План-конспект урока по технологии (5 класс) по теме: «Конструирование швейных изделий». Тема: «Снятие мерок для построения чертежа фартука»


План-конспект урока технологии № 1
Класс: 5
Раздел: «Конструирование швейных изделий».
Тема: «Снятие мерок для построения чертежа фартука»
Цели урока:
I. Предметные:
1.1. Способствовать формированию знаний классификаций одежды, о назначении рабочей одежды, о мерках, об основных правилах их снятия и записи результатов измерения.
1.2. Способствовать осознанию основного технологического материала по данной теме.
1.3. Способствовать формированию и развитию умений и навыков по измерению фигуры и записи результатов.
1.4. Создать условия для выявления причинно-следственных связей: выяснить последствия неправильного снятия мерок для построения чертежа фартука.
II. Личностные:
2.1. Способствовать развитию речи учащихся.
2.2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности (умению анализировать, выделять главное, строить аналогии, ставить и разрешать проблемы).
2.3. Способствовать развитию мотивационно-оценочного компонента учебной деятельности учащихся посредством разноуровневых заданий постановки проблемных вопросов.
2.4. Способность к самооценке своих интеллектуальных возможностей для труда в различных сферах.
2.5. Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, света формы).
2.6. Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений).
2.7. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету.
2.8. Способствовать овладению всеми видами памяти.
2.9. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся, умению правильно организовывать свое рабочее место, планировать свой труд, проявлять навыки самоконтроля.
III. Метапредметные:
3.1. Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических качеств личности.
3.2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям: оценивать красоту природы и творчества; испытывать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
3.3. Способствовать формированию решения познавательных и коммуникативных задач: представлять информацию из различных источников, в том числе с помощью ИКТ; высказывать и обосновывать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах.
3.4. Способствовать воспитанию внимательности, аккуратности, усидчивости, ответственному отношению к выполняемой работе.
3.5. Посредством выбора уровня заданий формировать адекватную самооценку; учить критично относиться к своему мнению, понимать точку зрения другого.
IV. Профориентационные цели:
4.1. Способствовать формированию у учащихся знаний, представлений о конструкторских профессиях.
4.2. Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями конструкторских профессий.
4.3. Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в данной трудовой деятельности.
4.4. Воспитывать уважение к работающему человеку.
Методическое оснащение урока
Материально-техническая база
- учебный кабинет;
-ИКТ(компьютер, проектор, экран)
- инструменты, приспособления: манекен, сантиметровая лента, линейка.
Дидактическое обеспечение:
- учебник. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений /Н.В.Синица, В.Д.Симоненко - М.:
Вентана – Граф, 2013г.
- Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома. 5кл: методическое
пособие/ Н.В. Синица.- М.: Вентана – Граф, 2013г.
- сборник тестовых заданий Т.Ф. Лазаревой. - М.: Ижица, 2009
-презентации
Дополнительная литература:
- Управление качеством технологического образования: методические
рекомендации /Автор-сост. О.В.Атаулова. - Ульяновск: УИПКиПРО,
2006. - 55 с.
Атаулова О.В. Словарь по технологии. - Ульяновск, 2001;
- плакат «Снятие мерок»;
- учебно-техническая документация; Приложение 4.1.
- материалы для контроля знаний:
- разноуровневые тесты; Приложение № 4
- дифференцированное д/з. Приложение № 5
Тип урока: комбинированный
Вид урока: практикум
Методы обучения:
- словесного сообщения и закрепления технико-технологических
знаний;
- метод демонстрации;
- метод практической работы;
- инструктаж.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- парная.
Словарная работа: одежда, фартук, эксплуатационные, эстетические требования, мерки, снятие мерок.
Ход урока
Этапы урока Деятельность педагога Деятельность обучающихся
Мотивационно-целевой этап I. Организационный момент
Цель этапа:
настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний
создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс приветствие
проверка явки учащихся
заполнение учителем классного журнала
-проверка готовности учащихся к уроку настрой учащихся на работу.
*Для того, чтобы определить тему урока, почитайте написанную на доске пословицу
Одежда делает человека. (французская)
Как вы понимаете её значение?
*Да, одежда играет огромную роль, она украшает человека. И не только, она также защищает от неблагоприятных воздействий окр. среды. А ещё есть такая одежда, которая защищает другую от загрязнений.
- Догадалисьо какой одежде идёт речь?
(фартук)
доведение до учащихся плана урока План урока.
1. Фартук-рабочая одежда.
2. Правила снятия мерок.
3.Мерки, для построения чертежа фартука.
4. Практическая работа « Снятие мерок, запись результатов».
Личностные УУД Осуществляемые действия:
эмоциональный настрой на урок и т.д.
Формируемые способы деятельности:
проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности и т.д.
Познаватель-ные УУД Осуществляемые действия:
активное слушание
выдвижение предположений о теме урока и т.д.
Формируемые способы деятельности:
формулирование собственных ожиданий
Коммуника-тивные УУД Осуществляемые действия:
слушание собеседника
Формируемые способы деятельности:
построение понятных для собеседника высказываний.
II. Проверка выпол-нения домашнего задания
Цель этапа:
установить правильность и осознанность выполнения всеми уча-щимися домашнего задания
устранить в ходе про-верки обнаруженных пробелов в знаниях
выяснить степень усвоения заданного на дом материала
определить типичные недостатков в знаниях и их причины
ликвидировать обнаруженных недочётов - учащимся предлагается разноуровневый тест по теме прошлого урока «Машинные швы».
Приложение №
Личностные УУД Осуществляемые действия:
повторение раннее изученного материала
Формируемые способы деятельности:
проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности
Регулятив-ные УУД Осуществляемые действия:
контролируют правильность ответов обучающихся
Формируемые способы деятельности:
оценивание результата по алгоритму
адекватное восприятие оценки учителя
Познавтельные УУД Осуществляемые действия:
взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность
Формируемые способы деятельности:
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
Коммуникативные УУД Осуществляемые действия:
взаимодействуют с учителем во время опроса
Формируемые способы деятельности:
продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения
умение полно и точно выражать свои мысли
III. Актуализация знаний
Цель этапа:
организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания
актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания
предъявить задания, близкие жизненному опыту детей
зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний
организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании организация задания на повторение эвристическая беседа
заслушивание сообщения учащихся
Личностные УУД Осуществляемые действия:
активизация имевшихся ранее знаний
активное погружение в тему
высказывание различных вариантов решения данной проблемы
Формируемые способы деятельности:
умение слушать в соответствии с целевой установкой
принимать и сохранять учебную цель и задачу
дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания
Познавтельные УУД Осуществляемые действия
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
слушают вопросы учителя
отвечают на вопросы учителя
осуществляют актуализацию личного жизненного опыта
Формируемые способы деятельности:
формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов
формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;
формирование умения на основе анализа объектов делать выводы
формирование умения обобщать и классифицировать по признакам
формирование умения находить ответы на вопросы
Коммуникативные УУД Формируемые способы деятельности:
формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности
формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения
Практический этап IV. Проблемное изложения нового знания
Цель этапа:
зафиксировать причину затруднения у учащихся
сформулировать и согласовать цели урока
организовать уточнение и согласование темы урока
организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала
организовать фиксацию преодоления затруднения эвристическая беседа
объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся
заслушивание сообщений учащихся
*Девочки, давайе ещё раз скажем для чего человеку необходима одежда?
Одежда - это совокупность покровов, предохраняющих тело человека от внешних воздействий окружающей среды и механических повреждений.
*Учащимся предлагается классификация одежды по назначению.

Слайд №1
Фартук относится к рабочей одежде. Его основное назначение - предохранять одежду от загрязнений.
*проблемное задание:
- Девочки, послушайте рассказ «Две хозяйки» С. Могилевской.
- Какое правило можно сформулировать, прочитав этот рассказ?
(Выйдя на кухню, прежде всего, наденьте фартук и косынку)

Слайд №2
Расматривая модели фартуков, девочки выясняют, что они состоят из отдельных деталей. Для изготовления нужно знать длину и ширину всех его деталей.
- Девочки, с чего начинается изготовление фартука?
Мерки - это основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения.
Работа с учебником. Стр. 46.

*Учитель на манекене показывает и рассказывает, как снимаются мерки, как они записываются.


Слайд № 4-7
Словарная работа: одежда, фартук, эксплуатационные, эстетические требования, мерки, снятие мерок
Регулятивные УУД Осуществляемые действия:
самостоятельное определение темы урока
осознание целей и задач обучения
восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению
Формируемые способы деятельности:
формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника
формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план)
формирование умения слушать и понимать других
формирование умения формулировать свои мысли в устной форме
формирование умения работать в парах, в группах
Познавательные УУД Осуществляемые действия:
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме
развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям
развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации
развитие умения строить простые рассуждения
Формируемые способы деятельности:
формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию
V. Первичное закрепление знаний учащихся
Цель этапа:
зафиксировать алгоритм выполнения
организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально, в парах или группах) использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала.

*- Назовите правила снятия мерок.
- Как обозначаются и снимаются мерки:
- полуобхват талии
- полуобхват бедер
- длина изделия.
Приложение №
*обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с предложением: дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны.
-выявление умений у учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями. Личностные УУД Осуществляемые действия:
осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
применение на практике и последующее повторение нового материала
Формируемые способы деятельности:
формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией
Коммуникативные УУД Осуществляемые действия:
формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками
Формируемые способы деятельности:
формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
VI. Физкультминутка 176974594615 Учитель (ученики)
Трава маленькая-маленькая. (Делают приседания.)
Деревья высокие-высокие. (Поднимают руки вверх.)
Ветер деревья качает-качает. (Вращаются.)
То направо, то налево наклоняет. (Наклоняются вправо, влево.)
То вверх, то назад. (Потягиваются вверх, назад.)
То вниз сгибает. (Наклоняется вперед.)
Птицы летят-улетают. (Машут руками-«крыльями».)
Ученики тихонько за парты садятся. (Садятся за парты.)
VII. Практическая работа «…» с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону и проверкой учителем
Цель этапа:
тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке
проверить умения работать учащихся по алгоритму
организовать самостоятельную работу учащихся
организовать самопроверку самостоятельной работы
организовать…..по результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок
организовать ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы
7.1. Вводный инструктаж учителя:
сообщение учащимся названия практической работы;
разъяснение учащимся задач практической работы;
ознакомление учащихся с объектом труда - образцом;
ознакомление учащихся со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);
ознакомление учащихся с учебно-технической документацией (инструктаж по ИТК).
предупреждение учащихся о возможных затруднениях при выполнении работы);
инструктаж по технике безопасности.
7.2. Самостоятельная работа учащихся по УТД.

Слайд №8
7.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):
7.3.1. Формирование новых умений:
проверка организованности начала работы учащихся;
проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);
соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;
7.3.2. Усвоение новых знаний:
проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;
инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.
7.3.3. Целевые обходы:
инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
рациональное использование учебного времени учащимися.
7.4. Заключительный инструктаж учит:
анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
разбор типичных ошибок учащихся;
вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
повторное объяснение учителем способов устранения ошибок. Личностные УУД Осуществляемые действия:
проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности
выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте учащихся
восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
Формируемые способы деятельности:
применение на практике полученных знаний и последующее повторение
Регулятивные УУД Осуществляемые действия:
самоконтроль выполнения задания
взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность
Формируемые способы деятельности:
планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане
Познавтельные УУД Осуществляемые действия:
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации
Формируемые способы деятельности:
умение структурировать знания
выбор наиболее эффективных способов решения задач
установление причинно-следственных связей
построение логической цепи рассуждений
выдвижение гипотез; их обоснование
Рефлексивно-оценочный этап VIII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
Цель этапа:
включить новый способ действий в систему знаний учащихся
тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации *Домашнее задание дается дифференцированно.
Приложение№
сообщение о теме следующего урока
*На следующем уроке вы будете строить чертёж фартука, используя мерки, которые сегодня сняли.
Для работы необходимы: учебники, тетради на печатной основе, рабочие тетради, цветные ручки, карандаши, листы А-4, линейка закройщика, ватман.
Познавтельные УУД Осуществляемые действия:
отработка алгоритма по изученной теме …
творческая переработка изученной информации
поиск искать в традиционных источниках (в алфавитном, в предметном каталоге, в каталоге вторичных источников, в словарях, в энциклопедиях)
поиск в компьютерных источниках (в сети Интернет, в электронных книгах, в электронных каталогах, архивах, с помощью поисковых программ, в базах данных)
поиск в других источниках (в социуме, в радиовещании, телевещании, в аудио-, видеоисточниках)
переработка (на основе анализа, на основе синтеза)
Формируемые способы деятельности:
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деят-сти
поиск и выделение информации
применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств
IX. Уборка рабочих мест X. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель этапа:
организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке
организовать фиксацию степени соответствия результатов деят-ти на уроке и поставленной цели в начале урока
организовать проведение самооценки учениками работы на уроке
по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности Рисуем настроение.
Цветик-многоцветик.
- Сегодня на уроке я:
Начился …
18840451905было интересно…
было трудно…
теперь я могу…
я научилась…
меня удивило…
мне захотелось…
Слайд № 9
Приложение №
Коммуникатив-ные УУД Осуществляемые действия:
оценка и самооценка учебной деятельности
обобщение и систематизация знаний
учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока
Формируемые способы деятельности:
формирование умений полно и точно выражать свои мысли
Литература
Атаулова, О.В. К вопросу о структурной схеме урока технологии [Текст] / О.В. Атаулова. // Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции МПГУ. – М.: Изд-во «Эслан», 2003. – С. 117-119.
Атаулова О.В., Кондракова Л.В. Деятельностная модель урока в условиях ФГОС проектирование и анализ [Текст]: методические рекомендации/ под общей рекомендацией Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2012. – С.87-101.
Логвинова, И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. [Текст] / И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева // Управление начальной школой. – 2011. – № 12. – С. 12-18.
4. Управление качеством технологического образования: методические рекомендации
/Автор-сост. О.В.Атаулова. - Ульяновск: УИПКиПРО, 2006. - 55 с.
5. http://klasnaocinka.com.ua/en/article/fizkultminutki-na-urokakh.html6. www.uroki-etiketa.ru/index.php?option=com...id..