Конспект урока по технологии 5класс темаПравила снятие мерок для построения чертежа фартука

конспект открытого занятия по технологии
(5класс) составила учитель технологии Новикова Н.В.
МОУ Ховринская ООШ
Тема занятия: «Правила снятия мерок для построения чертежа фартука»








2015г


План – конспект занятия по технологии
(5класс) составила учитель технологии Новикова Н.В.
МОУ Ховринская ООШ
Тема занятия: «Правила снятия мерок для построения чертежа фартука»
Тип занятия: комбинированное
Цель занятия: сформировать у учащихся представления о линиях на фигуры человека, по которым снимают мерки, научить правильно их снимать.
Задачи занятия:
выявить правила измерения фигуры человека;
выявить необходимость учета особенностей телосложения при построении чертежа изделия
развить у учащихся   пространственные   представления   о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека;
научить определять положение этих линий по отношению друг к другу (снимать мерки), 
воспитать любовь к труду, коммуникабельность.
Основное содержание темы: изучение основных групп одежды, понятия о спецодежде, особенностей фигуры человека при снятии мерок, особенностей снятия мерок для построения чертежа фартука.
Планируемый результат:
Личностные умения:
- проявление интереса к процессу изготовления фартука;
- осознание желания и потребности в изготовлении собственного фартука и рассказать об этом близким,
- проявление позитивного отношения к процессу снятия мерок для дальнейшего построения чертежа фартука.
Метапредметные умения:
познавательные:
- строить речевые высказывания и обосновывать свое мнение,
- использовать приобретенные знания в практической деятельности.
регулятивные:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью,
- умение оценивать результат учебной деятельности
коммуникативные:
- умение работать в малых группах,
- умение формировать высказывания,
- умение находить общее решение.
Предметные умения:
- умение выявлять особенности фигуры,
- умения правильно определять линии на фигуре человека для снятия мерок,
- умение правильно и самостоятельно определять и снимать нужные мерки.
Оснащение занятия: сантиметровая лента, шнур или тесьма, письменные принадлежности, тетрадь, доска, манекен. Дидактическое обеспечение занятия: презентация
Форма организации обучения на занятии: фронтальная, групповая
Технология обучения: адаптивная в ЗБР с применением методики «ключевое слово» ( в конспекте выделено курсивом)
Этапы занятия (ход урока)
Организационно – подготовительный этап
Здравствуйте. Рада встрече с вами. Сегодня на занятии присутствуют все? Спасибо. Сегодня наш урок пройдёт в дружеской атмосфере. Прежде, чем начать урок, мне бы хотелось, чтобы вы настроились на работу.
Слайд1 Внимание на экран. Выберете (про себя) тот кружочек, который вам больше всего понравился и подходит под ваше настроение.

Теперь, поднимите руки те, кто выбрал зеленый кружочек. Вас ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Поднимите руки те, кто выбрал красный кружочек. Вы желаете учиться.
Желтый кружочек – проявят активность.
Синий – будут настойчивы.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с производством текстильных волокон и их свойствами. Сегодня я предлагаю закрепить материал с помощью тестирования.
Слайд 2
Тест по материаловедению
Тест по материаловедению 5класс
1.Что относится к натуральным волокнам растительного происхождения?
А.хлопок
Б.шерсть
В.лён
Г.шёлк
Д.вискоза
2.Укажи физические свойства текстильных материалов?
А.износостойкость
Б.водоупорность
В.стойкость к усадке.
Г.стойкость к сминаемости.
Д.фактура
3.Укажите технологические свойства?
А.драпируемость
Б.осыпаемость
В.скольжение одного слояпо другому
Г.гигроскопичность
Д.износостойкость
4.Выбери виды хлопчатобумажных тканей?
А.фланель
Б.холс
В.батист
Г.ситец
Д.парусина

Ответы
1.а,в;2 а,в,г; 3б,в;4а,в.г
Теоретический этап
Актуализация знаний по новой теме.

Вопрос учащимся
Ответ учащихся

Что изображено на представленных на доске картинках? (см. Приложение 1)
На картинках изображена одежда/люди в одежде

Куда можно надевать разную одежду?
На улицу, в школу, в гости, на праздник, на парад, для дома, для работы на предприятии (ответы учащихся записываются на доску)

Задание учащимся:
«Соотнесите ваши ответы с картинками»
Ответ учащихся:
«№1 – в школу, №2 на праздник, в гости, №3 – на улицу, №4 – для дома, №5 – на парад, №6 – для работы на предприятии»

Вопрос учащимся
Ответ учащихся

Как соотнести ваши ответы с названиями видов одежды, опираясь на предложенные на доске варианты (см. Приложение 2)
На улицу – повседневная, для дома – домашняя, в гости и на праздник – нарядная, для работы на предприятии – спецодежда, рабочая одежда, для школы – школьная, для парада - военная

Как эти новые названия можно разделить на группы, согласно представленным на доске? (см. Приложение 3)
Бытовая - повседневная, домашняя, нарядная; производственная - спецодежда, рабочая одежда; форменная – школьная, военная

Какая производственная одежда нужна для выполнения кулинарных работ на предприятиях или в домашних условиях?
Нужна специальная одежда

Какая самая простая специальная одежда нужна, чтобы готовить пищу?
Самая простая специальная одежда – фартук, косынка или шапочка

С какой целью используют фартук и головной убор?
Головные уборы исключают возможность попадания волос и перхоти в продукты, пищу и др., а фартук предохраняет одежду человека от воздействия воды, грязи, различных химических веществ и т. д.


Слайд3


Вопрос учащимся
Ответ учащихся

Описание ситуации: двум учащимся разной комплекции предлагается выйти к доске и примерить фартук и головной убор. Учащиеся видят, что на одной девочке фартук сидит хорошо, а другой он мал.


Почему так получилось?
- ребята разной комплекции
- ребята разного размера

Зачем нужно подбирать фартук (или другую вещь) по размеру?
- чтобы он на человеке выглядел красиво;
- чтобы человеку было удобно его носить

Что нужно сделать, чтобы фартук был красивый и удобный?
Нужно правильно выполнить выкройку

Что нужно сделать, чтобы правильно выполнить выкройку?
Необходимо правильно снять мерки




Слайд 4. Обобщение ответов учащихся и сообщение темы: «Тема нашего занятия сегодня: «Правила снятия мерок для построения чертежа фартука»
Слайд 5. Цель: сформировать у учащихся представления о линиях на фигуры человека, по которым снимают мерки, научить правильно их снимать.
Задачи :
-выявить правила измерения фигуры человека;
-выявить необходимость учета особенностей телосложения при построении чертежа изделия
-развить у учащихся   пространственные   представления   о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека;
-научить определять положение этих линий по отношению друг к другу (снимать мерки), 
-воспитать любовь к труду, коммуникабельность.

Сообщение познавательных сведений о фартуке.
Немного истории. Фартук (или передник) широко распространенная и почти не изменяющаяся часть одежды с древнейших времен до наших дней.
Слайд 6 История фартука начинается с Древнего Египта.
Слайд 7. В эпоху средневековья он становится постоянной принадлежностью рабочей одежды.
Слайд 8.В XVII в. фартук непременно украшал жен именитых горожан
Слайд9. Фартук периодически входил в моду среди высших слоев населения.
Слайд10. Французские дамы в 18 веке любили надевать фартучек, отправляясь на прогулку.
Слайд11. Долгое время передник был частью детского костюма.
Слайд 12. Постепенно переднички плавно перекочевали в школьную форму
Слайд 13. Фартук входит в состав многих национальных костюмов, в том числе и русского.Передник, запон, занавеска, голянка, засов, нагрудник, нагрудень, фартук, хвартук - это все название одного и того же предмета!
Слайд14 В разных губерниях были различные его варианты.
Слайд15 Современные виды фартука

Вопрос учащимся
Ответ учащихся

Слайд16.Что нужно, чтобы изготовить фартук?
- нужна ткань;
- нужен чертеж;
- нужна выкройка.

Слайд17.Какие из предложенных видов тканей можно использовать для изготовления фартука? (см. Приложение 4)
Чаще всего это хлопчатобумажные, льняные


Что нужно, чтобы построить чертеж или сделать выкройку?


Чтобы построить чертеж или выкройку нужно измерить фигуру человека
- снятие мерок.

Слайд 18.Чтобы измерить фигуру человека в швейном деле используют такое понятие как «мерка», «Мерка – это исходные данные для построения чертежа выкройки изделия. Снятие мерок – определение размеров фигуры человека путем его измерения по конструктивным линиям»

Чему вы научитесь на сегодняшнем уроке?
- правильно измерять фигуру человека;
- снимать мерки.


Особенности фигуры человека, снятия мерок.
Ситуация: на столах у учащихся лежат инструменты и приспособления, необходимые для снятия мерок

Слайд19.Какие инструменты и приспособления вы видите на своих столах?
Сантиметровая лента, шнурок, карандаш, лист бумаги

Для чего нужен шнурок?
- чтобы что-нибудь измерить
- чтобы что-то завязать

Пояснение учителя: «Шнурок нужен, чтобы отметить линию талии, это самое узкое место, это основная линия, от которой снимают большинство основных мерок.

Для чего нужна сантиметровая лента?
- сантиметровой лентой измеряют фигуру;
- с помощью сантиметровой ленты получают конкретное значение той или иной мерки

Для чего нужен карандаш и лист бумаги?
Карандашом записывают на листке полученные данные


Немного истории. Изобрел сантиметровую ленту в 1810 г. французский портной. Изготавливается лента из полотна или клеенки. Длина ее 150 см, ширина 2 см. На концах ленты металлические заклепки, предохраняющие ее от износа. Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой.

Вопрос учащимся
Ответ учащихся

Слайд20.На доску вывешивается плакат (см. Приложение 5)

Что изображено на плакате?
На плакате изображена фигура девочки, разделенная на линии

Для чего нарисованы все эти линии?
Это линии, по которым снимают мерки

Описание ситуации: «Представим себе озеро с гладкой поверхностью воды. Из воды на берег выходит девочка»

Как можно использовать эту ситуацию для определения условных линий на фигуре?
Когда девочка выходит постепенно из озера, вода находиться на определенном уровне/линии фигуры

Введем названия основных линий: «линия шеи», «линия груди», «линия талии», «линия бедер», «линия колен».

Как будет называться линия, когда девочка вышла из воды по шею?
Это линия шеи

Как будет называться линия, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин?
Это линия груди

Как будет называться линия, когда вода дошла до самого узкого места фигуры?
Это линия талии

Как будет называться линия, когда вода опустилась на 12-14 см ниже линии талии?
Это линия бедер

Как будет называться линия, когда вода дошла до уровня середины колена?
Это линия колен

Обобщение учителя: таким образом, при подготовке к изготовлению выкроек фартука необходимо измерять фигуру по этим линиям. Измерения производят с помощью сантиметровой ленты, в левую руку надо взять ее конец с начальным делением, а правой обмерять фигуру. Мерки снимают с правой стороны, начиная снимать сверху фигуры, сначала полуобхваты, т.е. это мерки ширины и обхватов в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры, затем мерки длины. Записывают мерки в той последовательности, в которой они снимались.
Практический этап:
Задание для учащихся:
Учащиеся разделяются на пары. Сформулируйте, на основе пройденного сегодня материала, правила для снятия мерок.
После обобщения ответов групп формулируются и записываются в тетрадь следующие правила: ( на столе листочки с правилами)
Слайд21. При снятии мерок нужно помнить следующее.
а)   Мерки снимают по правой стороне фигуры.
б)  Талию предварительно опоясывают шнурком.
в)   При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо без напряжения.
г)  Мерки снимают сантиметровой лентой. При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.
д)  Мерки длины записывают полностью. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере.
Вопрос учащимся
Ответ учащихся

Как будут называться мерка, снятая по линии шеи?
Это мерка – полуобхват шеи

Как будут называться мерка, снятая по линии груди?
Это мерка – полуобхват груди

Как будут называться мерка, снятая по линии талии?
Это мерка – полуобхват талии

Как будут называться мерка, снятая по линии бедер?
Это мерка – полуобхват бедер

Как будут называться мерка, снятая по линии колена?
Это мерка – полуобхват колена

Пояснение учителя: вы правильно обозначили эти мерки, но в швейном деле при записи или расчете эти мерки принято обозначать кратко:
полуобхват шеи – Сш
полуобхват груди – Сг
полуобхват талии – Ст
полуобхват бедер – Сб
полуобхват колена – Ск
Длины обозначают большой буквой Д, а показатель это буква самого изделия, например, длина юбки – Дю, длина рукава – Друк и т.д.

Задание для учащихся:
Работа в группах по 2 человека. Каждая группа получает картинку с моделью фартука. Необходимо определить, какие мерки нужны для построения чертежа фартука.
Обобщение ответов: для построение чертежа фартука нужны следующие мерки: полуобхват талии – Ст, полуобхват бедер – Сб, длина грудки – Дгр, длина изделия – Ди.
Демонстрация учителя:
Вопрос учащимся
Ответ учащихся

Как измерить полуобхват талии?
Для чего нужна мерка полуобхвата талии?
- завязать шнурок на самом узком месте туловища
- измерить это место сантиметровой лентой
Мерка полуобхвата талии нужна для расчета пояса

Записываем в таблицу: «Измеряется по самому узкому месту туловища, предварительно обвязав его шнурком»

Как измерить полуобхват бедер?
Для чего нужна мерка полуобхвата бедер?
Измеряется горизонтально по линии бедер (ниже на 12-14см линии талии)
Мерка полуобхвата бедер нужна для расчета ширины фартука

Записываем в таблицу: «Измеряется по линии бёдер горизонтально»

Как измерить длину грудки?
Для чего нужна мерка длины грудки?
Измеряется от линии талии до нужной длины грудки (длины верхней части фартука)
Мерка длины грудки нужна для определения длины(высоты) грудки

Записываем в таблицу: «Измеряется от линии талии до нужной длины грудки»

Как измерить длину изделия?
Для чего нужна мерка длины изделия?
Измеряется от линии талии до желаемой длины
Мерка длины изделия нужна для определения длины фартука

Записываем в таблицу: «Измеряется от линии талии до желаемой длины»

Полученный вид таблицы:






Слайд22Окончательный вид таблицы:
Последовательность работы и обозначение мерок
Ст
Сб
Дгр
Ди

Название мерок
Полуобхват талии
Полуобхват бёдер
Длина грудки
Длина изделия

Как снимать мерки
Измеряется по самому узкому месту туловища, предварительно обвязав его шнурком
Измеряется по линии бёдер горизонтально
Измеряется от линии талии до нужной длины грудки
Измеряется от линии талии до желаемой длины

Назначение мерки
Для расчёта длины пояса
Для расчёта ширины фартука
Для определения дины грудки
Для определения длины фартука

Мои мерки





Слайд23 физкультминутка

Слайд24. Задание для учащихся: Игра в «Ателье» ( карточки с таблицей запись мерок)
Учащиеся разделяются на мини-группы по 2 человека. Между учащимися распределяются роли: одна – заказчик, вторая – закройщик
Вопрос учащимся
Ответ учащихся

С какой целью я разделила вас на мини-группы?
- в мини-группах удобно работать
- каждый будет выполнять свою работу

Какую работу будет выполнять «закройщик»?
«Закройщик» будет снимать мерки

Какую работу будет выполнять «заказчик»?
«Заказчик» будет выполнять роль манекена, с которого снимаю мерки будет записывать снятые мерки в таблицу

Таким образом, девочки и мальчики в мини-группе снимают поочередно все необходимые мерки, меняясь ролями. Полученные данные записываю в таблицу в графу «Мои мерки»

Ситуация: обратите внимание на мерки, которые у вас получились

Что вы можете сказать, если сравнить ваши мерки?
Мерки у большинства получились разные

Почему мерки получились разные?
- мы разной комплекции
- мы разного роста

Как будет зависеть чертеж фартука от комплекции и роста?
Чем больше величины мерок, тем больше будет чертеж и размер фартука

Организационно – заключительный этап :
Слайд 25. Подведение итогов, вопросы для закрепления:
Что нового вы узнали в процессе занятия?
Какие правила вы узнали для измерения фигуры человека?
Какие мерки необходимо снимать для построения чертежа фартука?
Чему научились?
Самоанализ и самооценка учащегося:
Задание на самоанализ: закончите предложения:
Было интересно
Было трудно
Я научилась
Меня удивило
Мне захотелось
Выставление оценок за работу на занятии:
Домашнее задание:
П16стр.95-106












ПРИЛОЖЕНИЕ 1














№2




№1













№3
№4















№5
№6



ПРИЛОЖЕНИЕ 2














ДОМАШНЯЯ









ПРИЛОЖЕНИЕ 3





















ПРИЛОЖЕНИЕ 4


СНЯТИЕ МЕРОК



















































При снятии мерок нужно помнить следующее.
а)   Мерки снимают по правой стороне фигуры.
б)  Талию предварительно опоясывают шнурком.
в)   При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо без напряжения.
г)  Мерки снимают сантиметровой лентой. При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.
д)  Мерки длины записывают полностью. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере.







При снятии мерок нужно помнить следующее.
а)   Мерки снимают по правой стороне фигуры.
б)  Талию предварительно опоясывают шнурком.
в)   При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо без напряжения.
г)  Мерки снимают сантиметровой лентой. При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.
д)  Мерки длины записывают полностью. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере.




При снятии мерок нужно помнить следующее.
а)   Мерки снимают по правой стороне фигуры.
б)  Талию предварительно опоясывают шнурком.
в)   При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо без напряжения.
г)  Мерки снимают сантиметровой лентой. При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.
д)  Мерки длины записывают полностью. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере.

Тест по материаловедению 5класс
1.Что относится к натуральным волокнам растительного происхождения?
А.хлопок
Б.шерсть
В.лён
Г.шёлк
Д.вискоза
2.Укажи физические свойства текстильных материалов?
А.износостойкость
Б.водоупорность
В.стойкость к усадке.
Г.стойкость к сминаемости.
Д.фактура
3.Укажите технологические свойства?
А.драпируемость
Б.осыпаемость
В.скольжение одного слояпо другому
Г.гигроскопичность
Д.износостойкость
4.Выбери виды хлопчатобумажных тканей?
А.фланель
Б.холс
В.батист
Г.ситец
Д.парусина

Тест по материаловедению 5класс
1.Что относится к натуральным волокнам растительного происхождения?
А.хлопок
Б.шерсть
В.лён
Г.шёлк
Д.вискоза
2.Укажи физические свойства текстильных материалов?
А.износостойкость
Б.водоупорность
В.стойкость к усадке.
Г.стойкость к сминаемости.
Д.фактура
3.Укажите технологические свойства?
А.драпируемость
Б.осыпаемость
В.скольжение одного слояпо другому
Г.гигроскопичность
Д.износостойкость
4.Выбери виды хлопчатобумажных тканей?
А.фланель
Б.холс
В.батист
Г.ситец
Д.парусина















Последовательность работы и обозначение мерок
Ст
Сб
Дгр
Ди

Название мерок
Полуобхват талии
Полуобхват бёдер
Длина грудки
Длина изделия

Как снимать мерки
Измеряется по самому узкому месту туловища, предварительно обвязав его шнурком
Измеряется по линии бёдер горизонтально
Измеряется от линии талии до нужной длины грудки
Измеряется от линии талии до желаемой длины

Назначение мерки
Для расчёта длины пояса
Для расчёта ширины фартука
Для определения дины грудки
Для определения длины фартука

Мои мерки













Последовательность работы и обозначение мерок
Ст
Сб
Дгр
Ди

Название мерок
Полуобхват талии
Полуобхват бёдер
Длина грудки
Длина изделия

Как снимать мерки
Измеряется по самому узкому месту туловища, предварительно обвязав его шнурком
Измеряется по линии бёдер горизонтально
Измеряется от линии талии до нужной длины грудки
Измеряется от линии талии до желаемой длины

Назначение мерки
Для расчёта длины пояса
Для расчёта ширины фартука
Для определения дины грудки
Для определения длины фартука

Мои мерки






















































































































































































































































Немного истории. Фартук (или передник) широко распространенная и почти не изменяющаяся часть одежды с древнейших времен до наших дней.
Слайд 6 История фартука начинается с Древнего Египта.

Слайд 7. В эпоху средневековья он становится постоянной принадлежностью рабочей одежды.

Слайд 8.В XVII в. фартук непременно украшал жен именитых горожан

Слайд9. Фартук периодически входил в моду среди высших слоев населения.

Слайд10. Французские дамы в 18 веке любили надевать фартучек, отправляясь на прогулку.

Слайд11. Долгое время передник был частью детского костюма.

Слайд 12. Постепенно переднички плавно перекочевали в школьную форму

Слайд 13. Фартук входит в состав многих национальных костюмов, в том числе и русского.Передник, запон, занавеска, голянка, засов, нагрудник, нагрудень, фартук, хвартук - это все название одного и того же предмета!

Слайд14 В разных губерниях были различные его варианты.

Слайд15 Современные виды фартука










ПОВСЕДНЕВНАЯ


школьная

СПЕЦОДЕЖДА
РАБОЧАЯ ОДЕЖДА



ВОЕННАЯ







БЫТОВАЯ




ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ

ФОРМЕННАЯ