Рабочая программа к учебнику Н.В. Загладина, СИ. Козленко, СТ. Минакова, Ю.А. Петрова «История России. XX —на¬чало XXIв.» создана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта общего образования по истории.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
      Рабочая программа к учебнику Н.В. Загладина, СИ. Козленко, СТ. Минакова, Ю.А. Петрова «История России. XX —начало XXIв.» создана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта общего образования по истории. При составлении программы использовались:
Тематическое и поурочное планирование по истории России XX - начало XXI вв.: 11 класс: К учебнику Н.В.Загладина, С.И.Козленко, С.Т.Минакова и др. М.: Экзамен, 2010.
История России ХХ – ХХI века. Программа курса и тематическое планирование к учебнику Н.В. Загладина, С.И.Козленко, С.Т.Минакова, Ю.А. Петрова . /- М.: Русское слово, 2008г.
Чеботарёва Н.И. Рабочие программы по истории к учебникам издательства «Русское слово» 5-11 классы – М: «Русское слово - учебник», 2010
- ООП СОО МБОУ «Дюллюкинская СОШ»
- Учебного плана на 2016-2017 учебный год
Основные цели курса:
Изучение истории на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих целей;
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихсяна основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок;
расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;
овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач; информационно-коммуникативной деятельности, поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (таблица, график, диаграмма,аудиовизуальный ряд);
формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.
Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.
Место учебного предмета в учебном плане
По учебному плану на 2016-17 учебный год 35 недель. На изучение предмета история в 6a классе отводится 2 ч. в неделю, в год 70 ч. Фактически запланирована 68 уроков. 2 часа совпали на праздничные дни ( 8 марта,1 мая)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные:
рефлексивная деятельность учащихся, в том числе к объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;
способность и готовность учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке;
понимать ценность образования как средства развития культуры личности;
уметь формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.
Метапредметные:
развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
умение поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);отделение основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации;
умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений.
Предметные результаты
Знание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность и системность отечественной и всемирной истории;
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
осознанить себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Требования к уровню усвоения предмета
В результате изучения истории ученик должен:
знать/понимать:
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь:
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Учебно-тематический план

п/п Тема раздела Количество часов
всего из них наконтрольные
1-11 Раздел 1. Российская империя накануне первой мировой войны. 11 1
12-20 Раздел 2. Россия в годы революций и гражданской войны. 8 1
21-31 Раздел 3. Советское государство и общество в 1920-1930-е гг.                11 1
32-41 Раздел 4. Великая отечественная война 1941 – 1945 гг. 7 1
42-45 Раздел 5. Советский союз в первые послевоенные десятилетия. 1945-1964 гг. 8 46-50 Раздел 6. СССР в годы «Коллективного руководства»
7 1
51-54 Раздел 7. СССР в середине 60 – х годов. 5 0
55-59 Раздел 8. Перестройка и распад советского общества. 7 1
60-67 Раздел 9. Россия на рубеже ХХ – ХХI вв. 3 0
68 Итоговое занятие 1 1
ИТОГО 68 7
Содержание учебного предмета
Вводный урок (1 ч)
Проверка остаточных знаний. Коррекция и систематизация знаний
Глава 1. Российская империя накануне Первой мировой войны (11 ч)
Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства и частного капитала в экономической жизни страны.Реформы С. Ю. Витте и П. А. Столыпина. Идейные течения, политические партии и общественные движения в России в начале XX в. Консервативные, либерально-демократические, социалистические, национальные движения. Революционное движение: состав, цели, методы борьбы. Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма. I и II Государственные думы: состав, деятельность. Третьеиюньская монархия. Борьба властей с оппозицией и революционным движением. Серебряный век русской поэзии.
Глава 2. Россия в годы революций и Гражданской войны (8 ч)
Россия в Первой мировой войне 1914–1918 гг. Влияние войны на российское общество. Революция 1917 г. Причины падения самодержавия.
Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. Внутренняя политика Временного правительства. Кризисы власти. Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Большевизация Советов. Провозглашение и утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Брестский мир и его итоги. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Гражданская война и интервенция: этапы, участники. «Зеленое» движение. Политика «военного коммунизма». «Белый террор»и «красный террор». Итоги гражданской войны. Причины поражения белого движения.
Глава 3. Советское государство и общество в 1920–1930-е годы (11 ч)
Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны. Переход к новой экономической политике. Образование СССР. Основные направления и принципы национальной политики советской властиБорьба за власть в правящей партии.Успехи, противоречия и кризисы нэпа. Денежная реформа. Новая экономическая политика в оценках историков и современников.Переход к плановой экономике. Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия.. Культ личности И. В. Сталина. Массовые репрессии, их мотивы, направленность и последствия. Конституция 1936 г.
Идеологические основы советского общества и культура в 1920–1930-х гг. Литературно-художественные группировки 1920-х гг. Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Деятельность Коминтерна. Советско-германские отношения в 1939–1940 гг.Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Глава 4. Великая Отечественная война 1941–1945 гг. (7 ч)
Причины Великой Отечественной войны. Подготовка СССР к войне. Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны.Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией. Развитие советского военного искусства.Партизанское движение и его вклад в Победу. Идеология и культура в военные годы. СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзниковв Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира
Глава 5. Советский Союз в первые послевоенные десятилетия. 1945–1964 гг. (8 ч)
Социально-экономическое положение СССР после войны. Восстановление хозяйства. «Холодная война», споры о ее причинах и характере. Политическая жизнь страны в 1950-х гг. Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И. В. Сталина. Поиск путей реформирования страны. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Экономические реформы 1950 – начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления, причины их неудач. Политика Н. С. Хрущева в оценках историков.Формирование мировой социалистической системы. Характер взаимоотношений СССР с социалистическими странами. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950 – начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение. Духовная жизнь в послевоенные годы.
Глава 6. СССР в годы «коллективного руководства» (7 ч)
Экономические реформы середины 1960-х гг., причины их неудач. Замедление темпов экономического роста. Снижение темпов научно-технического прогресса и возникновение зависимости от импорта продовольствия. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Межнациональные отношения в СССР. Концепция развитого социализма. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция 1977 г. СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960 – начала 1980-х гг. Советский Союз и кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Афганская война и ее последствия. Советская культура середины 1960 – начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве.
Глава 7. Перестройка и распад СССР ( 5 ч)
Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г. Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика руководства СССР.Принятие Декларации о государственном суверенитете России 12 июня 1990 г. Августовские события 1991 г.«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Поиск путей завершения «холодной войны». Распад мировой социалистической системы и его влияние на внешнеполитическое положение СССР.
Глава 8. Россия на рубеже XX–XXI вв. (7 ч)
Кризис власти: последствия неудач политики «перестройки». «Парад суверенитетов». Распад СССР. Становление новой российской государственности. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Усиление роли президентской власти в политической системе страны.Складывание новых политических партий и движений. Переход к рыночной экономике. Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности.Президентские выборы 2000 г. Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых и европейских интеграционных процессах. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств. Наука и образование в России в начале XXI века
Повторение (3 ч)
Повторение и обобщение. Итоговая контрольная работа.
Календарно-тематическое планирование

п/п Тема
урока Кол- во часов Тип урока Элементы содержания образования Требования к уровню подготовки учащихся Вид
Контроля Дата п/п Дата п/ф
1 Вводный урок. Проверка знаний 1 Урок повторения, коррекции и систематизации знаний История России с древнейших времён до конца XIX века. От Руси к России и Российской империи Знать и владеть фактологическим материалом, понимать закономерности и особенности происходивших событий и явлений в судьбе Отечества и народа Фронтальный и индивидуальный опрос 05.09 Глава 1. Российская империя на кануне Первой мировой войны (11 ч)
2-3 Россия на рубеже XIX-XX вв. 2 Комбинированный урок Особенности географического положения и климатических условий России. Демографические процессы. Социальная структура. Российская модель экономической модернизации. Буржуазия и рабочие. Экономическая политика
правительства. Сельское хозяйство: особенности Развития Характеризовать влияние особенностей территории и населения Российской империи
на развитие страны. Выделять особенности развития сельского
хозяйства и значения аграрного сектора в экономике страны.
Дискуссия о роли и месте России в мировой экономике начала XX в. Фронтальный и индивидуальный опрос 07.09
12.09 4-5 Русско-японская война и Русская революция 1905-1907 гг. 2 Комбинированный урок Внутренняя политика правительства в начале XX в. Русско-японская
война 1904—1905 гг. «Кровавое воскресенье» и начало революции
1905—1907 гг. Крестьянские выступления и разложение армии.
Определять внутреннюю политику правительства в начале XX в. Сравнивать взгляды СЮ. Витте и В.К. Плеве на пути развития России Фронтальный и индивидуальный опрос
Тестовый контроль 14.09
19.09 6 Проверочный тест «Русско-японская война», «Первая русская революция» 1 Повторение Манифест 17 октября 1905 г. Декабрьское восстание в Москве Устанавливать причинно следственные связи между явлениями, анализировать историческую информацию, участвовать в дискуссиях Работа с учебником 21.09 7 Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г. 1 Комбинированный урок Особенности формирования политических партий России. Основные политические партии: либеральные, социалистической ориентации, консервативные. Реформа государственногостроя. I и II Государственные думы. Третьеиюньский государственный
переворот Выяснять особенности формирования политических партий в России. Анализировать деятельность партий в Государственных думах с использованием
таблицы «Состав депутатов I, II, III Государственных дум» Тестовый контроль 26.09 8 Самостоятельная работа 1 Тестирование Фронтальный и индивидуальный опрос 28.09 9 Третьеиюньская монархия и реформы П.А.Столыпина 1 Комбинированный урок П.А. Столыпин и его политика. Реформы П.А.Столыпина, итоги его правления. Политический кризис 1912—1913 гг. Раскрывать значение термина «третьеиюньская монархия». Дискутировать о значении реформ П.А. Столыпина Фронтальный и индивидуальный опрос 03.10 10 Культура России в конце XIX - началеXX1 Комбинированный урок Основные направления; стили; представители; достижения; тенденции развития; влияние на общественное развитие Называть основные направления науки и культуры;
- приводить примеры выдающихся достижений российской науки изучаемого периода.
- определять взаимосвязь процессов развития российского общества в различных сферах его жизни и идейные искания мастеров художественной культуры.
- участвовать в разработке и презентации проекта по теме Фронтальный и индивидуальный опрос 05.10 11-12 ПОУ Российская империя накануне Первой мировой войны 2 Повторительно-обобщающий урок Основная фактология, систематизация, картографические знаная, истор. Фото документы… Проработка типовых заданий; индивидуальный и фронтальный опрос;
тест
10.10
12.10 Глава 2. Россия в годы революций и Гражданской войны (8 ч)
13-14 Россия в Первой мировой войне: конец империи 2 Комбинированный урок Российская дипломатия накануне Первой мировой войны. Начало и характер Первой мировой войны. Подготовка России к войне и планы сторон. Кампания 1914 г. Кампания 1915 г. Отступление русской армии 1916 г. Брусиловский прорыв. Война и российское общество. Власть и Дума: последний кризис монархии Выявлять причины Первой мировой войны. Дискутировать о характере войны. Анализировать планы противоборствующих сторон до начала войны. Оценивать степень готовности России к войне Фронтальный и индивидуальный опрос 17.10
19.10 15 Февральская революция 1917 г. 1 Комбинированный урок Падение самодержавия. Создание Временного правительства. Апрельский кризис. Большевики и революция. Июньский и июльский кризисы власти. Выступление генерала Л.Г. Корнилова Определять предпосылки и причины Февральской революции 1917г. Давать сравнительную характеристику апрельского, июньского и июльского кризисов власти. Определять причины «корниловского мятежа» индивидуальный опрос 24.10 16 Переход власти к партии большевиков 1 Комбинированный урок Углубление кризиса власти осенью 1917 г. Вооруженное восстание в Петрограде. Установление советской власти. Революционно -демократические преобразования. Роспуск Учредительного собрания. Создание РСФСР. Брестский мир и его последствия Определять характер первых преобразований большевиков. Давать оценку первой Конституции Советского государства Работа с учебником 26.10 17-18 Гражданская война и военная интервенция 1918-1922 гг. 2 Комбинированный урок Начальный этап Гражданской войны и интервенции. Советская республика в кольце фронтов: май 1918 —март 1919 г Политика военного коммунизма. Решающие сражения: март 1919 — март 1920 г. Война с Польшей и поражение белого движения. Причины победы красных, Завершающий этап войны Выделять причины Гражданской войны и интервенции. Давать сравнительную характеристику белого и красного движений. Проводить синтез информации из различных источников. Различать в исторической информации факты, мнения, гипотезы и теории Фронтальный опрос 07.11
09.11 19-20 Россия в первой четверти XX века 2 Повторительно-обобщающий урок Дискуссия о причинах, характере и хронологических рамках Гражданской войны Определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию Обсуждение основных вопросов темы. Тестовый контроль 14.11
16.11 Глава 3. Советское государство и общество в 1920-1930-е гг. (11 ч)
21 Новая экономическая политика 1 Комбинированный урок Советская Россия после Гражданской войны. Кронштадтский мятеж. Первые успехи нэпа. Итоги нэпа,нэп и разногласия в руководстве партии большевиков Определять причины принятия нэпа. Сравнивать нэп с политикой военного коммунизма. Работать с дополнительной литературой индивидуальный опрос 21.11 22 Образование СССР и его международное признание 1 Комбинированный урок Предпосылки создания СССР. Образование СССР. Международное положение СССР после Гражданской войны. Белая эмиграция и Коминтерн. Европейская политика СССР в 1920-е гг. Генуя и Рапалло. Внешнеполитическая стратегия СССР Сравнивать предложенные варианты создания единого государства, насколько они соответствовали задачам, стоящим перед советскими республиками. Характеризовать цели советской внешней политики индивидуальный опрос 23.11 23 Культура и искусство после октября 1917 г. 1 Урок-семинар «Музыка революции»: искусство, общество, власть в 1917—1922 гг. Разнообразие литературно художественных группировок в культурной жизни страны. Архитектура, кино, театр Выявлять особенности духовной жизни страны в 1920-е гг. Характеризовать достижения в различных областях искусства индивидуальный опрос 28.11 24-25 Модернизация экономики и оборонной системы страны в 1930-е гг. Культурная революция 2 Комбинированный урок Цели модернизации. Индустриализация: основные результаты. Коллективизация и ее итоги. Культурная революция. Модернизация армии. Противоречия социалистической модернизации. Задачи и итоги культурной революции. Ликвидация неграмотности и советская система образования Определять цели модернизации, ее источники и методы проведения. Сопоставлять различные точки зрения на происходившие события индивидуальный опрос 30.11
05.12 26 Культ личности И.В.Сталина, массовые репрессии и создание централизованной системы управления обществом 1 Комбинированный урок Партия большевиков в 1920-е гг. Причины возвышения И.В. Сталина. Идея Сталина о возможности построения социализма в одной стране. Культ личности и политический террор. Репрессии. Чистка рядов Красной Армии. Конституция СССР 1936 г. Выявлять причины прихода И.В. Сталина к власти. Сопоставлять различные точки зрения на происходившие события. Различать в исторической информации факты, мнения, гипотезы и теории индивидуальный опрос 07.12 27 Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие 1 Урок-лекция Утверждение метода социалистического реализма в искусстве. Пропагандистская направленность официальной советской культуры. Искусство и государственное строительство Характеризовать духовный климат советского общества во второй половине 1920—1930-х гг., его положительные и негативные черты. Уметь работать с различными источниками дополнительной информации, составлять развернутый план Фронтальный и индивидуальный опрос 12.12 28 Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг. 1 Урок-лекция Возникновение очагов военной опасности в Азии и Европе. СССР и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. СССР и страны Запада накануне Второй мировой войны. Советско-германские отношения: пакт о ненападении Характеризовать основные направления внешней политики СССР в 1930-е гг. Различать в исторической информации факты, мнения, гипотезы и теории. Работать с источниками индивидуальный опрос 14.12 29 СССР в 1939-1941 гг. 1 Комбинированный урок Политика СССР в начальный период Второй мировой войны. Подготовка к войне — идеологическая и моральная. СССР и Лига Наций. Расширение территории СССР Характеризовать политику, проводимую СССР накануне Великой Отечественной войны. Использовать принципы причинно-следственного анализа индивидуальный опрос 19.12 30-31 ПОУ Советское государство и общество в 1920-1930-е гг. 2 Повторительно-обобщающий урок Проработка проблемных вопросов темы
Знать/понимать основной фактологический материал; причинно-следственные связи происходивших явлений и событий общественно-политической жизни и экономического развития. Иметь своё отношение и аргументированную позицию. Фронтальный опрос, индивидуальные задания
тест 21.12
26.12 Глава 4. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг (7 ч)
32-33 Начальный период Великой Отечественной войны: июнь 1941-ноябрь 1942 г. 2 Урок изучения нового материала Причины,этапы Великой Отечественной войны. Мобилизация страны. Смоленское сражение. Битва под Москвой, Зарождение антигитлеровской коалиции. Боевые действия весной — летом 1942 г. Оборона Сталинграда. Оккупационный период на советской территории. Партизанское движение Называть причины поражений Красной Армии в начале войны. Составлять тезисы ответов. Составлять развернутый план ответа по теме «Героизм народа на фронте и в тылу» Фронтальный и индивидуальный опрос 28.12
16.01 34 Коренной перелом в Великой отечественной войне. Ноябрь 1942-зима 1943 г. 1 Комбинированный урок Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом. Блокада Ленинграда. Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома в войне. Идеология, культура и война. СССР в антигитлеровской коалиции. Героизм народа на фронте и в тылу Сравнивать соотношения сил СССР и Германии в сражениях под Москвой, Сталинградом и Курском. Различать в исторической информации факты, мнения, гипотезы и теории. Работать с источниками Фронтальный и индивидуальный опрос 18.01 35 Наступление Красной Армии на заключительном этапе Великой Отечественной войны 1 Комбинированный урок Освобождение советской земли. Государственная политика на освобожденных территориях. Варшавское восстание. Наступление Красной Армии в Восточной Европе. Открытие второго фронта. Ялтинская конференция. Арденнская и Висло-Одерская операции. Падение Берлина
Характеризовать и оценивать политику СССР на территориях, освобожденных от оккупантов. Знать хронологию важнейших военных и политических событий конца 1944 — весны 1945 г. Фронтальный и индивидуальный опрос 23.12 36 Причины, цена и значение Великой Победы 1 Комбинированный урок Потсдамская конференция и окончание Второй мировой войны. Причины Победы. Цена Победы и итоги войны. Роль СССР во Второй мировом войне, решение вопросов послевоенного устройства мира Называть важнейшие решения Потсдамской конференции. Проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа Фронтальный опрос 25.12 37-38 ПОУ Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. 2 Повторительно-обобщающий урок Фактология, Проработка проблемных вопросов 30.01
01.02 Глава 5. Советский Союз в первые послевоенные десятилетия 1945-1964 гг. (8 ч)
39 Внешняя политика СССР и начало «холодной войны» 1 Урок сообщения нового материала Причины «холодной войны». СССР и «план Маршалла». Создание двух систем союзов. Гонка вооружений и ее влияние на экономику и внешнюю политику СССР Перечислять цели СССР на международной арене после завершения Второй мировой войны. Работать с источниками Фронтальный и индивидуальный опрос 06.02 40 Советский Союз в последние годы жизни И.В.Сталина 1 Комбинированный урок Переход страны на мирный путь развития. Проблемы сельского хозяйства. Итоги четвертой пятилетки. Послевоенные репрессии.Характер политического режима в СССР Охарактеризовать политику, проводимую в Советском Союзе по отношению к крестьянству, рабочим и интеллигенции Фронтальный и индивидуальный опрос 08.02 41 Первые попытки реформ и XX съезд КПСС 1 Комбинированный урок Необходимость смены курса. Первые шаги по пути отказа от прежних методов управления. Лидерство Н.С. Хрущева. XX съезд КПСС Характеризовать наиболее значимые проблемы внешней политики, проводимой Н.С. Хрущевым Фронтальный и индивидуальный опрос 13.02 42 Противоречия политики мирного сосуществования 1 Комбинированный урок Мирные инициативы СССР. XX съезд КПСС о новых теоретических положениях относительно развития отношений со странами «капиталистического лагеря». Углубление военно-блокового противостояния. СССР и страны Восточной Европы Сравнивать внешнеполитический курс И.Б. Сталина и Н.С.Хрущева. Использовать принципы причинно-следственного анализа Фронтальный и индивидуальный опрос 15.02 43 Советское общество конца 1950-х начала 1960-х гг. 1 Комбинированный урок Противоречивые тенденции во внутренней политике СССР после
XX съезда КПСС. Экономика и политика в конце 1950—1960-х гг. Административные реформы Раскрыть противоречивые тенденции в оценке деятельности И.В. Сталина. Знать основные черты экономического и политического развития страны Фронтальный и индивидуальный опрос 20.02 44 Духовная жизнь в СССР в 1940-1960-е гг. 1 Комбинированный урок Развитие культуры и
науки в первые после-
военные годы. Духовная
жизнь в период «оттепе-
ли». Отступление от «от-
тепели» Характеризовать черты
развития советского
искусства в 1940—
1960-е гг. Фронтальный и индивидуальный опрос 22.02 45-46 ПОУ Советский союз в первые послевоенные десятилетия 2 Повторительно-обобщающий урок Фронтальный и индивидуальный опрос 27.02
01.03 Глава 6. СССР в годы «коллективного руководства» (7 ч)
47 Политика и экономика: от реформ к «Застою» 1 Урок сообщения нового материала Система «коллективного руководства». Экономические реформы 1960-х гг. и их итоги.
Проблема «застоя» в экономике Охарактеризовать необходимость и сущность экономических и политических реформ индивидуальный опрос 06.03 48 СССР на международной арене. 1960-1970-е гг. 1 Комбинированный урок Начало распада «социалистического лагеря». «Доктрина Брежнева». СССР и международные конфликты. Переход к политике разрядки международной напряженности. Разрядка: опыт теоретического осмысления Анализировать влияние событий 1968 г. на внешнеполитическийкурс СССР. Определять причины перехода к политике разрядки индивидуальный опрос 13.03 49 Духовная жизнь в СССР середины 1960-х- середины 1980-х гг. 1 Комбинированный урок Партийный аппарат и общество. Идеология инакомыслия. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция 1977 г. Социальная структура советского общества Раскрывать влияние условий разрядки на рост идеологической
оппозиции в стране. Сравнивать методы борьбы с инакомыслием в 1970 —1980-е гг. с предшествующими периодами истории государства Фронтальный опрос 15.03 50 Углубление кризисных явлений в СССР 1 Урок-лекция Экономические реформы 1950— 1960-х гг, причины их неудач. Замедление темпов экономического роста Выявлять причины провала политики разрядки. Сопоставлять различные точки зрения на то или иное событие, приведенные в различных источниках индивидуальный опрос 20.03 51 Наука, литература и искусство. Спорт. 1960-1980-е гг. 1 Урок-семинар Наука и техника. Развитие отечественной литературы. Театр и кино. Эстрада. Спорт в СССР.
Роль науки в развертывании научно-технической революции Характеризовать новые явления в развитии культуры страны.
Сопоставлять различные точки зрения на то или иное событие, приведенные в различных источниках Фронтальный и индивидуальный опрос 22.03 52-53 Повторение «СССР в годы «коллективного руководства»» 2 Повторительно-обобщающий урок Основные события истории СССР в конце 1960-1980-х гг. Уметь обобщать изученный материал Сообщения
тест 03.04
05.04 Глава 7. Перестройка и распад советского общества (5 ч)
54 Политика
Перестройки в сфере экономики 1 Урок сообщения нового материала Продолжая курс Ю.В. Андропова. По пути экономических реформ. Дискуссия о путях реформирования сложившейся экономической системы.
Трения между союзными республиками и союзным центром власти Называть факторы, действовавшие в разных сферах общества, которые препятствовали перестройке Индивидуальный и фронтальный опрос 10.04 55 Развитие
гласности и
демократии
в СССР 1 Комбинированный урок Расширение гласности. Переосмысление прошлого и будущего. Политический раскол советского общества. Формирование многопартийности Сравнивать «оттепель» хрущевского времени и политику гласности М.С. Горбачева. Характеризовать основные направления взглядов на прошлое и будущее страны Индивидуальный и фронтальный опрос 12.04 56 Новое политическое
мышление:
достижения и проблемы 1 Комбинированный урок Необходимость поиска новых решений. Концепция нового политического мышления. Инициативы в военной области. СССР и перемены в Азии. Распад системы союзов. Поиск путей завершения «холодной войны» Дискуссии об итогах политики, основанной на новом политическом мышлении. Сопоставлять различные точки зрения на то или иное событие, приведенные в различных источниках Индивидуальный и фронтальный опрос 17.04 57-58 Кризис и
распад советскогообщества 2 Повторительно-обобщающий урок Причины кризиса в межнациональных отношениях. Развитие кризиса СССР. Попытка переворота в стране. Распад СССР Перечислять причины, приведшие к обострению межнациональных конфликтов Индивидуальный и фронтальный опрос 19.04
24.04 Глава 8. Россия на рубеже XX-XXI вв. (7 ч)
59 Курсом реформ: социально-экономические аспекты 1 Урок сообщение нового материала Опыт «шоковой терапии». Попытки коррекции курса реформ. Дефолт и его последствия Характеризовать состояние России после распада СССР Индивидуальный и фронтальный опрос 26.04 60 Политическое развитие Российской Федерации в начале 1990-х гг. 1 Комбинированный урок Становление политических партий: начальный этап. Политический и конституционный кризис 1993 г. Награни гражданской войны. Новая конституция России. Итоги выборов Характеризовать начальный период становления политических партий; Конституцию России 1993 г. Индивидуальный опрос 03.05 61 Общественно-политические проблемы России во второй половине 1990-х гг. 1 Комбинированный урок Обострение межнациональных отношений. Начало чеченского конфликта. Выборы 1996 г. Основные итоги периода 1994—1998 гг. Определять причины усиления сепаратистских стремлений и национализма в России начала 1990-х гг. фронтальный опрос 08.05 62 Россия в начале XXI в. 1 Комбинированный урок Контртеррористическая операция в Чечне. Парламентские и президентские выборы 1999— 2000 гг. Россия: по пути реформ и стабилизации. Власть и общество: новая модель отношений Анализировать характер действий федеральных сил в Чечне во время первой и второй чеченских войн. Формулировать выводы об итогах парламентских и президентских выборов фронтальный опрос 10.05 63 Внешняя политика демократической России 1 Комбинированный урок Международное положение России после распада СССР. Россия и Запад: поиск взаимопонимания. Смена приоритетов российской дипломатии. Россия и страны СНГ. Участие России в формировании современной международно-правовой системы Сравнивать задачи внешнеполитической деятельности, которые ставились в СССР в начале 1980-х — начале 1990-х гг. и в новой России. Сопоставлять различные точки зрения на то или иное событие, приведенные в различных источниках Индивидуальный и фронтальный опрос 15.05 64 Искусство и культура России к началу XXI в. 1 Урок-семинар Изменения в духовной жизни. Отечественная культура и постмодернизм. Современный литературный процесс. Театр, музыка, кино. Живопись, архитектура, скульптура Выявлять особенности духовной жизни российского общества. Характеризовать новые явления в современной отечественной культуре фронтальный опрос 17.05 65 ПОУ Россия в конце XX — начале XXI в. 1 Повторительно-обобщающий урок Основные события в истории России XX — начала XXI в. Итоговый контроль по теме 22.05 Повторение (3 ч)
66-67-
68 Итоговое повторение курса Истории 3 Повторительно-обобщающий урок Основные события в истории России с начала XXв до начала XXI в. Выполнять задания разного уровня сложности Итоговый контроль по курсу истории 24.05
29.05
31.05 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплект для обучающегося:
Загладин Н. В., Козленко С. И. И др. История Отечества XX – начало XXI века, 11 класс, М., «Русское слово», 2006 г.
Данилов А.А. «История России в таблицах XX век», 9-11 классы, М., «Дрофа», 2002 г.
Методическая литература:
1. Тугусова Г.В. «История в 11 классе. Поурочное планирование с проверочными заданиями и контрольными тестами. Руководство для учителей», М., 2002 г.
2. Козленко С.И., Загладин Н.В. Программа и тематическое планирование по курсу «История Отечества.XX век», РС, 2012
Настенные исторические карты
Оборудование и приборы:
Компьютер
Интерактивная доска.