Конспект урока Измерение фигуры. Снятие мерок

1 «Измерение фигуры. Снятие мерок для построения
чертежа фартука. Правила выполнения чертежей»
Цель: получение знаний, умений и навыков по измерению фигуры для построения чертежа фартука. Задачи урока: Образовательные – ознакомить обучающихся с классификацией одежды, сформировать понятие о процессе изготовления одежды, познакомить с историей фартука от древних времён и до наших дней, научить правильному измерению фигуры человека. Развивающие – сформировать навыки по измерению фигуры человека, развивать эстетический вкус, развивать у обучающихся пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека через ориентирные точки, научить определять положение этих линий по отношению друг к другу (снимать мерки). Воспитательные – воспитывать аккуратность и точность в работе, воспитывать ответственность за выполняемую работу, прививать коммуникативные навыки работы в паре. Тип урока: Комбинированный. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная. Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, инструктаж, самостоятельная (практическая) работа. Межпредметные связи: математика. Сохраняющие здоровье технологии: музыкальная терапия, физкультминутка, построение урока с учетом работоспособности обучающихся.
Современные образовательные технологии: ИКТ, групповая, игровая, коммуникативная. Наглядные пособия: образцы фартуков, презентация Оборудование и материалы: компьютер, проектор, раздаточный материал, изделие – фартук, сантиметровая лента, узкая тесьма для опоясывания талии, чертёжные инструменты, рабочая тетрадь.
План урока:
Этапы занятия
Временная реализация

1. Организационный момент. Тема урока. Цели и задачи урока.
3 мин.

2. Проверка знаний (повторение).
5 мин.

3. Изучение новой темы.
35 мин.

4. Физкультминутка
2 мин.

5. Практическая работа.
25 мин.

6.Физкультминутка
2 мин.

7. Проверка знаний (усвоение) и закрепление материала
10 мин.

8. Анализ урока и подведение итогов.
3 мин.

9. Домашние задание.
2 мин.

10. Уборка рабочих мест
3 мин.

I. Организационный момент
1. Проверить готовность обучающихся к уроку. 2. Отметить отсутствующих. 3. Тема урока. Цели и задачи урока.
II. Проверка знаний (повторение)
Какие виды одежды вы знаете?
Для выполнения каких работ используют спецодежду?
Что называют тканью?
Что называют основой, утком?
В какой последовательности изготавливают одежду?
III. Изучение новой темы
По назначению одежду подразделяют на бытовую, производственную, спортивную и форменную. К бытовой относиться повседневная, домашняя, нарядная. К производственной – спецодежда для выполнения различных работ. К форменной – одежда военных, милиционеров, железнодорожников и т.д.
Эту классификацию можно представить в виде схемы:
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
При выполнении домашних работ по уборке жилья или приготовлении пищи обычно надевают фартук и повязывают косынку. Головные уборы исключают возможность попадания волос в продукты и пищу. Фартуки шьют из хлопчатобумажной и льняной ткани, так как эти ткани хорошо стираются и утюжатся.
Фартуки могут быть:
дополнением к национальному костюму
элементом рабочей одежды
нарядными - для сервировки стола при обслуживании гостей
Фартук (передник) – широко распространенная и почти не изменяющаяся часть одежды с древнейших времен и до наших дней. История фартука начинается с древних Египта и Греции. Начиная с эпохи средневековья, фартук становился практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Повседневное платье во время работы следовало чем-то прикрывать. Фартук носили кузнецы сапожники, повараЦеховые мастера считали фартук неотъемлемой частью своей профессиональной одежды. К концу XIX века фартук становится основой русского народного костюма. Для выполнения кулинарных работ на предприятиях и в домашних условиях используется специальная одежда, состоящая из фартука и головного убора (косынки или шапочки). Однако в наши дни на производстве вместо фартука всё чаще используют новую специальную одежду. Многие работники предпочитают удобные и практичные халаты или комбинезоны. Исчезает фартук и из гардероба домохозяек. Возможно, что этот вид одежды со временем останется только в музеях и книгах по истории костюма.
В процессе изготовления одежды участвуют следующие специалисты: художник-модельер, который придумывает новые модели одежды и воплощает их в рисунках и готовых изделиях; художник-конструктор воплощает идей художника-модельера в чертежи и выкройки; технолог швейного производства, определяющий способы изготовления швейных изделий с учетом сложности фасона, свойств ткани и современной технологии пошива одежды; швея (или оператор швейного оборудования) непосредственно выполняет швейные операции.
Конструирование - это создание одежды с помощью расчётов и чертежей. Процесс конструирования включает в себя
измерение фигуры человека и запись мерок
расчёт и построение базового чертежа
моделирование.
Снятие мерок
Технические сведения: - общие сведения о построении чертежей - чертёжные инструменты - линейка закройщика - приёмы измерения фигуры - мерки и их обозначения
Чертёж – это графическое изображение какого-либо предмета на бумаге в натуральную величину, в уменьшенном или увеличенном виде. Линии и отрезки чертежа, пересекаясь между собой, дают точки, которые обозначают заглавными буквами. Первая буква обозначает начало отрезка, а вторая – его конец. Так как чертежи швейных изделий имеют большие размеры, то в тетради их выполняют в уменьшенном размере, т.е. в масштабе. Масштаб показывает, во сколько раз уменьшены или увеличены размеры предмета и обозначается отношением двух чисел. Например, М 1:4 – размеры уменьшены в 4 раза. Поэтому мы будем пользоваться линейкой закройщика (показать и объяснить).
Для построения чертежа швейного изделия необходимо снимать мерки с фигуры человека. Мерки надо снимать точно, иначе чертёж получится неправильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре. Для снятия мерок и измерения деталей при раскрое ткани служит сантиметровая лента. Изобрел её в 1810г. французский портной. Изготавливается лента из полотна или клеёнки. Длина её 150 см, ширина 2 см. на концах ленты – металлические заклёпки, предохраняющие её от износа. Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой.
Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем её измерения. Мерки снимают сантиметровой лентой. Снятие мерок заключается в измерении основных условных линий на фигуре человека. Для облегчения снятия мерок на фигуре человека условно устанавливают характерные для всех людей ориентирные точки тела человека и через них проводятся условные линии. К основным линиям фигуры относятся: линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, линия колен.
Для того чтобы точно определить условные линии на фигуре человека, представим себе озеро с гладкой поверхностью воды. Из воды на берег выходит девочка – линия воды находится на линии шеи (точки пересечения основания шеи и линии плеча);
Девочка остановилась, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин. По линии воды будет расположена линия груди.
Потом вода дошла до самого узкого места фигуры – это будет линия талии.
На 12 – 14 см. ниже линии талии будет располагаться линия бедер.
На уровне середины колена проходит линия колен.
При подготовке к изготовлению выкроек измеряют фигуру по этим линиям.

Мерки снимают по определенным правилам.
Правила снятия мерок

Прежде чем снимать мерки, надо опоясать талию тесьмой (шнурком).
При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо, без напряжения, сохраняя привычную осанку.
Мерки снимают сантиметровой лентой. При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.
Мерки снимают по правой стороне фигуры.
Мерки длины записывают полностью. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере, так как чертёж строят на одну половину фигуры.
Текущий инструктаж
Показать на ученице приемы снятия мерок. Сначала снимаем мерки обхватов (полуобхватов), затем мерки длины. Записываются мерки в той последовательности, в которой они снимались.

V. Практическая работа: «Снятие мерок и запись результатов»
Инструкционная карта
Meрки для построения чертежа фартука с нагрудником

Название мерок
Обозначение мерок
Порядок
снятия мерок
Назначение мерок
Мои мерки

Полуобхват талии
Ст
Измеряется по самому узкому месту туловища
Для расчета длины пояса


Полуобхват бедер
Сб
Измеряется по линии бедер горизонтально
Для расчета ширины фартука


Длина нагрудника
Дн
Измеряется от линии талии вверх до желаемой длины
Для определения длины нагрудника


Длина нижней части фартука
Днч
Измеряется от линии талии вниз до желаемой длины.
Для определения длины фартука


Девочки получают задание объединиться в группы по два человека и приступают к снятию мерок. Работа выполняется в виде игры заказчик и приемщик заказа. Первая снимает мерки (приёмщик заказа) со второй (заказчик) и записывает их в таблицу “Мои мерки” для заказчика. Учитель следит за правильностью снятия мерок, используя при этом взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся. звучит музыка
VI. Проверка знаний и закрепление материала.
По какой стороне фигуры снимают мерки?
С помощью какого приспособления снимают мерки?
Как записывают мерки длины и обхватов?
Как расшифровать мерки Дн, Днч, Ст, Сб?
Что означают слова “конструирование”, “мерки”?
Перечислите основные правила снятия мерок.
VII. Анализ урока. Подведение итогов.
Анализ выполненной работ (ошибок). Выставление оценок за практическую работу.
VIII. Домашнее задание.
Нарисовать в тетради различные модели фартука. Выучить названия мерок и их условные обозначения, правила и приёмы измерения фигуры. Принести чертёжные инструменты (карандаш, линейку, ластик).
IX. Уборка рабочих мест и мастерской.

Список используемой литературы: «Технология» 5 класс. Под редакцией В.Д. Симоненко. М.: “ Вентана-Граф”.






















Заголовок 1 Заголовок 315