Расчет расхода ткани на наволочку. Построение чертежа наволочки.


Технологическая карта урока
Класс: 9
Предмет: швейное дело + математика
Тема урока: Расчет расхода ткани на наволочку. Построение чертежа наволочки.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Общая дидактическая цель по типу урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний обучающихся по данной теме.
Задачи:
Воспитательные - развитие нравственных качеств личности, для успешной исполнительской деятельности, желание гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей, воспитывать аккуратность, сдержанность.
Коррекционно – развивающие
коммуникативные: формирование вступления и поддержания коммуникации в разных ситуациях взаимодействия; развитие умения слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
познавательные: формирование умения использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных задач; развитие логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.
регулятивные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Образовательные
закрепление умения обучающихся правильно рассчитывать размеры кроя наволочки;
формирование осознанного использования измерительных инструментов;
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная
Ресурсы: презентация, инструкционная карта, индивидуальные карточки, наглядность(карточки с названиями магазинов, подушка в натуральную величину, наволочки), измерительные инструменты.
Межпредметные связи: швейное дело и математика
Этап урока
Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Коррекционная работа
Планируемые результаты
Базовые учебные действия (компонент жизненной компетенции) Предметные результаты (академический компонент)
I.Организационный момент.
Мотивация и целеполагание Цель – включить обучающихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест.
Озвучивает тему и цель урока
Приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочих мест.
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения.
Наводящие вопросы.
Личностные: самоопределение: внутренняя позиция на основе положительного отношения к школеРегулятивные: планирование, целеполагание (понимание учебной задачи урока).Познавательные: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности, цели.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. Перечень некоторых понятий шв.дела и математики

II.Актуализация знаний. Цель – актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала
Формулирует задание. Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий.

Выполняют задание.
Выписывают и осуществляют самоконтроль
Индивид.карточки с готовой формулой. Работа по развитию речи Личностные:положительное отношение к учению
Познавательные: анализ с целью выделения существенных признаков, сравнение
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения
Регулятивные: контроль своей деятельностиПеречень некоторых понятий шв.дела и математики
III. Повторение пройденного на уроках швейного дела. Подготовка к практической работе. Цель – организовать коммуникативное взаимодействие для подготовки к практической работе.
Задает обучающимся наводящие вопросы.
Организует работу через систему устных и письменных заданий по теме. Проводит параллель с ранее изученным материалом на уроке шв.дела и математики. Отвечают на вопросы.
Обсуждают, рассуждают. Анализируют изделие в натуральную величину и на чертеже
Высказывают свои мнения.
Комментируют выполнение решения учебной задачи Использование в наглядности разных цветов для обозначения сторон изделия. Использование формулы.
Личностные: гордиться успехами св.товарищей
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, подведение под понятие.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения Усвоение формулы нахождения Ди, Ши.
Арифметические действия с числами, полученными при измерении.
IV. Практическая работа
Цель – обучать навыкам самостоятельной работы.
Контролирует выполнение работы. Оказывает направляющую и стимулирующую помощь. Выполняют чертеж наволочки на нелинованной бумаге.
Работа по инструкционной карте, работа под руководством учителя.
Личностные: гордиться своими успехами
Познавательные: выполнение действий по алгоритму, анализ, обобщение.
Регулятивные: контролирование своих действий в процессе выполнения заданий. Умение пользоваться измерительными инструментами,
умение ориентироваться в пространстве;
V. Подведение итогов. Рефлексия. Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. Подводит итоги работы класса, оценивает работу обучающихсяОценивают свою работу

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: аргументация своего мнения Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель швейного дела:
-Добрый день, всем кто пришёл  на наш урок! Давайте, поприветствуем гостей, как их сегодня много. Поздоровайтесь с ними, улыбнитесь им и друг другу. И с хорошим настроением начнём работать. Сегодня у нас необычный урок, у нас в гостях ваш учитель математики О.Н. , которая поможет вам, т.к. нам сегодня понадобятся все знания и умения, которыми вы овладели на уроках математики.
-Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос:
Закончи пословицу: «семь раз отмерь…(один раз отрежь)
Загадка:
На поляне шерстяной
Пляшет тонконожка,
Из – под туфельки стальной
Выползает стёжка. (Швейная машина)
Назовите правильно профессию:
Занимается ремонтом, пошивом одежды (портная)
Сколько см содержится в 1м? (100см)
Прямоугольник – это…Сантиметр, какая часть метра? (сотая)
Как называется прямоугольник, у которого все стороны равны? (квадрат)
Закончи предложение: Для раскроя деталей одежды применяют…(ножницы)
2.Сообщение темы урока.
Тема нашего сегодняшнего урока записана на доске и звучит так:
«Расчёт расхода ткани на наволочку и Построение чертежа».
А чтобы вы на уроке были внимательны, проведём тестирование.
Концентрация внимания учащихся .Тестирование ( презентация 5 вопросов)…
-Для того чтобы поставить оценки, вы сосчитали, сколько у каждого правильных ответов. Под таблицей высчитываем количество процентов правильных ответов, напомните, как это сделать?
количество пр.ответовколичество вопросов
100% : х = ____%
- Используя следующие данные, поставьте на листочек себе оценку.
100% – 66 % - «5» 100 : 5 х 5 = 100% 100 : 5 х 4 = 80% ( 5 или 4пр.ответов)
65% - 51 % - «4» 100 : 5 х 3 = 60% (3пр.ответа)
50% – 35% - «3» 100 : 5 х 2 = 40% (2 пр.ответа)
34% и ниже – «2»
- Поднимите руку, у кого 5, 4, 3.
-Молодцы! Выставляем оценки в таблицу.
3.Повторение пройденного на уроках швейного дела.
Это не первый урок по данной теме. Вы - выпускники и мы готовимся к экзаменам .
Прежде чем мы приступим к построению чертежа, давайте вспомним, о чём мы говорили с вами на прошлых уроках.
Какое изделие будем шить? (наволочку)
К какой группе швейных изделий относится наволочка? (к постельному белью)
Какие ещё изделия относятся к постельному белью? (пододеяльник, простыня)
Из каких тканей шьют наволочки? (х/б)
Почему наволочки шьют из х/б тканей? (гигроскопичны, воздухопроницаемы)
какие виды наволочек вы знаете? (с клапаном, на пуговицах, с завязками)
Где можно купить наволочку?
магазин «Цветы»
магазин «Промтовары»
магазин «Обувь»
магазин «Игрушки»
магазин «Продукты»
магазин «Хозтовары»
рынок
супермаркет
магазин « Промышленные товары»
магазин « Ткани»
торговый центр
4.Основная часть урока.
-А сегодня на уроке, мы с вами:
– Научимся рассчитывать ткань на наволочку с клапаном, учитывая размеры подушки, и выполнять чертеж наволочки, в этом нам снова поможет математика.
- Прежде чем построить чертёж наволочки надо определить её размеры.
- Сколько мерок нужно знать, чтобы рассчитать расход ткани на наволочку и построить чертеж изделия?
(Ди и Ши).
- Если мерка длины и ширины одинаковая, какую фигуру мы с вам построим? (Квадрат)
- Значит подушка имеет форму…квадрата ( наглядность)
- Какую геометрическую фигуру вам напоминает крой наволочки? (прямоугольник) (показать крой наволочки на ткани)
- теперь давайте разберёмся, почему крой наволочки имеет форму прямоугольника, а подушка –квадрата
3
2
1

- Рассмотрим из каких геометрических фигур состоит крой наволочки
Какая геометрическая фигура ( квадрат)- это одна сторона подушки
Какая ? ( квадрат ) – это другая сторона подушки
Какая фигура ? ( прямоугольник) – это клапан.
Вывод :Значит наволочка состоит из 2 сторон подушки и клапана
- Давайте определим длину и ширину кроя наволочки с клапаном
Дн= (Дп х 2) + 25см + 3см (припуски на швы) + 2см (на свободу)
Шн= Шп +3см (припуски на швы) +2см (на свободу)
- Вы с Еленой Николаевной вывели формулу, по которой можно вычислить длину и ширину кроя любой наволочки с клапаном. Рассчитаем расход ткани на наволочку размером 60см х 60см.
(дети у доски)
Дн = 60см х 2 + 25см + 3 см + 2см = 120см+25+5 см= 150см
Шн = 60см +3см + 2см = 65см

ВЫВОД: - Чтобы раскроить наволочку 60см х 60см, надо построить прямоугольник длиной 150 см и шириной 65см.
Ф/МИН (презентация)
Вы хорошо поработали и, наверное, немного устали. Перед тем как приступить к дальнейшей работе проведём небольшую разминку.
Сколько точек будет в круге,Столько раз поднимем руки.Сколько уголков зеленых, Столько выполним наклонов, А присядем столько раз,Сколько квадратов у нас.На носочки встанем,Потолок достанем.И тихонько сядем.
5.Практическая часть. (На рабочем месте у каждого ребенка лежит белый лист бумаги)
-Итак, мы повторили необходимые нам знания, которые помогут выполнить чертеж наволочки. Ещё раз напомните, какую геометрическую фигуру мы будем строить? Чему равна длина нашего прямоугольника, А ширина? Приступим к построению чертежа, НО сложность заключается в том, что использовать мы будем нелинованную бумагу (как на уроках геометрического материала) поэтому вам нужно быть ещё более внимательными и соблюдать аккуратность в работе. Не забывайте, что организация рабочего места влияет на вашу работоспособность
- Для работы нам понадобятся следующие измерительные инструменты, проверяйте их наличие на своем рабочем месте:
линейка закройщика
угольник
карандаш, ластик, ручка.

- У всех на столах есть инструкционная карта, которая поможет тем, кто затрудняется, построить нужный прямоугольник.
- Чтобы сориентироваться на нелинованной бумаге, что необходимо сделать в первую очередь?
(поставить точку в левом верхнем углу) Не забываем, что чертеж мы выполняем при помощи линейки закройщика, т.е. в уменьшенном виде в 4 раза.
№ п/п Обозначение на чертеже Ход работы Измерительные инструменты
1 Поставить точку в левом верхнем углу. Поставить еще 2 точки по длине. Соединить их. Линейка закройщика
2 Построить прямой угол. Угольник
3 Отложить длину изделия 150см Линейка закройщика
4 65см
Отложить ширину изделия Линейка закройщика
5 Достроить прямоугольник Угольник
Линейка закройщика
6 Обвести контур чертежа - Мы справились с данной работой. Мы построили прямоугольник на нелинованной бумаге, а это чертёж наволочки в уменьшенном виде, а на следующих уроках швейного дела вы будете раскраивать на ткани и шить наволочку с клапаном.
- ОЦЕНКИ ПО МАТЕМАТИКЕ в таблицу.
- у вас на партах лежат листочки, на которых перечислены математические знания и умения, которые вы сегодня применяли на уроке шв.дела. Давайте их перечислим, читаем, что у вас написано:
- умение ориентироваться в пространстве; - умение пользоваться линейкой, угольником; - умение чертить; - знание мер длины; - знание свойств геометрических фигур.
- Сегодня мы в очередной раз убедились, что математика очень важная и практическая наука, она тесно связана с уроками швейного дела и не только с ними, а также со многими другими учебными предметами.
- На следующем уроке мы опять встретимся с О.Н. и высчитаем экономию наволочки, сшитую своими руками.
- Благодарим всех за активную работу на уроке. Спасибо, молодцы.

№ п/п Обозначение на чертеже Ход работы Измерительные инструменты
1 Поставить точку в левом верхнем углу. Поставить еще 2 точки по длине. Соединить их. Линейка закройщика
2 Построить прямой угол. Угольник
3 Отложить длину изделия 150см Линейка закройщика
4 65см
Отложить ширину изделия Линейка закройщика
5 Достроить прямоугольник Угольник
Линейка закройщика
6 Обвести контур чертежа № п/п Обозначение на чертеже Ход работы Измерительные инструменты
1 Поставить точку в левом верхнем углу. Поставить еще 2 точки по длине. Соединить их. Линейка закройщика
2 Построить прямой угол. Угольник
3 Отложить длину изделия 150см Линейка закройщика
4 65см
Отложить ширину изделия Линейка закройщика
5 Достроить прямоугольник Угольник
Линейка закройщика
6 Обвести контур чертежа