Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в 7 классе.


Пояснительная записка.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Каждый учитель русского языка, участвуя в образовательном процессе должен в своей деятельности опираться на приоритетные направления изучения русского языка:
Ценностные (аксиологические)
формирование представления о русском языке как государственном языке Российской Федерации, форме выражения национальной культуры, национальном достоянии русского народа;
Познавательные
освоение лингвистических понятий, особенностей функционирования языковых и речевых явлений;
Коммуникативные
усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения;
развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;
овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из различных источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста и др.). Личностные универсальные учебные действия способствуют развитию личностных качеств и способностей ребёнка. У ребёнка формируется представление о себе как о личности, когда он кратко рассказывает о себе. Он должен осознавать, для чего выполняются устные и письменные задания, для чего нужно выполнять домашние задания. Учащиеся знакомятся с традициями и обычаями других стран.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности. Необходимо часто менять виды учебной деятельности, учитывая психологические и возрастные особенности учащихся. Доказана эффективность использования игр в процессе обучения, потому что они помогают естественному изучению языка. Саморегуляция происходит при инсценировке сказок, при сочинении рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам. Необходимо на начальном этапе научить детей прогнозировать свои результаты. При положительном результате у детей появляются позитивные эмоции и повышается самооценка.
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:
- общеучебные- логические
-действия постановки и решения проблем
Необходимо развивать у ребёнка логическое мышление, используя опоры (тексты, грамматический материал, лингвострановедческий материал и др.). При изучении грамматического материала целесообразно использовать геометрические фигуры.
Например: подлежащее- четырехугольник, смысловое сказуемое - чёрный треугольник, именное сказуемое- заштрихованный треугольник, определение- ромб, обстоятельство – овал ит.д. При помощи геометрических фигур формируется способность к моделированию.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Учащиеся должны уметь слушать другого, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Для успешного решения коммуникативных задач учителю необходимо создавать на уроке благоприятный психологический климат. Чем благоприятнее атмосфера на уроке, тем быстрее происходит формирование коммуникативных действий.
Критерии оценки сформированности УУД у учащихся.
В результате изучения/обучения школьники должны быть способны:
- соблюдать правила произношения и основные интонационные модели;
- читать про себя c полным пониманием учебные тексты и с пониманием основного содержания простые оригинальные тексты, доступные по содержанию и языковому материалу;
в области письма:
- писать краткое поздравление (с днём рождения, с Новым годом) с опорой на образец;
- писать личное письмо с опорой на образец;
- заполнить простой формуляр о себе.
Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в 7 классе. На уроках русского языка для формирования познавательных УУД я использую орфографические задачи и выстраиваю урок , применяя технологию развивающего обучения.
Орфографическая задача №1.
Цель: формирование умения выдвигать гипотезы и проверять их.
Описание задания: дан список слов. Требуется найти и отразить в виде графического алгоритма зависимость правописания н и нн в прилагательных и причастиях.
Материалом служат слова, написанные на доске, размещенные на экране.
Вопрос: «Чем следует руководствоваться при выборе н или нн в причастиях и прилагательных?» Установите закономерность и отразите ее в виде схемы.
Ученики анализируют примеры. Можно предложить линии зависимости: 1) от части речи, 2) от части слова.
В процессе обдумывания учащиеся должны сделать вывод о правописании данной орфограммы и предложить графические схемы.
Критерии оценивания: умение обнаружить закономерность между выборм буквы и морфемной структурой слова, с одной стороны,а также принадлежностью слова к той или иной части речи, умение выдвигать гипотезу и доказывать ее состоятельность, умение обобщать факты и представлять закономерность в словесной и графической форме.
Орфограмма «Н и нн в прилагательных и причастиях» фокусируется на основных признаках – морфеме и принадлежности слова к части речи.
После выполнения задания целесообразно провести словарный диктант, который выполняют учащиеся с использованием алгоритма и самостоятельной проверкой по словарю.
Орфографическая задача №2.
Цель: формирование умения анализировать, сопоставлять, выдвигать гипотезу, понимать точку зрения оппонента, защищать свою точку зрения, находить аргументы.
Описание задания: столкновение двух или более разных точек зрения.
Учащиеся знакомятся с текстом задания и предлагают на вопрос свой вариант ответа.
Материал: карточки с заданиями. С каким мнением вы не согласны?
А) Надо запомнить правописание приставок: есть только приставка на, например, находить, нарисовать, нарезать. Но не существует, есть только приставка Под, например, подбить, подсмотреть, подслушать, приставок Пад, Пат, Пот не существует; есть только приставка с, например, сбрить, сбежать, срубить, приставки з не существует.
Б) Правописание приставки зависит от того, какой звук обозначает последующий согласный: перед буквой, обозначающей глухой звук, пишем букву, обозначающую глухой согласный, перед буквой, обозначающей звонкий звук, пишем букву, обозначающую звонкий согласный.
Ученик выбирает определенную точку зрения, подбирает свои примеры для доказательства верности правила. В результате сопоставления двух принципов написания приставок все учащиеся должны прийти к общему мнению – необходимо дополнить правило написания приставок, так как оно касается только тех слов, в состав которых входят приставки, оканчивающие на согласный з, с.
Критерии оценивания: понимание возможности различать позиции и точки зрения, понимание возможных разных оснований для оценки одного и того же явления, учет разных мнений и умение обосновывать собственное, умение сравнивать, анализировать, обобщать.
Орфографическая задача №3
Цель: формирование умения выделять закономерности и делать вывод, самостоятельно формулировать правило.
Описание задания: сформулировать правило, установить закономерности написания н и нн в прилагательных и причастиях.
Материал: прилагательные и причастия с нн и н на карточках.
Задание: «Сформулируйте правило правописания н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях».
Каждый ученик пытается перечислить условия выбора н и нн.
В результате обдумывания учащиеся должны сделать вывод о правописании н и нн.
Для закрепления правила целесообразно провести диктант, включив словосочетания с отыменными и отглагольными прилагательными.
Критерии оценивания: умение сравнивать, анализировать и обобщать полученные наблюдения в ходе, изучения правописания слов, сходных в семантико-грамматическом отношении, умение четко и внятно формулировать правила написания прилагательных и причастий.
Итак, при решении данной задачи формируются познавательные учебные действия ( постигается семантическая и грамматическая природа слова), коммуникативные учебные действия (учащиеся должны прийти к общему мнению, выслушивать и понимать друг друга).
Кроме того, подобный путь осмысления орфографической закономерности помогает оценить каждому ученику собственные силы и способности, что способствует формированию личностных и регулятивных учебных действий.
Список литературы.
1.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий.- М. Просвещение, 2010.
2. Н. А. Родионова, А. В. Синицкая «Формирование УУД на уроках русского языка»- Самара, 2016.