«Оценивание для обучения и оценивание обучения»


«Оценивание для обучения и оценивание обучения»
Идрисова Ардак Умирбаевна
заместитель директора по учебной работе
Караобинской СШ Актогайского района
Как сделать уроки интересными и полезными? Как сделать процесс обучения таким, чтобы ученик соответствовал современным реалиям времени, был готов к реализации своих жизненных планов? Один из подходов к решению заданных вопросов – это активное использование инноваций в обучении. Инновации меняют методы работы учителя, его мышление, становятся философией практической деятельности.
Процессы, происходящие в современном мире, создают мощный стимул для введения новых подходов в педагогическую деятельность. Новые подходы в обучении – это то вооружение педагога, которым необходимо владеть в совершенстве, постоянно им использоваться и развивать.
До обучения на курсах по программе Кембриджского университета в школе я «знала» что такое оценивание. Слово «знала» я взяла в кавычки потому, что я только думала, что знаю как оценивать. Для меня было естественным в конце урока, после контрольной работы, в конце четверти и за год выставить оценку. Только на курсах я поняла для чего необходимо оценивание.
Во время изучения модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения» (далее ОдО) я определила для себя, что «…учитель оценивает, выставляя оценки в письменной или в устной форме. За любой используемой им формой значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ребенка, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия».
Оценивание – понятие, используемое для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении. «Оценивание обучения» проводится для непосредственного выставления оценок и отчетности. Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления оценок, сертификации или регистрации продвижения обучения, то оценивание по своей функции является суммативным оцениванием обучения.
«ОдО», цель которого является использование оценивания, как части преподавания для содействия обучению учеников. Оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей называют формативным оцениванием».
«Не случайно категория «оценивание» означает в переводе с латинского языка «сидеть рядом», поскольку характерным признаком оценивания является то, что один субъект внимательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо в случае самооценивания размышляет о своих собственных знаниях, понимания и поведении. Данное предположение касается всего спектра оценивания: от официальных тестов и экзаменов до неформального оценивания, проводимого учителями в классах сотни раз. Несмотря на это форма, которую принимает оценивание, может быть разной: одни тесты проводятся с карандашом и бумагой, в то время, как другие основываются на постановке вопросов в процессе обычного общения в классе. Все виды оценивания имеют общие характеристики и предлагают процессы:
-наблюдения;
-интерпретации полученных данных;
- заключения для определения дальнейших действий». [Руководство для учителя стр. 162]
Совершенствование обучения через оценивание зависит от пяти ключевых факторов:
1.Обеспечение эффективной обратной связи с учениками
2.Активное участие учеников в собственном обучении
3.Изменение преподавания с учетом результатов оценивания
4.Признание значительного влияния оценивания на мотивацию и самооценку учеников.
5.Необходимость того, чтобы ученики могли оценивать сами себя и понимать, как улучшить свое обучение
Ода находится в центре внимания решения проблемы усовершенствования преподавания и обучения. Оценивание - неотъемлемая часть процесса обучения. (Руководство для учителя стр. 162).
В моем понимании, оценивание степени понимания, основной аспект применения на уроке формативного оценивания.
На протяжении всей серии последовательных уроков, проведенных мною, прослеживается формативное оценивание. Предлагаю таблицу из среднесрочного планирования одного из серии уроков по оцениванию обучения:
Оценивание1 урок 2 урок 3 урок 4 урок 5 урок
форма
-формативное оценивание
- взаимное оценивание в группах
- взаимное оценивание в группе по образцу
- формативное оценивание (техника «20 секунд»). - формативное (похвала)
-самооценка (обратная связь)
- взаимное оценивание в группах в парах
-формативное оценивание (техника «20 секунд»).
- взаимооценивание по критериям;
- оценка работы в группе;
- словесная оценка (обратная связь)
- оценка работы в группе;
-формативное оценивание
- формативное (похвала)
- заимопроверка-взаимооценка в группе по образцу суммативное оценивание
На первом уроке, на этапе стадии вызова для выхода на тему урока, прочитала стихотворение, после мною было проведено оценивание степени понимания изученного материала. Для этого учащимся задала вопросы разного уровня и применила технику «20 секунд». Цель применения данной техники - вовлечь в диалог как можно большее количество детей, оценить степень понимания теоретического материала. Мне удалось оценить учащихся на основе их ответов на мои вопросы. Задавая ключевые вопросы, я предложила обдумать свои ответы. Начала опрос в первую секунду после того, как прозвучал вопрос. Никто из детей не остался в стороне, каждый пытался ответить на вопрос. Похвалила учащихся за хорошие ответы и таким образом провела обратную связь, для того чтобы показать что детьми усвоен данный материал.
Чтобы осуществить цель второго этапа «получение новой информации по теме», я организовала работу по осмыслению содержания новой темы, через непосредственный контакт посредством картинок. Цель задания является анализ процесса критического мышления учеников по отношению к доказательствам. В данном задании оценивались навыки аналитического мышления учеников. За проведенную работу, я похвалила учеников, а ученики поддержали меня аплодисментами.
Для закрепления освоения новой информации я задала следующие задания: Обсудить в паре и выписать в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия (по данными ученикам ресурсам). Учащиеся выполняли задания по карточкам, обсуждали в группе, оценивали себя по составленным критериям. Результат работы вынесли на интерактивную доску. Высказывался каждый член группы относительно одного предложения. Для развития навыков оценивания друг друга я провела взаимное оценивание в парах по пройденному материалу. Дала ребятам время для того, чтобы они оценили работы друг друга.
На втором уроке на стадии осмысления, я провела взаимооценивание в паре. Задание было индивидуальным. После выполнения ученики обменялись тетрадями в группе и проверили по ключу, используя критерии оценивания. На полях в тетрадях выставили карандашом отметку друг другу. Оценки были озвучены детьми. Все согласились с тем, что оценивание было объективным, так как ученики мотивировали каждую отметку. Я сказала ученикам, что моя оценка будет решающей, свою оценку я поставлю после проверки работы. Я обнаружила, что на 93% процентов наша оценка совпала. Два ученика занизили оценку своему партнёру, обосновав свой выбор.
Работая с таблицей, на третьем уроке, учащиеся учились: как различать родительный и винительный падежи у существительных 2 склонения. Самостоятельно сделали выводы. Ребята справились с заданием, полученные ключевые слова помогли им определить тему и цели урока, уложились в выделенное время, получили словесную похвалу.
На этапе осмысление содержания первое задание было направлено на развитие речи. Я попросила подумать и поставить вопросы к выделенным существительным, указать их склонения и падежи. Дала 20 секунд на обдумывание, а затем дети записали на ИД предложенные свои варианты. После этого мы вместе обсудили полученные результаты. В конце задания дети произвели взаимооценку в группе, а также оценивание по формативному тесту. Учащиеся подошли к оцениванию объективно, выставляя заслуженную в работе оценку, чем порадовали меня.
В ходе диалогической беседы, на третьем уроке, я задавала учащимся открытые вопросы. При озвучивании работы я попросила каждую группу прочитать выполненные задания. После того, как каждая группа ознакомила со своей работой, дала ученикам время для того, чтобы они оценили друг другу.
На последующих уроках я организовала: оценивание вклада отдельного ученика при групповой работе, самооценивание и оценивание ученика учителем, самооценивание при помощи формативного теста, оценивание работы групп.
В ходе работ я часто хвалю учеников, говорю ученикам «хорошо», «молодец», «умница»; аплодисменты спикерам групп, улыбка.
Каждый урок должен завершаться оценкой своей деятельности, для определения каких образовательных целей достигли учащиеся на уроке, для этого я провожу рефлексию в форме свободного письменного задания.
В течение уроков обязательно поощряю работу каждого ребенка, выслушивая всех, никогда не критикуя личные мнения детей. Проведение такой работы создаёт ситуацию успеха для учеников. Даже «слабые» ученики становятся уверенными в том, что могут справиться с заданием. Повторное его выполнение закрепляет полученные знания ещё раз и стимулирует к учению.
Кроме формативного оценивания я использовала суммативное оценивание. Когда учителя используют оценку для обучения (формативное оценивание), в равной степени как и оценку обучения (суммативное оценивание), то оценивание становится инструментом весьма полезным в обучении. Оценивание для обучения – это процесс, в ходе которого ученики сами оценивают уровень своих знаний за период времени, а затем вместе с учителями определяют следующие шаги на пути самосовершенствования. На уровне отдельного ученика, суммативное оценивание используется для определения уровней достижений и последующих уровней, задаваемых как цель для дальнейшего развития ученика (из Руководства для учителя).
Для объективной оценки уровня овладения знаниями, на пятом уроке я провела тест достигнутого уровня мастерства. Тестовые задания по русскому языку выражались заданиями соответствующими государственному общеобязательному стандарту по русскому языку по разделам «Лексика», «Части речи. Правописание» блок «Существительное». Работа состояла из 20 заданий. Они расположены по нарастанию трудности и разделены на 3 блока.
Блок А содержит 10 заданий, к каждому из которых даны варианты ответов. При выполнении этих заданий учащиеся из предложенных вариантов выбирали правильные ответы. Блок Б содержит 5 заданий, при выполнении которых, требовалось дописать в определении. Блок В содержит 5 заданий практического характера.
Результаты работы составило 85% качества. По сравнению с предыдущей работой, я увидела, что качество знаний возросло на 15%. Думаю, что уроки, которые я провожу, учитывая новые подходы в образовании, помогли успешнее справиться учащимся с заданиями.
Практика наглядно демонстрирует, что при использовании на уроках различных видов формативного оценивания, уровень учебной мотивации повышается, т.к. ребятам интересно оценивать себя и других, не зависимо от того, сильный это ученик или слабый. Конечно, не стоит забывать, что задания должны быть при этом не просто интересны, но еще лежать в зоне ближайшего развития.
Наблюдения на уроках за деятельностью учащихся показали, что правильно подобранные стратегии, разработанные задания и созданные комфортные условия работы способствуют повышению уровня учебной мотивации, активности ведения диалога и аргументации своих точек зрения; рациональности при выполнении заданий; рассмотрения в группе различных идей и выбор оптимальной; возможность использования знаний, полученных из различных источников и жизненных ситуаций.
Практика показывает, что созданные на уроках условия для обучения, посредством использования новых подходов в преподавании, способствуют повышению уровня знаний учащихся и мотивации к предмету; развитию коммуникативных навыков учеников, таких как установление контакта и поддержка его, убедительная аргументация своей позиции, умение слушать и задавать вопросы; созданию атмосферы доверия и сплочённости, что имеет большое значение на современном этапе для формирования функциональной грамотности ученика в отношениях с внешней средой, максимально быстрой адаптации и функционирования в ней.