Финансирование в социально-культурной сфере


Методическая разработка
открытого урока
Тема: «Финансирование в социально-культурной сфере»
Раздел: Основы экономики в социально-культурной сфере
ПМ 01. Организационно-управленческая деятельность,
МДК 01.01. Организация социально-культурной деятельности
по специальности 071302 «Социально-культурная деятельность»
по виду «Организация и постановка культурно-массовых мероприятий
и театрализованных представлений».
Преподаватель: Инкина О.В
Раздел "Основы экономики в социально-культурной сфере» является частью ПМ 01. Организационно-управленческая деятельность, МДК 01.01. Организация социально-культурной деятельности по специальности 071302 «Социально-культурная деятельность» по виду «Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений».
Студенты получают теоретические знания об основах экономики в социально-культурной сфере на лекционных занятиях. Закреплению, расширению и углублению знаний, полученных на теоретических занятиях по дисциплине «Экономика в социально-культурной сфере» способствуют практические занятия. При подготовке специалиста социально-культурной сферы практические занятия играют огромную роль и являются важным средством связи теории и практики. Объем времени, отведенный на выполнение практических заданий, отражен в рабочем плане и рабочей программе. Практические работы выполняются на учебных занятиях и в рамках прохождения учебной и производственной практик.
Раздел : Основы экономики в социально-культурной сфере.
Курс: 3 курс специальности «Социально-культурная деятельность» по виду «Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений»
Дата: 07.11.2013 г.
Тема: Финансирование в социально-культурной сфере.
Вид занятия: Комбинированный урок.
Цель: Восприятие студентами и первичное осознание нового материала, осмысление связей и формирование устойчивого представления о реализации полученных знаний в будущей профессиональной деятельности.
Задачи урока:
Образовательные:
раскрыть особенности, формы финансирования учреждений культуры
Сформировать четкое представление о бюджетном, внебюджетном финансировании учреждений культуры.
Развивающие:
Развивать кругозор, ассоциативный ряд, логическое мышление.
Воспитательные:
Формировать навыки решения поставленных задач
Совершенствовать культуру умственного труда.
Методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные.
Межпредметные связи: Социально-культурная деятельность, Основы предпринимательской деятельности, Учебная практика ПМ 02.01
Дидактические средства обучения:
Экономика. Общий курс (Учебник) Войтов А.Г. (2003, 8-е изд., 600с.)
Помпеев Ю.А. Экономика социально-культурной сферы [Текст] / Ю.А. Помпеев Учебное пособие. СПб., 2004.
Игнатьева Е.Л. Экономика культуры [Текст] / Е.Л. Игнатьева.- Учебное пособие. - М.: ГИТИС, 2006, 231 с.03.

Структура занятия
Организационный момент.
1)Приветствие. Отметка отсутствующих.
Актуализация знаний.
1) Фронтальный опрос (повторение пройденного материала)
3. Сообщение темы и цели занятия.
1) Изучение нового материала.
4. Первичное закрепление знаний.
5. Итоги урока. Рефлексия. Создание собственных синквейнов.
7. Выводы. Домашнее задание. Оценки.
Ход урока
«Основы экономики в социально-культурной сфере» является частью ПМ 01. Организационно-управленческая деятельность, МДК 01.01. Организация социально-культурной деятельности по специальности 071302 «Социально-культурная деятельность» по виду «Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений».
На предыдущем уроке мы закончили раздел «Хозяйственный механизм, формы и структуры организации экономической деятельности» и прежде чем мы перейдем к новому разделу «Состав и особенности сметного финансирования и бюджетного нормирования расходов» давайте вспомним ключевые моменты изученного.
Фронтальный опрос.
Студенты отвечают на вопросы по изученному разделу по карточкам.
Основные подсистемы хозяйственного механизма СКС?
(планирование, стимулирование, ценообразование, финансирование)
Планы в организации культуры могут ?:
разрабатываться и утверждаться вышестоящим органом;
разрабатываться организацией самостоятельно и утверждаться (согласовываться) вышестоящим органом;
разрабатываться и утверждаться организацией самостоятельно.
Цены на услуги культуры могут быть?:
регулируемыми органами власти;
свободно устанавливаемыми;
договорными.
Стимулирование бывает ?:
материальное и моральное;
индивидуальное и коллективное и т.д.
Тема урока: Финансирование в социально-культурной сфере.
Цель: Восприятие студентами и первичное осознание нового материала, осмысление связей и формирование устойчивого представления о реализации полученных знаний в будущей профессиональной деятельности.
Современная социально-культурная ситуация весьма противоречива и не поддается однозначной оценке. С одной стороны расходы на культуру из госбюджета с каждым годом становятся все меньше и меньше ( впрочем как и на все другие отрасли бюджетной сферы).
Но с другой стороны, даже при скудном бюджетном финансировании, делаются попытки сохранения и развития социально-культурной сферы (например, создание общественных организаций, разработка целевых программ и т.п.). Одним из важнейших аспектов сохранения и развития человеческого капитала является расширение возможностей духовного развития, удовлетворение потребности в досуге и творчестве, обеспечение доступа к культурному наследию.
Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на культуру, кинематографию, средства массовой информации, в 2009 году составил 108,3 млрд. рублей, на 2010 год - 93,7 млрд. рублей, в 2011 году - 87,3 млрд. рублей, в 2013 году -76,2 млрд.рублей.
Рассмотрим все возможные источники финансирования учреждений культуры. Оценим роль и значение каждого из них в формировании средств учреждений культуры
По типу финансирования выделяют:
бюджетное финансирование (расходы организаций покрываются за счет средств соответствующего бюджета);
смешанное финансирование (расходы организаций покрываются за счет средств соответствующего бюджета и за счет собственных источников);
самофинансирование (расходы организаций покрываются за счет собственных источников).
Бюджетное финансирование.
Основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федерации является государственное финансирование. Бюджетные ассигнования – это основной канал прямого выделения средств.
Бюджетное финансирование – это предоставление в безвозмездном порядке учреждению средств из государственного бюджета, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований в составе Российской Федерации для полного или частичного покрытия их расходов. Является необходимым средством развития и поддержки науки, культуры, образования и здравоохранения. Бюджетное финансирование культуры реализуется в современных условиях в двух основных формах.
Во-первых, это финансирование по нормативу. Оно включает в себя фонд заработной платы, средства на содержание здания, на капитальный ремонт, на развитие.
Во-вторых, это сверхнормативное финансирование по программно-целевому принципу, т.е. финансовая поддержка кон-кретных социально-творческих (социально-культурных) заказов, например, проведение Дня города, фестиваля детского творчества, праздника улицы и т.п. Слайд 2

Финансовые средства государственных муниципальных учреждений культуры
Бюджетные ассигнования делятся на три вида:
В современных условиях из-за общей нехватки инвестиций в стране
1.Капитальные вложения (затраты на новое строительство, реконструкцию и т.п).
2. Социально-творческий заказ – это форма прямого единовременного финансирования дополнительной деятельности по проведению отдельных мероприятий (работ, услуг).
В сфере досуга активно утверждается принцип договорно-заказных отношений между различными субъектами социально-культурной деятельности, в том числе на уровне "горизонтальных связей". В результате важным источником дополнительного финансирования учреждений культуры становится система договоров с конкретным заказчиком - предприятием, школой, воинской частью и т.п.
При договорной системе средства, поступающие учреждениям культуры от предприятий-заказчиков, формируются в результате обмена ресурсов предприятия на деятельность учреждения культуры. Культурно- досуговое учреждение создает и передает предприятию-заказчику определенный духовный "товар", представляющий ценность для потенциального покупателя. Факт "покупки", выразившийся в оплате труда сотрудников, свидетельствует, что они произвели общественную потребительную стоимость, определенное информационное, эстетическое, социальное благо, которое нашло свой конкретный адрес, говоря экономическими терминами "предложение" нашло "спрос". Законы спроса и предложения были изучены в рамках раздела «Основы предпринимательской деятельности».
Текущее бюджетное финансирование на практике сводится в основном к текущему финансированию. Основной принцип расходования бюджетных средств – строгое их регламентирование по назначению и времени. Учреждение не вправе расходовать бюджетные средства на цели, не предусмотренные сметой.
В соответствии с принятыми нормативными правовыми актами деятельность государственных и муниципальных учреждений культуры должна финансироваться в объеме, обеспечивающем:
покрытие эксплуатационных затрат на содержание учреждения культуры, включая расходы на заработную плату, а также материальные и приравненные к ним затраты;
оснащение учреждений культуры техническими средствами и оборудованием;
проведение капитального ремонта.
Бюджетные средства, реально выделяемые учреждениям, не обеспечивают даже их выживания. Ограниченность бюджетных ассигнований в ряде случаев позволяет осуществлять только выплату заработной платы и частично возмещать расходы на оплату коммунальных услуг.
Косвенное бюджетное финансирование.
Косвенное бюджетное финансирование учреждений культуры осуществляется путем предоставления им налоговых льгот.
Система налогообложения в сфере культуры имеет свою специфику. Перечислим виды налогов, которые взимаются в настоящее время в учреждениях культуры, а также те, от которых они освобождаются:
1.Перечень культурных услуг, освобождаемых от НДС указан в совместном решении Министерства финансов РФ и Государственной налоговой службы от 07.08.1992 г. В том числе не облагаются:
билеты на спектакли, на аттракционы в парках культуры и отдыха;
прокат кассет и видеокассет;
плата за обучение самоокупаемых кружках;
Фотографирование
ксерокопирование;
звукозапись;
составление библиотечных каталогов по заказам.
2. Налог на прибыль в размере 70% взимается с дохода от видео показа и игровых автоматов, установленных в клубных учреждениях.
3. Налог на прибыль взимается со всех предприятий и организаций находящихся на бюджетном финансировании.
4. Налог на землю с учреждений культуры не взимается.
5. Налог на имущество с физических лиц не взимается с 1993г. с деятелей культуры и искусства, народных мастеров, использующих специально оборудованные помещения, в том числе и жилье исключительно в качестве творческих мастерских, ателье и студий, а также с лиц, использующих жилую площадь для организации открытых для посещения негосу-дарственных музеев, галерей, библиотек и т.д.
6. Налог на имущество предприятий с бюджетных организаций и учреждений культуры не взимается.
Составной частью налоговой политики государства в сфере культуры является система налоговых льгот.
К ним относятся следующие виды льготного налогообложения:
- с целью привлечения дополнительных финансовых средств для развития культуры государство вводит специальные льготы для предприятий, учреждении и организаций, независимо от их организационно-правового статуса, а также физическим лицам, том числе иностранным, вкладывающим свои средства в развитие культуры Российской Федерации (характер, размеры и порядок предоставления этих льгот определяется налоговым законодательством Российской Федерации);
- в соответствии с Указом Президента "О дополнительных мерах государственной поддержки культуры, и искусства в РФ" (от 12 ноября 1993 г.1) с 1 января 1994 г увеличивается доля не подлежащей налогообложению прибыли, безвозмездно перечисляемой предприятиями и организациями государственным учреждениям и организациям культуры и искусства, кинематографии, архивной службе, творческим союзам и иным объединениям творческих работников, до 5%, а доходы банков и страховых организаций, перечисляемые на эти же цели- до 3%;
- соответствии с "Основами законодательства РФ о культуре" для некоммерческих организаций культуры устанавливается особый порядок налогообложения их прибыли.
Органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные налоговые льготы по федеральным налогам в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты, а также по региональным и местным налогам, поступающим в соответствующие бюджеты. Помимо налоговых льгот, органы власти на местах могут предоставлять и другие финансовые льготы, такие как освобождение от арендной платы при передаче имущества в оперативное управление, введение льготных тарифов на электроэнергию, коммунальные услуги и т.п.
Последнее время наметился курс на последовательное сокращение налоговых льгот. Так, в соответствии с современным налоговым законодательством, учреждения культуры платят НДС на услуги, не относящиеся к сфере культуры и искусства, с 2002 года – должны платить налог на прибыль не только от предпринимательской деятельности, но и от основной деятельности.
Такая налоговая политика не предоставляется разумной и оправданной и она противоречит положениям, закрепленным в Федеральном законе «Основы законодательства РФ о культуре».
В ситуации дефицита бюджетных средств важным источником косвенного бюджетного финансирования учреждений культуры являются доходы от их деятельности, как основной, так и предпринимательской. У учреждений культуры в современных условиях значительно расширились возможности по оказанию платных услуг. Они сами проявляют инициативу в поисках собственных источников возмещения затрат.
В соответствии с "Основами законодательства РФ о культуре", платные формы культурной деятельности культурно-просветительских учреждений, театров, филармоний, народных коллективов и исполнителей не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на их развитие и совершенствование.
Коммерческая деятельность ведется также в государственных и муниципальных учреждениях культуры. Она регламентируется специальной статьей "Основ законодательства РФ о культуре" (ст.47).
В ней записано, что государственные и муниципальные учреждения культуры имеют право вести предпринимательскую деятельность по следующим направлениям:
реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества для целей, не связанных с культурной деятельностью;
торговля покупными товарами, оборудованием; оказание посреднических услуг;
долевое участие в деятельности коммерческих предприятий, учреждений и фирм;
приобретение ценных бумаг и получение доходов по ним; осуществление приносящих доход не предусмотренных уставом операций, работ, услуг.
Другими внебюджетными источниками финансирования учреждений культуры могут являться:
арендная плата организаций за использование помещений культурного учреждения (залов, холлов, витрин) для проведения собраний, мероприятий, размещение рекламы и т.д.,
за использование транспортных средств;
различные виды платных услуг;
коммерческая деятельность;
спонсорство и меценатство;
другие источники.
Все поступающие из различных источников средства включаются в доход учреждения культуры и составляют единый фонд финансовых средств. Законом определено, что поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для сокращения бюджетных отчислений из фонда развития культуры.
Платные услуги составляют важную часть деятельности современного культурно - досугового учреждения, действующего, в условиях рынка. Вовлекаясь в товарно-денежный оборот, платные услуги обретают товарную форму. Услуги имеют цену, основанную на сумме затрат по их оказанию которые включают издержки реализации, себестоимость или прибыль. Размер оплаты за услугу определяется с учетом принципа самоокупаемости затрат раздельно по каждому виду услуг.
Спонсорство и меценатство принято относить к источникам дополнительного финансирования в сфере культуры. В укреплении финансово-материальной базы культурной отрасли сегодня немаловажную роль играют различные виды добровольных пожертвований, взносов, отчислений, поступающие от частных лиц, предприятий и фирм целевым назначением на нужды культуры. Этот вид источников финансирования социально-культурной сферы принято подразделять на пожертвования, спонсорство и меценатство.
Однако в сложившихся условиях существенное увеличение доли доходов государственных и муниципальных учреждений культуры от их предпринимательской деятельности невозможно.
Расширение спектра оказываемых услуг сдерживается неудовлетворительным состоянием материально-технической базы, отсутствием квалифицированных кадров, владеющих современными культурно-досуговыми и информационными технологиями.
Кроме того, введение налогов «на предпринимательскую деятельность» безусловно влечет ее свертывание, так как нет стимулов для ее ведения.
Внебюджетные источники.
Существует ряд внебюджетных источников формирования финансовых средств учреждений культуры.Слайд
В условиях неритмичного малобюджетного финансирования современных российских Дворцов культуры, резкого снижения платежеспособности потребителей сверхнормативных услуг и продукции особую актуальность приобретает максимальное использование различных каналов и форм благотворительной помощи. Однако на местах ощущается дефицит легитимной информации по этим вопросам, поскольку лишь отдельные продвинутые региональные Дворцы культуры подготовили для курируемой сети учреждений культуры профильные методические разработки. Руководителям отечественных Дворцов культуры важно знать правовой режим и четко представлять возможные варианты благотворительной поддержки, уметь использовать их на конкретных участках, учитывать общественные и социальные мотивы современной филантропии, отличать цели благотворителей и меценатов от целей спонсоров, освоить методику бизнес-планирования и технологии паблик рилейшнз. Планомерность благотворительной и спонсорской помощи определяют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и федеральные законы.
Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.96 г. выделяет «добровольные имущественные взносы и пожертвования» в качестве второго по значимости (после поступлений от учредителей) источника формирования имущества некоммерческой организации в денежных и иных формах (ст.26ч.1). Таким образом законодательно закрепляется приоритетность данного аспекта инициативной деятельности, ее многоплановый характер. В Постановлении Правительства РФ «Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства» (26.06.95 г.). Здесь, наряду с другими формами получения имущества, предусмотрены: дарение, пожертвование юридических и физических лиц, а также завещание (п.11).
Базовым документом, регулирующим благотворительную деятельность в РФ является ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.95 г. На законодательном уровне дается развернутое определение понятия «благотворительная деятельность». Она трактуется как «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки» (ст.1). Среди целей благотворительности указывается «содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности» (ст.2, ч.1). Декларируется право на беспрепятственность благотворительной деятельности «на основе добровольности и свободы выбора ее целей» (ст.4 ч.1), подчеркивается недопустимость ограничения установленных законом целей и форм благотворительности (ст.4 ч.3).
В качестве участников благотворительной деятельности регламентированы: благотворители («лица, осуществляющие благотворительные пожертвования»), добровольцы («граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда») и благополучатели («лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев»). Здесь же обозначены возможные формы благотворительных пожертвований – бескорыстные (безвозмездные) или на льготных условиях: передача в собственность имущества (в том числе денежных средств, интеллектуальных продуктов); наделение правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности; выполнение работ, предоставление услуг. Одновременно закреплено право благотворителей «определять цели и порядок использования своих пожертвований» (ст.5).
В некоторых странах практикуется частичная или полная отмена личных подоходных налогов для отдельных категорий творческих работников;
= таможенные льготы;
= льготы по оплате коммунальных услуг и арендной платы, предоставляемые как организациям, так и отдельным деятелям культуры;
= предоставление льготных кредитов;
= налоговые льготы для частных пожертвований, спонсоров и меценатов, которые выражаются обычно в уменьшении налогооблагаемой базы по прибыли на величину пожертвований на развитие культуры и искусства. Другими источниками доходов учреждений культуры являются: выручка от реализации товаров и услуг, дивиденды по ценным бумагам, доходы от собственности, другие не запрещенные законом поступления, добровольные взносы и пожертвования.
В мировой практике существует три типа финансовых систем в сфере культуры, основанных,
- во первых, на финансировании только за счет сборов;
во-вторых, за счет сборов, частных вкладов и общественных пожертвований;
в-третьих, за счет бюджетных ассигнований, сборов и пожертвований. Первые два типа финансирования широко распространены в США и Англии (так называемая англо-американская модель), третий тип финансирования, получивший название смешанного или многоканального финансирования (германская модель), широко применяется в европейских странах, включая Россию.
В целом, тенденция такова, что роль этих источников в финансировании российской культуры будет повышаться.
Применение вышеизложенных мер полностью не решит одну из острых проблем социально- культурной сферы - проблему финансирования. Но данные меры могут оказать существенную помощь культуре.
Сегодня мы с вами рассмотрели особенности, формы финансирования в социально-культурной сфере. Как вы думаете, где в дальнейшем вы сможете применить полученные сегодня знания.
Для закрепления новых знаний студенты создают собственные синквейны.
Цели и задачи урока достигнуты. За активную работу получили оценки. Домашнее задание: Рассмотреть и проанализировать (по материалам отраслевой печати) источники внебюджетных средств в учреждениях культуры.