотой фонд искусств. Для народного танца органическое содержание, характера движения, музыки и костюма является непременным условием.
Сегодня и старые и новые танцы не только уживаются рядом, но и взаимовлияют друг на друга, творчески обогащая и развивая тем самым русский народный танец.
1.2. Типология народных танцев.
С точки зрения хореографии выделяются два основных жанра русских народных танцев: 1) хоровод; 2) пляска.
Пляски, в свою очередь, можно классифицировать, выбрав в качестве главного критерия – семантику названия того или иного танца, в которой отражено его содержание:
1) танцы, носящие название песни или мелодии, под которую исполняются («Сени», «Камаринская», «А я по лугу», «Барыня» и др.);
2)танцы, в названии которых отражено количество участвующих в них танцоров («Шестера», «Семера», «Восьмера», «Парная», «Непарочка»);
3)танцы, получившие свои названия от определяющего их хореографического рисунка («Цепочка», «Плетень», «Улитушка», «Кружочки», «Корзина», «Воротца» и т.п.
Например, танец «Улитушка» напоминает своим рисунком причудливую ракушку улитки. Танцующие то скручивают, то раскручивают «улитку».В танце «Плетень» исполнители соединяют поднятые вверх руки, изображая плетень.)
4) танцы, название которых связано с наименованием изображаемого персонажа («Бычок», «Лебедушка», «Медведь», «Чиж», «Дергач», «Рыбка», «Гусачок»);
5) танцы, получившие свое название от преобладающих в них хореографических движений («Трепак», «Топотуха», «Толкушка», «Дробушка» и др.);
6) танцы, названные по характеру движений, связанных с тем или иным трудом: работой в поле, вышиванием, тканьем и т.п. («Ленок», «Капустка», «Костеля». [9, с. 116].
Например, в танце «Ленок» плясуны в выразительных движениях показывают, как сеют лен, как полют, обрабатывают, превращая в пряжу и ткань, и наконец, шьют из него рубашки).
В древности пляски носили обрядовый, культовый характер, но со временем приобрели бытовой. Пляска - это наиболее распространенный и любимый жанр русского народного танца.
Пляска родилась в хороводе и вышла из нее, разорвав хороводную цепь, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением. Пляской можно выражать различные состояния человека.
Пляска состоит из ряда отдельных движений - элементов, которые отличаются характерной манерой исполнения, имеют русский национальный колорит.
Каждые движения в пляске наполнены смыслом. Разнообразные движения, число которых во много раз увеличивается за счет импровизации исполнителей,- характерная особенность русской пляски.
У исполнителя русской пляски очень выразительны руки, голова, плечи, лицо, кисти рук и т.д. Пляска дает возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера. В пляске могут участвовать парнии девушки, мужчины и женщины, подростки и пожилые люди.
Для мужской пляски характерны широта, размах, удаль, сила, внимание и уважение к партнерше. Для женской пляски характерны величавость, плавность, благородство и задушевность, однако часто она исполняется живо, с задором.
В каждой пляске есть свое содержание, сюжет. Одной из отличительных особенностей пляски является индивидуальная импровизация. Пляска отличается от хороводаболее богатой и сложной лексикой танцевальных движений.
Помимо обогащения лексики пляска дает возможность и для усложнения и разнообразия пространственного рисунка: лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные по рисунку переходы пар и т.д. - все это создает новые рисунки и построения, присущие только пляске.
Отличает пляску от хоровода и музыкальное сопровождение. Пляски идут не только под песни, а под аккомпанемент различных музыкальных инструментов.
Песни, под которые исполняется пляски, в основном быстрые, мелодии их ярко расцвечены акцентами и резко выраженной активной ритмикой. Такие песни называют плясовыми. Плясовые и хороводные песни где -то сближались, не всегда имея резко отличительные черты.
Исполнители и зрители плясок подчеркивают ее ритмические акценты с помощью подголосков, подкрикивания, хлопков и различных музыкальных инструментов. Пляска может идти в сопровождении многих русских народных инструментов. Инструментальное сопровождение - это еще одна основная особенность отличающая пляску от хоровода.
По количеству исполнителей кадриль можно отнести к групповым пляскам, но ее более позднее возникновение и появление в быту русского человека, своеобразное построение, четкое деление на пары и фигуры и ряд других признаков отличают кадриль от традиционных плясок. [9, с. 130].
Поэтому кадриль выделяется в самостоятельную форму. Кадриль ведет свое происхождение от салонного французского танца. Французская кадриль начала распространятся в русском народе в начале XIX столетия.
В народе кадриль десятилетиями видоизменялась, совершенствовалась и создавалась заново.Она приобрела своеобразные движения, рисунки, манеру исполнения, взяв от салонного танца лишь некоторые особенности построений, да название.
Русский народ сделал кадриль разнообразной по рисунку, введя в нее многие фигуры русских хороводов и плясок. Богаче стала и форма кадрили, она стала исполняться и линиями, и квадратом, и в круговом построении.В целом балет и русский танец оказали заметное влияние друг на друга.
Имеется ряд особенностей в использовании танцевального фольклора нашей страны. В профессиональном искусстве, идет отбор выразительных черт. Такими чертами были ритмичность, физкультурность, простота элементов, игровой характер народной пляски.
Характерным в массовых танцах и играх является соединение движения, музыки и слова, где связующим элементом выступает ритм. Поэтому наиболее благодатным материалом видятся народные песни, особенно хороводные, представляющие большое разнообразие в ритмическом отношении.
В качестве музыкального сопровождения к танцевальным композициям, по народной традиции, используются народные песни, и поэтому композиции танцев часто имеют куплетную основу. [15, с. 17].
Обращается внимание на метро-ритмическое соответствие движения и музыки и особенно на их эмоциональную созвучность. Допускаетсязамена сложных движений танца на менее сложные. На содержании танца это не сказывается.
Выразительность танца достигается правдоподобностью жеста, его узнаваемостью, естественностью. Действие в танцах передавалось пантомимой и бытовыми движениями и жестами. [8, с. 70].
Танец в нашей стране традиционно использовался для раскрытия эмоционального состояния героев, возникая в ситуациях, когда он был оправдан, как и в жизни. В качестве лексического материала часто служили и служат движения народного и бытового танцев.
Требуются поиски таких новых путей использования народного творчества, которые позволили бы возродить к жизни формы и жанры танцевального фольклора, утратившие сегодня естественную почву для своего существования. Проведение праздников и смотров народного искусства могло бы заметно украсить и обогатить культурную жизнь.
Специального внимания заслуживает проблема сохранения и поддержки современных жанров фольклора, стимулирование новых творческих проявлений широких слоев населения.
2. Основы преподавания народного танца.
2.1. Методы изучения народного танца.
Русский народный танец является одним из наиболее распространенных видов народного творчества. Русский народный танец постоянно видоизменялся и совершенствовался.
Использование народных танцев в детских коллективах было обусловлено их преимуществами в процессе освоения детьми. Исторический анализ детского самодеятельного танцевального творчества показывает, что наибольшее распространение получил народный танец, вошедший в репертуар практически каждого детского коллектива.
Некоторые народные танцы без переделки стали использоваться для детского исполнения. Например, такие хороводы игрового содержания, как «А мы просо сеяли, сеяли», «Заинька», «Жучок», «Дощечка» и др., перешли в разряд детских. [11, с.76].
В качестве музыкального сопровождения к танцевальным композициям, по народной традиции, используются народные песни, и поэтому композиции танцев часто имеют куплетную основу.
С сюжетными и тематическими номерами связывают понятие современности в танце. Выразительность танца достигается правдоподобностью жеста, его узнаваемостью, естественностью. Как и в профессиональном искусстве, были разработаны методики, основывающиеся на системе К.С. Станиславского и способствующие подготовке детей к исполнению сюжетных танцев (например, методика Е.В. Голиковой). Это помогало понять условную природу танца. Действие в танцах передавалось пантомимой и бытовыми движениями и жестами.
В нашей стране большое внимание уделялось содержанию танца, его возрастной специфике. Особую заботу представляет репертуар для среднего школьного возраста.
Имеются особенности исполнения русского народного танца в детских коллективах. Например, если в тексте песни, сопровождающей хоровод нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то это орнаментальный хоровод.
Участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры, согласую свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением. Иногда орнаментальные хороводы своим рисунком, построением раскрывают и передают содержание песни.
Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всегосвязанно с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его бытом.
Эти песни отличаются более четким ритмическим построением, объединяющим участников хоровода в плавном или быстром плясовом движении. В рисунках орнаментальных хороводов очень силен элемент изобразительности - «завивание капустки»,«заплетение плетня».
Орнаментальные хороводы в различных областях России носят название фигурные, узорные, кружевные и т.д. Этот хоровод отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод состоит лишь из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.
Хоровод, в песне которого имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. Часто персонажами песни являются животные, птицы, и тогда участники хоровода подражают их движениям, повадкам. [10, с. 85].
В игровых хороводах главным является - раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц. Больше всего тем для игровых хороводов содержится в песнях, отражающих жизнь и быт народа. В действие хоровода органично входят платочек, лента, венок, палка и т.д.
Эти предметы иногда служат и символами. Так венок символизирует брачный союз, платочек заменяет подушку, перину и т.д. В таких хороводах может выделяться исполнитель, играющий роль, а иногда две или три, но чаще всего выделяется несколько действующих лиц.
В игровых хороводах рисунок построения проще, чем в орнаментальных. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами. В центре круга происходит действие, разыгрывается сюжет.
В линейном построении хороводов участники поделены на две группы, которые ведут своеобразный диалог. Существуют определенные группы песен, требующие обязательного линейного построения или именно кругового. В игровых хороводах большое значение приобретают артистические способности участников.
Русский народный танец делится на отдельные формы, каждая из имеет свои особенности. Например, русская кадриль отличается жизнерадостностью, задором и удалью. В основном исполняется на простых шагах. [12, с. 60].
Но очень часто исполнители, сохраняя точный рисунок танца, создают собственные импровизации, проявляя мастерство и фантазию. Четкая и разнообразная дробь девушек и лихая присядка юношей, оригинальные «коленца» являются украшением тверскойкадрили.
Танец состоит из 5 фигур. Каждая из них имеет в народе свое название: первая - «Проходка», вторая - «Коситься», третья - «Цепочка», четвертая - «Весенняя» и пятая - «Прощальная».
При смене фигур меняется и музыка. Танцуют этоттанец под народные плясовые, шуточные песни, которые исполняются на баяне, гармонике или каком-нибудь другом музыкальном инструменте.
У девушек разноцветные сарафаны, низ которых отделан двумя- тремя рядами лент. Кофты с широкими вышитыми рукавами. Цветные фартуки завязаны на талии. В косах ленты, на головах - яркие платки.
Одиночная пляска основана на импровизации исполнителя. Исполнители пляски своими движениями могут передавать радость и веселье, глубокое любовное чувство и юмор, также исполнители привносят движения, связанные с трудовыми процессами, образами птиц, зверей и т.д.
Одиночная пляска имеет свои устоявшиеся традиции исполнения, определенную форму построения. Она начинается с движения по кругу - проходки - или с выхода в круг и исполнения какого-либо движения на месте - с выходки. Это начало пляски, затем следует ее развитие и пляска достигает кульминации, и следует финал.
Содержание парной пляски - как бы сердечный разговор, диалог влюбленных. Чаще всего это свадебные пляски. Но иногда в парных плясках содержание и настроение бывает несколько иным: передается равность или легкая обида любящих.
В основном парные пляски очень лиричны. Они не имеют строго установленного рисунка, бурного нарастания и энергии исполнения. Она ровная по темпу. [6, с. 117].
Перепляс-это соревнование в силе, ловкости, изобретательности. Это показ индивидуальности исполнителя. В старинном русском переплясе участвовали два парня или двое мужчин, девушки участия не принимали. Перепляс исполнялся под сопровождение музыкальных инструментов, реже под песню.
Перепляс начинался медленно, а заканчивался в быстром темпе. С изменением бытового уклада перепляс стали исполнять все желающие (женщины, мужчины, пожилые люди), но участвуют всего двое. Перепляс исполняется под общеизвестные распространенные мелодии, иногда под частушки.
В настоящее время на сцене пляшут несколько человек с одной стороны,несколько с другой, но при этом задача и характер исполнения парного перепляса сохраняется.
Массовый пляс чаще всего исполняют в парах - один против другого. Пляшут по одному, по трое, по четверо, но у каждого исполнителя пляса есть своя задача - не только показать себя, но и сплясать лучше, чем стоящий рядом.
Каждый исполнитель может войти и выйти из пляса в любом месте, не дожидаясь окончания. Исполнитель может плясать в любом месте площадки и с любым участником пляса. На сцене с участием детей массовый пляс встречается сравнительно редко.
В целом, методика изучения народных танцев основана на использовании русских национальных хореографических традиций с учетом специфики детского творчества.
2.2. Особенности преподавания народного танца.
В основе развития личности ребенка лежит русский танец. Он близок детям, и благодаря богатству образов, танцевального языка, мелодиям, знакомству с народным костюмом представляет собой ценнейший материал для художественного развития учащихся.
Вместе с тем, русский танец воспитывает в детях чувство любви и уважения к народному танцевальному творчеству и к запечатленным в танце народным традициям.
Опыт показывает, что приобщение к танцевальному искусству следует начинать со своего национального материала, ибо он понятен юным исполнителям и является лучшей основой для более быстрого и правильного стилевого усвоения народных танцев.
Образовательная программа школы русского танца реализует идею, связанную с развитием и изучением российской культуры в целях сохранения наследия русского танца, с изучением русского танца по областным особенностям.
Современное отношение к истокам национальной культуры позволило не только заявить о необходимости возрождения былых традиций и духовности русского танца, но и разработать цельную учебно-образовательную программу. Главным основанием для построения такой программы выступает ориентация на дифференциацию и индивидуализацию учащихся.
Занятия по танцу с детьми содействуют росту их общей культуры, нравственному и физическому развитию. Занятия знакомят учащихся с искусством танца, дают им на каждой ступени их возрастного развития доступные для них знания и навыки.
В конечном результате занятия в хореографических кружках подводят учащихся к пониманию искусства танца и к умению правдиво и выразительно отображать художественные образы в танце. Овладение определенным кругом знаний и навыков содействует развитию художественного вкуса учащихся, что представляет одну из существенных задач эстетического воспитания.
Занятия по танцу способствуют физическому развитию учащихся, укрепляют их организм и положительно сказываются на осанке и культуре движений. Дети знакомятся с жизнью, бытом, костюмом, музыкой, национальными особенностями не только русского народа, но и других народов России.
Преподавание каждого элемента в танце имеет свои особенности. Например, в групповой пляске может участвовать много народа, но чаще ее состав ограничивается небольшой группой исполнителей. Групповая пляска имеет установленное построение. Она вобрала в себя многие фигуры хороводов, в некоторые групповые пляски вошли одиночная или парная пляска, используется импровизация.
Групповые пляски исполняют не только парни и девушки, но и мужчины и женщины среднего возраста. Чаще всего они исполняются по парам или по тройкам.
Групповые пляски очень разнообразны по рисункам, сюжету и содержанию. Она всегда имеет точное место рождения и бытования. Каждая местность имеет свои традиционные темы для плясок, формы построения, манеру и местный колорит. Все фигуры пляса круговые: исполняются против часовой стрелки.
В народном танце используется:
1.5 выворотных положений классического танца - I, II, III, IV, V.
2.5 прямых:
I прямая - обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп.
II - обе ноги поставленыпараллельно на расстоянии стопы друг от друга.
III - обе ноги поставлены рядом и соприкасаютсявнутреннимисторонами стоп; каблук одной ноги находится у середины стопы другой.
IV - обе ноги поставленына одной прямой линии друг перед другом на расстоянии стопы.
V - обе ноги поставлены по одной линии друг перед другом; каблук одной ноги соприкасается с носком другой.
3. 5 свободных.
Во всех 5 свободных позициях ноги поставлены так, что стопы находятся в направлении между соответствующими открытыми прямыми позициями.
4. 2 закрытые.
I - обе ноги повернуты внутрь и поставлены носками вместе; каблуки разведены в сторону.
II - обе ноги повернуты внутрь и поставлены друг от друга на расстоянии стопы между носками; каблуки разведены в стороны.
Во всех перечисленных позициях тяжесть корпуса распределена равномерно на обе ноги, ноги в коленях вытянуты.
Позиции и положения рук.
1. 7 позиций:
I, II, III позиции аналогичны I, II, III позициям рук классического танца.
IV - руки согнуты в локтях, кисти лежат на талии; большой палец сзади, 4 других, собраны вместе, спереди. Плечи и локти направлены в стороны по одной прямой линии.
V - обе руки скрещены на уровне груди, но не прикасаются в корпусу. Пальцы, собранны вместе, лежат сверху плеча разноименной руки, чуть выше локтя.
VI - обе руки согнуты в локтях, которые слегка приподняты и направлены всторону. Указательные и средние пальцы прикасаются к затылку.
VII -обе руки согнуты в локтях и заложены за спину на талию. Запястье одной руки лежит на запястье другой; ладони повернуты вверх.
2. Подготовительное и 2 основных положения.
Подготовительное положение - обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти свободны и повернуты ладонью к корпусу.
Первое положение - обе руки, округлые в локтях, раскрыты в стороны на высоте между подготовительным положением и второй позиции: кисти находятся на уровне талии; пальцы свободно собранны и открыты, ладони слегка повернуты вверх.
Второе положение - обе руки округлены в локтях, раскрыты в стороны на высоте междуIII и II позициями; пальцы свободно собраны и открыты, ладони слегка повернуты вверх.
В первом и втором положении возможен перевод рук вперед и назад. Уровень рук при этом не изменяется.
Подготовка к началу движения заключается в движении руки, которое выполняется на музыкальное вступление, идущее в темпе данного музыкального сопровождения.
При музыкальном размере 2/4, 3/4 или 6/8 подготовка занимает 2 такта;
при музыкальном размере 4/4 или 6/8 медленного темпа - 1 такт.
Музыкальный размер - 2/4. Движение занимает 2 такта.
Исходное положение; одна рука на станке, другая - в подготовительном положении. Голова повернута от станка.
1 такт. Первая четверть - рука из подготовительного положения, округляя в локте, поднимается перед корпусом, чуть ниже первой позиции, и открывается от кисти до локтя в сторону; в первое положение; кисть находится на уровне талии.Голова слегка наклоняется вперед и поворачивается в сторону открытой руки; вторая четверть - пауза.
2 такт. Первая четверть - рука собирается в локте и , описав небольшой полукруг к первой позиции, закрывается в четвертую. Взгляд следует за движением кисти. Голова при этом слегка наклоняется и в момент окончания движения руки поворачивается от станка и поднимается.
В русских танцах исполнители держатся за руки или за платочек, образуя разнообразные рисунки - построения. Руки при построении таких фигур могут быть подняты вверх, раскрыты в стороны, опущены вниз и т.д. Фигуры могут образовываться одними девушками или юношами или юношами и девушками вместе.
Юноши и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят под небольшим углом от корпуса вниз или на верх.
Движения по кругу, как правило, идут по часовой стрелке. Сделав мягкий полуоборот корпусом по ходу движения, юноши и девушки идут простым шагом или переменным, а также переменным шагом с притопом.
Юноши и девушки, стоя в затылок друг другу по кругу, соединяют в центре образовавшегося круга правые или левые руки. Противоположные руки находятся в третьем или первом положении.
Эта фигура может быть построена как из четного, так и из нечетного числа участвующих, однако не менее трех и не более восьми человек. В этом построенииможно двигаться по кругу простым или переменным шагом, а также шагом с переступанием.
Дроби состоят из удара всей стопой - притопа и ударов полупальцами подушечкой стопы и каблука. Удары могут быть одинарные и двойные. На основе этих ударов создаются различные ритмические композиции - дроби. Все удары и выстукивания в дробях должны быть резкими, четкими, ритмичными и легкими.
Движение бывает пяти видов: простая, с двойным ударом, простая с переступанием на всю стопу или на ребро каблука, с дойным ударом с переступанием на всю стопу или ребро каблука или с двойным ударом с переборами.
«Хлопушки» характерны для мужской пляски.Виды: одинарные хлопки и удары - фиксирующие, одинарные хлопки и удары - скользящие, двойные хлопки и удары, строенные хлопки и удары. Из одинарных, двойных и тройных хлопков составляют хлопушечные комбинации.
Полуприсядки и присядки могут исполняться на месте и с продвижением вперед или в сторону, с поворотами. Они могут сочетаться и выполняться вместе с другими элементами - «ковырялочкой», «хлопушками», прыжками и рядом других элементов.
Дети любят народный танец, потому что он близок и понятен им благодаря богатству различных образов. Народные танцы можно интерпретировать, приближая из детской тематике, обогащая элементы танца темами, заимствованными из сюжетов сказочного и бытового характера, из детских игр, чтобы материал танца был доступен и интересен самому ребенку.
2.3. Народные танцы в детском коллективе.
В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям. Изучение русского народного танца, как старинного, так и современного, правильное понимание стиля, характера и манеры его исполнения дают возможность создать на сцене средствами танца правдивый образ русского человека, воспитывают хороший вкус, чувство национальной гордости за свой народ, любовь к Родине.
Особое внимание необходимо уделять выразительности исполнения и донесения характера и точной манеры исполнения изучаемого народного танца.
Таблица1- Основные элементы русского танца.
Хоровод – один из основных жанров русского народного танца.
Основные фигуры хороводов.
Местные особенности исполнения хороводов.
Пляска – один из основных жанров русского народного танца.
Характерные черты исполнения русской народной пляски.
Виды русской народной пляски.
Виды русской народной пляски.
Основные фигуры групповых плясок.
Массовый пляс.
Местные особенности исполнения групповых плясок.
Русская кадриль.
Итогом обучения народному танцу является умение детей красиво и выразительно исполнять народные танцы, культура общения между партнерами, наличие представления о характере национальных танцев.
На занятиях по постановке танца большое внимание уделяется развитию активного детского творчеств, детской фантазии. В процессе занятий нужно дать возможность для самостоятельной работы учеников, научить детей мыслить самостоятельно, приобщить детей к сотворчеству.
Постановке танца предшествует работа над образом (этюдная работа). Это развивает творческую инициативу ребят, помогает им понять характер танцевальных образов. [3, с. 36].
Предлагая ребятам темы этюдов, нужно стараться, чтобы работа эта была совместной. Темы также могут предлагать и сами ученики, нужно только направить ребят создание образов, различных ситуаций в сочетании с прилагаемой музыкой. Нужно несколько раз прослушать музыку и дать возможность детям пофантазировать.
Вначале это будут этюды, затем разучиваются танцевальные элементы, на основе которых будет ставиться танец. Не следует увлекаться технической сложностью, нужно брать темы близкие и понятные исполнителям, добиваться осознанного и выразительного исполнения.
При постановке танцев нужно также учитывать возрастные особенности исполнителей. Наряду с танцами основного репертуара (ансамбль) нужно ставить более простые танцы для ощущения детьми их полезной значимости и для растанцованности.
Подготовка концертных номеров – особый, трудоемкий процесс. Здесь и прослушивание музыки, и беседы об особенностях танцевального образа, о костюме, о красоте танца, о совершенстве человеческого тела, выразительности, грации, т.е. о том, как богат язык танца, и что можно достичь им.
Творческое лицо коллектива определяет репертуар. Правильность выбора его определяется органическим соединением формы и содержания, художественной полноценностью, подготовкой исполнителей как технически, так и внутренне.
Необходимо изучению новых народных танцев, где знакомятся с этнографией народов, историческими и географическими условиями жизни, влияющими на формирование народной хореографии.
Особое внимание следует уделять раскрытию национального характера и манере исполнения, необходимости добиваться выразительности исполнения в парных танцах, подчеркивая особенности взаимоотношений партнеров в различных народных танцах.
Необходимо ознакомить учащихся исполнительскими традициями русского танца, дать понятия об основах хореографического творчества, научить применять эти знания в собственных хореографических сочинениях в форме этюдов, побуждать к самостоятельному творчеству, научить анализировать репетиционный процесс, процесс создания образа в танце.Идея создания школы русского танца утверждается, прежде всего, как явление русской национальной культуры. [8, с. 41].
Необходимость в такой школе – русской, самобытной – ощущается настоятельная, так как подобная школа обеспечит будущее хореографического ансамбля, позволит подготовить приток новых сил в ансамбль, создать и утвердить качественно новый репертуар на русской национальной основе и пополнять его характерными танцами других народов России, поднять уровень профессионального владения танцем.
Заключение
Русский танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека и тесно связан с различными сторонами народного быта, обычаями, обрядами, верованиями.
Русский музыкальный и танцевальный фольклор принято условно делить на несколько стилевых зон, каждая из которых имеет свои географические и климатические, жизненные и бытовые условия, свой исполнительский стиль, костюмы, манеру исполнения песен, хороводов, плясок и даже отдельных движений.
Русский народный танец делится на два основных жанра - хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов, которые используются для стилизации.
Пляска - это наиболее распространенный и любимый жанр русского народного танца. Пляска родилась в хороводе и вышла из нее, разорвав хороводную цепь, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением. Пляской можно выражать различные состояния человека.
Пляска состоит из ряда отдельных движений - элементов, которые отличаются характерной манерой исполнения, имеют русский национальный колорит.
Каждые движения в пляске наполнены смыслом. Разнообразные движения, число которых во много раз увеличивается за счет импровизации исполнителей,- характерная особенность русской пляски. У исполнителя русской пляски очень выразительны руки, голова, плечи, лицо, кисти рук и т.д.
Пляска дает возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера. В пляске могут участвовать парнии девушки, мужчины и женщины, подростки и пожилые люди.
Для мужской пляски характерны широта, размах, удаль, сила, внимание и уважение к партнерше. Для женской пляски характерны величавость, плавность, благородство и задушевность, однако часто она исполняется живо, с задором.
В каждой пляске есть свое содержание, сюжет. Одной из отличительных особенностей пляски является индивидуальная импровизация. Пляска отличается от хороводаболее богатой и сложной лексикой танцевальных движений.
Занятия по танцу и коллективные выступления с танцами перед зрителями воспитывают у учащихся чувство ответственности за общее дело, чувство дружбы и товарищества. На занятиях детям прививаются навыки культурного поведения.
Занятия знакомят учащихся с искусством танца, дают им на каждой ступени их возрастного развития доступные для них знания и навыки.

Список использованной литературы
АстаховП.Р. Русский танец.- СпБ. Нева,2011.-517 с.
Бородин Г.Г. Композиция танца. – М.: Дело, 2008. – 504 с.
Голиков К.Н. Искусство хореографии. – М.: АСТ, 2010.-490 с.
Зорин Р.С.Мир танца. – М.: Искусство, 2011.-618 с.
КобринА.А. Основы танца. – М.: Искусство, 2010.-611 с.
МолчунС.Ю. Поэтика мизансцены. – М.: Прогресс, 2008.-307 с.
Мосин Н.В. История танца. – М.: Наука, 2008.-518 с.
Нежин Н.П. Классический танец. – М.: Терра, 2009-275 с.
НелидинА.А. Антология танца. – М .: Дрофа. 2010.-472 с.
Овцов С.Н. Уроки танца. – М.: Гроза, 2009.-353 с.
ОсинА.М. Магия танца. – М.: АСТ, 2009.-565 с.
ПарамоновА.П. Академиятанца.- М.: Дело, 2009.-512 с.
ПущинА.А. Отечественный танец. –М.: Дело, 2009.-484 с.
Рудин С.Д. Хореография. - М.: Прогресс, 2008.-388 с.
Чехов Л.Л. Танцы славянских народов. – М.: Полюс, 2009.-453 с.
Чудин П.П. Волшебство танца. – М.: Дело, 2009.-615 с.
Шорин А.А. История русского танца. – М.: Терра, 2010.-406 с.
Шубин В.В. Народный танец. – М.: Дрофа, 2011.-614 с.
Юдин А.С. Танцы народов России. – М.: АСТ, 2011.-680 с.
Юркин О.Н. Народный танец. - М.:Дело,2009.-416 с.