ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Разработка модели инклюзивного образования в условиях сельской школы»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Приупская средняя общеобразовательная школа»
муниципального образования Киреевский район







ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:
«Разработка модели инклюзивного образования в условиях сельской школы»





Выполнила:
учитель химии и биологии
Никитенко Елена Николаевна








2016 г.

ВВЕДЕНИЕ

Надо заметить, мой педагогический путь начат не так давно, всего лишь пара лет в должности учителя химии и биологии.
Наступивший же учебный год приготовил новую для меня обязанность, а первые дни работы в неведомом доселе амплуа, показали: что есть самое сложное и вместе с тем интересное в работе педагога.
Быть классным руководителем – это ответственность; умение слушать и понимать; забота о каждом воспитаннике своего класса: о его психическом, физическом и нравственном состоянии; помощь (в учении, в общении с классом и окружающим социумом, с родителями, в самоопределении и саморазвитии); умение руководить и поддерживать дисциплину; умение заменить маму и папу, старшую подругу или друга; значит быть всегда на стороне справедливости.
Именно так я понимаю свою новую роль в жизни школы и моего класса.
В процессе анализа документации и личного знакомства я выяснила, что в моем классе есть мальчик, которого можно назвать особенным ребенком.
У Коли серьезные нарушения слуха и опорно-двигательного аппарата. Мальчик четыре года обучался на дому, но сейчас, по некоторым обстоятельствам, он вынужден посещать занятия наряду со своими одноклассниками.
Впервые увидев его искреннюю добрую улыбку и глубокий взгляд больших голубых глаз, в которых горит желание учиться со всеми, быть наравне, не хуже других, я поняла, что сделаю все, чтобы так оно и было.
Актуальность проекта. Каждый одиннадцатый житель России имеет ту или иную форму инвалидности [1]. Это 13 миллионов человек с особенностями физического, психического или интеллектуального развития различной степени: врожденные или приобретенные в течение жизни нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, состояния психики, умственного развития. Они нуждаются в специально приспособленных условиях жизни и зачастую требуют посторонней помощи [4].
Говоря о нашем регионе, по данным Министерства здравоохранения Тульской области, по состоянию на 1 января 2013 года в Тульской области проживало 173,1 тыс. инвалидов, а это каждый 9-й житель. В их числе дети-инвалиды - 2,6% (4,5 тыс. чел.). Тенденция такова, что с 2003 года количество людей с ограниченными возможностями здоровья в регионе возросло почти на 36 тысяч человек.[2]
В соответствии с законодательством Российской Федерации (Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании») дети с ограниченными возможностями здоровья имеют равные со всеми права на образование. Помимо этого национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа» гласит:     «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации» В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.
Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
Вместе с тем, в качестве приоритетного направления развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается организация их обучения и воспитания в обычных дошкольных, общеобразовательных и других образовательных учреждениях, совместно с другими детьми. [3]
В МКОУ «Приупская средняя общеобразовательная школа» на сегодняшний момент обучаются дети с нарушениями слуха и опорно-двигательного аппарата.
Такие дети по рекомендации  врачебной комиссии и заявления родителей обучаются у нас индивидуально на дому по общеобразовательным программам.
Существуют ряд вопросов, которые диктуют необходимость инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно, в условиях сельской школы. Не все родители, учеников с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность, в основном материальную, обучать ребенка в специальной школе, т. к. последние значительно удалены от места жительства самого ребенка и родителей. Во-вторых, родители не хотели бы разлучать с ребенком на такой длительный срок и не иметь возможности полноценного участия в образовательном и воспитательном процессе ребенка, встречаясь с ним и педагогами только на выходных или еще реже. Многие семьи не получают финансовую помощь от района для направления в специализированное учреждение, находящееся в областном центре или другом районе страны. Кроме того, среди детей с особенными образовательными потребностями часто встречаются очень одаренные и талантливые ребята, а учреждения дополнительного образования, где есть возможность реализовать творческий потенциал ребенка, в черте поселка отсутствуют.
В связи с вышесказанным, особо актуальной для нашей школы является разработка адаптивной модели инклюзивного образования с учетом особенностей и проблем сельской местности.
Объектом проектирования выступает деятельность участников образовательных отношений.
Предметом проектирования является технология инклюзивного образования.
Субъектами проектирования выступают участники образовательных отношений.
Целью данного проекта явилась разработка модели инклюзивного образования в условиях сельской школы.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
Изучить актуальную литературу по вопросам внедрения технологии инклюзивного образования;
Создать нормативно-правовые и программно-методические условия для реализации проекта;
Создать комфортную психологическую образовательную среду для учащихся, имеющих особые образовательные потребности;
Сформировать социально-психологическую культуру, толерантное сознание всех участников образовательного процесса с учетом условий жизни в сельской местности;
Совершенствовать здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе;
Выявлять потенциал каждого учащегося и обеспечивать его реализацию, для самоутверждения ребенка в значимых сферах деятельности.










ГЛАВА 1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Внутренние ресурсы МКОУ «Приупская СОШ» для осуществления технологии инклюзивного образования
МКОУ «Приупская СОШ» располагается вдали от проезжей части, в живописном месте, в непосредственной близости к лесному массиву, что позволяет организовать прогулки на свежем воздухе, экскурсии, походы, игры. На базе учебного заведения имеется лыжная база.
Здание школы имеет два этажа, 20 учебных кабинетов ,оборудованных интерактивными досками, спортивный зал, библиотеку, кабинет доврачебной медицинской помощи, кабинет технологии и ИЗО, столовая, компьютерный класс. Школа предлагает услуги дополнительного образования – работают кружки и секции различной направленности.
Педагогический коллектив школы – 19 человек. В школе успешно осуществляется психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождения детей. В штате учебного заведения: психолог, преподаватель ЛФК, медицинский работник, социальный педагог.
В рамках реализации проекта предполагается максимально задействовать все имеющиеся ресурсы.
2.2. Анализ внешних и внутренних факторов
В настоящее время в Киреевском районе проживает 10415 инвалидов, доля которых в общей численности населения муниципального образования составляет 14,4 процента, что выше среднего показателя по Тульской области (11,7 процента) и в Российской Федерации (9 процентов).
На протяжении трех лет (2012-2015 гг) относительно стабильным остается количество детей-инвалидов – 260 человек. [5]

В Киреевском районе в 2010-2011 учебном году 4948 обучающихся, из них с ограниченными возможностями здоровья 364, что составляет 7,35% от всех школьников. 
Среди детей с ОВЗ детей-инвалидов – 85 человек, с умственной отсталостью – 81 ребенок, с ЗПР – 198 человек.
Из 85 детей-инвалидов с нарушением зрения 6 человек, с нарушением опорно-двигательного аппарата 25 человек, с психическими заболеваниями 27 человек, с заболеваниями эндокринной системы 6 человек.
Доля детей с ОВЗ на протяжении двух последних лет увеличилась с 6,74% до 7,35%.
2.3. Этапы реализации проекта
Основываясь на внешние и внутренние факторы, с учетом потребностей школы и района запланированы следующие мероприятия в рамках реализации проекта инклюзивного обучения.










Содержание работы
Сроки реализации
Ответственные лица
Формы представления результатов

Организационно-управленческие аспекты

Уточнение списочного состава учащихся ОУ – дети с ОВЗ, дети-инвалиды
Август-сентябрь 2015 г.
Директор, зам. директора по УВР
Списки детей с ОВЗ, детей-инвалидов

Создание рабочей группы по разработке и реализации проекта 
Сентябрь 2015г.
Директор
Списки учителей, входящих в состав рабочей группы

Обеспечение нормативно-правовой базы реализации проекта по инклюзивному образованию
Сентябрь – ноябрь 2015 г.
Директор
Приказы, положения, должностные инструкции

Организация работы педагогического коллектива в условиях реализации проекта
Сентябрь 2015г.-май 2017г.
Зам. директора по УВР
Методические рекомендации

Проведение педагогического совета по теме «Обучение и социализация личности ребёнка с ОВЗ в инклюзивном пространстве ОУ»
Январь 2016г.
Директор, зам. директора по УВР
Рабочие материалы, методические рекомендации

Контроль за реализацией проекта по инклюзивному образованию
В течение 2015-2017 гг.
Зам. директора по УВР
Рабочие материалы

Научно-методическое сопровождение

Погружение в проблемное поле, принятие целей и задач реализации проекта по инклюзивному образованию
Сентябрь-ноябрь 2015 г.
Директор, представители рабочей группы
План работы

Проведение методического совета ОУ по обсуждению проекта «Обучение и социализация личности ребёнка с ОВЗ в инклюзивном пространстве ОУ»
Октябрь 2015 г
Зам. директора по УВР, руководители МО
План работы

Консультирование участников реализации проекта: учителей, классных руководителей, специалистов, родителей
В течение 2015-2017 гг.
Директор, зам. директора по УВР
Групповые и индивидуальные консультации

Разработка форм проведения педагогического мониторинга с целью измерения особенностей развития ребенка и формирования индивидуального образовательного маршрута по следующим вопросам:·       образовательный стандарт;·       динамика развития учащихся;
·       социализация ребенка;
·       эффективность механизма взаимодействия участников инклюзивного пространства.
В течение 2016-2017 гг.
Директор, зам. директора по УВР, зам. директора по ВР, классные руководители, учителя-предметники

Рабочие материалы, издание методических рекомендаций

Подготовка и проведение промежуточного и годового самоанализа участников проекта по инклюзивному образованию
Декабрь 2015г., июнь 2016г., декабрь 2016г., июнь 2017г
Директор, зам. директора по УВР, зам. директора по ВР, классные руководители, учителя-предметники

Материалы мониторинга

Методический совет школы по теме «Анализ   реализации проекта по инклюзивному образованию»
Январь 2015г., май 2016г., май 2017г.
Зам. директора по УВР, руководители МО
Материалы мониторинга, методические рекомендации

Планирование и организация научно-методического семинара по теме «Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образовательного пространства»
Апрель 2016г.
Директор, зам. директора по УВР, психолог, логопед, социальный педагог, зам. директора по ВР

Методические рекомендации

Психолого-педагогическое сопровождение

Определение целей и задач психолого-педагогического сопровождения проекта
Сентябрь- ноябрь 2015 г.
Психолог
Концепция, план работы психологической службы