Проект «Экологический трамвай в г. Бийске» как средство формирования эколого-краеведческой культуры школьников

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 11»













Проект «Экологический трамвай в г. Бийске» как средство формирования эколого-краеведческой культуры школьников






















Автор проекта: Карева Н.С.,
учитель географии и экологии



Бийск 2014

Содержание

Введение 3
Описание проекта 5
Заключение 8
Список использованной литературы 9
Приложения 10






































Введение
Современная экологическая ситуация в мире, стремление мирового сообщества перейти к устойчивому экологическому развитию, постулированному решениями конференции ООН по окружающей среде, прошедшей в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г., позволяют по-новому взглянуть на экологизацию образования.
Задачи экологического образования школьников приобретают особое значение: процесс осознания необходимости изменения жизненной парадигмы должен совершенствоваться быстрее, пока природа не потеряла способность адаптироваться к последствиям развития цивилизации, пока не иссякли природные ресурсы и не произошло экологической катастрофы.
Краеведение экологично по своей сути, ибо изучение своей местности - не что иное, как изучение окружающей среды. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения и экологии связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания школь ников о родном крае, экологических проблемах, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа, патриотизма.[1]
Проблема:
Она определяется противоречием, с одной стороны, между возросшей потребностью общества в качественной эколого-краеведческой подготовке школьников и необходимостью совершенствования в этой связи образовательного процесса, а с другой недостаточной теоретической и практической разработанностью путей формирования эколого-краеведческой культуры школьников.
Гипотеза: формирование эколого-краеведческой культуры школьников во внеурочной деятельности будет осуществляться более эффективно, если:
- использовать разнообразные формы внеурочной деятельности;
- привлекать учащихся к практическому решению городских проблем.
Цель проекта: через проведение экскурсий по городу на трамвае создать условия для повышения мотивации к изучению предметов естественно-научного цикла, способствовать расширению кругозора об эколого-краеведческих особенностях г. Бийска и формированию экологической культуры подрастающего поколения.
Задачи проекта:
Изучить литературу по вопросам формирования эколого-краеведческой культуры;
Оформить салон трамвая в экологической тематике;
Разработать экскурсии, семинары экологического содержания;
Расширить знания учащихся о взаимозависимости мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной;




Участники проекта:
Учащиеся и учителя МБОУ «Гимназия № 11», МУП г. Бийска «Трамвайное управление»., инициативная группа экологического движения «Мусора.Больше.Нет.Бийск».

Ожидаемые результаты
Для учеников:
Повышение мотивации к изучению предметов естественно-научного цикла и осознанию важности экологических знаний в жизни;
Совершенствование личностных качеств;
Расширение кругозора об эколого-краеведческих особенностях г. Бийска
Повышение уровня экологической культуры.

Для учителей:
Повышение компетентности в вопросах экологического просвещения;
Внедрение современных технологий, способствующих формированию экологического сознания;
Овладение приемами учебно-воспитательной деятельности с позиции экологической культуры и их реализация во внеурочное время.

Главным результатом проекта станет повышение информированности учащихся об эколого-краеведческих особенностях города и увеличение количества учеников, вовлечённых в решение местных экологических проблем.




















Описание проекта
В современное время экологическое образование еще в большей степени предусматривает перестройку взглядов отношения к природе, ответственности за состояние окружающей среды в настоящем и будущем. Школа активно развивается в эколого-краеведческом направлении. Учителя ведут поиск новых форм работы с детьми, неординарных подходов к проблеме экологического просвещения и природоохранной работы. Помимо того в экологическом просвещение школьников заинтересованы не только образовательные учреждения, но и общественные организации и предприятия города.
В результате социального партнёрства с МУП г. Бийска «Трамвайное управление» и волонтёрами инициативной группы «Мусора.Больше.Нет.Бийск» мы реализовали проект «Экологический трамвай в г. Бийске». Финансирование проекта осуществляется за счет МУП г. Бийска «Трамвайное управление».
Актуальность проекта заключается в интеграции основ экологии и краеведения с практикой, жизнью, окружающей действительностью.
Данный проект предполагает изучение природы и хозяйства города, анализ последствий антропогенного вмешательства в природную среду, сущность охраны природных ландшафтов, выявление географических особенностей местности.
В ходе реализации проекта проводилась агитация просветительного и экологического характера, экоэкскурсии для школьников. Все, что изучается, становится для ученика личностно значимым, повышается его интерес и уровень знаний. Поэтому привлекая школьников к таким экскурсиям, прежде всего, необходимо базироваться на их интересах, для этого все экскурсии подразумевают индивидуальный маршрут и тему.
Стоит отметить, что значимость нашей идеи заключается в том, что 2013 год был объявлен годом окружающей среды, согласно Указа Президента РФ№ 1157 от 10.08.2012г. [5], часть пунктов, реализации которого решалась в ходе проекта «Экологический трамвай в г. Бийске». В продолжение 2014 года – года культуры, мы продолжаем формировать экологическую культуру подрастающего поколения.
Для реализации идеи был выбран трамвай, как самый доступный и экологически чистый вид транспорта, открытый источник информации.












Рабочий план реализации проекта


Виды деятельности
Цель
Срок выполнения
Ответственные
Результат

Подготовительный этап август-сентябрь 2013 г.

1
Изучение литературы по вопросам формирования эколого-краеведческой культуры
Повышение собственного профессионального уровня
Август-сентябрь 2013г
Учитель географии, ученики 9А класса, маркетолог МУП г. Бийска «Трамвайное управление»
Понимание сущности проблемы

2
Обсуждение эскиза оформления салона трамвая в экологической тематике
Разработать концепцию оформления салона
Сентябрь 2013 г
ученики 9А класса, маркетолог МУП г. Бийска «Трамвайное управление», инициативная группа «Мусора.Больше.Нет.Бийск»
Утверждение эскиза оформления в
МУП г. Бий-ска «Трамвайное управление»

3
Изучение маршрута экскурсионных поездок
Выбрать оптимальный маршрут для экскурсий
Сентябрь 2013 г
ученики 9А клас-са, маркетолог МУП г. Бийска «Трамвайное управление», инициативная группа «Мусо-ра.Больше.Нет.Бийск»
Утверждение маршрутов экскурсионных поездок в
МУП г. Бий-ска «Трамвай-ное управле-ние»

4
Разработка сценариев экскурсий и семинаров
Разработка сценариев экскурсий и семинаров эколого-краеведческой направленности для учащихся начальной школы и старшего звена
Октябрь 2013 г.
Учитель геогра-фии, ученики 9А класса, волонтеры инициативной группы «Мусо-ра.Больше.Нет.Бийск»
Разработано два сценария для детей разного возраста

Основной этап реализации (октябрь 2013 г. – май 2014г.)

1
Оформление салона трамвая в экологической тематике
Оформить салон трамвая в концепции выбора перед пассажирами своего будущего. Рисунки направлены на то, чтобы человек ещё раз задумался о «дороге своего настоящего», куда она может привести?
Октябрь 2013 г.
Учитель геогра-фии, ученики 9А класса, маркето-лог МУП г. Бий-ска «Трамвайное управление», инициативная группа «Мусо-ра.Больше.Нет.Бийск»
Концепция внутреннего оформления вагона ставит пассажиров перед выбором – в каком мире лучше жить: где чистый зеленый луг, или где серое небо с мусорными свалками?

2
Проведение семинаров, экскурсий
Провести экскурсии и семинары на тему «Экологические проблемы г. Бийска»
Октябрь-ноябрь 2013 г.
Учитель геогра-фии, ученики МБОУ «Гимназия № 11, волонтеры инициативной группы «Мусора. Больше. Нет. Бийск»
Проведено две экскурсии для учеников старшего звена МБОУ «Гимназия № 11» и начального звена МБОУ «СОШ № 3»

3
Освещение хода реализации проекта в СМИ
Пропаганда проекта и формирование экологической культуры
Сентябрь-октябрь 2013 г.
Учитель геогра-фии, маркетолог МУП г. Бийска «Трамвайное управление»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Бакланова С.Л.- Экологическое образование в курсе «География Алтайского края». Учебно-методическое пособие –Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008-239с
http://ru.wikipedia.org/wiki/
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





































Приложения
Экскурсия-семинар «Экологические проблемы Бийска»
Маршрут от остановки «Социалистическая» (вокруг Трамвайного управления) до остановки «Лесозавод»
Остановки: Лесная, Сибприбормаш, Трудовая, Заводская, Южная, Садовая, Кутузова, Молодежная, ДК Строителей, Социалистическая.
Город Бийск основанный в 1709 году, из некогда бывшего острога, позже купеческого города превратился в город-наукоград промышленный. Уровень загрязнения воздуха г. Бийска на протяжении последних лет оценивается как высокий. Т.к. Бийск построен без учета розы ветров.
Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха города являются предприятия топливной энергетики, деревообрабатывающей, химической и пищевой промышленности, рассредоточенные по всей территории города, автотранспорт. Сейчас наш экскурсионный экотрамвай проходит вблизи промзоны. Дорога по которой мы двигаемся носит название улица «Гейдекштрассе», она получила название от фамилии директора производственного объединения «Сибприбормаш» Гейдека Эдуарда Александровича, почетного гражданина города[3].
Так что же остается за кадром этой дороги в промзону? Справа по направлению движения трамвая мы видим предприятия: Бийскэнерго, Тэц-1, главные поставщики такого вредного вещества, как бензапирен, которое вызывает рак. Образуется при сжигании угля.
Также в промзоне расположены Олеумный завод, Сибприбормаш. Это предприятия оборонного комплекса. На этих предприятиях создается взрывчатка, кислоты, пластмассовые изделия, железобетонные изделия. Раньше на этой территории существовало ещё и предприятие Полиэкс, бывший химкомбинат, который производил порох, в постперестроечные времена оно оказалось банкротом. Но на территории этого предприятия осталось не малое количество свалок с химически опасными отходами, которые взрывоопасны и обладают ионизирующим облучением. Утилизация этих радиоактивных свалок идёт до сих пор под чутким контролем неравнодушных общественников.
«Бийская мебельная фабрика» или «Радомебель» - крупный производитель мебели в Сибири, поставляет в атмосферу Бийска много вредных веществ, в т.ч. формальдегид (ДСП). Токсичен, оказывает отрицательное влияние на генетику, органы дыхания, зрения и кожный покров. Оказывает сильное воздействие на нервную систему. Формальдегид занесен в список канцерогенных веществ.
Остановки: Трамвайное управление, ДК Химик, Выставочный зал.
В городе Бийске численность населения около 216.000 чел. И у половины есть транспортные средства. Каждый автомобиль несёт огромный вред не только окружающей среде, но и человеку. Один из основных потоков транспорта в Бийске проходит по улице Васильева, по которой мы сейчас следуем. Здесь сосредоточенно большинство перекрестков, пешеходных переходов. А также здесь происходит большое количество ДТП. Улица Васильева является, одной из самых крупных улиц в Бийске, поэтому именно здесь сосредоточенны большие угрозы, как окружающей среде, так и человеку. Учитывая, что в условиях города выхлопные газы не поднимаются высоко, а остаются на уровне дыхательных путей, выбросы транспорта представляют наибольшую опасность для человека[2]. В очень неблагоприятном положение находится школа № 5 и жилые дома, помимо того их месторасположение усугубляется шумом.


Остановки: Приобье, Технологический институт
Дальнейшее движение трамвая осуществляется по переулку имени Владимира Мартьянова, героя, трагически павшего смертью храбрых в Афганистане. По правую сторону проходит ещё одна крупная автомобильная магистраль улица Трофимова. От трамвайной линии она отделена застройкой. За трассой Трофимова, в районе поселка котельщиков расположен стационарный пункт наблюдения за состоянием воздуха. Отборы проб на содержание 10 ингредиентов-загрязнителей производятся ежедневно, кроме воскресенья 4 раза в сутки.
Остановка Новосибирская
Район, по которому мы едим сейчас – это посёлок Мочище. Посёлок Мочище, в основном, частный сектор, где довольно часто образуются несанкционированные свалки, которые не убираются долгое время, поэтому из окон трамвая мы можем созерцать разлетевшийся по округе разноцветный мусор.
Остановки: Маяковского, Котельный завод, Объединение Восток, ТК Модный
Мы перемещаемся в восточный район города. Въезжаем на улицу Мерлина, которая носит фамилию большевика-партизана. В этом районе расположен Мерлиновский Промышленный Узел, в который входят ряд предприятий: маслоэлектракционны завод, Бийский элеватор, котельный завод. За детским садиком расположен памятник природы Ковалевское озеро, которое находится в шаге от гибели, спровоцированной деятельностью человека, а также ДЭБЦ.
В восточном районе самая высокая концентрация вредных веществ в Мерлиновском узле. Например, диоксида азота, здесь выше нормы. Диоксид азота сильно раздражает слизистые оболочки дыхательных путей. Вдыхание ядовитых паров диоксида азота может привести к серьезному отравлению[2].
Учитывая метеоусловия, а именно преобладание западных ветров, в восточную часть города попадают все вредные вещества из Приобского района.
Остановки: Вокзал, Педагогический университет
Район вокзала один из наиболее оживленных районов города. Очень часто случается транспортные пробки. Школа № 8 также расположена в неблагоприятном экологическом положении из-за промежуточного расположения между двумя автотрассами. В этом районе расположена автомобильная стоянка. Особенно чувствуется влияние транспорта в зимнее время, когда прогреваются двигатели. При работе автомобиля на холостом ходу в атмосферу попадает в 3 раза больше токсичных веществ, чем при движении на скорости[2].
Скажите, пожалуйста, какой вид транспорта самый экологически чистый? Если исключить велосипед из списка, то первое место займёт трамвай. Трамвай – это самый экологически чистый и безопасный вид транспорта. Именно поэтому, мы проводим наш эко семинар здесь. У нас всегда есть выбор – и мы можем сделать свой выбор в пользу экологически безопасного транспорта.
Остановки: Табачная фабрика, Гостиница «Центральная», Дом Советов
Мы приближаемся к наиболее загрязнённому району города – район переулка Коммунарский. В парке возле пешеходного перехода, напротив Мария Ра, расположен ещё один стационарный пункт № 5 наблюдения за атмосферой города. Наибольшее загрязнение воздуха пылью, оксидом углерода, формальдегидом отмечается именно в этом районе. Отрицательное влияние оксида углерода на человека проявляется в легких головных болях, одышке, аритмии[2]. Учитывая метеоусловия, а именно преобладание западных ветров в восточную часть города попадают вредные вещества из Приобского района. К тому же здесь проходит трасса федерального значения М52, а также в этом районе берёт начало Чуйский тракт. Поэтому самая загрязненная атмосфера в районе переулка Коммунарский.
Остановки: Гилева, Мопровский, Алтайвитамины, Фомченко, Кузнечный,
Трикотажная фабрика, Лесозавод.
Викторина:
Какие экологические проблемы существуют в Бийске?
Перечислить на каких улицах проходит наиболее оживлённые автомобильные трассы города Бийска? (Трофимова, Мерлина, Васильева)
Фамилия, какого героя, войны, а Афганистане, носит один из переулков Приобского района? ( В.Мартьянов)
Один из глобальных экологических проблем жилого частного сектора?
Перечислить предприятия Мерлиновского промышленного узла?
Вещество, загрязнитель воздуха вызывающие раковые заболевания?
В каком район города является наиболее загрязненным и почему? (Комуннарский)
Какая трасса проходит по пер. Коммунарский? (М52)
Какой объект, связанный с изучением мониторинга среды города расположен в районе поселка котельщиков? (пункт наблюдения за атмосферой № 11)
Какие школы города, расположены в экологически неблагоприятных условиях, т.е. вблизи оживленных автотрасс? (5, 8.)
Давайте подведём итоги нашей экскурсии (семинара):
Какие экологические проблемы существуют в Бийске?
Ребята, как на ваш взгляд можно решать экологические проблемы Бийска?


























Фотоотчет по реализации проекта















13PAGE 15


13PAGE 14215




 
      і  H іL
·
·
·
·
·
·
·
·+–Wg
·<