Статья ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Повышение качества подготовки специалистов через внедрение в образовательную среду информационных и коммуникационных технологий


М.Т. Хасенова,
Павлодарский педагогический колледж имени Б.Ахметова, заместитель директора по ИТ
О.А. Камайланова,
Областная многопрофильная школа-лицей для одаренных детей, г. Павлодар, учитель информатики


Индустриальный прогресс неразрывно связан с серьезной нагрузкой на образовательную систему, с необходимостью модернизации обучающих программ. Система непрерывного образования становится необходимой практикой адаптации выпускника вуза к потребностям современного производства. Поэтому качество подготовки студентов определяется не только тем, насколько полно они освоили содержание вузовского образования, но и степенью освоения методов саморазвития в профессиональной деятельности.
В нашей стране уделяется особое внимание развитию системы образования. В Послании народу Казахстана «Построим будущее вместе» Глава государства подчеркнул, что качественное образование должно стать основой индустриализации. В связи с этим необходима подготовка специалистов с глубокими знаниями и практическими навыками в области техники и технологий на мировом уровне, умеющих применять современные методы менеджмента в инновационной деятельности.
Для повышения качества подготовки специалистов необходимо провести масштабную модернизацию существующих и разработать новые программы обучения совместно с ведущими компаниями страны. Образование должно ориентироваться в своем развитии на качественную подготовку специалиста, адаптированного к потребностям современного производства.
Одним из важнейших условий повышения качества подготовки специалистов является внедрение новых форм и методов обучения с применением информационных и коммуникационных технологий. Это повысит качество и доступность образования, усилит связь между разными уровнями образования, а также ускорит процесс интеграции образования, науки и производства.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы человеческой деятельности. Этому способствуют повсеместная информатизация общества и образования, внедрение современной компьютерной техники и программного обеспечения, необходимость подготовки конкурентоспособных специалистов, соответствующих требованиям индустриально-инновационного развития страны, принятие государственных и межгосударственных программ информатизации образования. Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий позволяет создать благоприятную среду, обеспечивающую максимально высокий уровень образования и предоставление его «по запросу» в любое удобное для обучающегося время и в любом месте. Важным аспектом данного подхода является формирование культуры создания и использования знаний в интересах общества.
Исследования ученных свидетельствуют о том, что внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему образования является одним из основных факторов формирования конкурентоспособности будущих специалистов и его вхождения в мировое сообщество профессионалов. Поэтому во всем мире осуществляются крупномасштабные процессы информатизации образования на основе ИКТ, вкладываются большие капиталовложения в их развитие, активно используются в системе профессиональной подготовки студентов самые последние достижения в области ИКТ.
Хороший специалист в выбранной области должен владеть целым набором весьма сложных навыков: знать сущность различных технологий, применяемых в той сфере деятельности, в который он занят, разбираться как в технике, которая используется на конкретном предприятии, так и в новинках мирового технического прогресса. К примеру, в системе подготовки специалистов важным является приобретение студентами профессиональных умений и навыков и знание средств (современных измерительных комплексов, аппаратуры исследований и промышленного оборудования), с помощью которых они достигаются. Несмотря на это, учитывая состояние лабораторного оборудования и исходя из специфики направлений подготовки специалистов, организации образования все шире внедряют в учебный процесс компьютерные лабораторные работы, в том числе при дистанционном обучении.
Однако, помимо предоставления обучающимся суммы базовых знаний, выработки профессионально важных качеств, умений и навыков, необходимо привить умение воспринимать и осваивать новое: новые знания, новые виды и формы профессиональной деятельности. Необходимо выработать у будущего специалиста способы адаптации к изменяющейся профессиональной среде и достижениям научно-технического прогресса, способность к творчеству, способствовать превращению творчества в норму и форму его существования, в инструмент свершений во всех сферах деятельности – профессиональной, научной, технической, управленческой. Владея перечисленными навыками, специалист сможет посредством компьютеризации и глобальной сети Internet оперативно знакомиться с новейшими достижениями в своей профессиональной области. Кроме того, необходимые знания в сфере профессиональной деятельности специалист может приобрести посредством различных дистанционных курсов, получивших широкое развитие в условиях информатизации всех сфер человеческой деятельности и функционирующих на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий. Дистанционное обучение в современных условиях стало одним из важных инструментов подготовки и переподготовки специалистов.
Использование информационных технологий повышает уровень активности обучаемого, развивает способности альтернативного мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, позволяет прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними.
Активное использование современных достижений в области информационно-коммуникационных технологий в обучении является одним из главных направлений модернизации учебного процесса. Сегодня перед образованием стоит задача - максимально эффективное использование ИКТ, направленное на повышение качества образования.
В заключение следует отметить, что в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе и качеству образования. В свою очередь, качество образования может достигнуть высокого уровня, имея в своем распоряжении информационно-коммуникационные технологии, соответствующие современным реалиям научно-технического прогресса.
15