Урок на тему: «БСП с отношениями причины, пояснения, дополнения»


Тема: «БСП с отношениями причины ,пояснения ,дополнения»
Цель урока: познакомить учащихся с обобщенным правилом постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении (БСП).
Задачи урока: 1. Формировать у учащихся умение различать варианты пунктограмм и употреблять двоеточие между частями БСП;
2. закрепить роль постановки запятой и точки с запятой между частями БСП;
3. повторить роль двоеточия в других пунктограммах;
4. содействовать нравственному воспитанию школьников.
Оборудование: таблицы, карточки
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение ранее изученного на постановку запятой и точки с запятой между частями БСП.
Запятая меду частями БСП:
части БСП обозначают одновременность или последовательность событий,
тесно связаны между собой по смыслу,
обычно кратки,
произносятся тоном перечисления,
между частями БСП мысленно можно поставить союз И.
Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет. [ ], [ ], [ ]. БСП
Точка с запятой между частями БСП:
части БСП менее связаны по смыслу,
более распространены,
содержат собственные знаки,
к концу предложения голос понижается, возникает пауза.
Сел да поехал; ах, хорошо! [ да ], [межд., ]! БСП
Крой да песни пой; шить станешь – наплачешься. [ да ], [ ]. БСП
III. Объяснение нового материала.
1. Объявление темы и цели и урока. Вспомним в каких предложениях встречается двоеточие (при прямой речи, при обобщ. слове с однор. чл.)
2. Работа по таблице: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».
Вывод: Мы познакомились с правилами постановки двоеточия в БСП, давайте изобразим их в виде схемы:
Значение 2 части БСП
причина пояснение дополнение
Алгоритм анализа БСП:
найти грамматические основы;
определить интонацию и определить смысловые отношения между частями БСП;
поставить необходимый знак препинания;
построить схему БСП.
3. Объяснительное письмо.
Запишем предложение, объясним значение второй части:
На реке Каратал происшествие: (пояснение) лед отправился в путешествие.
Мы сбежались на происшествие: (причина) захотелось и нам в путешествие.
Посмотрели мы и увидели: (дополнение) льдины мчатся в одном направлении.
Женщина плакала навзрыд: (причина) среди погибших был и ее муж.
Страшная мысль мелькнула в уме моем: (пояснение) я вообразил ее в руках у разбойников.
Павел чувствует: (дополнение) чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти.
4. На основе схемы цветными фломастерами составим таблицу, в которую вы будете вносить примеры БСП, исходя из значений второй части и внесем эти предложения в таблицу:
Вид пунктограмм Схемы вариантов пунктограмм Примеры
Двоеточиие1: (потому что) Я понял. что сам виноват: не учел особенности грунта.
2: (а именно) В прекрасном месте высадились: трава подстрижена, дорожки посыпаны песком.
3: (что) Вдруг чувствую: сейчас сядем на мель.
5. Работа над интонацией предложений с двоеточием. Запишем предложение:
Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физических страданий.
В последнюю минуту вспомнил: в кармане револьвер.
Прочитайте их, наблюдая за интонацией. Обратите внимание, что перед двоеточиями в конце первой части предложения голос слегка понижается и делается пауза более продолжительная, чем при запятой, потому что дальше будет следовать разъяснение.
А теперь с помощью схемы произнесите предложение с необходимой интонацией:
Я убежден лишь в одном: вдохновение приходит во время труда.
Народы знают: правда есть!
Взглянул на часы: они показывали начало восьмого.
6. Работа в группах по карточкам. Причина, пояснение ,дополнение . Схема.
1.Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников.
пояснение [ ] : [ ]. 2.Всю дорогу от станции до хутора молчали: говорить мешала тряская езда.
причина [ ] : [ ].3. Он поднял глаза: маленькое облачко неслось по небу.
дополнение [ ] : [ ]. 4.Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
пояснение [ ] : [ и ].
5. Я понимал: выручить нас может только случайность.
дополнение [ ] : [ ]. .6. Печален я: со мной друга нет.
причина [ ] : [ ]. 7.Однако пора спать: уже без четверти шесть
причина [ ] : [ ]. 8.Знаю батька: на сынишку издержал последний грош.
дополнение [ ] : [ ]. .9. Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал.
причина [ ] : [ ] IV. Подведение итогов урока.
V. Выставление оценок.
VI. Домашнее задание: упражнение , придумать рассказ на свободную тему, используя в тексте данный тип предложений.