Статья: «Приемы постановки учебной задачи на уроках русского языка. Формирование и оценка познавательных УУД»

«Приемы постановки учебной задачи на уроках русского языка. Формирование и оценка познавательных УУД».
Проблемная ситуация в обучении – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность. Цель создания проблемной ситуации: осознание и разрешение этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками; поиск истины (способа, приема, правила решения); различные точки зрения на один и тот же вопрос; противоречия практической деятельности. Для ведения учащихся в проблемную ситуацию можно использовать разные приёмы.
1. Учебная задача строится, исходя из самого теоретического понятия.
Например, тема «Имя прилагательное» (5 класс),«Служебные части речи» (5 класс). Учащиеся должны сами определить способ познания: использование учебника, справочников, энциклопедий. Задания такого типа требуют высокого уровня познавательной самостоятельности, учат работать со справочной литературой, выделять существенное и второстепенное в материале.
2. Предъявление двух мнений о какой-либо проблеме.
«Спряжение глагола»
Поспорили два пятиклассника: какого спряжения глагол велеть.
Один говорит: «Первого, так как оканчивается на –еть и не входит в число глаголов-исключений».
Другой утверждает: «Второго, так как в ударных личных окончаниях пишется буква и». Как вы считаете, кто из них прав? Объясните, почему другой ошибся.
Разрешите это спор.
«Вводные конструкции»
Объясните варианты постановки знаков препинания. Бабушка может быть дома. – Бабушка, может быть, дома. За деревней видно ржаное поле. – За деревней, видно, ржаное поле.
Урок русского языка в 5 классе по теме «Неопределённая форма глагола». На доске запись: писал – читали ; летит- ползет; нарисует- пронесет; говорить-донести; показать-сказать. Задание. Выберите основание для классификации глаголов и проведите её. -Что интересного заметили? -Что вас удивило? (у глаголов говорить-донести; показать -сказать не можем определить грамматические значения числа и времени). -
При выполнении подобных заданий происходит актуализация мыслительной деятельности. Ребенок стремится понять природу чужой ошибки, учится видеть ошибкоопасное место и избегать подобного. В ситуации, когда ребенку предложено два готовых варианта ответа, выбор становится более объективным, так как психологическая особенность детей – предвзято относится к оценке собственных действий.
3. Следующий прием - введение в смущение - позволяет четче определить границы способа действия, ведет к пониманию ребенком природы его ошибки, объективации мышления.
На уроке по правописанию приставок пре- и при- предлагаю учащимся игру «Прятки с приставками». В ходе игры учащиеся анализируют слова, находят среди них слова с приставками пре- и при- (Например: премия, прекрасный, пригород, призовой, присказка, принцесса, приход). [Г.Г.Граник «Секреты орфографии»]
На уроке по правописанию приставок на –з и –с ввожу в упражнения слова искра, история, где –ис является частью корня; сдать, спрыгнуть, в которых приставка подчиняется правилу единообразного написания морфем.
Закрепить знание по этой теме помогут песенки из передачи «Радионяня»:
Живут на свете, людям помогая,
Приставки во-, из-, через-, раз- и без-.
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой с.
При изучении обращения использую предложения: Ты помнишь ли вечерний небосклон? Не шуми ты, рожь, спелым колосом. Учащиеся должны сделать вывод, что личные местоимения не называют того, к кому обращаются с речью, следовательно, не являются обращениями.
4. Прием практической задачи.
Урок в 7 класс по теме «Правописание мягкого знака на конце наречий». На уроке разыгрывается ситуация. В классе появляется Домовенок Кузя и приносит заявление, в котором просит проверить ошибки:
Заявление.
Заявляю, что как только ночь заполночь, приходит в мой дом всякая молодежь. Ноги все сплошь грязные от лужь. А ты тут ходишь, моешь, вытираешь, убираешь. В общем, жить мне так невмочь. Точь-в-точь от усталости упаду навзничь, никакой врачь не поможет. Так, что прошу поставить на мой дом домовенофон, а то я хоть и хорошь, но уйду отсюда прочь( Даны слова разных частей речи, в которых нужно вставить Ь на конце. Дети легко справляются с заданием, когда это касается существительных, глаголов и прилагательных. При написании наречий получаем два варианта: с ь и без него. Учащиеся фиксируют разрыв знаний: правописание ь после шипящих в наречиях ими еще не изучено.)
Учитель через побуждающий диалог Домовенка Кузи и учащихся помогает ученикам поставить проблему, сформулировать тему урока, тем самым обеспечивается интерес к новому материалу, да и вообще к предмету. Затем учитель организует поиск решения. Это гарантирует подлинное понимание материала. Нельзя не понимать то, до чего ты додумался сам. А затем на уроке закрепляется новое знание с использованием различных заданий:
№1.Составь предложения, используя наречия, оканчивающиеся на шипящий: НастежНевтерпежНевмочВскачСплошНаотмаш...
№2. Компьютерный тест, выполненный в программе PowerPoint, позволяет быстро проверить усвоение знаний (тест№2)
Рисунок 1 (тест№ 2)
Прием фиксации полученных результатов осуществляется на «Контрольном листке»:
Фамилия ,имя___________
Тест №1
Тест №2
Редактирование заявления
Составить предложения
итог









«Понятие деепричастия»
На доске предложение: Волны несутся, гремят и сверкают. Что можно о нем сказать? Чем выражены однородные сказуемые? Что обозначает эта часть речи? Сравните: Волны несутся, гремя и сверкая. Что изменилось? Перечислите слова, которые называют действия? Что вы можете о них сказать? Дети приходят к выводу, что эту часть речи они еще не изучили.
5. Проблемные ситуации с удивлением. Классу предъявляются противоречивые факты, взаимоисключающие точки зрения. На уроке русского языка по теме «Склонение имен существительных» 5 класс учитель предлагает учащимся понаблюдать над словосочетаниями: гуляет по парку, гуляет у парка.
Подводящий диалог позволяет понять, что общего и в чем разница между этими словосочетаниями. Общее: это словосочетания, одинаковые части речи. Различие: разные предлоги, окончания у имен существительных, существительные стоят в разных падежах (по парку –Д.п, у парка-Р.п.). Подберем примеры, где бы существительные были в одном падеже: иду по земле, иду по степи. Определите падежи имен существительных ( Д.п.) Что вас удивило?
6.Проблемные ситуации с затруднениями. В их основе лежит противоречие между необходимостью выполнить задания учителя и невозможностью этого сделать. Учитель предлагает учащимся задание, не выполнимое в принципе. На уроке русского языка «Несклоняемые имена существительные» 5 класс предлагается просклонять существительное море. Дети легко справляются с заданием. Следующее задание –просклонять существительное шоссе. Учащиеся испытывают затруднение. Возникает проблемная ситуация, требующая решения.
7.Прием изучения развития языка с исторической точки зрения.
Например, в теме «Фонетика и графика» (5 класс) считают уместным затронуть вопрос о причинах реформирования русской азбуки (буквы «ер», «ерь», «ять», «фита»).
В 7 классе мы сравниваем современную систему частей речи с представлением М.В.Ломоносова, отраженным в «Российской грамматике» 1755г.
В сильном классе возможна работа с древнерусскими текстами (отрывок из летописи о смерти Олега от своего коня, «Слово о полку Игореве»), в ходе которого учащиеся могут проследить изменения на всех уровнях языка.



8.Урок моделирования
2.Актуализация знаний.
Отгадайте, какое слово изображено на презентации?
ГЛАГОЛ ( Л Г О Л А Г)
-Какую часть речи мы сегодня будем повторять? (ГЛАГОЛ)
Фронтальный опрос: -Что такое глагол? -На какие вопросы отвечает?
-Как изменяется? -Что такое неопределенная форма глагола?

3. Мотивация учебной деятельности.

Создание проблемной ситуации:
Действительно, глаголы будут сегодня объектом наших наблюдений. Но какой именно будет наша тема – вы попробуете определить сами, выполнив задание.
Замените звуки буквами. Впишите полученные буквосочетания на карточку №1 и обоснуйте свой ответ
На презентации запись:
Дима готови [ца] к уроку.
Дима начал готови [ца] к уроку.
Диалог: ? Объясните. Почему ребята написали одно и то же слово по-разному (версии детей). Проверка по презентации (слайд 6)
? Подскажите, что на уроке мы будем повторять?
? Сформулируйте тему урока (Тема: «Правописание -тся и -ться в глаголах»)
? Чему мы должны научиться на уроке?
? Сформулируйте цель урока в соответствии с темой, используя слова из презентации:
Повторить орфограмму правописание -тся-ться в глаголах
Научиться без ошибок записывать глаголы , оканчивающиеся на ться- тся;
узнать условия выбора написания - тся и - ться в глаголах;
уметь владеть способом действия при выборе написания; употреблять в речи глаголы данных форм.

4.Самоопределение к деятельности.

















Открываем тетради по русскому языку. Запишем число, тему урока («Правописание -тся и -ться в глаголах») (Слайд 11)
Отгадаем загадку:
На ладонь он ляжет весь.
Не часы – а стрелка есть.
Он в дороге ( он что сдела ? ) пригодит..ся.
С ним нигде ( нигде что сдела ? ) не заблудит..ся.
? Что это? ( - это компас )
? Зачем нужен компас? (- определяет направление)
? Задание на карточке. Вставим пропущенные буквы в текст загадки. Объясните правописание –тся , -ться в глаголах (слайд14)
? От каких факторов зависит правописание -тся и -ться в глаголах? (версии детей записываются на доске:
- от вопроса
- от формы глагола: -3л. Ед. и мн.ч, н.ф.глагола
-Итак. У нас несколько гипотез. Давайте проверим, кто прав?
В учебнике на стр.32 есть правило. Прочитаем его.
-Для того, чтобы запомнить правило, попробуем составить модель «Правописание глаголов на –ТЬСЯ- ТСЯ).
Работа в парах . Учащиеся работают в тетрадях, рисуют модели.
У доски – 2 человека защищают модель.
- Что главное в схеме?
- Наличие -тся-ться; наличие вопроса, наличие формы глагола: 3 л.ед.ч и мн.ч,, н.форма глагола)
Вывод:
Расскажите о правописании глаголов, используя созданную модель (слайд 15,16)
ТСЯ- что делает? 3л, ед.и мн.ч
ТЬСЯ-что делать? н.ф.глагола.

Самооценка знаний учащихся






Самостоятельная работа















Самооценка знаний учащихся


! Оцените себя на волшебной линеечке: понял___________сомневаюсь_____________не понял Учитель: Следующее задание № 3 находится на карточке. Самостоятельная работа с самопроверкой (дифференцированные задания с правом на выбор): 1 ур. Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему, то выбирайте уровень 1; 2 ур. Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор уровень 2; 3 ур. Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш уровень 3. 1 ур. – Вставьте пропущенные буквы , обозначая изученную орфограмму:
 Друзья(что делают?) познаются в беде. Трус своей тени(что делает?) боится. Не стыдно не  знать, стыдно(что делать?) не  учится. За всё (что делать?) братся  – ничего не сделать.
2  ур. Вставьте пропущенные буквы , обозначая изученную орфограмму
Друзья познаются в беде. Трус своей тени  боится. Не стыдно не  знать, стыдно не  учится. За всё  братся  – ничего не сделать.
3 ур. Замените словосочетание глаголом. Запишите полученные глаголы. Подчеркните ТСЯ, ТЬСЯ (слайд 22)
Проявлять стремление  -                                                 стремится
Они испытывают  волнение      –                                    волнуются
Допускать ошибки           -                                                ошибатся
Он испытывает  радость    -                                          радуется
Проверка при помощи презентации. Проверьте, так ли у вас написано? В каком задании вы сделали ошибку? Объясните. Проверка 3 уровня при помощи презентации с ответами.
! Оцените себя на волшебной линеечке понял___________сомневаюсь_____________не понял
А теперь на каком уровне вы находитесь? Поднимите руки, кто продвинулся по волшебной линеечке?


6.Первичное закрепление.

Учитель: Закрепляем материал. Выполняем тест на компьютере.
Рисунок 2 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Рефлексия: ! Оцените себя на волшебной линеечке понял___________сомневаюсь_____________не понял
Ребята, кто отметил на линеечке, что все понял. И задание выполнил верно? Что вам помогло достигнуть высокого уровня? Кто помогал вам в открытии новых знаний? (Версии: работа в парах, помощь товарищей,учителя) Кто написал, что понял, а сам допустил ошибку? Ребята, подскажите, как помочь усвоить правило тем, кто затрудняется? (Версии: стать консультантом для ребят и объяснить правило)

8. Рефлексия учебной деятельности.
Рефлексия. Назовите тему урока? Достигли ли мы целей урока? Допишите фразу на карточке. Рефлексия по образцу:  Я сегодня узнал.Повторил..Закрепил. Зачитаем (1-3 учащиеся читают ответ) -Кого отметим? За что вы можете похвалить сегодня себя и ребят.


Современные возможности урока (мультимедийный проектор) позволяют сделать их более интересными и запоминающимися. Я объединила организацию проблемных уроков с демонстрацией мультимедийных презентаций, но использую мультимедийные презентации не только как иллюстративный материал для активизации внимания учащихся современными средствами, но и как возможность прийти к открытиям на уроках более легко и свободно. Благодаря зрительному восприятию, детям легче удерживать логическую цепочку знаний, которые необходимы для осознания создавшегося противоречия, для обозначения проблемы, для открытия новых знаний. Каждый появляющийся новый слайд мультимедийной презентации, предлагаемой мною, либо служит для активизации внимания и мышления учащихся, либо побуждает к выполнению заданий, или идет как подтверждение правильных ответов и выводов, проверки самостоятельной работы по эталону. Демонстрация мультимедийных презентаций на этапах актуализации знаний, открытия новых знаний, первичное закрепление - оживляет работу учащихся, позволяет в процесс открытия новых знаний включить практически каждого ребенка. Организация проблемных диалогов с использованием мультимедийных презентаций предоставляет учащимся большую возможность «самостоятельно» прийти к открытию новых знаний на уроках.
Трудности, с которыми я сталкиваюсь при проведении данного типа урока, связаны с тем, что дети не всегда могут выделить существенные признаки объекта, иногда очень долго ищут способ действия, им сложно работать с границами способа действия.
Необходимо отметить и положительные моменты в построении такого типа урока – постановка учебной задачи стимулирует умственную и речевую активность формируют мышление учащихся, так как идеи РО приоритет отдают не действию по образцу, а нахождению общего способа действия


Список литературы.
Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. - Ростов-на-Дону, 1970.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: Изд-во МГУ, 1985.
Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1972.
Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. - М., 1976.
Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991.
Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1977.
Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975.
Развитие учащихся в процессе обучения: Под ред. Л. В. Занкова. - М., 1963.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



Root Entry