Тематическое планирование по русскому языку для 6 класса, составленное в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе программы под редакцией В.Я. Коровиной


Муниципальное казенное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г.Котельниково Волгоградской области (МКОУ СОШ №1)

Рассмотрена Рекомендована Утверждаю
на заседании ШМО к использованию Директор МКОУ СОШ №1
МКОУ СОШ №1 на Педагогическом совете _______О.С.Романова
Протокол №1 от «26» августа 2015г. МКОУ СОШ №1 «__»_______20__г.
Руководитель ШМО_____________ Протокол №__от «__» _______20__г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
(базовый уровень)



для 6 класса


на 2015-2016 учебный год


Разработчик:
Леонова Наталья Анатольевна
учитель русского языка и литературы


г.Котельниково, 2015




Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под редакцией В.Я.Коровиной. 9 - е издание Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации - Москва: «Просвещение», 2013г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев. Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В 6 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа, национально-культурной специфики русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи:
словарная работа,
различные виды пересказа,
устные и письменные сочинения,
отзывы, доклады, диалоги, творческие работы,
произведения для заучивания наизусть,
списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 34 рабочие недели, итого 102 часов (из них 12 уроков развития речи, 21 урок внеклассного чтения).
Таблица тематического распределения часов:

Содержание
Кол-во часов

Введение.
1

Устное народное творчество.
4

Из древнерусской литературы.
2

Из русской литературы ХVIII века
1

Из русской литературы XIX века.
54

Из русской литературы XX века.
28

Зарубежная литература.
11

Повторение пройденного.
1

Всего часов
102

Требования к уровню подготовки учащихся за курс
литературы 6 класса

В результате изучения литературы ученик
должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Произведения для заучивания наизусть:
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.

Произведения для самостоятельного чтения:
Мифы, сказания, легенды народов мира.
Гомер. «Илиада». «Одиссея».
Русские народные сказки. Сказки народов мира.
Из русской литературы XVIII века
Г. Р. Державин. «Лебедь».
Из русской литературы XIX века
К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».
Д. В. Давыдов. «Партизан».
Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.
А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».
К. Ф. Рылеев. «Державин».
Е. А. Баратынский. «Родина».
Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».
Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».
А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».
М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».
А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера ненастье...». «Сенокос». «Емшан».
И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».
Н. А. Некрасов. «Влас».
Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».
Н. С. Лесков. «Человек на часах».
Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».
А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».

Из русской литературы XX века
К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».
В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям доброе утро».
А. А. Лиханов. «Последние холода».
В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».
М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».
Из зарубежной литературы
Э. По. «Овальный портрет».
М. Твен. «История с привидением».
О. Генри. «Вождь краснокожих».
А. Конан Дойл. «Горбун».
Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».

Учебное и учебно-методическое обеспечение:
Для учащихся:
1. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-ч.// В.П. Полухина,В.Я Коровина,В.П. Журавлев, В.И.Коровин; под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: «Просвещение», 2014 г.
Для учителя:
1. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.
2. Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс (Мультимедийные пособия)
3. Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия (Мультимедийные пособия).
Дополнительная литература:
1. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. Н.В. Егорова.- М:ВАКО, 2006.
2. В.П.Полухина Литература. 6 класс. Методические советы. 5-е издание – М: Просвещение, 2003
3. Конспекты уроков для учителя литературы. 6 – 10 классы. Авторы: В.Ю.Антышева, Н.А.Айрапетова, И.Ф.Бородина, И.А.Виноградов и др.- М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002
4. Т.А.Калганова, Н.Ю.Плавинская. Литература. 6 класс. Сборник упражнений.- М: Просвещение, 2012
5. В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим Дидактические материалы по литературе. 5 класс.-М: Просвещение, 2002
6. Ю.В.Лебедев. Духовные истоки русской классики. Поэзия 19 века. Историко-литературные очерки. – М: Классик Стиль, 2005
7. Н.Е.Смирнова, Н.Н. Ципенко. Литература. Русские и зарубежные произведения. Игровые уроки. 5 – 6 классы. - М «Издательство НЦ ЭНАС», 2002
Содержание тем учебного курса
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Кол-во часов
Дата
Тема урока
Основные виды учебной
деятельности
Универсальные учебные действия

Д/з



план
факт





1
1


Художественное произведение. Содержание и форма.
Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока. Устное и письменное высказывание.
Выделяют и формулируют познавательную цель, проблему, составляют простой
план статьи учебника.
Осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия.
Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Стр.3-4,вопр.4,5

2
1


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 час) Обрядовый фольклор. Обрядовые песни
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка способа действия при решении задач.
Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме.
Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях.
Стр.6-12

3
1


Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора.
Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.
Умеют заменять термины определениями.
Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.
Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания
Знание основных принципов и правил отношения к природе.
Стр.13-17,проект/рассказ

4
1


Загадки

Обобщение и систематизация знаний.
Знают теоретический материал по теме, умеют делать морфемный разбор
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Умеют слушать и слышать друг друга.
Знание основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий.
Подготовить сообщение

5
1


Контрольная работа №1 по теме УНТ
Контроль.
Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат.
Умеют создавать связный текст Освоение личностного смысла учиться.
Стр.18-22 пересказ

6
7
2


«Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе».
Формирование разных способов и форм действия оценки.
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.
Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.
Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей
Уважение истории, культурных и исторических памятников.
1)выразительное чтение сказания; 2)стр.25 вопрос 4

8
1


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (54 час)
И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории.
Комплексное применение ЗУН и СУД.
Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.
Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Умеют работать в парах, эффективно сотрудничать
Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.
Стр.26-30

9
1


И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик».
Определение границы знания и незнания, фиксация задач года в форме "карты знаний".
Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.
Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?).
Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация.
Стр.31-33, наизусть

10
1


И. А. Крылов. «Осел и Соловей».
Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний.
Определяют основную и второстепенную информацию.
Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Устанавливают рабочие отношения, учатся работать в группе
Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий
Выразит. Чтение, конкурс рисунков

11
1


Контрольная работа №2 по теме «Басни»
Контроль.
Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат. Умеют создавать связный текст. Освоение личностного смысла учиться.


12
1


А. С. ПУШКИН (18 ЧАС)
А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник»
Вводный урок - постановка учебной задачи. Обучение выразительному чтению.
Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Умеют представлять конкретное содержание в устной форме
Уважение личности и ее достоинства.
Стр. 45-51, наизусть

13
1


Тема и поэтическая идея стихотворения А. С. Пушкина Стихотворение «Зимнее утро».
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач.
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.
Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.
Любовь к природе, бережное отношение к природному богатству страны.
Наизусть, рассказать о любимом уголке природы, используя эпитеты, метафору (олицетворение), сравнения, приём антитезы.

14
1


А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину».
Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в практических ситуациях.
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.
Умеют применять конкретные правила на письме и в устной речи. Гражданский патриотизм.
Наизусть

15
1


Лирика Пушкина
Коррекция знаний и способов действий.
Ориентируются и воспринимают тексты художественного стиля.
Оценивают достигнутый результат. Умеют представлять конкретное содержание в устной форме. Выбор дальнейшего образовательного маршрута.
Стр.58-59

16
1


А. С. Пушкин.
«Барышня-крестьянка»
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Выделяют и формулируют проблему.
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.
Уважение личности и ее достоинства.
Составить сюжетный план повести (пис).

17
1


Образ автора-повествователя в повести «Барышня-крестьянка».
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.
Строят логические цепи рассуждений. Осознают качество и уровень усвоения.
Демонстрируют способность к эмпатии.
Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонимания.
Готов.к контрольной работе

18
1


Контрольная работа по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»
Контроль.
Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат.
Умеют создавать связный текст. Освоение личностного смысла учиться.


19
1


Анализ к/р. Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»
Работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения.
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Выделяют и формулируют познавательную цель
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии
с ней
Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме
Уважение ценностей семьи.
1. Прочитать гл.2-3; подробно пересказать сцену «Суд», отметив поведение всех участников сцены.

20
1


Дубровский –старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский»
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия
Извлекают необходимую информацию из прослушанного текста
Определять цель выполнения заданий на уроке
Учатся разрешать конфликтную ситуацию через анализ условий.
Готовность к равноправному сотрудничеству

1.Перечитать гл.4-5, озаглавить их.
2.Подготовить цитатную характеристику В.Дубровского (внешность, образование, жизнь в Петербурге, характер, отношение к отцу и крепостным).

21
1


Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский».
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.
Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Признание ценности здоровья, своего и других людей.
Перечитать гл. 6-7, подготовить выразительное чтение начала 6 главы (до отъезда Дубровского).

22
1


Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский
Коррекция знаний и способов действий.
Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?).
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Позитивная моральная самооценка.
1.Прочитать главы 8 – 10.
2. Подробно пересказать историю А.С.Глобовой.

23
1


Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина «Дубровский»
Формирование разных способов и форм действия оценки.
Определяют основную и второстепенную информацию.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия.
Оптимизм в восприятии мира.
Читать главы 11 – 16, озаглавить их (письменно).

24
1


Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский»
Комплексное применение ЗУН и СУД.
Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
Планируют общие способы работы. Чувство гордости при следовании моральным нормам.
Прочитать главы 16-19, рассказать «Историю с кольцом».

25
1


Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.
Формирование разных способов и форм действия оценки.
Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текст
Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.
Умеют представлять конкретное содержание
Чувство гордости при следовании моральным нормам.
Подготовиться к сочинению-повествованию «История жизни В.Дубровского» (составить план, подготовить устный рассказ).

26
1


Авторское отношение к героям повести «Дубровский»
Коррекция знаний и способов действий.
Строят логические цепи рассуждений. Оценивают достигнутый результат. Обмениваются знаниями между членами группы .
Позитивная моральная самооценка.
Инд.зад

27
1


Обобщение по теме «Дубровский».
Обобщение и систематизация знаний.
Выбирают основания и критерии для сравнения, объектов.
Осознают качество и уровень усвоения.
Планируют общие способы работы.
Готовность к равноправному сотрудничеству
Подготовится к контрольной работе по творчеству А.С.Пушкина.

28
1


Контрольная работа №4 по повести А. С. Пушкина «Дубровский».
Контроль.
Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат.
Умеют создавать связный текст
Освоение личностного смысла учиться.


29
1


Анализ к\р, работа над ошибками
Обобщение и систематизация знаний.
Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат. Планируют общие способы работы. Готовность к равноправному сотрудничеству


30
1


М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (4 час)
Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи».
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Обмениваются знаниями между членами группы Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонимания.
Выразительное чтение стихотворения наизусть.

31
1


Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком»
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.
Выделяют и формулируют проблему.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Учатся выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы его разрешения.
Любовь к природе.
Выразительное чтение стихотворения наизусть.

32
1


Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы»
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретных задач.
Выделяют и формулируют познавательную цель.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Учатся управлять поведением партнера - контролировать, корректировать и оценивать его действия.
Уважение общечеловеческих ценностей, экологическое воспитание.
Подготовиться к написанию сочинения по стихотворению (по плану, данному учителем).

33
1


Контрольная работа по стихотворениям М.Ю.Лермонтова
Контроль.
Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат.
Умеют создавать связный текст. Освоение личностного смысла учиться.


34
1


И.С. ТУРГЕНЕВ (5 час)
Анализ к\р. И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя.
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения и делать выбор.
Позитивная моральная самооценка.
1. Дочитать рассказ до конца.
2.Выбрать цитаты для рассказа о Павлуше по плану: внешность, роль среди мальчиков у костра, рассказанные им истории, отношение к другим рассказам, поведение в сложной ситуации, характер.

35
1


Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.
Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи.
Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).
Понимают возможность различных точек зрения.
Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им
Подробный пересказ от 1 лица одной из быличек.

36
1


Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при задач.
Устанавливают причинно-следственные связи.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.
Уважение ценностей семьи.
Подготовить выразительное чтение описания дня, вечера, ночи в рассказе (по группам).

37
1


Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».
Коррекция знаний и способов действий.
Строят логические цепи рассуждений.
Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию.
Любовь к природе.
Подобрать материал для описания утра, вечера, ночи «в духе Тургенева» (по плану, данному учителем).

38
1


Проект «Составление электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника»).
Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Стр 193-194 пересказ

39
1


Ф.И. ТЮТЧЕВ (3 час)
Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя.
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Определяют основную и второстепенную информацию.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Умеют слушать и слышать друг друга.
Готовность к выполнению прав и обязанностей ученика.
Нарисовать илл. к понравившемуся стихотворению, прокомментир. композицию, колорит.

40
1


Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья».
Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.
Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Составляют план и последовательность действий.
Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Любовь к Родине.
Выразительное чтение наизусть.

41
1


Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...».
Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.
Определяют основную и второстепенную информацию.
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи.
Представление результатов самостоятельной работы.
Выразительное чтение наизусть.

42
1


А.А.ФЕТ (2 час)
Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», . «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы»
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.
Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.
Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.
Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Любовь к родной природе. Чувство гордости за свою страну.
Выписать слова, в которых повторяются звуки. Какова цель этих повторов?

43
1


Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.
Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
Чувство гордости за свою страну.
Стр 209, проект

44
1


Н.А. НЕКРАСОВ (6 час)
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.
Оценивают достигнутый результат.
Умеют слушать и слышать друг друга.
Доброжелательное отношение к окружающим.
С. 221 в.5. выучить 1 ч. стихотворения

45
1


Народ –созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.
Определяют основную и второстепенную информацию.
Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.
Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Уважение русского народа как творца и созидателя.
Инд.: рассказ о восстании декабристов (по учебнику истории 4 кл.).

46
1


Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа ценностей в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.
Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Осознают качество и уровень усвоения.
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи.
Оптимизм в восприятии мира.
С 221 в 6

47
1


Своеобразие языка и композиции в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»
Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях.
Выбирают основания и критерии для сравнения и классификации объектов.
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
Позитивная моральная самооценка.
С 221
в. 3,4, с. 222-223-учить

48
1


Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»
Представление результатов самостоятельной работы. Обобщение и систематизация знаний.
Выделяют и формулируют проблему.
Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.
Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Чувство гордости при следовании моральным нормам.
Подготовиться к контрольной работе.

49
1


Контрольная работа №6 по произведениям поэтов XIX века.
Контроль.
Структурируют знания.
Оценивают достигнутый результат.
Умеют создавать связный текст
Освоение личностного смысла учиться.


50
1


Н.С. ЛЕСКОВ (6 час)
Н.С. Лесков. Литературный портер писателя.
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.
Чувство гордости при следовании моральным нормам.
1.Прочитать гл.5 – 10.
2.С.270, в.1.
Выбрать эпизоды, в которых рассказывается о том, как взялись туляки за работу.

51
1


Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша».
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.
Устанавливают причинно-следственные связи.
Составляют план и последовательность действий.
Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения
Любовь к Родине.
Дочитать сказ, выполнить задание на с.270, в. 3.(составить словарик).

52
1


Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша».
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.
Понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации.
Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).
Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Чувство гордости за свою страну.
С. 270, в. 4-5

53
1


Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе Н.С.Лескова «Левша»
Коррекция знаний и способов действий.
Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.
Чувство гордости за свою страну.
Стр.269 в.3-4

54
1


Сказовая форма повествования.
Представление результатов самостоятельной работы.
Строят логические цепи рассуждений.
Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.
Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия.
Уважение истории, культурных и исторических памятников.
Готовиться к контрольной работе

55
1


Контрольная работа №7 по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова.
Контроль.
Структурируют знания.
Оценивают достигнутый результат.
Умеют создавать связный текст
Освоение личностного смысла учиться.
Прочитать рассказы А.П.Чехова «Пересолил», «Лошадиная фамилия».

56
1


А.П.ЧЕХОВ (3 час)
А.П. Чехов. Литературный портер писателя.
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи.
Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.
, регулируют весь
Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Уважение истории, культурных и исторических памятников.
Прочитать рассказ «Толстый и тонкий».

57
1


Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.
Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.
Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия.
Любовь к Родине.
Стр.281, в 1-3

58
1


Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий».
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретных задач.
Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.
Составляют план и последовательность действий.
Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
Гражданский патриотизм.
1.Повторить понятие «лирика», стихотворные размеры.
2.Нарисовать обложку к сборнику стихов о природе Я.Полонского, Е.Баратынского, А.Толстого (на выбор).

59
1


РОДНАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ ПОЭТОВ XIX ВЕКА (4 час)
Я. Полонский «По горам две хмурых тучи», «Посмотри – какая мгла»
Вводный урок - постановка учебной задачи. Комплексное применение ЗУН и СУД.
Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.
Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Учатся принимать решение и реализовывать его.
Экологическое сознание.
наизусть

60
1


Е.А. Баратынский. «Весна, весна!
Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...»..
Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретных ситуациях.
Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия. Экологическое сознание.
Стр 284 в.1-3

61
1


А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.
Выполняют операции со знаками и символами.
Оценивают достигнутый результат.
Планируют общие способы работы. Любовь к родной природе.
Проект стр 288

62
1


Контрольная работа №8 по стихотворениям поэтов 19 века
Контроль.
Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат.
Умеют создавать связный текст Освоение личностного смысла учиться.


63
1


А.И.Куприн «Чудесный доктор».
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Анализируют условия и требования задачи.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Учатся принимать решение и реализовывать его.
Признание ценности здоровья, своего и других людей.
Стр. 16. Соверш. речь

64
1


Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор»
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.
Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи.
Осознают качество и уровень усвоения.
Проявляют внимание к личности другого.
Уважение ценностей семьи.
Инд.:
1.Подготовить небольшой рассказ об А.Платонове.
2.Прочитав сказку-быль «Неизвестный цветок», составить словарик необычных слов и выражений.

65
1


А.П.Платонов. Литературный портрет писателя.
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Выделяют и формулируют познавательную цель.
Оценивают достигнутый результат.
Стремление устанавливать доверительные отношения.
Оптимизм в восприятии мира.
Нарисовать цветок

66
1


А.П.Платонов. «Неизвестный цветок».
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач.
Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Умеют заменять термины определениями.
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.
Оптимизм в восприятии мира.
Стр.51 в. 1-4

67
1


Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.
Сличают свой способ действия с эталоном.
Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.
Признание ценности здоровья, своего и других людей.
Прочитать главу 1 пов. «Алые паруса». Найти в тексте портреты Ассоль и Лонгрена, а также мнение жителей Каперны о них.

68
1


Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса»
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.
Выражают структуру задачи разными средствами.
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Проявляют внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.
Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им.
Стр.40-соверш.речь, иллюстрации

69
1


Отношение автора к героям повести «Алые паруса»
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия.
Выделяют и формулируют познавательную цель.
Оценивают достигнутый результат.
Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.
Доброжелательное отношение к окружающим.
Вспомнить стихотворения о ВОв

70
1


ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (2 час)
К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.
Составляют план и последовательность действий.
Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств.
Готовность к равноправному сотрудничеству
Групповые задания: подготовить рассказ об истории создания песни и её исполнение (пение, выраз. чтение, фонограмма):
1. «Священная война»
2. «В землянке»
3. «Алёша»
4. «Враги сожгли родную хату»

71
1


Д.С. Самойлов. «Сороковые».
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.
Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.
Составляют план и последовательность действий.
Описывают содержание совершаемых действий .
Уважение ценностей семьи.
Подготовить рассказ о В.П.Астафьеве.

72
1


В.П. АСТАФЬЕВ (2 ч)
Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.
Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Чувство гордости за свою страну.
Дочитать рассказ.
Задание 3, с.82;
Выразительное чтение монолога бабушки (с.78-79).


73
1


Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе.
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач.
Выделяют и формулируют познавательную цель.
Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?).
Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
Любовь к природе.
Составить план рассказа «Конь с розовой гривой», выделив основные события рассказа (письменно).

74
1


Контрольная работа №9 по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
Контроль.
Структурируют знания.
Оценивают достигнутый результат.
Умеют создавать связный текст
Освоение личностного смысла учиться.


75
1


В. Г. РАСПУТИН (3 час)
Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Определяют основную и второстепенную информацию.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия.
1.Прочитать с.87-106
2.Выполнить задания 2, 5 на с.121

76
1


Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика.
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.
Выделяют и формулируют проблему.
Оценивают достигнутый результат.
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли.
Ориентация в системе моральных норм и ценностей.
1.Дочитать рассказ.
2.Групп. задание:
А).сформулировать доводы в правильности поступка Лидии Михайловны;
Б). в ошибочности поступка Лидии Михайловны.

77
1


Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия
Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов.
Составляют план и последовательность действий.
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем.
Понимание конвенционального характера морали.
Составить кроссворд по рассказу Распутина.

78
1


Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Строят логические цепи. Выделяют и формулируют познавательную цель.
Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).
Умеют слушать и слышать друг друга.
Основы социально-критического мышления.
Подготовить выборочный пересказ «История Травки и Антипыча

79
1


Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.
Выделяют и формулируют проблему.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.
1. Подготовить выразительное чтение эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».
2.Для желающих: нарисовать иллюстрацию к этому эпизоду.

80
1


РОДНАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ ПОЭТОВ XX ВЕКА (4 час)
А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической речью.
Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. Экологическое сознание.
Нарисовать иллюстрации (словесные или в красках) к стихам А.Блока.

81
1


С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практич.задач.
Определяют основную и второстепенную информацию.
Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.
Выучить одно из стихотворений наизусть (на выбор).

82
1


Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.
Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Составляют план и последовательность действий. Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия.
Выразительное чтение стихотворения наизусть (на выбор).


83
1


Контрольная работа №10 по стихотворениям о природе поэтов XX века.
Контроль.
Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат.
Умеют создавать связный текст Освоение личностного смысла учиться.
Подготовить выразительное чтение рассказа «Критики».

84
1


Особенности героев- «чудиков» в рассказах В. М. Шукшина «Чудик» и «Критик».
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Оценивают достигнутый результат.
Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация.
Читать рассказ «Срезал»

85
1


Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Срезал».
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.
Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.
Инд.: а).подготовить небольшой рассказ –справку о древнегреч.мыслителе Диогене.
Б) кто такой Геракл и о его подвигах.

86
1


Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.
Оценивают достигнутый результат.
Проявляют уважительное отношение к партнерам.
Ориентация в системе моральных норм и ценностей.
Подготовить ответ на вопрос 1 на с.156(обратить внимание на поступки героя, его отношение к людям, речь )

87
1


Юмор как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»
Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.
Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?).
Умеют слушать и слышать друг друга.
Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий
Стр.157 в.5-7

88
1


Герой-повествователь в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»
Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения.
Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Переживание стыда и вины при нарушении моральных норм.
«Влияние учителя на формирование детского характера».

89
1


Г.Тукай «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине и своему народу.
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Устанавливают причинно-следственные связи.
Оценивают достигнутый результат.
Адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции. Любовь к малой Родине, родной природе.
Выразительное чтение стихотворения наизусть

90
1


К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...».
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.
Строят логические цепи рассуждений.
Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий
Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме.
Экологическое сознание.
1.Повторить сведения о богах – обитателях Олимпа
2.Подготовить карточку – пояснение крылатого выражения, пришедшего из греческой мифологии («Нить Ариадны», «Панический страх» и т.д.).

91
1


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (11 час)
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.
Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.
Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий
Сделать словарик – справочник к мифу «Скотный двор царя Авгия».
Инд.:
а). подготовить словарик – справочник к тексту мифа;
Б).подготовить карточку – пояснение крылатого выражения «Авгиевы конюшни».

92
1


Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид».
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач.
Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической речью.
Ориентация в системе моральных норм и ценностей.
Прочитать «Легенду об Арионе», выписать в тетрадь непонятные слова, прокомментировать их.

93
1


Геродот. «Легенда об Арионе».
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Определяют основную и второстепенную информацию.
Осознают качество и уровень усвоения.
Умеют слушать и слышать друг друга.
Ориентация в системе моральных норм и ценностей.


94
1


А. С. Пушкин «Арион». Отличие от мифа.
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.
Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.
Оценивают достигнутый результат.
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Ориентация в системе моральных норм и ценностей.
1.Краткий пересказ легенды.
2.Повторить понятие «эпос».
3.Инд.: подготовить сжатый пересказ мифа «Похищение Елены».

95

1


Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.
Вводный урок - постановка учебной задачи.
Строят логические цепи рассуждений.
Сличают свой способ действия с эталоном.
Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Освоение общемирового культурного наследия.
1.Подготовить выразительное чтение эпизода «Одиссей на острове циклопов» (отрывок).
2.Каким предстаёт Одиссей в этом эпизоде? Ответ подтвердите цитатами из текста.

96

1


М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов.
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач.
Выделяют и формулируют проблему.
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть диалогической речью.
Ориентация в системе моральных норм и ценностей.
Подготовить рассказ о герое (по плану, данному учителем).

97
1


Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении.
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.
Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.
Оценивают достигнутый результат.
Умеют слушать и слышать друг друга.
Освоение общемирового культурного наследия.
Прочитать новеллу П.Мериме «Маттео Фальконе».

98

1


П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».
Представление результатов самостоятельной работы.
Выделяют и формулируют проблему.
Осознают качество и уровень усвоения.
Умеют слушать и слышать друг друга.
Ориентация в системе моральных норм и ценностей.
Перечитать притчу – сказку Сент – Экзюпери «Маленький принц».

99-100

2


А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча.
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.
Структурируют знания.
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Освоение общемирового культурного наследия.
Подготовиться к контрольной работе.

101-102
1


Итоговый тест. Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения
Обобщение и систематизация знаний.
Структурируют знания.
Оценивают достигнутый результат.
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Основы социально-критического мышления.















15