Конспект бинарного урока по химии и математике «Решение задач с использованием массовой доли вещества в растворе» для учащихся 7 «а» класса.


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Конспект
бинарного урока по химии и математике
«Решение задач с использованием массовой доли вещества в растворе»
для учащихся 7 «а» класса.
Учителя: Глущенко Е.Г.,Козлович О.Г.

г. Тихвин 2013 уч. год.
Задачи на смеси и сплавы при первом знакомстве с ними вызывают у учащихся общеобразовательных классов затруднения. Самостоятельно справиться с ними могут немногие.
Задачи на смеси и сплавы, ранее встречающиеся практически только на вступительных экзаменах в ВУЗы и олимпиадах, сейчас включены в сборник для подготовки и проведения экзамена по алгебре и химии за курс основной школы (9 класс) и за курс средней школы. Эти задачи, имеющие практическое значение, являются также хорошим средством развития мышления учащихся.
Трудности при решении этих задач могут возникать на различных этапах:
составления математической модели
решения полученной модели;
анализа математической модели
Все сложности преодолимы при тщательном анализе задачи. Этому способствуют чертежи, схемы, таблицы и пр. Каждый учащийся сам для себя делает вывод об уровне сложности той или иной задачи и месте, где эта сложность возникает.
Основными понятиями в этих задачах являются:
масса раствора (смеси, сплава);
масса вещества;
доля (% содержание) вещества.
При решении большинства задач этого вида, с нашей точки зрения, удобнее использовать таблицу, которая нагляднее и короче обычной записи с пояснениями. Зрительное восприятие определенного расположения величин в таблице дает дополнительную информацию, облегчающую процесс решения задачи и её проверки.
Урок по решению этих задач целесообразно провести как бинарный. Два учителя химии и математики покажут, что одни и те же задачи решаются и в курсе алгебры и в курсе химии.
Цель урока : Установить связь химии и математики при решении задач на массовую долю в-ва в растворе.
Задачи
Обучающие:
.формирование понятия массовая доля в-ва в растворе в химии и в математике;
.формирование умения решать задачи на-нахождение массы в-ва (процент от числа)
- нахождение массы р-ра ( числа по его проценту)
-массовой доли (процентного отношения)
- на разбавление (выпаривание)
-смешивание двух растворов разной концентрации
Развивающие:
повысить интерес учащихся к изучаемым предметам за счёт наглядности, занимательности, интерактивной формы представления учебного материала, усиления межпредметных связей.
Воспитывающие
Формирование организованности, ответственности, дисциплинированности, инициативы и творчества в учебном процессе.
Ход урока.
Просмотр видеофильма о создании Д.И.Менделеевым Теории о растворах.
Одной из главных характеристик растворов является массовая доля вещества в растворе (концентрация) .
Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока

2 ) Актуализация опорных знаний обучаемых.
С помощью слайдов флипчарта повторить основные теоретические сведения по данной теме. При этом учащиеся составляют опорный конспект. Все задачи носят практический характер (засолка огурцов). Задачи для домохозяек.

Т
3)Релаксация

Физкультминутка
Тест.
Найти массовую долю вещества в растворе, если 30 г сахара растворили в 120 г воды.
Для приготовления килограмма мороженого используют 600г 40%-го сахарного сиропа.
Сколько граммов сахара содержится в данном растворе?
3) Сколько взяли 30% электролита для аккумулятора, если он содержит 150г серной кислоты?
4) Сколько нужно добавить воды в сосуд, содержащий 200 г 70 % -го
раствора уксусной кислоты, чтобы получить 8 % раствор уксусной
кислоты?
5) Смешали 800г 18 % раствора некоторого вещества с 1200 г 8 %
раствора этого же вещества. Найдите концентрацию получившегося
раствора.
Самопроверка.


Рефлексия. Ученики уходя, оставляют зелёный индикатор, если урок понравился и красный , если урок не понравился.
Примечание 1. Вместо воды можно брать любую жидкость – основание, в которой можно растворить то или иное вещество.
Примечание 2. С математической точки зрения растворы, смеси, сплавы не отличаются друг от друга. Поэтому доля или процентное содержание одного вещества в растворе, смеси, сплаве определяются по одному правилу.
Примечание 3. Вместо весовых мер веществ и воды можно брать доли или части .