Технологическая карта урока на тему Фартук. Снятие мерок для построения чертежа фартука.


Ф.И.О. Окружнова Елена Анатольевна
Предмет: технология
Класс: 5 класс
Тип урока (занятия): комбинированный
Технологическая карта изучения темы
Тема Фартук. Снятие мерок для построения чертежа фартука.
Целевые ориентиры - познакомить с классификацией одежды и фартуков; историей фартука от древних времён и до наших дней; правилами снятия мерок и условными обозначениями мерок для построения чертежа;
-учить правильному измерению фигуру человека; умению использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ;
-развивать художественно-графические умения, мышление, интерес к процессу создания модели изделия, умения применять полученные знания на практике;
-воспитывать аккуратность, внимательность , эстетический вкус, пространственное воображение, творческое мышление.
Планируемый результат
(Базовый уровень и повышенный уровень) Предметные: знания классификации одежды и видов фартуков, истории фартука, правил снятия мерок и условные обозначения мерок для построения чертежа фартука; умения снимать мерки и записывать с помощью условных обозначений.
Личностные:формирование мотивации и самомотивации изучения темы, смыслообразования; реализация творческого потенциала; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда. Метапредметные:
Познавательные: сопоставление, рассуждение, анализ, умения классифицировать, делать выводы, выбор способов решения задач;
Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка;
Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества.Основные понятия Классификацией одежды и фартуков; мерки; полуобхват талии; полуобхват бедер; длина изделия; сантиметровая лента.
Межпредметные связи биология – особенности телосложения человека; изобразительная деятельность и черчение разработка эскизов, ориентировка на профессию закройщик-модельер.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные компьютер, интерактивная доска, учебник, тетрадь, сантиметровая лента.
Информационно-образовательное пространство (виды деятельности в рамках урока, занятия) Технологии: ИКТ, технология сотрудничества, технология личностно-ориентированного обучения, игровая технология,     здоровьесберегающая технология
Методы обучения:
-словесные (объяснение материала, работа с таблицей учебника);
-демонстрационные (использование изобразительных пособий: готовый фартук, схема снятия мерок);
-практические (составление описания фартука по алгоритму, снятие мерок). продуктивный, наглядный, частично-поисковый, практический.
Форма организации познавательно – трудовой деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная,
Технология проведения Деятельность
Задания
обучающимся, для достижения запланированных результатов Планируемые результаты УУД
Педагогического работника Обучающихся Базовый уровень Повышенный уровень I. Мотивация к учебной деятельности
Цель: создание учебного настроя на деятельность. Приветствие учителя, положительный настрой на урок. Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку. Личностные: самоорганизация.
Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии.
Цель:  тренировка мыслительных операций; фиксация затруднения. Сегодня нас ждет удивительно творческая работа. Мне это занятие очень нравится. Я постараюсь сделать так, чтобы и вам сегодня было интересно.
(Демонстрация фартуков на девочках). А что они демонстрируют?
(слайд 1)
Отвечают на вопросы, рассуждают, приводят примеры
Просмотр презентации Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод.
способность к рассуждению
Коммуникативныевзаимодействовать с учителем группой.
Познавательные:
Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.
III. Постановка учебной задачи
Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. Кто сформулирует нашу тему урока?
А является ли фартук одеждой?А что такое одежда?
План урока (слайд 2)
Формулировка темы урока и цель выводится учащимися в виде плана
Просмотр презентации. Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод.
способность к рассуждению
Коммуникативныевзаимодействовать с учителем группой.
Познавательные:
Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.
IV. Построение проекта выхода из затруднения (составление алгоритма или образца)
Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией. (слайд 3)-Основное назначение одежды
(слайд 4)-Классификация одежды
(слайд 5)-Производственная одежда
(слайд 6)-История появления фартука-как одного из первых видов одежды.
Фартук – один из наиболее распространенных типов одежды, который в ходе своего развития практически не изменил свой внешний вид. Прямоугольное полотно, завязывающееся на талии или на шее и талии, со специальными фигурными вырезами вдоль краев верхней части – вот что всплывает в мыслях при упоминании этой детали одежды.Впервые применять рабочий фартук начали в Древнем Египте – это была форма государственных служащих, и надевать ее позволялось только мужчинам. Постепенно фартуки начали использовать как разновидность мужской верхней одежды, как в обычной жизни, так и для особых церемоний и даже как облачение правящих особ. Интересным является факт, что сначала фартуки – были строго мужской одеждой, но с течением времени перекочевали в женский гардероб, став частью повседневного наряда. А со времен Средневековья эта часть одежды полностью исчезает из мужского гардероба. Рабочий фартуки спользуется только кузнецами, сапожниками или поварами. (слайд 7)В современной жизни фартуки перестали использоваться в ежедневном гардеробе, и очень редко используются женщинами на кухне, но никуда не исчезли из профессиональной сферы. Медики, повара, строители, парикмахеры, сварщики, металлурги, садовники – все они используют фартук для улучшения защиты верхней одежды от загрязнений, а также, чтобы уберечься от попадания на нее различных опасных для здоровья материалов. Хлопок, латекс, полиэтилен, а также множество других различных материалов изготовления позволяют подобрать фартук, который станет надежной защитой здоровья при исполнении любого вида работ. 
(слайд 8) Классификация фартуков
(слайд 9) Женский костюм кубанской казачки – это целый мир. Не скрадывать женскую красоту, а подчеркивать ее должна была парочка – юбка, в талию, отделкой волнами и кружевами и кофта (кохточка) с длинными рукавами и  чудесной вышивкой или цветными вставками, приталенная или с баской, подчеркивавшая все достоинства фигуры казачки. Украшал костюм фартук вышитый в кубанских традициях.Каждая станица, каждый казачий род отличались особыми женскими нарядами
(слайд 10, 11,12) Идеи фартуков –обзор
Давайте попробуем описать эти модели фартуков. Воспринимают на слух, рассуждают, приводят примеры, участвуют в беседе по теме;
Усвоение основных определений и понятий по теме.
Просмотр презентации.
Описание модели фартука, работа с учебником.
Знанать: классификацию одежды и видов фартуков, истории фартука. Уметь выполнять описание фартука. Применение полученных знаний в других ситуациях. Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод.
способность к рассуждению. осознание своих возможностей.
Регулятивные:
умение регулировать свои действия,
Коммуникативныевзаимодействовать с учителем группой.
Познавательные:
Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (действие по образцу или алгоритму)
Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности. Как вы думаете, почему на девочках фартуки выглядят по разному ? ( выше и чуть полнее ) (ответ учениц).Правильно, все люди разные. И каждому должен соответствовать свой размер. А как определить размер?
Нужно правильно уметь снимать мерки. Вот у нас есть такое изречение – “Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить ее по определенному размеру” только тогда мы сможем правильно построить чертеж и сшить изделие.
В чем затруднение? У вас возникла проблема? Какая?
(Мы не знаем, как выполнить задание?)
- Молодцы!
Вы сами сформулировали проблему. Давайте попробуем ее решить на сегодняшнем уроке.
-Что нам нужно знать и уметь?
(слайд 14) –Правила снятия мерок Находят значения слов в учебнике, заучивают понятия.
Находят ответы на поставленные вопросы.
Знакомство с понятиями закройщика
Требованиями к снятию мерок.

Просмотр презентации, работа с учебником. Знать: правила снятия мерок и условные обозначения мерок для построения чертежа фартука. Личностные:
- умение понимать смысл поставленной задачи проявление интереса и активности в выборе ее решения, установление личностного смысла знания.
Коммуникативныеработать в сотрудничестве в поиске и выборе информации
Регулятивные:
умение применять полученные знания на практике
Познавательные: умение ориентироваться в понятиях
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний. (слайд 15-16)- Снятие мерок
Игра «Ателье» объяснение роли каждого ученика.
(Клиент-закройщик) Выполняют работу по инструкционным картам, записывают результаты в тетрадь Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль Практическая работа: снятие мерок для построения чертежа фартука. Уметь снимать мерки и записывать с помощью условных обозначений.
Уметь снимать мерки и записывать с помощью условных обозначений для любого изделия.
Личностные: овладение нормами и правилами научной организации труда;Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности
Регулятивные:
умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления
Познавательные: умение ориентироваться в понятиях,.
Коммуникативные взаимодействовать с учителем, группой.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания. (слайд 17)Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели
Рассуждают, отвечают на вопросы, дают самооценку результатам своей работы. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы Научатся анализировать и оценивать свою работу, делать выводы. Анализ,оценка, вывод при других жизненных ситуациях. Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).
Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов Коммуникативные сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе
Технологическая карта анализа урока
Класс: 5 Дата___________________
ФИО учителя: Окружнова Елена Анатольевна
Цель посещения______________________________________________________________ Тема урока: Фартук. Снятие мерок для построения чертежа фартука.
Целевые ориентиры урока: - познакомить с классификацией одежды и фартуков; историей фартука от древних времён и до наших дней; правилами снятия мерок и условными обозначениями мерок для построения чертежа;
-учить правильному измерению фигуру человека; умению использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ;
-развивать художественно-графические умения, мышление, интерес к процессу создания модели изделия, умения применять полученные знания на практике;
-воспитывать аккуратность, внимательность , эстетический вкус, пространственное воображение, творческое мышление.
ФИО посетившего урок ___________________________________________
Параметры Критерии баллы Примечания
1 2 3 1. Мотивация 1 уровень. Эмоциональная (доброжелательность, заинтересованность учебным материалом)
2 уровень. Эмоциональная, содержательная (интересные формы, нестандартный урок и др)
3 уровень. Эмоциональная, содержательная, социальная (ученик осознаёт, насколько важен для него учебный материал) + 2. Целевые ориентиры 1 уровень. Целевые ориентиры урока определяется учителем
2 уровень. Целевые ориентиры урока согласуется в обсуждении с учениками
3 уровень. Оформляются несколько целевых ориентиров урока (учителем - для себя, учениками - для себя) + 3. Характер учебных заданий 1 уровень. Репродуктивный (выполнение по образцу)
2 уровень. Репродуктивный с включением самостоятельной работы
3 уровень. Поисковый, творческий + 4. Управление познавательной деятельностью школьника и характеристика деятельности учащихся на уроке 1 уровень. Ученик:
-принимает проблемную ситуацию, заданную учителем;
-принимает цели и задачи, поставленные учителем;
-использует предложенный алгоритм действий;
Использует предложенные ресурсы
2 уровень. Ученик:
-принимает проблемную ситуацию, заданную учителем;
-ставит цель, формулирует задачи по достижению заданной цели;
-выбирает алгоритм решения задач из предложенных алгоритмов;
-выбирает необходимые ресурсы;
-самостоятельно планирует и осуществляет текущий контроль своих действий.
3 уровень. Ученик:
-самостоятельно выявляет и формулирует проблему;
-ставит цель, определяет задачи, способы достижения цели и предполагаемые результаты;
-создаёт алгоритм действий;
-находит ресурс для выполнения действий;
-соотносит запланированный и полученный результат;
-планирует свою дальнейшую деятельность. + 5. Формы освоения урока -самостоятельная;
-работа в парах;
-работа в группах;
-индивидуальная;
-фронтальная + 6. Методы, используемые на уроке -исследовательский;
-проблемное изложение;
-репродуктивный;
-эвристический;
-объяснительно- иллюстративный + 7. Применение инновационных технологий (эффективность применения) -ИКТ;
-проектная деятельность;
-Технология продуктивного чтения;
-Проблемно- диалогический урок;
-исследовательская + 8. Коммуникация учащихся 1 уровень. Соблюдает речевые нормы и процедуру работы в группе
2 уровень. Задают вопросы на понимание, договариваются о процедуре работы в группе.
3 уровень. Используют средства письменной коммуникации, адекватные цели, успешно справляются с конфликтной ситуацией + 9. Формирование УУД 1 уровень. Наличие в конспекте урока.
Во время объяснения нового материала преобладает время активного объяснения материала учителем;
2 уровень. Активное объяснение материала учителем с включением проблемных вопросов, эвристической беседы
3 уровень. Оптимальное сочетание объяснения материала учителем с сообщениями учащихся. Объяснение материала носит проблемный характер + 10. Организация обратной связи на уроке 1 уровень. Обратная связь на уровне контроля:
Учитель спрашивает- ученик отвечает.
Отношения на уровне «субъект-объект» (учитель учит ученика)
2 уровень. Инициатива исходит от учителя (ставит проблему и т.п.), но ученики могут выбрать способы и формы обратной связи. Отношения строятся на уровне «субъект- объект/субъект». При организации обратной связи учитель учитывает разные способы восприятия информации учащимися.
3 уровень. Постоянное «субъект/субъектное» взаимодействие между учителями и учащимися, учеников между собой; совместное моделирование ситуаций для проявления компетентностей как учителя, так и учеников. Обратная связь как особая образовательная среда (оценки обсуждаются совместно с учащимися). Рефлексия, самооценка не только результата, но и деятельности. + 11. Система оценивания достижений учащихся 1 уровень. Самооценка учащихся на основе словесной характеристики
2 уровень. Включение учащихся в обсуждение ответа
3 уровень. Выстраивание своей траектории обучения на уроке, заявка на оценку + 12. Рефлексия 1 уровень. Ученики высказываются по поводу результата урока
2 уровень. Ученики оценивают результат и процесс деятельности
3 уровень. Ученики объективно анализируют результаты урока и определяют субъективное значение результатов деятельности + 13. Результативность
урока 1 уровень. Результаты урока совпадают с целью урока, поставленной учителем
2 уровень. Результаты урока совпадают с целью урока, сформулированной совместно с учениками
3 уровень. Результаты урока совпадают с субъективными целями учеников и результатами контрольного среза + 14. Домашнее задание 1 уровень. Задания, подобные классным. Объём не более 25-30% от классной работы
2уровень. Задания, дифференцированного характера.
3 уровень. Контекстные задания, для решения которых необходима информация. ИТОГО БАЛЛОВ: 31 Максимальное количество баллов за урок – 29-42б. -показатель на достаточном уровне
15-28б.- показатель на среднем уровне
менее 15б.- показатель на низком уровне
Выводы и рекомендации: