Статья Проблема создания толерантного пространства в социально-культурной деятельности общеобразовательного учреждения


Теймурова Наталья Григорьевна,
учитель ОРКиСЭ, классный руководитель
9а класса ГБОУ школы № 558
Выборгского района Санкт-Петербурга
«Проблема создания толерантного пространства в социально-культурной деятельности общеобразовательного учреждения»
Введение
«Я не люблю слово «толерантность»,
но не знаю слова лучше этого»
(Махатма Ганди)
Проблема толерантных отношений между людьми разных национальностей обострилась в Российской Федерации также как и во всем мире. Нестабильная экономическая и социальная ситуация в России, значительное классовое расслоение общества, несоблюдение гражданских прав, ощущение ненужности в родной стране – все эти проблемы современности дополнились проблемой межэтнической розни. Межнациональную напряженность провоцируют и стремления многих людей в противовес глобализации подчеркнуть свою самобытность и культуру. Это особенно актуально для России как многонационального государства.
В РФ только за 2015 год по данным Федеральной службы государственной статистики миграционный прирост составил 598617 человек. В Санкт-Петербурге за 2014 год миграционный прирост из стран ближнего и дальнего зарубежья составил 52796 человек [13]. Правительство РФ, Правительство Санкт-Петербурга развернули масштабные программы толерантности, львиную долю исполнения которых возложили на общеобразовательные учреждения. Формировать этническую толерантность, да и толерантность в целом, как качество личности следует в процессе воспитания, создавая позитивные условия для конструктивного межличностного взаимодействия, в том числе с представителями иных этносов.
Проблема толерантности в современной действительности в условиях многонациональности и многообразия, взаимопроникновения наций, народностей, этнокультур стала не только проблемой экономической и политической, но и социокультурной. Анализ социокультурной ситуации в стране показывает, что на формирование этнической толерантности у молодежи оказывают влияние несколько факторов: усиление миграционных процессов; неравномерность социально-экономического развития регионов; интенсификация процессов международной интеграции; негативная экспансия средств массовой информации. Среди наиболее значимых работ, раскрывающих возможности формирования этнической толерантности в процессе социально-культурной деятельности, можно выделить работы отечественных ученых: М.А. Ариарского, В.М. Грусмана, Г.Д. Дмитриева, Ф.М. Козлова, Г.У. Солдатовой, В.И. Солодухина.
Проблема этнической толерантности рассматривалась философами, этнологами, этологами, социологами, психологами, культурологами, этнопедагогами среди которых А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Ю.В. Бромлей, Г.Н. Волков, Б.В. Емельянов, П.И. Кушнер, Н.М. Лебедева, А.Р. Лурия, А.В. Перцев, Л.В. Скворцов, Т.Г. Стефаненко, П.В. Румянцева, Э.Р. Хакимов и другие.
По данным Всероссийского мониторинга толерантности, доверия и ксенофобии подростки по сравнению с другими возрастными группами демонстрируют самый низкий уровень толерантности и высокий уровень ксенофобии. При этом у них высокий уровень социального доверия, что определяет их подверженность влиянию различных групп, идеологов, социальных институтов [11]. Поэтому школа должна работать на опережение, чтобы успешно формировать этническую толерантность обучающихся.
По мнению А.Г. Асмолова, образование может выступить как один из ведущих факторов формирования толерантности, профилактики ксенофобских установок и девиантного поведения [2, С. 65-87]. Но в жизнедеятельности современной школы существуют противоречия, препятствующие формированию толерантных установок у всех субъектов образовательного процесса.
Актуальность проблемы обусловлена противоречиями между:
- потребностью российского общества в воспитании личности, готовой сознательно понимать, принимать и уважать образ жизни представителей других национальностей и условиями современного социума, которые зачастую этому не способствуют;
- признанием необходимости формирования этнической толерантности личности и отсутствием толерантного пространства в общеобразовательных учреждениях;
- наличием большого объема теоретико-методологических знаний по проблеме этнической толерантности и их практическому неприменению в социально-культурной деятельности современной школы.
Проблема создания толерантного пространства в социально-культурной деятельности общеобразовательного учреждения
Воспитание культуры межэтнического общения должно начинаться в семье, продолжаться в школе и на уровне самосознания индивида. Человек должен понимать, что все люди планеты Земля обладают естественными правами на жизнь, на питание, на кров, на перемещение; обладают принятыми в разных обществах моральными и позитивными правами на возможность действовать определенным образом, основанной на традициях и законах страны проживания [9].
Человек может научиться преодолевать стереотипы и предрассудки - ставшие привычными ложные взгляды на других людей. И родители, и педагоги должны показывать подрастающему поколению, как важно учитывать межкультурные различия в общении и научить ребят видеть и понимать эти различия. Формирование нового сознания у современного человека стало социальным заказом как на уровне полиэтнических государств, так и на уровне всей планеты.
Такая важная задача как формирование этнической толерантности в системе общего образования сталкивается с множеством проблем, начиная от учебного процесса и заканчивая общением школьников, педагогов и родителей. Решение данных проблем требует новых подходов к организации образовательного процесса, его направленности на решение задач воспитания и развития детей, не только обладающих знаниями, умениями и навыками, но и способных к широкому общению в многонациональной среде, в духе гуманистических идей и традиций, способных проявить понимание иных культур, готовность к сотрудничеству, терпимость к инакомыслию. Под воспитанием понимается систематическое воздействие на личность ребенка путем создания условий для его развития и саморазвития, освоения им социального опыта, культуры, норм и ценностей общества.
Главное условие воспитания толерантной личности – создание толерантного пространства общеобразовательного учреждения (далее - ОУ), в котором каждый ребенок, независимо от этнической принадлежности, будет чувствовать себя защищенно и комфортно, и будет способен к открытому взаимодействию с окружающим миром. Главенствующая роль в создании такого пространства принадлежит педагогическому коллективу школы.
Подразумевая под пространством объективную реальность и форму существования бесконечно развивающейся материи, характеризующейся протяженностью и объемом, будем иметь в виду, что на человека оказывает влияние множество связанных между собой факторов, условий и обстоятельств [7, С. 507].
Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова краеугольным камнем педагогики толерантности считают формирование толерантного пространства, характеризующегося единством всех субъектов образовательного процесса и форм организации их отношений, которые, с одной стороны, являются основным компонентом педагогической этики, а с другой – основой, образцом нравственного воспитания учащихся [3].
Толерантное пространство подразумевает целенаправленное создание педагогами благоприятных условий, требующих постоянного взаимодействия ребенка с другими детьми, какими бы они их не видели, и включает в себя:
- образовательное;
- социально-культурное;
- гражданско-правовое;
- этнокультурное пространства.
Образовательное и гражданско-правовое пространства влияют на формирование этнической толерантности через предметы: история, обществознание, правоведение, социальная практика, помогающие личности свободно ориентироваться в жизни гражданского общества, правильно определять способы своего поведения и жизненные планы. Социально-культурное пространство через уроки литературы, родного языка, МХК, ИЗО, музыки, через посещение музеев, создание проектов, занятия в кружках и секциях, прохождение тренингов и т.д., позволяет школьникам обрести знания о культуре своего народа и мира в целом, а также о социальных реалиях современности, определить способы своего поведения в них и научиться вести конструктивный диалог с другими людьми. Этнокультурное пространство - это знания о культуре (обычаях, обрядах, традициях, фольклоре, литературе, искусстве) своего народа и других этносов. Эти знания важны для формирования позитивной этнической идентичности личности и помогают человеку не только ориентироваться в поликультурном обществе, но и продуктивно взаимодействовать с представителями иных этнокультурных групп. Б.З. Вульфов считает, что «многообразие пространства бытия ребенка открывает единственно реальную возможность успешности процесса воспитания толерантности: когда он включен в общую систему учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения. Сколь ни своеобразен этот процесс, сколь ни специфичны его задачи и содержание, факторы и технологии, – он органически включен в данную систему, испытывает ее влияние и сам на нее влияет. У них общие человеческий и социальный фон, общие ситуации и условия – школа» [4, С. 12-16]. Именно в школе проходит обучение и погружение в практику.
В настоящее время достаточно проблематично создать толерантное пространство в социально-культурной деятельности ОУ, несмотря на большой объем теоретических разработок по формированию этнической толерантности школьников. Современная школа живет в эпоху бесконечных перемен и нестабильности. Изменения диктуются Правительством и Министерством образования, СМИ и социальной реальностью. Невозможно убедить школьников в необходимости этнотолерантного отношения, когда сами педагоги и родители негативно относятся к представителям других этносов. Педагоги владеют теоретико-методологической базой по формированию толерантности, но на бытовом, житейском уровне нивелируют полученные знания и навыки, выказывая пренебрежительное отношение к мигрантам, в том числе и в стенах школы. Не отрицая значимости толерантности, педагоги не предпринимают целенаправленных действий по ее формированию. Мало того, в школе отмечаются случаи, когда учителя-предметники, классные руководители унижают школьников, оскорбляют их, допускают уничижительные отзывы о родителях детей в присутствии одноклассников, а поговорку «от осинки не родятся апельсинки» можно довольно часто слышать из уст педагогов. Учителя по старинке пытаются подавлять ребенка своим авторитетом, навязать свою точку зрения, заставляют «быть толерантными», не будучи сами таковыми. Дети видят двойные оценочные стандарты, чувствуют лицемерие и, либо демонстрируют показную толерантность, либо встают в оппозицию к учителю. Педагоги не учитывают тот фактор, что перед ними дети третьего тысячелетия, века информатизации, обладающие совершенно новыми познаниями в области техники и технологий, со своими представлениями о правах и обязанностях, во многом сформированными СМИ и Интернет. По мнению И.И. Долуцкого (педагог, автор учебников по Отечественной истории) учитель должен отказаться от права на истину, от мудрствований, ссылаясь на свой многолетний опыт и знания, не вести детей, а идти вместе с ними. Не становиться в позицию вождя или пророка и воображать, что со знанием дела ведут «несмышленышей в светлую даль», а вместе с детьми искать, вместе думать, вместе работать [5, С. 53-58]. Только в этом случае можно воспитать личность сознательно толерантную.
Учителя оправдывают свое поведение тем, что сегодняшние дети плохо воспитаны родителями и мамам-папам до своих детей нет никакого дела. Родители же, в противовес, требовательно и агрессивно настроены по отношению к педагогам, к администрации школы. Только за последние несколько лет, когда стали приниматься жалобы от родителей по телефонам горячих линий Комитета по образованию и прокуратуры, проведены многочисленные проверки ОУ. Администрация и учителя пишут объяснительные, извиняются перед родителями и учениками, нервничают, и в разговорах между собой обвиняют строптивых родителей и их детей. Таким образом, возникает противостояние «родитель-школа», которое препятствует созданию толерантного пространства.
Существует проблема и с родителями-мигрантами. Они, как и их дети, плохо владеют чужим (русским) языком и чувствуют свою вину за это. Невозможность изменить ситуацию приводит к раздражению и уклонению от встреч с педагогами. У них нет денег, чтобы нанять репетиторов для детей и подтянуть их по предметам. В школу родители-мигранты приходят только в экстренных случаях, когда возникают конфликтные ситуации между их детьми и одноклассниками.
Отмечается общая усталость педагогов от постоянной нехватки денег из-за небольшой заработной платы, не соответствующей затратам сил. Профессиональное выгорание педагогов также играет не последнюю роль, влияя на отношения с учащимися и их родителями. Средний возраст педагогов в общеобразовательных учреждениях Выборгского района Санкт-Петербурга по последним данным, озвученным на совещании директоров школ, равняется 53 годам. Будучи «людьми в возрасте» им приходится не только учить и воспитывать детей, но и самим обучаться работе на компьютере, писать бесконечные отчеты, собирать данные об учащихся, чтобы занести их в электронную базу АИСУ «Параграф», ежедневно заполнять «электронный журнал». После введения новых правил квалификационной аттестации, учителя тратят огромное количество времени на сбор бумаг, подтверждающих их достижения в сфере образования, за которые комиссией выставляются баллы. Педагоги, не справляясь с валом работы, испытывают постоянный стресс, который выплескивается на обучающихся.
Та же ситуация происходит и с гражданско-правовым воспитанием в стенах школы. Результативность программ гражданско-правового воспитания находится на низком уровне из-за несоответствия декларируемых норм реальному состоянию дел в России, в которой не соблюдается равенство всех граждан страны перед законом, попираются свободы и права человека. Л.М. Дробижева подчеркивает важность влияния на людей реальной социально-экономической ситуации. Результаты социологических исследований показывают, что чем выше уровень общественного напряжения, тем выше нетерпимость и агрессивность людей [12].
Огромное негативное влияние на самосознание и ценностные установки личности оказывают СМИ, способствующие разобщению людей и транслирующие эскалацию межнациональной напряженности. Подростки с несформированной идентичностью/этноидентичностью, с комплексом неполноценности и недовольством жизнью поддаются влиянию СМИ и проявляют интолерантность в отношении одноклассников – детей мигрантов. Влияют СМИ не только на сознание детей, но и взрослых, создавая атмосферу нервозности, недоверия, негатива и нестабильности. Дух нетерпимости и неприязни к «чужакам» (представителям других этносов), непонимание их образа жизни, привычек, ценностей и убеждений продолжают царить в большинстве российских школ. Культурная дистанция не сокращается, а, наоборот, все увеличивается.
Наличие интолерантности в пространстве школы объясняется тем, что она является частью человеческой реальности и ведет к возникновению конфликтных ситуаций, что препятствует не только образовательному, но и воспитательному процессу, развитию и росту личности. Но это не значит, что невозможно создать толерантное пространство в школе.
На создание толерантного пространства должны быть направлены следующие практические действия:
Обратиться за помощью в психологический центр района (ЦПМСС) для проведения лекций с педагогическим коллективом школы, игровых тренингов, психологического тестирования для формирования и развития педагогической толерантности, под которой понимается:
- установка на активную позицию по формированию собственной толерантности, а также личностной толерантности обучающихся и их родителей;
- овладение умениями и навыками толерантного взаимодействия с субъектами образовательного процесса;
- установка на толерантное поведение, как норму педагогической этики, на эмпатическое понимание, открытость и доверительное межличностное общение.
Проводить тематические совещания педагогического коллектива с обсуждением Декларации принципов толерантности, Конвенции по правам ребенка, Программы гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности Санкт-Петербурга, а также нормативно-правовой базы, существующей в системе образования.
Повышать уровень знаний педагогов о возрастных особенностях школьников, о методах формирования позитивной этнической идентичности.
Проводить семинары-тренинги с педагогами, нацеленные на формирование и развитие у них толерантности в целом и этнической толерантности в частности, например, пригласив специалистов из НОУ ДО «Архитектура будущего», работающих под девизом: «Великому городу – гармонию в многообразии».
Использовать в работе с педагогами и обучающимися практический опыт формирования толерантности, применяемый в других ОУ Санкт-Петербурга и за рубежом. Например, обсудить инновации в системе образования Франции, направленные на интеграцию мигрантов, когда педагоги даже собственной мимикой, жестами, замедленным произношением фраз и слов помогают школьникам, прибывшим из других стран, осваивать французский язык. Рассмотреть, как иностранные учителя вовлекают детей-мигрантов в социокультурное пространство школы посредством школьных радиопередач, спортивных состязаний, издания школьной газеты [8, С. 27-29].
Пытаться стандартный учебный процесс модифицировать таким образом, чтобы он включал в себя элементы взаимодействия, сотрудничества и создавал предпосылки для дружеского общения представителей разных этносов, как детей, так и взрослых. А во внеклассной деятельности нужно находить для всех обучающихся общую цель, достичь которую можно только всем вместе. Турецкий психолог М. Шериф предлагал моделировать серию таких ситуаций, когда сотрудничество – это обязательное условие общей пользы, а конкуренция приносит вред [1].
Развивать на тренингах способность взрослых и детей противодействовать манипулятивному воздействию на сознание (подсознание) средств массовой информации через формирование критического мышления и умение сравнивать различные точки зрения, делая обобщенные выводы [6].
Обратить внимание педагогов на совместную социально-культурную деятельность с обучающимися: проведение тематических классных часов о жизни и культуре разных этносов, дискуссий, игр-тренингов, круглых столов; подготовить выступления на концерте, посвященном Международному дню толерантности (16 ноября). Путем психологических игровых тренингов и проектной деятельности можно эффективно формировать позитивную этноидентичность и этническую толерантность личности через развитие этнокультурной компетентности и навыков межкультурного общения, позволяющих преодолевать/избегать межэтнических конфликтов.
Проводить встречи школьников с представителями иных культур в привлекательных для них условиях, например, в Доме национальностей, где все ново и интересно. Здесь главная задача педагогов - пробудить у школьника сомнение в правильности собственного понимания и восприятия других культур, помочь выявить укоренившиеся стереотипы и осознать источник непонимания людей других этносов, увидеть другую логику мышления. Таким образом, педагог будет решать проблему не столько расширения знаний обучающегося о других культурах, сколько проблему отношения школьника к другим культурам вообще.
Выступить с благотворительным концертом перед детьми-инвалидами одного из детских домов Санкт-Петербурга. Когда здоровые дети увидят детей, находящихся в более тяжелой жизненной ситуации, то это поможет им переосмыслить свои ценности и проникнуться состраданием к другим людям. Развитие эмпатии, то есть умения понять другого посредством сопереживания и мысленной постановки себя на его место, будет способствовать и развитию этнической толерантности.
Проводить тематические родительские собрания, создать инициативную группу родителей, помогающих педагогу в подготовке внеклассных мероприятий, например, конкурса «СМАК (кушанья разных народов мира)» и выезда на природу (спортивные состязания, веселые конкурсы, флэшмоб, турпоходы). Идея - научить родителей, чтобы они научили детей. Это будет способствовать нейтрализации противостояния «учитель-родитель» и «родитель-ребенок», снижению конфликтности и объединению родителей в коллектив просвещенных в вопросах межличностного взаимодействия и повышения коммуникативной культуры людей.
Педагоги и родители могут стать единомышленниками по созданию толерантного пространства в школе, основанного на гуманистических и нравственных ценностях, выработанных человечеством. Формирование этнической толерантности – это длительный и сложный процесс, который начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь. Ведущая роль ОУ должна направляться на раскрытие и проявление лучших человеческих качеств у детей, на освоение школьниками ценностей родной культуры и культур других этносов, на бережное отношение друг к другу и конструктивное общение.
Проводя работу по воспитанию этнической толерантности у школьников, педагоги должны обязательно учитывать: индивидуальные особенности каждого ребенка и особенности воспитания в семье; проблемы в отношениях между обучающимися и их причины; этнический состав класса и этнокультурные особенности детей-мигрантов. Воспитывая толерантное отношение школьников к другим, педагогу важно помнить, что он не имеет права вынуждать детей менять свои взгляды, заставлять их мыслить и относиться иначе, чем они это уже делают; он должен привести ребят к ситуации сосуществования и конструктивного взаимодействия, к пониманию правильности и необходимости этой ситуации. Педагогам крайне важно познавательные процессы ребят подкреплять положительными эмоциями [10, С. 7].
Таким образом, чтобы решить задачи по созданию толерантного пространства в школе следует организовать взаимосвязанные социально-культурные события, направленные на развитие способности у педагогов, родителей и обучающихся взаимодействовать на принципах принятия друг друга, уважения и ненасилия. Толерантное пространство станет реальным только в том случае, когда со стороны взрослых (педагогов, родителей) постоянно будут исходить осмысленные усилия по его созданию и поддержанию на основе постоянного сотрудничества и диалога всех заинтересованных лиц. Несмотря на все внешние факторы, влияющие на человека, взрослые люди ответственны за формирование не только собственных убеждений, ценностей, приоритетов, но и ценностных установок детей. Позиция педагога, его ценностные ориентиры, педагогические умения, а также умение ввести обучающихся в мир человеческих отношений и способствовать их конструктивному сотрудничеству – важнейшее условие для формирования этнической толерантности школьников.
Список литературы
Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / под ред. Э. Аронсона. - М., 2003. - 440 с.
Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А.Г. Асмолов // Вопросы образования, 2008. - №1. - С. 4-18, 65-87
Безюлева Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г.В. Безюлева,
Г.М. Шеламова. - М.: Вербум-М, 2003. - 168 с.
Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства / Б.З. Вульфов // Внешкольник. – 2002. - № 6. - С. 12-16
Долуцкий И.И. Сотрудничать можно только со свободными людьми / И.И. Долуцкий // Газета «Первое сентября», 2014. - № 2. - С. 53-58
Нагавкина JI.C. Миграционная педагогика: социально-педагогические технологии: методическое пособие / Л.С. Нагавкина, М.С. Рузина, М.Н. Сидорова-Шпилкер. - СПб.: СПбАППО, 2008. - 76 с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов // под ред. Н.Ю. Шведовой. – 20-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1989. – 750 с.
Печатникова Л.В. Обучение детей мигрантов: французский опыт / Л.В. Печатникова // Газета «Первое сентября», 2014. - № 1 - С. 27-29
Пиголкин А.С. Теория государства и права / А.С. Пиголкин. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 613 с.
Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А.Л. Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 288 с.
Солдатова Г.У. Принципы конструирования толерантности и управления рисками ксенофобии / Г.В. Солдатова, Т.А. Нестик, Л.А. Шайгерова // Национальный психологический журнал. - 2011.- № 2(6). - С. 60–80.
Интернет-источники:
Дробижева Л.М. Об условиях формирования толерантных установок общественного сознания и поведения групп в российском социуме / Л.М. Дробижева // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - Вып.3-4. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.tolerance.ru/p-mag-last.shtml (дата обращения: 15.12.2013).
Численность и миграция населения Российской Федерации в 2014-15 годах. – Федеральная служба государственной статистики - [Электронный ресурс]. URL. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# ; http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/petrostat/resources/e0b9b08049f9a26abe4dfef2e93b570e/%D0%A7%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C+%D0%B8+%D0%BC%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+%D0%BD%D0%B0%D1%81+%D0%A1%D0%9F%D0%B1+%D0%B8+%D0%9B%D0%9E+%D0%B2+2014.pdf (дата обращения 27.01.2017).