Урок Снятие мерок для построения чертежа фартука (5 класс)


Урок технологии «Снятие мерок для построения чертежа фартука»
5 класс
Урок под номером 1-2 в разделе « Технология изготовления швейных изделий»
Автор: учитель технологии
МБОУ СОШ №17
г. Н.Уренгой, ЯНАО
Лукина Д.Е.

Урок технологии.
Раздел « Технология изготовления швейных изделий».
Тема урока « Снятие мерок для построения чертежа фартука», 5 класс.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Общая дидактическая цель: создание условий для обеспечения усвоения первоначальных знаний.
Триединая дидактическая цель:
Развивающий аспект: создать условия для развития наглядно-образного мышления, моторных навыков.
Познавательный аспект: обеспечить усвоение учащимися приемов снятия мерок.
Воспитательный аспект: воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской и творческой деятельности. Воспитание личностных качеств, способствующих успешной деятельности в ученическом коллективе.
Оборудование: учебник 5-го класса, сантиметровые ленты, проектор, экран.
Наглядность: готовое изделие – фартук, макеты деталей фартука, таблица "Чертеж фартука".
Методы обучения: репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, практический.
Ход урока
Организационный момент:
Приветствие
Проверка явки учащихся
Заполнение учителем классного журнала
Проверка готовности учащихся к уроку
Доведение до учащихся плана урока
Проверка выполнения учащимися домашнего задания. Подготовка к основному этапу. Мотивация и актуализация.
Дети, сегодня мы с вами начинаем изучение нового раздела «Технология изготовления рабочей одежды» (слайд 1) Как вы думаете, зачем человеку нужна рабочая одежда? Какие виды рабочей одежды вы знаете? (слайд 2) В пятом классе мы будем шить фартук. Как вы думаете, где можно будет использовать сшитый нами фартук? (слайд 3)
Что же это за одежда – фартук? Как давно он появился в гардеробе? Для чего использовался и используется? К сегодняшнему уроку были подготовлены сообщения и презентации.
Изучение нового материала.
Сейчас вашему вниманию будет представлено сообщение об истории развития такой детали одежды, как фартук. (Сообщение «История фартука» подготовлено учащимися)
И так, можно сделать вывод, что фартук имеет свою историю развития. В разные исторические эпохи он выполнял различную роль в гардеробе, как женщин, так и мужчин. Фартук также является неотъемлемой деталью национального костюма многих народов мира. Рассматривая фартук, можно судить об уровне мастерства и наличию вкуса его хозяйки. Давайте посмотрим презентацию, которую нам подготовили ваши одноклассницы о фартуке, как части национального костюма стран Европы. (Презентация «Фартук в национальном костюме» подготовлена учащимися)
Сегодня, в основном, фартук используется в быту для защиты одежды от загрязнений, а так же, как деталь спецодежды в некоторых профессиях.
На уроках технологии мы сошьем фартук, который станет нам помощником на кухне. Ведь чаще всего именно на кухне необходимо защитить нашу одежду от различного рода загрязнений. А кто самый главный помощник у мамы на кухне? Конечно вы. Поэтому фартук мы будем шить для себя, по своим индивидуальным меркам. Вот только мерки мы еще снимать не умеем, и сегодня нам предстоит этому научиться.
Мир прекрасен тем, что он разнообразен! Нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы, и те, только очень похожи. Все присутствующие в классе ровесники, но у вас разный рост, объемы, размер обуви. По этой причине для того, чтобы изготовить швейное изделие необходимо определиться со своими размерами.
Для снятия мерок служит сантиметровая лента. Изобрел её в 1810 г. французский портной. Изготавливается лента из полотна или клеенки. Длина её 150 см., ширина – 2 см. На концах ленты – металлические заклепки, предохраняющие от износа. Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой.
Для построения чертежа изделия необходимо снимать мерки с фигуры человека.
Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения. (Определение записать в тетрадь)
Мерки надо снимать точно, иначе чертёж получится неправильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре.
Дети, обратите внимание на манекен. Вы видите модель фартука, которую нам предстоит изготовить. Как вы думаете, какие мерки нам потребуется снять, чтобы изготовить такую модель фартука (поправляю высказывания, помогаю сформулировать определения)?
А сейчас обратите внимание на детали выкройки фартука. Как вы думаете, почему детали выкройки изготовлены на половину фигуры человека (подвести к понятию симметрия)? Совершенно верно! Тело человека имеет ось симметрии. И при раскрое ткань можно перегнуть пополам и выкроить детали изделия либо парные (карманы), либо цельную деталь (нижняя часть фартука, нагрудник).
Дети, откройте, пожалуйста, учебник на стр.70. Давайте рассмотрим рисунок 42. Ось симметрии можно провести на теле человека вертикально. Следовательно, мерки длины (нагрудника, нижней части) мы будем записывать полностью, а обхватов (талии, бедер) в половинном размере.Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами таблица с обозначением мерок и их названием. (слайд 4)
А сейчас найдите, пожалуйста, на стр. 53 правила снятия мерок и прочитайте их вслух.
Посмотрите на экран. Перед вами правила снятия мерок (зачитываю сама, комментирую слайд 5).
При снятии мерок нужно помнить следующие правила:
Мерки снимают по правой стороне фигуры.
Талию предварительно опоясывают шнурком.
При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо без напряжения.
Мерки снимаются сантиметровой лентой. При измерении, сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять. На измеряемом человеке должна быть легкая одежда.
Мерки длин записываются полностью. Мерки ширины и обхватов записываются в половинном размере, так как чертеж строят на половину фигуры.
Используя манекен, объясняю учащимся, что для правильного снятия мерок нужно знать расположение основных точек и линий на фигуре человека. После этого показываю на ученице приемы снятия мерок, сначала снимаем мерки обхватов (полуобхватов), затем мерки длины. Записываются мерки в той последовательности, в которой они снимались.
Практическая работа: “Снятие мерок”.
А сейчас откройте свои тетради и запишите тему практической работы. Тему вы видите на экране. После чего начертите в тетради таблицу, в которую мы будем вносить результаты измерений. Таблицу вы видите на слайде 6.
Человек не может сам с себя снимать мерки. Для того, чтобы их рассмотреть нужно будет наклоняться и размеры будут искажены. Для снятия мерок необходимо работать в паре. Мерки будем снимать друг с друга, и записывать в подготовленную таблицу. Разбиваемся по парам и приступаем к выполнению практической работы. Не забываем о том, какие мерки записываем полностью, а какие в половинном размере.
По ходу выполнения практической работы веду текущий контроль, исправляю неточности.
Дети, а сейчас откройте стр. 54 учебника. Давайте рассмотрим таблицу 11. Обратите внимание на то, каково назначение снятых нами мерок. На следующем уроке мы приступим к построению чертежа фартука и мерки, которые сняли сегодня, будем использовать для расчета длины и ширины отдельных деталей фартука.
Закрепление материала.
А сейчас, пожалуйста, ответьте на мои вопросы:
Из каких деталей состоит фартук?
Перечислите основные правила снятия мерок.
Какие основные конструктивные линии на теле человека необходимо знать?
Какие мерки мы записываем в половинном размере и почему?
Для расчета каких величин мы будем использовать мерки Ст и Сб?
6. Итог урока.
Сделать необходимые замечания.
Сообщить оценки за домашнюю работу, выставить оценки за практическую работу.

7. Домашнее задание.
Вырезать куклу из бумаги и надеть на неё разукрашенный фартук. Вклеить в тетрадь.