Методическая разработка НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе (итоговое открытое занятие) на тему: «Доброта спасет мир!»


Методическая разработка НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе (итоговое открытое занятие) на тему: «Доброта спасет мир!»
Подготовила: Разаренова Ирина Владимировна
воспитатель МБДОУ «Детский сад №74«ЗЕМЛЯНИЧКА,г.Норильск, 2016г.
Цель: Выявить степень усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях.
Задачи: Образовательные:
Закрепить:
Умение проводить звуковой анализ слова, делить слова на слоги;
Умение выбирать слова на заданную тему, составлять предложение по одному выбранному слову;
Умение четко проговаривать звуки в словах, способствовать речевому развитию дошкольника;
Закреплять знания детей в определении характеристики звука: гласный, согласный, мягкий, твердый;
Закреплять навык чтения слогов и слов.
Профилактика дисграфии.
Развивающие:
 Развивать мыслительные процессы детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логику, творчество.
Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Воспитательные:
Воспитывать доброту, желание помочь ближнему, самостоятельность, активность, комуникативность.
Предварительная работа: написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию: воздушные шары по количеству заданий. (Внутри каждого шара- задание ,написанное на листике. Шарик лопаем –достаем задание.), стрелки-направления, в какую сторону двигаться детям.
Индивидуальная работа:
побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей., работа по карточкам (задания каждому индивидуальное).
Методические приёмы: словесный, игровой, практический.
Словарная работа: предложение, схема предложения, слово, гласный
звук, согласный звук, твердый и мягкий согласный звук.
Утренний круговой сбор:
Задачи: создать эмоциональный настрой на весь день-«задать тон»; учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, учить делится своим хорошим настроением и дарить тепло своих сердец своим друзьям, учить правильно использовать пословицу, созданную детьми ранее и часто используемую в нашей группе: «Дари добро своим друзьям, и добро обязательно вернется к тебе бумерангом».
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Я очень рада Вас видеть! Красивых, здоровых, улыбающихся. Сегодня к нам с вами снова пришли гости, уж очень прошлый раз вы им понравились. Они захотели посмотреть , чем интересным сегодня мы будем с вами заниматься, и во что будем с вами играть. Предлагаю, еще раз поприветствовать наших дорогих гостей, и занять свое место.
А теперь, поприветствуем себя и своих друзей:
«Здравствуй, правая рука.
Здравствуй, левая рука.
Здравствуй, друг, здравствуй, друг,
Здравствуй, весь наш дружный круг!».
Воспитатель: Ребята, о чем мы с вами чаще всего говорим на этой неделе? Какую тему обсуждаем?
Дети: Тему добра и дружбы.
Воспитатель: Верно. Ребята, приложите ладони к левой груди. Слышите? Что вы слышите? ( ответы детей). Правильно, это стучит наше сердечко. Когда вы спокойны и счастливы- сердце бьется ровно, когда сердитесь, обижаетесь или злитесь - учащенно. Это сердце вас предупреждает: «Остановись, успокойся, не злись». «Прости» -просит оно. И подари тепло своему другу. А что говорит наша с вами пословица? ( Дети: «Дари добро своим друзьям, и оно обязательно вернется к тебе бумерангом».)Воспитатель: Молодцы!
Стук в дверь. Дверь открывается и на пол падает письмо, свернутое в трубочку . Воспитатель разворачивает письмо и зачитывает текст:
«Дорогие ребята из группы «Радуга». Обращаюсь к вам, так как слышала, что в вашей группе растут не только самые смелые и отважные мальчики и девочки, но еще и добрые, готовые прийти всегда на помощь и главное умные ребята, которые смогут решить любую задачу и справится с любым , даже самым сложным заданием. В нашей стране случилась беда. Злой колдун хитростью завладел любимой медной лампой моего мужа Алладина, и теперь , как только он доберется до заколдованного в пустыне камня и потрет лампу –случится несчастье…… Он погубит моего мужа Алладина, и уничтожит всех жителей нашей страны. Он очень злой и коварный колдун. Но чтобы он не смог натворить никакой беды, вы должны хором , 3 раза прочесть заклинанье. Но слова заклинанья- спрятаны. Вы сможете их найти, только выполнив несколько сложных заданий. А чтобы вы не опоздали, я помогу вам. На пути к волшебному заклинанию вы будете встречать указатели пути с цифрами. Идите строго по порядку, выполняйте задания согласно указанным цифрам. Прошу Вас помогите. Больше мне надеяться не на кого….Ваша царевна Будур.
Воспитатель: « Ну что ж, ребята, думаю времени у нас не много! Надо спасать Алладина и царевну ,и, конечно же, жителей их страны. Кто за -прошу поднять руку! В путь.
Воспитатель: Ребята, а вы все любите приключения? Все ли хотите поучаствовать в операции по спасению Алладина?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда предлагаю подойти к столу. На столе стоят предметы( по количеству детей). Каждый из вас выберет себе любой понравившийся предмет. А теперь, внимание: мы сейчас, чтобы каждый из вас смог поучаствовать в нашей спасительной операции, поделимся на две колонны. В первую колонну, слева от меня - станут дети, у кого в руках предмет, состоящий из двух слогов. А во вторую колонну, справа от меня, встанут дети, в руках которых предмет, состоящий из трех слогов. Каждой команде, дается флажок, чтоб они молча поднимали его по окончанию задания, а не кричали.
Дети делятся на команды.
Воспитатель: Ребята, а вот и первый указатель. Он указывает нам, что первое задание будет находится в «Уголке экспериментирования».
( все задания скручены в трубочку и находятся в надутых воздушных шарах).
Дети и воспитатель подходят к уголку и видят шар с цифрой под №1. Шар лопают. Воспитатель читает первое задание:
№ 1. Назвать слово, состоящее из 5 звуков, первый звук из которых «М»( для первой команды).
Назвать слово, состоящее из 5 звуков, первый звук из которых «К» ( для второй команды).
Кто первый придумал, поднимает флажок. Отвечает. Затем отвечает вторая команда.
Воспитатель: Молодцы, быстро вы справились с первым заданием. А вот и второй указатель. Он указывает нам на «Театральный уголок». Подходим, лопаем шарик, достаем второе задание.
№ 2. На двух подносах лежат буквы.
Первая команда должна сложить только гласные буквы в красный конвертик.
Вторая команда должна сложить только согласные в синий конвертик.
Младший воспитатель и воспитатель проверяют задание.
Воспитатель: Отлично! Все-то вы успеваете, а главное без ошибок справляетесь с заданиями. Не зря царевна Будур именно вас выбрала в помощники. Идем дальше. Стрелка № 3 привела нас в уголок какой? логопедический….
№ 3. На ковре лежат картинки. Нужно определить длинное это слово или короткое….Ой, а кто-нибудь помнит, как мы можем измерить слово? Младший воспитатель отвечает: «Линейкой». Дети исправляют, говорят как правильно измерить слово.(посчитать слоги).
Первая команда –собирает картинки, обозначающие короткое слово(один слог), а вторая команда собирает картинки, обозначающие длинное слово(два и более слогов).
Воспитатель: Идем дальше по следующей стрелке № 4. Она привела нас в уголок ИЗО.
№ 4. На столе лежат два домика: синий и зеленый. И отдельно , вперемешку, лежат гласные буквы. Дети первой команды должны положить в лепестки те гласные буквы, которые помогают согласному стать твердым. ЛИБО Говорю, что прочесть задание не могу, стерлись буквы. Прошу ребят подумать, какое задание могла бы предложить нам царевна. Дети хорошо справляются с этим заданием.
Дети второй команды- находят гласные буквы, которые помогают согласным стать мягкими.
Физминутка. ( профилактика дисграфии). Упражнение « Живая буква».
Каждый ребенок показывает букву, с помощью рук и ног, дети другой команды пытаются угадать.
Воспитатель: Ребята, размялись? Тогда снова в путь! Стрелка с цифрой 5 привела нас к столу.( На столе лежат графические изображения предложений). Спрашиваю ребят, что это такое? Дети отвечают: «Схемы упражнений». Задание: одна команда- составляет предложение из 4 слов. Другая – из 5. В конце стоят точка и вопрос.
Работа командой. Каждая команда называет одно придуманное предложение.
Воспитатель: А теперь прошу всех присесть друг напротив друга. Парами. Следующее задание № 6 дано царевной каждому свое. Перед вами на столе лежат картинки, а под картинками схемы. Вам нужно провести звуковой анализ слова, которое изображено на картинке. И цветными карандашами закрасить каждую клеточку схемы слова. (Индивидуальная работа). После того как дети выполнили задание, они меняются картинками и проверяют- правильно ли его напарник выполнил свое задание.( взаимопроверка).
Воспитатель: Ребята, у нас осталась только одна стрелочка, кажется, мы у цели. Подходим к Уголку уединения. На стене висит предложение( заклинание): «ДОБРОТА СПАСЕТ МИР», каждая буква или слог прикрыты листиком. Висит еще один шарик с цифрой 7.
Мы попали в «Дворец Правил». Заклинание сможем открыть -если произнесем правила, которые помогают нам учится грамоте. Готовы отвечать на вопросы? При верном ответе- снимаю лист с закрытой буквой.
Вопросы:
- Чем отличается звук от буквы?
- Какие звуки называются гласными?
- Сколько гласных звуков? Назовите их.
- Какие звуки называются согласными?
- Какие согласные всегда твердые? Всегда мягкие?
- Что такое слог? (правило)
- Что такое предложение? (правило)
Заклинание открыто.
Ура! Наше заклинание открыто! Нам осталось прочитать его и трижды повторить! Давайте прочтем вместе: «ДОБ РО ТА СПА СЕТ МИР! Повторяем три раза! И хлопаем последний, волшебный шарик с конфетти!
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями! Какие задания понравились вам больше всего? Какие показались слишком сложными?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашими гостями и пожелаем им доброго и хорошего дня!!!!
( Заранее заготовлены дополнительные два шарика с заданиями ( на случай, если по времени успеваем).
Лежат слоги на столе. Какая команда соберет больше слов.
Лежат на столе листики со слогами. Нужно раскрасить слог с твердым согласным- синим цветом, а слог с мягким согласным-зеленым цветом( это на случай, если ребенок быстрее всех выполнил задание и скучает).
Составить предложение из 5 слов, одно из которых… «молоко», «сниться».
Скажи «наоборот» (слова антонимы).