Статья «Важность внедрения в учебный процесс личностной ориентации»


«Важность внедрения в учебный процесс личностной ориентации»По моему мнению, современное цивилизованное общество невозможно представить без обучения и воспитания творческих, диалектично мыслящих личностей с гуманистическим мышлением, готовых принимать самостоятельные нестандартные решения. Как учитель хочу добавить, что особая роль в этом процессе принадлежит образованию. Сейчас особенно остро встают вопросы: чему учить и как учить? Если ответ на первое из них в значительной степени определен, то другой вопрос сталкивается с извечной проблемой традиций и новаторства: одни учителя и методисты отрицают уже выверенные временем методы и приёмы обучения, а другие – с недоверием воспринимают новые. Некоторые приводят убедительные аргументы в защиту традиционной методики, тех методов и приёмов, которые производились в течение долгого времени и связанные непосредственно со спецификой предмета, яростно критикуя при этом некоторые методические новации, доводя их недееспособность. И означает ли это, что необходимо развивать только традиционную методику и вообще отказаться от новаторства? Почему некоторые новаторские идеи, технологии, приемы вызывают резкую критику или даже полное их неприятие? Я считаю, что причины заключаются в неопытности, недостатке профессионального мастерства, а иногда, наоборот, неоправданном стремлении к чрезмерной оригинальности. Однако хотим мы с вами или нет, время требует изменений в системе обучения и воспитания, изменений полезных, научно обоснованных, методически взвешенных. Ведь раньше не все было так хорошо, как кажется на первый взгляд. Я бы хотела привести необычный перечень фамилий людей, которые известны нам как выдающиеся художники, ученые, государственные деятели, писатели. Необычность же заключается в том, что эти люди в школьные годы были названы учителями как «неспособные». Бенджамин Франклин, Джером К. Джером, Марк Твен ушли из школы работать в 14 лет; Уильям Шекспир и Альфонс Доде – в 15; не получили школьного образования Авраам Линкольн, Чарльз Диккенс, Генри Форд Эдисон ходил в школу всего три месяца. Педагоги считали его «безмозглым» и пытались избавиться от него любой ценой. Он торговал овощами, газетами, а когда подрос – получил место телеграфиста и сразу начал работать над своими изобретениями. Эдисон прожил 84 года без аттестата зрелости и запатентовал 1093 изобретения. Семнадцатилетнего Джузеппе Верди не приняли к Миланской консерватории как неспособного. Эдуард Мане с первого до последнего класса был двоечником; Винсент Ван Гог, сын священника, общался с учителями нецензурной лексикой, и родителям довелось забрать его из школы как хулигана. Ущербными в школе считались П. Кюри, С.Морзе, К. Линней, Л. Пастер, Е. По, В. Скотт, А.Бальзак, Ч. Дарвин. Их не могли научить учителя, потому что эти люди не смогли учиться так, как их побудили. Вспомним Тома Сойера, героя Марка Твена, как этот юный максималист отвечает на вопрос, почему он не хочет учиться в школе:
«Я не могу позволить, чтобы школа и учителя в ней насиловали меня, заставляя в ней делать то, что мне не нравится, и делали из меня то,
что они хотят».
Особенно интересной является судьба Манфреда фон Арденне, который родился в Германии в 1907 г. В 15 лет его выгнали из школы, поскольку он
не справился с прусским образовательным стандартом. Незаурядные способности мальчика заметил лауреат Нобелевской премии Вальтер Нерст и рекомендовал Арденне в Берлинский университет. Его приняли без аттестата. Оставил же он его уже по собственной воле, глубоко освоив три
предмета: физику, химию и математику. В 20 лет он возглавил, созданный им же частный институт, в 24 – демонстрировал в нем рождение телевизора, а в 27 – изобрел самый чувствительный электронный микроскоп.
Этот перечень можно было бы продолжить.
Хорошо известно, что некоторые школьники учатся плохо не потому, что они не хотят учиться, а потому, что не могут учиться так, как от них требуют. Нельзя учить всех одинаково, применяя одни и те же методы и приемы, пусть и много раз проверенные или же «суперновые», или нетрадиционные. Например, нами уже как аксиома воспринимается, что для того, чтобы много знать, нужно много читать. А, между прочим, ученые недавно выдвинули гипотезу, которая сейчас уже научно обоснована: не всех можно научить с помощью чтения. Медленный характер чтения связан с определенными особенностями мозга человека. Эту особенность, которая влияет на чтение, письмо и общую грамотность, назвали дислексией. Так что же это: болезнь или одна из форм вполне нормального развития человека?
Дислексия – частичное отсутствие навыков чтения, связанная с поражением или с недоразвитием определенных участков коры головного мозга.
При условии дислексии ребенок читает с дефектами, не воспринимая полного содержания прочитанного. Психологи сформулировали несколько причин возникновения и развития дислексии в школьные годы. Среди
них – и сложные методики обучения чтению и письма: чем они сложнее, тем выше показатель дислексии.
Институт Гэллапа установил, что только 10 % детей способны учиться с книгой в руках: они воспринимают содержание текста, понимают его, как говорят, используют для своего удовольствия и пользы все буквы алфавита. Для них в почти трех десятках букв открывается весь мир, и только для этих 10 % детей. А что же другие? Безнадежные? Второстепенные? Нет, они просто другие. Дислексией страдали Г.Х. Андерсен, Н. Бор, А. Энштейн, Л. Ландау, Талейран, А. Кристи и, вероятно, многие другие, просто не известных нам великих людей. А еще есть и подвиды дислексии: дисграфия – лучше говорят, чем пишут; дисорфография – это когда дети не могут грамотно писать, сколько бы ни изучали правила.
В девяти случаях из десяти печатный текст не влияет, как оказывается, на усвоение информации. Универсальный способ – чтение книги для одного из десяти случаев оборачивается против человеческого естества.
А еще есть такая статистика: математику могут понять только 20 % школьников, физику и химию – 30 %. А что же другие? Неспособны? Нет, они не менее талантливые, но в гуманитарных дисциплинах. Вот почему модернизация современной школы направлена на всестороннее развитие интеллектуального потенциала ученика, не возможна без такого феномена, как личностно ориентированная модель на обучение. И хоть это не панацея от всех «болезней» школьной практики, однако в руках учителя-профессионала может стать надежным инструментом развития индивидуальности ребенка, его способностей и наклонностей.