Опыт работы Патриотическое воспитание учащихся через групповые формы работы


МБОУ «Томаровская средняя общеобразовательная школа №2 Яковлевского района Белгородской области» имени Героя Советского Союза Швеца В.В.
Патриотическое воспитание учащихся через групповые формы работы
Актуальный педагогический опыт старшей вожатой Батраковой Л.И.
Томаровка 2013-2014 год
Раздел 1
Информация об опыте. Условия возникновения опыта
В Томаровской средней общеобразовательной школы №2 Яковлевского района Белгородской области»имени Героя Советского Союза Швеца В.В. работаю пятый год. Тема опыта выбрана не случайно. Ведь для гармоничного развития личности, готовой к самореализации и самоопределению необходима твердая позиция гражданина. Патриотическое воспитание призвано формировать морально-психологические качества, необходимые для выполнения задач надежной охраны безопасности Отечества. Для достижения этой цели оптимальной является групповая форма работы с учащимися, так как в группе проявляются лидерские качества, а также наилучшим образом стимулируется интерес к интересующей всех теме.
Я считаю, что в настоящее время, когда у большинства учащихся утрачены ценностные ориентиры, слабо проявляется любовь к Отечеству, патриотическое воспитание должно проходить через все сферы жизнедеятельности подрастающего поколения. Своей личной задачей как педагога, считаю оказание помощи учащимся в направлении к так необходимым истокам нравственности, невозможным без любви к Родине.
2. Актуальность и перспективность опыта
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня отношения гражданина с его государством и обществом в целом, коренным образом изменились. Человек имеет больше возможность реализовать себя в любых отраслях жизнедеятельности, но, однако, и его ответственность перед другими людьми многократно возрастает. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только  в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую   сферы  общества. Школа всегда играла огромную роль в формировании гражданской личности. Сейчас, чтобы вырастить гражданина, сочетающего в себе как нравственную, так и правовую, политическую культуру, современной школе отводится первое место.
Родина – это понятие начинается с малого – своей улицы, села, места, в котором живет человек. Необходимо привить чувство любви к малой Родине, чтобы в последствии вырастить личность, способную быть полноценным, самодостаточным гражданином страны. Занятия в группе, направленные на выполнение тех или иных задач военно-патриотической направленности позволяют развить кругозор, привить здоровое чувство соперничества, желание быть первым во всем.
Актуальность опыта определяется противоречием между необходимостью формирования гражданина-патриота и отсутствием этого представления у детей; между стремлением школы к формированию гражданина, патриота и отсутствием этого стремления в семье; между ситуативным характером и стихийностью проявления у школьников патриотических качеств и целенаправленной, систематической работой по военно-патриотическому воспитанию.
3.
Длительность работы над опытом с момента обнаружения противоречия до момента выявления результативности опыта составляет четыре года.
4.
Диапазон опыта охватывает систему воспитательной работы старшей вожатой, направленную на повышение эффективности воспитательного процесса через создание организационно-педагогических условий гражданско-патриотического воспитания в школе.
Вопросы патриотического воспитания подрастающих поколений всегда волновали выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого. Они поднимались в трудах В.Г.Белинского, Е.Р.Дашковой, Н.А. Добролюбова, Н.М. Карамзина, М. В. Ломоносова, А.Н. Радищева, Л. Н. Толстого. К. Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского. Они заостряли внимание на том, как важно воспитать сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих свое Отечество. Их идеи нашли свое отражение в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения.
5. Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущей педагогической идеей опыта можно считать идею воспитания гражданских и патриотических качеств учащихся в системе воспитательных мероприятий через групповые формы работы.
6. Теоретическая база опыта
Патриотизм является нравственной катигорией. Человека к нравственным поступкам всегда побуждают его убеждение, сознание, именно они и являются лучшими мотивами активной деятельности. Само понятие патриотизм подразумевает такие ценности, как гуманизм, духовность, милосердие. Патриотизм провозглашает общечеловеческие ценности. Гражданско-патриотическое направление воспитания связано с формированием гражданского самосознания, правовой культуры, гражданской позиции, сознание долга перед семьёй, народом и Родиной.
Передовой отечественный опыт в педагогике и психологии отражен в трудах К.Д.Ушинского, Л.С. Выготского, В.А.Сухомлинского, В.А. Бухвалова, Н.Е. Щурковой, Е.Н.Степанова, В.А. Караковского, П.В.Степанова.
Многие мыслители и педагоги прошлого отмечали роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее влияние. К.Д. Ушинский считал, что именно патриотизм – это не только важная задача воспитания, но и могучее педагогическое средство: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». По утверждению К.Д.Ушинского, чтобы воспитать «человека во всех отношениях», надо «прежде узнать его тоже во всех отношениях». В историко-философском понимании идея гражданственности – идея единения настоящего, прошлого и будущего поколений, преемственности традиций, вероисповедания народа, культуры. Так, в исследованиях Н.А. Савотиной конкретизируются вопросы современного понимания гражданственности как сложного комплекса субъективных свойств личности – осознанной законопослушности, патриотической преданности и защиты интересов Отечества, приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности.
Военно-патриотическое воспитание не может рассматриваться без историко-культурологического, комплексного подхода. Свое отношение к этим направлениям высказывали Д.С. Лихачев, И.А.Ильин, Н.А. Бердяев.
Для военно-патриотического воспитания школьников нужна, прежде всего, педагогическая развивающая среда. Такие аспекты в свое время рассматривались Л.С.Выготским, Т.М. Давыденко.
Существует система воспитательной работы В.А. Караковский, которая характеризуется как система взаимосвязанных воспитательных мероприятий, адекватных поставленной цели. Эти концепции достаточно определенно указывают направления воспитательной работы.
Основными нормативными документами для организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников являются: Конституция Российской Федерации РФ,
«Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
Долгосрочная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2011-2015 годы».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения в Белгородской области является приоритетным направлением. Разработана и была реализована областная программа «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2006-2010 годы». На данный момент действует долгосрочная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2011-2015 годы».
Существует три ступени, по которым учащиеся будут шаг за шагом подниматься к пониманию и восприятию патриотизма: как состояния души, как мировоззрения, как образа жизни. Следует выделить два необходимых критерия. Первый – поиск необходимого материала, который необходим в работе педагога; второй – личные качества педагога: любовь к Родине, гражданская позиция, любовь к ученикам, ибо его ученики – часть Родины, её будущее.
7. Новизна опыта заключается в Индивидуальном подходе к каждому ребёнку в группе, основанный на принципах педагогики сотрудничества и личностно – ориентированного взаимодействия с детьми.
Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо сам человек не выбирает родителей, детей, Родину, место своего рождения.
Патриотизм и гражданственность формируются в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.
Интегративным направлением является гражданско-патриотическое, осуществляемое как духовно-нравственное, историко-краеведческое, военно- патриотическое, спортивно-
патриотическое.
Раздел 2. 8. Технология опыта
Главная цель состоит в воспитании патриотизма как важнейшей духовно - нравственной ценности и формирование готовности к защите Отечества.
Исходя из обозначенных выше целей, она поставила перед собой следующие задачи:
изучить и проанализировать теоретические основы патриотического воспитания учащихся;
определить специфику работы по патриотическому воспитанию посредством групповых форм работы;
разработать системугрупповых воспитательных мероприятий в рамках программы патриотического воспитания, направленную на формирование патриотических качеств.
Важнейшим условием реализации идеи является непосредственно разработка системы мероприятий с привлечением не только педагогов, но и работников других социальных институтов.
В начале работы над опытом были сформулированы основные принципы патриотического воспитания во взводе:
принцип систематичности, который предполагает разработку программы патриотического воспитания, рассчитанную на 5 лет;
принцип воспитания через социально значимую деятельность;
принцип интеграции усилий всех участников образовательного процесса;
принцип тематичности, предполагающий разработку соответствующих материалов;
принцип учёта возрастных особенностей школьников, основанный на принципе доступности обучения классической дидактике;
принцип когнитивности, предполагающий познание учащимися в воспитательном процессе новых сведений, нового знания, а не только известного им до этого.
Наряду с этим педагог определила основные пути решения выявленных противоречий:
разработка плана мероприятий военно-патриотической направленности;
привлечение социальных партнёров к процессу патриотического воспитания учащихся школы;
выявление наиболее эффективных форм и методов воспитательной работы в школе с учетом групповых форм работы.
В своей работе педагог использовала различные принципы для реализации целей и задач:
Принцип гуманистической направленности и целеустремленности воспитательного процесса. Данный принцип означает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Принцип групповой деятельности. В правильно организованной групповой деятельности формируется чувство ответственности за порученное дело, его результат; проявляются лидерские качества, умение сотрудничать с другими.
Принцип разумной требовательности. Данный принцип основывается на развитии правового самосознания, правовой культуры всех участников образовательного процесса. Можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других.
Принцип стимулирования саморазвития и самовоспитания. Каждый школьник должен знать себя, научиться с разумной критикой рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов – создать такие условия, в которых ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности.
В качестве форм военно-патриотического воспитания школьников через групповые формы работы педагог выделяет: деловые игры, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинг, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором. А в качестве методов: метод убеждения, метод упражнения, метод оценки.
Работа по военно-патриотическому воспитанию организуется в три этапа:
1 этап – подготовительный (2009-2010гг.)
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы и передового педагогического опыта по проблеме военно-патриотического воспитания, создание системы работы по организации воспитательной работы, направленной на совершенствование военно-патриотического воспитания учащихся.
На данном этапе педагог выступает в роли организатора детской групповой деятельности. Изучает детей, регулирует их взаимоотношения, предлагает задачи для совместного коллективного творчества, демонстрирует способы планирования и организации совместных действий, создает проблемные ситуации, требующие коллективного сотрудничества, проводит тренинги, развивающие у детей умения совместной деятельности.
2 этап – основной (2010-2013 гг.)
На данном этапе сновное содержание деятельности, осуществляемой по этому направлению, сфокусировано на формировании у учащихся исторической памяти, уважения к героической и драматической истории страны, высокой культуры, духовности, любви к России, на конкретном наполнении патриотической идеи. Особенно это касается ценностей и интересов общества, государства, личности, гражданской ответственности, готовности к достойному служению Отечеству и защите, в случае необходимости, суверенитета, государственной целостности и национальных интересов Российской Федерации.
Формы и методы воспитательной работы отбираются на основе принципов проблемности, исследовательского характера деятельности, занимательности, состязательности.
Мозговой штурм. Например:
Учащиеся делятся на две большие группы, им предлагается назвать ассоциации, которые вызывают у них понятия «гражданственность» и «патриотизм». Педагог делает записи на доске в два столбика, после чего задается вопрос: «Являются ли эти два понятия одинаковыми по своему смыслу и содержанию?»
Групповая работа. Например:
Учащиеся делятся на небольшие группы. Представители каждой группы поочередно достают из конверта карточки-жетоны с изображением флагов и гербов Белгородской области и тех территорий, в которых живут учащиеся взвода. Им предлагается в течение 10-15 минут подготовить сообщение о значении символики. В помощи учащимся можно предложить справочную литературу или официальные документы.
Дискуссия. В группах по 5-6 человек предлагается обсудить один из следующих или другие вопросы, касающиеся военно-патриотической тематики: «Патриотично ли критиковать свое государство? Патриоты ли писатели и поэты, видя Россию «немытой», «рабской», «жалкой», а народ – с «ультраослиным терпением»?». После групповой работы проводится общая дискуссия, в которой участвуют все желающие высказать свое мнение. По итогам дискуссии учащимся предлагается определить: кого можно назвать гражданином и патриотом и привести в качестве иллюстрации примеры проявления гражданственности и патриотизма из отечественной истории и современности.
Анкетирование учащихся. Педагог проводит как с целью подготовки к какому-либо мероприятию, так и для оценки эффективности воспитательной деятельности. Отвечая на вопросы анкеты, учащиеся оказываются в ситуации, когда нужно проанализировать своё отношение к исследуемой проблеме. Для анкетирования используются или готовые материалы, или анкеты, адаптированные к воспитательной ситуации в школе.
Пример анкеты:
Когда ты произносишь слово «Родина», что ты можешь себе сразу представить?
Хотелось бы тебе родиться в какой-нибудь другой стране? Если – да, то почему?
Какого человека можно назвать патриотом своей Родины?
Кого из известных тебе людей можно назвать патриотом своей Родины?
Как ты думаешь, трудно ли человеку жить без Родины? Почему?
Считаешь ли ты себя патриотом своей Родины? В чем это проявляется?
Интересуешься ли ты историей, культурой своей Родины?
Поддерживают ли тебя родители в этом?
Какие памятные места твоей Родины ты посетил, чем тебе это запомнилось?
Что бы о своей Родине ты хотел с гордостью рассказать, если бы у тебя была возможность встретиться со своим сверстником – представителем другой страны?
Методика незаконченных предложений. Например:
Моя Родина – это…
Я знаю, что моя Родина много…
Самыми трудными событиями моей Родины были…
Мне хотелось бы, чтобы моя Родина была самой…
Я не хочу, чтобы моя Родина…
Я благодарен своей Родине за то, что…
Круглый стол. Учащиеся обмениваются мнениями по вопросам:
Можно назвать гражданином Отечества только того, кто защищал детей, женщин, стариков в чрезвычайных ситуациях?
Можно ли в повседневной жизни проявить свою гражданскую позицию? Как?
В чём различие понятий «гражданин» и «патриот»? Прокомментируйте свою точку зрения примерами.
Во время проведения круглого стола педагог обращает внимание учащихся на культуру общения в ходе обмена мнениями, на умение выступать в роли оппонента, на регламент выступлений.
Задание-тренинг. Такие задания используются во время дискуссий, круглых столов.
Представьте себе, как бы вы поступили в подобных ситуациях.
У соседей случился пожар…
Срочно потребовалось сдать кровь больному…
Возникла необходимость съездить за лекарствами постороннему человеку…
Можно ли назвать следующие действия гражданскими поступками?
Ученики провели субботник по очистке парка и подготовили обращение к жителям бережнее относиться к зеленым островкам своего поселка.
Молодые люди участвуют в восстановлении храма.
Ученики взяли шефство над госпиталем ветеранов войны.
Интеллектуальная игра. Учащиеся делятся на 2 команды. Интеллектуальная игра состоит из четырёх геймов: «Разминка», «Заморочки из бочки», «Ты- мне, я – тебе », «Гонка за лидером».
Игра-состязание. Обычно игра - состязание проводится в канун Дня защитника Отечества или во время военно-полевых сборов.
Используемые педагогом формы и методы воспитательной работы ориентированы, в основном, на активную позицию учащихся в процессе педагогического взаимодействия, привлечение к работе по патриотическому воспитанию выпускников лицея, ветеранов Великой Отечественной войны, родителей. Наряду с этим педагог организует сотрудничество с различными социальными институтами. Это и посещение музея-диорамы Курская Дуга, Диорама, краеведческих музеев Белгородской области, проведение музейных уроков на базе школы, встречи с ветеранами района и просто интересными людьми, состоявшимися в профессии и общественной деятельности. Следует отметить особое влияние праздничных тематических концертов, торжественных линеек, вечеров, посвященных памятным датам. С удовольствием учащиеся принимают участие в творческих и спортивных конкурсах военно-патриотической тематики.
Родина для школьников не абстрактная категория, а конкретная страна, где они собираются жить, которой они гордятся. Они начинают осознавать личную ответственность за судьбу Отечества. Их чувства становятся личными, пережитыми.
Реализация указанных мероприятий предполагает:
воспитание патриотических чувств у младших школьников; уважения и любви к своей Родине, соотечественникам;
формирование стремления к развитию коммуникабельности, самовыражения, уверенности в себе и результатах своего труда, самореализации;
развитие у школьников интереса к истории места, где родился и вырос, а также к историческому прошлому России;
формирование уважительного отношения к природе, родине, архитектурным памятникам, культуре;
развитие интереса к познанию, творчеству, инициативности;
формирование устойчивой системы знаний в заданной области;
развитие таких качеств как осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Опыт работы по военно-патриотическому воспитанию школьников показывает успешность выбранной стратегии и тактики воспитательной работы.
3 этап – заключительный (2013-2014 гг.)
Данный этап заключается в следующем:
обработка и интерпретация данных;
соотношение результатов реализации воспитательной работы с поставленными целями и задачами;
обобщение опыта работы по военно-патриотическому воспитанию.
Раздел3
Результативность опыта
Результативность данного педагогического опыта определялась по следующим критериям:
1. Уровень сформированности гражданского и патриотического сознания личности.
2. Выявление представления учащихся о качествах человека, характеризующих его гражданскую позицию;
3. Определение характера отношения учащихся к Отечеству.
Родина для школьников не абстрактная категория, а конкретная страна, где они собираются жить, которой они гордятся. Они начинают осознавать личную ответственность за судьбу Отечества. Их чувства становятся личными, пережитыми.
Реализация указанных мероприятий предполагает:
воспитание патриотических чувств у учащихся; уважения и любви к своей Родине, соотечественникам;
формирование стремления к развитию коммуникабельности, самовыражения, уверенности в себе и результатах своего труда, самореализации;
развитие у школьников интереса к истории города, где родился и вырос, а также к историческому прошлому России;
формирование уважительного отношения к природе, родине, архитектурным памятникам, культуре;
развитие интереса к познанию, творчеству, инициативности;
формирование устойчивой системы знаний в заданной области;
развитие таких качеств как осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Опыт работы по военно-патриотическому воспитанию школьников показывает успешность выбранной стратегии и тактики воспитательной работы.
Заключение Результатом работы по военно-патриотическому воспитанию стало развитие системы патриотического воспитания в школе, воспитание гражданина и патриота совей страны.
Факты местной истории оживляют изучение всей истории государства. Это влияет на процесс нравственного становления подростков, их историческое самосознание и самоопределение.
Современный человек живет в информационном обществе, он должен обладать высокой информационной культурой. Объединив усилия предметов истории и информатики, мы создали дружественный альянс культуры и воспитания гражданина и патриота России. Все это расширяет кругозор ребят и воспитывает любовь к малой Родине.
Именно наше отношение к собственной истории, желание воспитать достойных граждан России, легло в основу нашей совместной работы.
Развивая интерес к истории родного края и истории нашего Отечества,
воспитываем патриотов и людей современной культуры – такими и должны быть граждане России. История нашего учебного заведения, нашего края, людей, связанных с ним, неразрывно соединены с историей всей страны.
Список литературы
1. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. . // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7
2. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4
3. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2006. №9
4.Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис-пресс, 2002 – 224 с5.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Российская академия образования. — М.: «Просвещение» , 2009.(Стандарты второго поколения).
6.Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников / автор- составитель А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович.- М.: Глобус, 2007.- 330с.- (Воспитательная работа).