Курсовая работа Формирование учебно-познавательной компетенции при обучении английскому языку


Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Кафедра английской филологии
Курсовая работа по методике преподавания ИЯ
Формирование учебно-познавательной компетенции при обучении английскому языку
Выполнила:
студентка 3 курса
факультета иностранных языков
Иванова Екатерина Викторовна
Научный руководитель:
к.ф.н., доцент кафедры английской филологии Денисова Е.А.
Санкт-Петербург–2015
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования учебно-познавательной компетенции в рамках педагогического процесса ………………..4
Компетентностный подход и ключевые компетенции……………4
Учебно-познавательная компетенция как одна из важнейших компетенций…………………………………………………………9
Компетентностные методы и формы учебной работы…………..12
Связь учебно-познавательной компетенции с технологией развивающего обучения………………………………………….16
Выводы по главе 1………………………………………………………..20
Глава 2. Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках английского языка в Большеврудской средней общеобразовательной школе Волосовского района Ленинградской области……………………………………………21
2.1. Микроисследование: «Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках английского языка в БСОШ»………….21
2.2. Формирование учебно-познавательной компетенции на уроке английского языка в 8 классе ……………………...……………….23
Выводы по главе 2………………………………………………………...28
Заключение……………………..................................................................29
Список используемой литературы……………………………………….30
Приложение 1……………………………………………………………..31
Приложение 2……………………………………………………………32
Введение
В наше время образование ориентировано на: компетентность в различных сферах жизнедеятельности, устойчивую мотивацию к обучению на протяжении всей жизни, к профессиональному и личностному росту. Формирование компетенций учащихся является одной из наиболее важных проблем образования.
В своей работе я бы хотела остановиться на проблеме формирования учебно-познавательной компетенции при обучении английскому языку. Актуальность выбранной темы заключается в вопросе: как должно происходить формирование учебно-познавательной деятельности ученика, обеспечивающее образование, соответствующее требованиям современности.
Цель исследования состоит в научном обосновании педагогических условий формирования учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках английского языка.
Задачи:1. Раскрыть сущность понятия «учебно-познавательная компетенция»;2. Определить роль учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках английского языка;3. Раскрыть способы и виды формирования учебно-познавательной компетенции на уроке английского языка;
4. Разработать урок и показать способы формирования учебно-познавательной компетенции на практике.
Объект исследования: педагогический процесс учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка.
Предмет исследования: условия формирования учебно-познавательной компетенции на уроках английского языка.
Компетентностный подход и ключевые компетенции
На современном этапе характер образования изменился и теперь, образование, которое ориентировано только на получение знаний устарело. В постоянно меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность, умение учиться, т.е. способность саморазвиваться и самосовершенствоваться путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Задачи школы состоят в том, чтобы не просто дать знания ученикам, но и пробудить в них личностный мотив, привить интерес к учению, тягу к самосовершенствованию, развить когнитивные, креативные, коммуникативные качества, а самое главное - научить учащихся учиться.
Исходя из этого, задачей учителя становится воспитание лидера, способного проявить себя и самореализоваться в любой области деятельности, неординарно мыслить, нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые перспективные цели. 
Следовательно, можно сделать вывод, что подход, ориентированный только на знания, уходит в прошлое, уступая место современному компетентностному подходу в обучении и воспитании. 
Следует различать два термина: компетенция и компетентность. (http://natursciences.area7.ru/?m=3099; 02.04.15)
Компетенция – это заданная заранее норма к образовательной подготовки ученика, которая необходима для эффективной, продуктивной деятельности в определенной сфере.
Компетентность – это совокупность личностных качеств ученика, обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. Другими словами, этот термин означает, что ученик владеет соответствующей компетенцией и включает в себя личностное отношение к ней и к предмету деятельности. Это совокупность качеств ученика (знания, умения, навыки, способности) и минимальный опыт деятельности в данной сфере.
А.В. Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций: 
1. ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; 
2. общепредметные компетенции  - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; 
3. предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. (http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2014/03/12/formirovanie-uchebno-poznavatelnoy, 02.10.15)
Ключевые компетенций основываются на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также на основные виды деятельности ученика, которые позволят ему овладеть социальным опытом, получить навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
С учетом данных позиций, выделяют следующие группы ключевых компетенций: (Краевский В.В., Хуторской А.В. 2008, с 137)
ценностно-смысловые компетенции — компетенции, которые связанны с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир и ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
общекультурные компетенции — познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира;
учебно-познавательные компетенции — совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, которая включает в себя элементы логической, методологической и общеучебной деятельности. К данной группе компетенций относятся способы организации целеполагания, планирования, анализа рефлексии, самооценки. Ученик овладевает креативными навыками (добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, использование приемов учебно-познавательных проблем, умение действовать в нестандартных ситуациях). В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания;
информационные компетенции — навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире; умение пользоваться современными средствами информации и информационными технологиями, поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача;
коммуникативные компетенции — знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями, умение представить себя, написать письмо, заявление, заполнить анкету, задать вопрос, дискутировать и др;
социально-трудовые компетенции — выполнение роли гражданина, члена семьи, знание в области профессионального самоопределения и т. д.;
компетенции личностного самосовершенствования — освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях. Это выражается в его непрерывном самопознании, развитии личностных качеств, необходимых для современного человека. Это так же выражается в формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
Что касается урока английского языка, по стандарту основного общего образования по иностранному языку ставится задачи на достижение качественно новых целей в изучении данного языка. Основной целью является развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной: (http://gigabaza.ru/doc/23301.html; 02.04.15)
речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении, письме. (Ученик функционально использует изучаемый язык как средство общения и как средство познавательной деятельности, понимает аутентичные иноязычные тексты, в том числе ориентированные на выбранный профиль, может передавать информацию в связных аргументорованных высказываниях, планирует свое речевое и неречевое поведение с учетом статуса партнера по общению);
языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого иностранного языка в рамках сфер и ситуаций общения, которые соответствуют опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VI и VII-IX классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, которые позволят использовать изучаемый язык в целях продолжения образования и самообразования, совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком и повысят ее продуктивность. (Необходимо знакомить учащихся с доступными им способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий). (Бим И.Л., Биболетова З.М. и др. 2004, с 74)
Центральными категориями парадигмы компетентностного подхода в образовании являются личность обучаемого и деятельность учения, так как только продуктивная учебная деятельность может обеспечить должный уровень иноязычной коммуникативной компетенции.
Таким образом, процесс создания коммуникативной компетенции на иностранном языке связан с развитием учебно-познавательной компетенции учащегося.
Учебно-познавательная компетенция как одна из важнейших компетенций
Учебно-познавательная компетенция – одна из важнейшей компетенций. Учебно-познавательная компетенция – это совокупность компетенций ученика в сфере познавательной деятельности, которую он осуществляет самостоятельно. Она включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, которая соотносится с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам учащийся способен добывать знания непосредственно из окружающей действительности и действовать в нестандартных ситуациях. Степень сформированности учебно-познавательной компетенции в значительной степени определяет качество результата обучения ученика. (http://www.scienceforum.ru/2014/530/983; 02.04.15)
Учебно-познавательные компетенции предполагают умения:
ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;
организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы: выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы;
выступать устно и письменно о результатах своего исследования, использовать компьютерные средства и технологии;
иметь опыт восприятия картины мира. (Хуторской А.В. Интернет-журнал «Эйдос» – 2005 (12 декабря); 02.04.15)
Таким образом, учебно-познавательная компетенция - это совокупность умений и навыков познавательной деятельности, владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях.
Важным условием развития учебно-познавательной компетенции является формирование мотивации школьников.
Признаки наличия интереса учеников к учению: (Маркова А.К. 1983, с 30)
положительное отношение к обучению проявляется в поведении ученика на уроке.
Внутренние признаки: активное включение в учебную деятельность и восприятие познавательного материала, сильная сосредоточенность на заинтересовавшем материале. Отвлечения отсутствуют, преобладает непроизвольное внимание. Ученики задают вопросы в процессе учебной деятельности, они хотят как можно дольше заниматься данным предметом.
Внешние признаки: оживление детей, появление радости на лицах, напряженность и устремленность вперед, чтобы лучше видеть и слышать.
особенности поведения и деятельности учащихся вне урока, характеризующих их интерес: после урока ученики не уходят, а задают вопросы учителю или высказывают собственные суждения по интересующей проблеме; наблюдаются беседы и споры между самими учащимися, ученики добровольно берут на себя задания для самостоятельной работы, читают дополнительную литературу.
третья группа особенностей касается всего образа жизни, возникающего под влиянием интереса к той или иной деятельности: поведения и видов занятий в свободное от школы время, посещения кружков, секций и т, д.
Таким образом, мотивация как важная личностная характеристика буквально пронизывает все поведение ребенка.
Для развития мотивации у школьников, необходимо сформировать представление учащихся о том, как использовать английский язык на следующем образовательном и жизненном этапе. (Колесников А.А., 2011, с 15)
Итак, подлинная организация познавательной активности возможна только если учащихся специально и систематически обучают приемам познавательной деятельности в ходе овладения знаниями, умениями и навыками. Усвоение этих приемов оказывает положительное влияние не только на формирование знаний, но и изменяет отношение ученика к учению, делает его более самостоятельным, организованным, целеустремленным. Овладев под руководством учителя приемами познавательной деятельности, ученик может затем самостоятельно применять их в условиях, не заданных обучением, перестраивать по собственной инициативе, находить новые приемы, использовать их при решении задач. Все это повышает интерес ученика к учению, делает процесс обучения более увлекательным, приводит к продуктивным результатам, что, несомненно, оказывает существенное влияние на формирование личности ученика такие как качества его ума, потребность в овладении знаниями, стремление к их практическому использованию и т. п. (Якиманская И.С. 1979, с 18)
Компетентностные методы и формы учебной работы
Можно сказать, что абсолютно некомпетентностных форм и методов учебной работы не существует. Тем не менее, некоторые формы сами по себе не работают на развитие ключевых кометенций. К ним относятся:
1) монолог учителя;
2) фронтально-индивидуальный опрос;
3) информирующие беседы;
4) самостоятельные работы с учебником по заданиям учителя;
5) демонстрация фильма или любого материала без его обсуждения
6) традиционная контрольная работа.
Компетентностными методами и формами являются такие, которые имеют не только учебное, но и жизненное обоснование. К ним можно отнести: (http://school77.irkutsk.ru/publ/stati/formirovanie_uchebnoj_kompetencii_na_urokakh_anglijskogo_jazyka/3-1-0-9; 02.04.15)
1. мероприятия, направленные на повышение мотивации учебной деятельности. Они могут быть основаны на личностно-ориентированном и проблемном подходах.
2. самостоятельную работу уч-ся в виде:
а) эффективных приемов освоения изучаемого языка, отвечающих личностным потребностям обучаемого;
б) способов организации и использования различных ситуаций самостоятельной речевой практики;
в) опыта проектно-исследовательской и творческой деятельности
3. мероприятия, которые формируют алгоритм достижения цели:
а) постановка проблемной творческой задачи на поиск (как языковых, так и текстовых материалов), в том числе за счет использования проблемного характера самого текста;
б) организация учителем такого контекста учебной деятельности, в которой реализуются познавательные, учебные, творческие виды деятельности;
в) моделирование или восстановление текста по образцу;
г) восстановление содержательных пропусков самостоятельным текстом;
д) расширение текста и дополнение различного характера и с различными смысловыми задачами.
4. самостоятельный поиск информации:
а) формирование информационных умений в рецептивной текстовой деятельности (в чтении и аудировании) через предтекстовые информационные задания, задания на проверку понимания на основе проблемных вопросов, восстановление текста со смысловыми пропусками; путем переработки информации по смысловой цепочке и комбинирования между участниками группы;
б) формирование информационных умений в продуктивной текстовой деятельности (в письме и говорении) через упражнения по интерпретации информации в устной и письменной речи, подбор текстов по смысловому соответствию заглавию или иллюстрации, деятельность по составлению текста по типу "снежного кома", завершение текста;
в) постановка проблемных вопросов к заголовкам текстов для аудирования и чтения с целью формулировки вероятностного контекста;
г) использование визуальной наглядности для определения вероятностного контекста.
5. рефлексивная самооценка с помощью технологии языкового портфеля в качестве "зеркала" процесса овладения иностранным языкам, обеспечивающего целостный портрет языковой личности:
а) составление личных рекомендаций по самостоятельной работе над различными аспектами изучаемого языка в целях обеспечения самостоятельной диагностики и оценки владения речевыми умениями;
б) ведение студентом языкового дневника, фиксирующего динамику умений, качества речи через целевые установки типа «Мне необходимо научиться...», «Мне уже легко высказываться на тему…»
6. задания для создания учащимися собственного речевого продукта с целью развития самостоятельного мышления и креативного подхода к решению проблем:
а) коммуникативные игры (ролевые, деловые);
б) творческие задания в режиме проектной технологии, игровые и ролевые проекты, информационно-исследовательские проекты, издательские проекты, творческие работы, переводы литературных произведений на родной язык.
в) Формирование проблемных заданий, направленных на развитие смысловой и языковой догадки
7. продуктивные технологии на занятиях по практическому курсу устной и письменной речи:
а) приемы проблемно поисковой технологии (учебно-речевые ситуации, содержащие проблемно-поисковые задачи, связанные с созданием собственных речевых произведений творческого характера);
б) приемы технологий интерактивного обучения (организация речи в парах, в малых группах, с носителем языка);
в) приемы игровой технологии (языковые и ролевые игры, драматизация через учебно-речевые ситуации, обеспечивающие личностную вовлеченность уч-ся, их жизненный и эмоциональный опыт);
г) приемы работы с инструментальными компьютерными и сетевыми средствами (создание Интернет-проектов на базе открытых технологий, участие в тематических онлайн-конференциях, использование сайтов международных библиотек, музеев).
Для мотивации учащихся, их активной работы, проявлению интереса, учителю необходимо соединить изучаемый материал с интересами учеников. Кроме того, учителю необходимо создать такие психолого-педагогические условия в обучении, в которых ученик может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». (Кукушин В.С., 2010, с 91)
Для реализации компетентностных методов и форм необходимы следующие ресурсы:
квалифицированный персонал, который будет использовать продуктивные технологии в создании коммуникативной иноязычной компетенции;
аутентичные материалы на английском языке;
аудио-, видео- и компьютерная техника и так далее.
В результате деятельности по использованию продуктивных технологий для создания учебно-познавательной компетенции учащихся, на выходе из школы ученик будет владеть навыками конструктивно-творческой, самостоятельной деятельностью, коммуникативными лингвистическими и культуроведческими знаниями, а также способностью совершенствовать свои навыки.
Ухудшить этот процесс могут следующие факторы:
1. отсутствие доступа в Интернет на уроке или дома;
2. ограниченный доступ к видео- и компьютерной технике;
3. недостаточная компьютерная грамотность учеников и учителей;
4. низкий уровень владения продуктивными технологиями у преподавателей;
5. отсутствие учебных пособий, реализующих продуктивные технологии для формирования учебно-познавательной компетенции.
1.4. Связь учебно-познавательной компетенции с технологией развивающего обучения
Реализация учебно-познавательной компетенции имеет много общего с технологией развивающего обучения. Развивающее обучение – это новый активно-деятельностный способ обучения, который постепенно идет на смену объяснительно-иллюстративному способу.
 Принципы, которые лежат в основе технологии развивающего обучения:
вне деятельности нет развития;
знание учениками их собственных возможностей и результатов учения есть обязательные условия их дальнейшего психического развития;
ученик становится субъектом учебной деятельности лишь на основе таких личностных самообразований, как активность, самостоятельность и общение.
Основными психологическими принципами развивающего обучения являются: (Кукушин В.С. 2010, с. 234)
проблемность обучения;
оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности;
индивидуализация и дифференциация обучения;
Технология развивающего обучения предусматривает сочетание индивидуальных и коллективных форм организации деятельности обучаемых, что позволяет достичь полного усвоения учебного материала на основе личностно-деятельностного подхода. (Збаровский В.С., Збаровская Н.В. 1997, с 19)
Основное направление технологии развивающего обучения – поиск методов и приемов, средств и форм организации, способствующих становлению личности учащихся, развитию самостоятельности и инициативы в процессе овладения знаниями, умениями и навыками. (Збаровский В.С. 1996, с 8)
Формированию навыков учебной деятельности способствует совместное с детьми целеполагание в начале урока, самопроверка собственных работ, применение заданий, дифференцированных по уровню сложности. Когда начинается изучение новой темы, учителю целесообразно обсудить с учениками сферы применения данного материала, его практическую направленность.
У ученика должна быть достаточно сформирована самооценка для того, чтобы правильно определить свой уровень владения языком и программу дальнейших действий. Умение оценивать себя закладывается с раннего детства, и в течение всей жизни человека это умение продолжает развиваться и совершенствоваться. Самооценка – это представление личности о самой себе, оценивание себя и собственных качеств, достоинств и недостатков, возможностей, осознание своего места среди других людей. Именно уровень самооценки во многом определяет критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, взаимоотношения с другими людьми. Учителям необходимо уделять внимание вопросам формирования самооценки у школьников, так как на каждом этапе работы ученики должны уметь анализировать свои достижения, в результате чего у них вырабатывается навык рефлексии.
Проверка учащимися собственных работ так же способствует формированию этого навыка. Самоконтроль – это очень важная часть развития ученика. Именно самоконтроль заставляет ребенка думать о своих успехах и проблемах, понимание чего не должно зависеть только от оценки учителя. Самоконтроль делает процесс обучения более сознательным и развивает мотивацию к учению.
Система развивающего обучения подразумевает рост познавательной самостоятельности школьников. Таким образом, технологии развивающего обучения должны обеспечивать большой объём самостоятельной работы учащихся. Но следует учитывать, что высокая степень самостоятельности учебной деятельности школьников возможна при достижении соответствующего уровня сформированности системных обобщённых знаний по предмету, теме. (Нарышкина Е.С. и др. 2002, с 58)
Выполнение работы над ошибками становится неотъемлемой частью самоконтроля. Основная цель – дать ученикам возможность исправить свои ошибки, которые выделил учитель, (но не исправил, а указал на них с помощью специальных обозначений). Если ученики понимают стоящие перед ним задачи, то включается не только самоконтроль но и самокоррекция, что является умением ученика исправить совершенную им ошибку. Ошибка не должна восприниматься с негативной стороны, так как в ней есть не только отрицательные стороны, но и положительный опыт. Исправляя ошибку, ученик корректирует собственную учебную деятельность.
Роль взаимоконтроля так же велика. Взаимоконтроль - это парная работа учащихся, которые одновременно тренируют и контролируют друг друга. При взаимоконтроле усиливается и воспитывающая его функция, повышается интерес к овладению языка. Задания могут быть самыми разнообразными. Их результатом станет повышение интереса к процессу обучения, а итогом – улучшение собственных результатов. Когда ученики научатся видеть ошибки в речи других, они лучше смогут контролировать свою речь и деятельность.
Итак, в условиях развивающего обучения формирование приемов познавательной деятельности является не побочной, а одной из центральных задач. (Якиманская И.С., 1979, с 17)
Выводы по Главе 1
В первой главе своей работы я рассмотрела, что изменилось в образовании и каким должен быть урок сегодня. А именно: на что теперь направлено образование; что такое комппетентностный подход, и какие существуют компетенции; какова роль учебно-познавательной компетенции в процессе обучения; какие методы и формы работы являются компетентностными, а какие не работают на развитие ключевых компетенций и почему; что такое технология развивающего обучения и как она связана с учебно-познавательной компетенцией; как сделать учебный процесс интересным и что способствует лучшему усвоению знаний.
Итак, задача школы сегодня – не давать готовые знания ученикам, а научить их учиться. Для этого, на смену подходу, ориентированному на знания приходит компетентностный подход.
 В обучении английскому языку также произошли изменения. Основная цель сегодня - развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной. Учебно-познавательная компетенция выделена в моей работе как одна из важнейших, т.к. эта компетенция определяет интерес учащихся к предмету (в частности к английскому языку), их активность в процессе обучения и самообразования. Так же как и технология развивающего обучения, учебно-познавательная компетенция основана на личностно-деятельностном подходе. Я считаю, что если учебно-познавательная компетенция не развита, остальные компетенции не будут нести в себе смысла, т.к. не будут работать. Чтобы способствовать развитию учебно-познавательной компетенции, я описала, какие методы и формы работы с учащимися необходимо использовать на уроке английского языка, ведь степень сформированности учебно-познавательной компетенции в значительной мере определяет качество результата обучения ученика.
Глава 2. Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках английского языка в Большеврудской средней общеобразовательной школе Волосовского района Ленинградской области.
2.1. Микроисследование: «Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках английского языка в БСОШ»
Во время прохождения производственной практики в Большеврудской средней общеобразовательной школе Волосовского района Ленинградской области, был проведен анонимный опрос среди учеников 5-11 классов. Анкеты учеников и анкета оценивания представлены в Приложении 1.
Цель данного микроисследования: выявить направлены ли уроки английского языка на формирование учебно-познавательной компетенции учащихся.
Каждому подгруппе давалась одна анкета для заполнения (всего 18 анкет – соответствует количеству подгрупп с 5 по 11 класс).
Шкала оценивания:
0 – 9 баллов – низкий уровень;
10 – 13 баллов – средний уровень;
14 – 16 баллов – уровень выше среднего;
17 – 20 баллов – высокий уровень.
Максимальное количество баллов, предполагаемое анкетой – 20 баллов, что соответствует очень высокому уровню формирования учебно-познавательной компетенции на уроке английского языка.
Максимальное количество баллов в анкетах учеников Большеврудской СОШ – 14 баллов. Это значит, что уровень формирования учебно-познавательной компетенции на уроках английского языка выше среднего. Количество анкет, соответствующих данному уровню – 5. Это достаточно неплохой результат.
9 анкет, что составляет половину опрошенных подгрупп, соответствуют среднему уровню. Учебно-познавательная компетенция в данных подгруппах формируется, но ее уровень недостаточно высок.
С низким уровнем развития учебно-познавательной компетенции 4 анкеты (минимальное количество баллов - 6). В данных подгруппах учебно-познавательная компетенция учащихся почти не формируется.
Проанализировав анкеты учащихся, можно выявить некоторые сходства. Все подгруппы отметили, что на уроках английского языка очень часто используют интерактивную доску, компьютер или другое техническое оборудование. Кроме того, во всех подгруппах очень часто обсуждают иллюстрации к заданиям, представленные в учебнике. Так же, только в одной анкете сказано, что ученики часто работают с заданиями из учебника самостоятельно, все остальные ответили, что иногда. Самостоятельная работа способствует формированию учебно-познавательной компетенции, но ее должно быть не очень много, каждая подобная работа должна обсуждаться. Лучше, чтобы задания были не из учебника, а подобраны учителем дополнительно, и содержали в себе элементы игры (например, кроссворды).
Из ответов, которые предполагают отрицательное влияние на развитие учебно-познавательной компетенции, было отмечено следующее: ни у одной подгруппы нет дневника рефлексии, где бы ученики записывали личные результаты, достижения, касающиеся английского языка. Ведение таково дневника очень полезно, т.к. учащиеся могут видеть свои результаты, что им удается, а чему еще предстоит научиться. Кроме того, каждая запись в данном дневнике будет повышать самооценку ребенка, которая очень важна для изучения английского языка.
Еще можно отметить, что 8 подгрупп из опрошенных почти никогда не участвуют в олимпиадах или других мероприятиях по английскому языку, остальные 10 ответили, что иногда участвуют. Нет ни одной подгруппы, которая очень часто участвовала бы. Это может быть связано с низкой самооценкой учащихся, нежеланием оказаться хуже других, страхом плохо написать работу. Или это может быть связано с количеством проводимых мероприятий на английском языке (их в Большеврудской СОШ не так много).
Кроме того, из анкет видно, что учащимся не так часто предоставляется возможность оценивать работу или ответ своих одноклассников. Оценивание других является мотивацией к собственным действиям. Когда ученик знает, что его будет оценивать не только учитель, он будет больше стараться, лучше готовиться к уроку. Ученики, которые оценивают, будут внимательно слушать, анализировать ответ, что является хорошей практикой для личного совершенствования.
Из рекомендаций я могу выделить следующее: чаще просить учеников оценивать работу друг друга, вести дневник рефлексии, делать презентации, проекты конкурсы, сценки, представления на английском языке, использовать дополнительные задания. Остальные пункты, представленные в анкете, активно практикуются в данной школе.
2.2. Формирование учебно-познавательной компетенции на уроке английского языка в 8 классе
Учебник: Биболетова М. З. «Enjoy English — 8».
Тема урока: «Писатели и их работы» (заключительный урок по теме «Книги в нашей жизни»).
Основная цель урока: систематизация полученных знаний, используя Интернет, по теме «писатели и их работы» с выходом на монологическую речь.
Цели урока:
Обучающие: совершенствование умений практического владения английским языком по теме «Книги в нашей жизни», совершенствования умения работать с новой информацией.
Развивающие: развитие внимания, смекалки, сообразительности и быстрой реакции, умения работать в группе и находить необходимую информацию в Интернете.
Воспитывающие: развитие интереса к изучению языка и к новой информации, развитие взаимопомощи.
Коммуникативные: использование известного лексико-грамматического материала в процессе поиска новой информации.
Задачи:
- вспомнить отечественных писателей и их работы;
- мотивировать учащихся к получению новых знаний;
- научить строить монологическое высказывание с изученным ранее лексическим и грамматическим материалом (Past Simple) по теме.
Универсальные учебные действия:
Личностные: развитие ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию, формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, формирование и развитие интереса к иностранному языку, развитие интереса к новому.
Регулятивные: осуществление регулятивных действий самонаблюдения и самоконтроля в процессе работы с новой информацией на иностранном языке.
Познавательные: установление причинно-следственных связей, чтение с извлечением необходимой информации для решения учебных задач.
Коммуникативные:
- осознанное использование речевых средств в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, при необходимости помогать друг другу.
Формы работы: индивидуальна и фронтальная.
Ресурсы: Учебник «Enjoy English - 8», тетрадь, компьютер учителя с доступом в сеть Интернет, интерактивная доска (или проектор и экран);
Ход урока
Вступление (5 мин)
- Good afternoon students! (- Good afternoon.) Sit down, please. Today we are going to speak about writers and their works. What Russian writters or poets do you know? (Alexander Pushkin, Lev Tolstoy, Anton Chekhov.) Thank you! Now please, open your books at p89, Ex112 (Страница учебника с упражнением представлена в Приложении 2). There are the names of well-known writers. Read them, please. (Ученики читают по цепочке.) Thank you.
Основная часть (32 мин)
- Now you will use my computer to find information about works of well-known writers on the Internet. I will show you how to do it and then you will work one by one. The example given in our exercise is about Agatha Christie. So I look for information about her. And you write down her name and her works in your exercise books.
Пример:
Автор Работы
Agatha Christie crime novels, short stories, playsУченики по очереди выходят к доске, вбивают имя и фамилию писателя в поисковой строке, и ищут информацию о том, что этот автор писал. Остальные ученики записывают данную информацию в тетрадь в виде таблицы.
- Well done! Read please the name of the writer and what he wrote. Пример: Agatha Christie wrote crime novels, short stories and plays.
Ученики по цепочке читают в тетради по таблице, что писал каждый автор.
- Thank you!
Заключение (8 мин)
- What were we talking about today? (We were talking about writers and their works.) Have you got any new information? (Yes, we have.) Was it difficult to look for new information? (No, it wasn`t.) Very good!
Your home task will be to write some sentences about one of the writers we discussed today. You can also use Internet. The plan is given in Ex113. Read it, please. (Ученики читают план.) Have you got any questions? (No, we haven`t.) Thank you for your work today. Your marks are: (выставление оценок и комментарии к ним). Good bye! See you tomorrow!
Данный урок рассчитан на 45 минут. Урок проводится в интересной для учеников форме, что обеспечивает достижение поставленной цели. Формированию учебно-познавательной компетенции способствует самостоятельная работа учеников с информацией в Интернете, заполнение таблицы сведениями полученной информации, запоминание информации с помощью проговаривания, отработка в речи известного лексико-грамматического материала, что и способствует формированию учебно-познавательной компетенции учеников.

Выводы по Главе 2
Во второй главе работы показано как формируется учебно-познавательная компетенция при обучении английскому языку в Болшеврудской средней общеобразовательной школе Волосовского района Ленинградской области.
С помощью микроисследования было выявлено следующее: в 9 из 18 опрошенных подгрупп, формирование учебно-познавательной компетенции происходит на среднем уровне, в 5 из 19 – на уровне выше среднего, а в 4 – на низком уровне. Чтобы улучшить данный результат, учителям необходимо делать уроки английского языка интересными и необычными. Использование различных методов и форм работы на уроке разнообразит его, привлечет внимание и интерес учеников. При планировании уроков необходимо учитывать желания и интересы учеников, как можно чаще обращаться к жизненному опыту детей, и объяснять, как изученный материал может пригодиться в жизни.
Во второй части данной главы разработан урок для 8 класса, направленный на формирование учебно-познавательной компетенции учеников. Так как ученики самостоятельно ищут новую для них информацию, они активны в процессе обучения. Детям всегда больше нравиться работать с компьютером, чем с учебником, тем более используя Интернет-ресурсы. Польза данного урока так же заключается в том, что он развивает любознательность. Ученикам показано, что информация доступна, ее можно быстро и легко найти. Это значит, что если в процессе обучения встретилось что-то неизвестное, то не составит труда узнать это, расширить свой кругозор и использовать это в дальнейшей жизни.

Заключение
Формирование учебно-познавательной компетенции при обучении английскому языку очень важно для дальнейшего развития личности школьника. Каждому учителю необходимо работать в данном направлении.
Для этого учитель должен использовать на уроке компетентностные методы и формы учебной работы, такие как игра, конференция, проект, проблемная ситуация и другие.
Кроме того, ученикам надо объяснить, что урок английского языка – это не только изучение иностранной речи, но и отличный источник знаний об окружающей действительности. Знания, полученные на уроке английского языка, пригодятся в жизни.
Детей так же необходимо научить не бояться нового, а наоборот проявлять любознательность к неизвестному, тем самым научить детей работать, учиться, развиваться самостоятельно, используя все доступные ресурсы. Урок английского языка должен быть опорой для самообразования, саморазвития и самовоспитания личности, а формирование учебно-познавательной компетенции непосредственно на это влияет.
Список используемой литературы
Бим И.Л., Биболетова З.М. и др. Государственные стандарты школьного образования; Москва, «Астрель» 2004
Збаровский В.С. Технология развивающего обучения; СПБ 1996
Збаровский В.С., Збаровская Н.В. Технология развивающего обучения; СПБ 1997
Колесников А.А. Реализация компетентностной парадигмы при обучении иностранным языкам в профильной школе; «Иностранные языки в школе» 2011
Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика; Москва, «Академия» 2008
Кукушин В.С. Педагогические технологии. Учебное пособие для студентов педагигических специальностей; Ростов-на-Дону, «Феникс» 2010
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте; Москва, «Просвещение» 1983
Нарышкина Е.С. и др. Развивающее обучение: теория и практика; СПБ 2002
Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций; Интернет-журнал «Эйдос». – 2005 (12 декабря)
Якиманская И.С. Развивающее обучение; Москва «Педагогика» 1979
Интернет-ресурсы:
http://www.scienceforum.ru/2014/530/983; 02.04.15
http://natursciences.area7.ru/?m=3099; 02.04.15
http://school77.irkutsk.ru/publ/stati/formirovanie_uchebnoj_kompetencii_na_urokakh_anglijskogo_jazyka/3-1-0-9; 02.04.15
http://gigabaza.ru/doc/23301.html; 02.04.15
http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2014/03/12/formirovanie-uchebno-poznavatelnoy; 02.10.15