Парные согласные на конце слова. «Лиса и тетерев»


Парные согласные на конце слова. «Лиса и тетерев»
Дата: 20.04.2016
Цель: изучить способ проверки парных согласных по звонкости-глухости на конце слова, повторить написание словарных слов, познакомить с русской народной сказкой, учить выделять идею произведения, продолжить развивать читательские умения, устную речь, способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать интерес к устному народному творчеству.
Ход урока
Слайд 1. Орг.момент. Эмоциональный настрой
Колокольчик наш звенит и урок начать велит.
Слышишь звонкий голосок? Нам пора начать урок.
Проверка д/зС 93 правило
В конце слова звонкие согласные произносятся как глухие: луг, плод.
Проверка словарных слов: (слайды 2-8)
Завтрак, батон, молоко, капуста, яблоко, морковь, спасибо.
А теперь мы, можем, отправится путешествовать по сказкам.
Слайд 9. Звуковая разминка: от топота копыт пыль по полю летит.
Каллиграфическая минутка (слайд 9)
Буква Т, т
Соединение заглавной и стройной буквы ТтКакие звуки может обозначать буквы т?
Есть ли пара у звука т по звонкости-глухости?
Физминутка: кисти рук
Актуализация знаний
Назовите парные согласные по звонкости-глухости? (б-п, д-т, г-к, з-с, ж-ш, в-ф) (слайд 11)
Мотивационный этап
Ребята, помогите!
У нас в сказке беда. Кощей Бессмертный заколдовал слова.
Например: глаз превратился в гласа, мороз в моросы. А козлики пасутся на луку.
Снимите чары злого Кощея!
- Скажите, что произошло со словами. (когда мы называем в большом количестве, слышым другие звуки).
- А как должно быть правильно? Давайте запишем. Мы уже пробовали раньше подбирать проверочные слова. Нужно из одного-много, а из много-один.
Глаз (глаза), мороз (морозы), луг (луга).
- Спасибо, вы помогли снять чары Кощея.
- Что вы заметили при изменении слов? (после согласного стоит гласная)
- Давайте составим правило к таким словам (Чтобы проверить согласную на конце слова, нужно изменить слово так, чтобы после согласного стояла гласная)
Чтение правила с 95. Слайд 13
Изучение нового материала. С 96 №3
Слайды (Винни-Пух, Царевна-лягушка, Лисичка-сестричка и серый волк, Маша и медведь)
1. Нашёл медведь (медведи) сладкий мёд (мёда). Слайд 14
2. смотрит Иван-царевич на дуб (дубы) и не знает, как ларец достать. Слайд 15
3. жили себе дед (деда) да баба. Дед говорит бабе: «Ты баба пеки пирог (пироги), а я запрягу сани, поеду за рыбой». Наловил рыбы и везёт домой целый воз (на возу). Слайд 16
4. напекла Маша пирогов и положила их в короб (коробы). Слайд 17
ФизминуткаСлайд 18 «В гостях у сказки»
Инсценировка детей сказки «Лиса и тетерев»
Понравилась ли вам произведение?
Действительно ли это сказка? Почему?
Назовите главных героев: лиса и тетерев
Как вы думаете, что могло произойти дальше?
Чтение до конца
Что делала лиса, чтобы тетерев спустился на землю? (притворялась глуховатой. Придумала историю с указом)Как думаете, поверил тетерев, что такой указ появился? (тетерев знал, что лиса хитрая и может обмануть)
Зачем он сказал лисе о собаках?
Почему тетерев непросто сказал лисе о собаках, а добавил: «Если бы все было по-старому, тебе бы уходить надо. А теперь тебе бояться нечего» (тетерев иронизирует над лисой, выявляет её лживость)
Прочитайте, о чём думала лиса, когда начала говорить с тетеревом?
О чем думала, когда убегала?
А какой урок можно получить от этой сказки? (Не всегда можно доверять ласковым, льстивым словам. Сказка учит различать, где добро, а где зло, учит мудрости).А кем бы вы хотели в сказке быть? Почему?
А я бы хотела быть лисой. Разве плохо иметь хитрость, смекалку, без которой иногда невозможно выйти из трудной ситуации. Например, если встретится преступник, который вам угрожает, вы же должны проявить смекалку,  хитрость, находчивость, чтобы выйти из положения живым и здоровым.
Чему можно поучиться у тетерева? А у лисы?
Давайте составим диамант: слайд 19
Лиса
Хитрая, глупая, доверчивая
Обманывает, притворяется, боится
Отличать добро от зла
Думает, высмеивает.
Умный, осторожный, рассудительный
Тетерев
Молодцы. А как же мы запишем название сказки? Кто может попробовать?
«Лиса (лисы) и тетерев (тетерева)»
Чтобы проверить согласную на конце слова, нужно изменить слово так, чтобы после согласного стояла гласная.
Итог урока
Какую тему сегодня изучили?
Что нового узнали?
С каким произведением познакомились?
Чему научила вас сказка?
Рефлексия
Смайлики
Оценки
Слайд 20 Дз- с 97-98 переск, с 95 №2