Программа факультативного курса Краеведение


Авторская программа факультативного курса «Краеведение»
Г.А. Абинова учитель истории Новоникольской СШ
село Новоникольское, Сандыктауский район,
Акмолинская область
Чтобы по-настоящему любить свой край,
нужно хорошо знать его...
Школьное краеведение предполагает комплексное изучение родного края, т. е. учащиеся под руководством учителя знакомятся с природными, культурными и историческими особенностями края.
В ходе этого курса учащиеся познакомятся с историей области, района и села, с людьми, которые прославили наш регион. Узнают так же о полезных ископаемых, о памятниках истории и культуры, а так же совершат по ним заочные путешествия . Особое внимание уделяется изучению истории, культуры родного села –Новоникольска.
Главной целью данного курса является - систематизация и расширение представлений учащихся о своем крае, развитие чувства патриотизма.
Для реализации учебного курса по краеведению будут использоваться следующие виды учебной деятельности: урок-экскурсия, урок- беседа, урок - игра, проектная деятельность. Внимание будет уделяться и экскурсиям. В основном, это экскурсии по местным достопримечательностям, в районный и областной краеведческие музеи. В разработках экскурсионных занятий предусматриваются вопросы учащимся для наблюдений и обобщения увиденного, практические задания, дополнительный материал для рассказа экскурсовода или учителя.
По окончанию каждой четверти предлагается проводить уроки контроля в виде викторин, конкурсов, игр. А так же будет предложено учащимся выполнить творческие работы по подтемам. По результатам которых, следует определять уровень знаний учащихся по данному курсу. Активизировать познавательную деятельность учащихся позволяет использование цифровых образовательных ресурсов. При разработке заданий необходимо учитывать общий уровень развития ученического коллектива; возрастные особенности формирования креативной среды; личностные особенности учащихся; специфические черты и особенности учебного предмета.
Курс «Краеведение» для 7класса направлен на реализацию следующих целей:
Образовательные:
познакомить с краткой исторической справкой области;
предоставить основную информацию о памятниках истории и культуры края, привить чувство ответственности и заботы за их судьбу;
ознакомить с основными растениями и животными области, а так же видами, которые занесены в Красную книгу;
привлечь внимание учащихся к экологической проблеме края;
познакомить с историческим прошлым родного села – Новоникольска;
6. ознакомить с писателями и поэтами, проживавшими на территории области
Развивающие:
развивать навыки при работе с картой;
развивать самостоятельность и творческую активность;
расширять знания поистории;
расширять знания учащихся по краеведению;
расширять кругозор учащихся, развивать их познавательную активность.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе;
воспитывать чувство патриотизма, любви к родному краю.
Что должны знать учащиеся к концу курса: где расположена наша область, какие полезные ископаемые, растения, животные, водные ресурсы есть в регионе, краткую историю области, названия достопримечательностей области, их местонахождение, историю родного села, его достопримечательности.
Что должны уметь учащиеся к концу курса: рассказать краткую историю области, находить ее на карте, показывать месторождения и добычи полезных ископаемых, реки, озера области, называть основные виды животных и растений области, давать краткую характеристику городам области, рассказывать о родном селе, его достопримечательностях. Делать сообщения и выполнять индивидуальные задания учителя. Работать с картой. Календарно-тематическое планирование по курсу краеведения 7 класс
№ Тема урока Да-таОборудование Домашнее задание Программное содержание
1 четверть
1 Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний Дополни-тельная литература Знать основные краеведческие понятия и термины Познакомить с видами источников краеведческой информации.
2 Прошлое и настоящее области. Карта, презента-ция об Астане Составить историчес-кую справку- схему Предоставить учащимся краткую историческую справку области
3 Флора и фауна Акмолинской области Презента-ция, иллюстра-цииДоклады, рисунки Дать представление о животных и растениях, особенно редких
4 Наш край богат талантами портреты Сообщения об исторических личностях Дать представление о заменитостях родом из Акмолинской области
5 Обобщающее занятие. Посещение областного краеведческого музея (по возможности) викторина «Что мы узнали о нашей области?»
2 четверть
6 История Сандыктауского района Материалы районной газеты Искать дополните-льный материал в интернете Предоставить учащимся краткую историческую справку района
7 Топонимы нашего района Научная работа Исследова-ть происхождение топонимов с/о Дать информацию о способах образования топонимов
8 Наш район в годы Великой Отечественной войны Материалы районной газеты Познакомить учащихся с состоянием района и его вкладом в победу
9 Гордость нашего района Материалы районной газеты Искать дополните-
льный материал Рассказать об исторических личностях района
10 Практическое занятие. Работаем с картой Настенная карта и в интернете Учить работать с картой
11 Игра «Кроссвордомания» Дополнительная литература, карточки с заданиями Проверить уровень усвоения знаний
12 Экскурсия в районный краеведческий музей Закрепить и дополнить знания
3 четверть
13 Взгляд в прошлое. фотоальбом Беседовать со взрослыми о прошлом села Выяснить, как развивался округ до основания Новоникольска14 Целина Основание Новоникольскафотоальбом Беседовать со взрослыми о прошлом села Выявить особенности основания села
15 Этапы развития села фотоальбом Беседовать со взрослыми о прошлом села Предоставить учащимся краткую историческую справку о селе
16 Моя малая Родина фотоальбом Дополнить информацию на основе материалов, собранных учащимися
17 Наши земляки фотоальбом Беседовать со взрослыми о прошлом села Рассказать о людях, оставивших свой след в развитии села
18 О человеческих судьбах, опалённых войной фотоальбом Рассказать о людях, участвовавших в войне и работавших в тылу
19 Воины - интернационалисты Фотографии, письма Рассказать о людях, участвовавших в войне
20 Жемчужины нашей природы фотоальбом Подготовить сообщения с фотографиями Обратить внимание детей на красоту окружающей природы и необходимость её сохранить
21 Что ещё мы знаем? Фотографии, иллюстрации Закрепить изученный материал
22 Обобщающая игра «Брейн –ринг» Раздаточный материал Проверить уровень усвоения знаний
4 четверть
23 История нашей школы Фотографии Предоставить учащимся краткую историческую справку о школе
24 Не надо забывать учителей Фотографии Познакомить с учителями, посвятившими себя нашей школе
25 Наши выпускники Фотографии Собрать сведения о выпускни-кахРассказать о выпускниках
26 Школа в будущем проекты Пофантазировать о будущем школы, развивать креативное мышление
27 Я и моя семья. Фотографии Пересмот-реть домашние фотоальбо-мы Развивать связь поколений
28 О чём рассказали фотографии старого альбома Фотографии Развивать связь поколений
29 Обобщение. презентация Закрепить изученный материал
30 Викторина «Наш край» Интерактив-ная доска Проверить уровень усвоения знаний
План работы факультатива «Краеведение» на летних каникулах

№ дата тема содержание
31 7.06 Природа нашего края. Экскурсия Занятие проводится в форме путешествия в растительный и животный мир .
32 8.06 Дом, в котором я живу или хотел бы жить 1.Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.
2. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
33 10.06 Моя улица Урок-экскурсия по улицам. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Форма контроля: эссе «Прогулка по улицам моего села».
34 11.06 Конкурс презентаций Оформление материалов в виде презентаций