Рабочая программа по ИЗО (4класс, УМК Перспектива)


Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (2009 г.), Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной программы начального общего образования (2012г.), ООП ООО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8», авторской программы Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой УМК «Перспектива»,
Для обязательного изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе начального общего образования в 4 классе Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа в год (1 час в неделю).
Обоснование выбора программы обучения
Содержание  программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Место и роль учебного предмета в системе образования
Программа является составной частью изучения курса «Изобразительное искусство». Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учётом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся класса.
Цели и задачи:
обеспечить Обязательный минимум содержания федерального компонента начального общего образования по предмету «Изобразительное искусство»;
содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;
способствовать освоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное, архитектура, дизайн);
содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественно-трудовой деятельности с различными материалами;
способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов.
Основные задачи программы:
расширение художественно-эстетического кругозора;
воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства;
приобщение к достижениям мировой художественной культуры;
освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике;
создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;
освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства;
Программа предусматривает ключевые компетенции и способы их формирования:
Личностные результаты
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Познавательные:
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
Регулятивные:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные:
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Формы организации образовательного процесса: классно-урочная. Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Технология обучения: обучение в сотрудничестве, личностно- ориентированная технология, здоровьесберегающие технологии, проектные методы обучения.
Основными механизмами формирования умений и навыков следует считать формы организации учебной работы на уроке: парная, групповая, индивидуальная работа.
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности четвероклассников , такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, практические и тематические работы. На учебных занятиях используются коллективные способы обучения в парах постоянного состава (ППС), в малых группах. Во время учебных занятий ученики обсуждают работы товарищей, результаты коллективного творчества и индивидуальные работы на уроках.
Требования к уровню подготовки учащихся в 4 классе:
В результате изучения изобразительного искусства четвероклассник должен:
Знать / понимать:
• доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и своего региона;
• понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;
• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
• приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого «растяжения» цвета;
• основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);
• основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;• названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
• разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);• основы традиционной технологии художественной обработки и конструирования из природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (набойка, ткачество на дощечке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование), глины (лепка из пласта по готовым формам, приемы лепного декора);уметь:
• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;• правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
• применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
• выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
• рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;
• решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь технологической картой облегченного типа, техническим рисунком, эскизом, с учетом простейших приемов технологии в народном творчестве;
• выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;
• выполнять тамбурный шов и украшать изделие народной вышивкой;
• лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Скопина, конструировать изделия из соломки по мотивам работ киргизских и белорусских мастеров;
• конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных работ богородских народных мастеров;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
• выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
• высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
• проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
• проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию предметной обстановки в школе и дома.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей учащихся 4 в класса и специфики классного коллектива.
У многих учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Природа России», «Родной край – часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство. Учебник. 4 класс.
Содержание программы.
Восхитись вечно живым миром красоты (11 ч)
Образы природы и человека в живописи. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Пейзажи родной природы.
Образ дерева в композиции пейзажа в зависимости от замысла художника.
Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Образы цветущей природы в творчестве народного мастера и художника. Общее и различное в выявлении приёмов городецкой живописи и других школ народного мастерства.
Образ птицы-света в творчестве городецких мастеров конца ХIХ-ХХ вв. Разнообразие композиционных мотивов городецкой росписи, восходящих к древней традиции росписи прялок. Парные фигуры в едином сюжете- 2 женские фигуры, 2 птицы, 2 всадника на коне «у дерева».
Традиционный образ-символ коня в народном искусстве. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетическом характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки).Особенности приёмов композиции в панно как произведении декоративного назначения. Художественная ценность обыденных предметов из дерева, украшенных городецкой росписью.
Представление народа о красоте человека (внещней и духовной), отражённые в искусстве. Жанр портрета.
Жанр пейзажа. Приёмы передачи бесконечности и глубины небесных просторов, стремительности продвижения облаков по небу.
Образы природы и человека в живописи. Разница в изображении природы в разное время года, суток, различную погоду.
Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч)
Жанр портрета. Средства художественной выразительности в групповом семейном портрете.
Книжная графика. Выразительные средства в создании художественного образа в иллюстрации к сказке.
Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.
Роль цвета в произведениях изобразительного искусства, посвящённых подготовке к новогоднему празднику и встрече Нового года.
История авторской открытки. Конструкция современных новогодних открыток.
Образы природы и человека в живописи. Пейзажи разных географических широт. Художественные приёмы, которыми художники передают причудливость заснеженных деревьев и заиндевевших веток.
Жанр натюрморта. Старинные и современные предметы в жизни человека и искусстве.
Образ защитника Отечества. Герои Бородинского сражения в искусстве. Средства художественной выразительности, использованные художниками в произведениях для передачи черт отваги, мужества, стойкости воинов, их преданности Родине и верности своему воинскому долгу.
Злободневность тем лубка. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов.
Восхитись созидательными силами природы и человека (9 ч)
Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различие. Природная стихия – вода, раскрытие её роли в жизни человека и места в искусстве. Виды и язык плакатного искусства, особенности его графического, цветового и композиционного решения.
Средства выразительности в передаче художниками весеннего состояния природы, характерного для среднерусской полосы и северных регионов России (колористическая гамма, состояние освещённости, уровень линии горизонта).
Основные темы скульптуры. Выразительность объёмных композиций.
Медальерное искусство.
Особенности орнаментов народов России и мира. Выразительные средства орнаментальной композиции (ритм, симметрия, цвет, фактура).
Формой промежуточной аттестации является тестирование.
Критерии оценивания:
Оценка "5"
учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\пТема урока Кол-во часов Элементы содержания: основные вопросы и понятия Характеристика учебной деятельности Виды контроля,
измерители Планируемые результаты
Дата проведения
личностные предметные метапредметныеплан факт
Восхитись вечно живым миром красоты (11 часов)
1 Целый мир от красоты.
Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно 1 Восприятие произведений живописцев
А. Куинджи,
Л. Бродской,
З. Серебряковой, графика
М. Ахунова и резных прялок Архангельской и Вологодской областей второй половины XIX в., запечатлевших красоту окружающего человека мира. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств
общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Образы природы и человека в живописи. Рассматривать произведения мастеров декоративно- прикладного и народного искусства, пейзажи живописцев и графиков, в которых отразилась красота окружающего мира и образ пространства. Различать средства художественной выразительности в орнаментальных композициях народных предметов быта и в произведениях живописцев и графиков. Высказывать своё мнение о том, что обозначали в узорах на старинных изделиях быта горизонтальные и вертикальные волнистые линии, кресты и перекрещивающиеся линии. Сопоставлять изображение мира в орнаментальном узоре прялки с живописным и графическим, находить общее и различное.
Изображать пейзажную композицию по летним впечатлениям. Применять выразительные живописные и графические средства в работе. Текущий
СР -формирование духовных и эстетических потребностей;
- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
-воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала
-воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так  и других людей; -организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, акварельными и гуашевыми красками, палитрой. Познавательные:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные:
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
Регулятивные:
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий. 6.09 2 Древо жизни – символ мироздания.
Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень. 1 Восприятие символических и реалистических изображений дерева в произведениях выдающихся живописцев XIX в. И. Шишкина,
А. Саврасова и современного графика
А. Мунхалова, в гобелене
С. ГавинаКрасота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Пейзажи родной природы. Наблюдать деревья разнообразных пород в природе своего родного края. Рассказывать о своих наблюдениях деревьев. Рассматривать произведения живописцев, графиков и мастеров декоративно-прикладного и народного искусства, в которых главным персонажем является образ дерева как древнейший символ-образ в искусстве, в устном народном творчестве.
Определять, какими изобразительными средствами выражают художники своё отношение к дереву как наиболее почитаемому человеком явлению природы.
Выполнять зарисовки и наброски деревьев с натуры, по памяти, по представлению, передавая характерные признаки пород деревьев, особенности их конфигурации. Текущий
СР -верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции,
общее строение и цвет предметов;
-правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости
от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности
изображения ближних и дальних предметов (ближе – крупнее и ниже, дальше –мельче и выше);
3 Мой край родной. Моя земля.
Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет. 1 Восприятие произведений выдающихся художников XIX—XX вв.
Ф. Васильева,
И. Шишкина,
А. Саврасова,
И. Левитана,
Н. Ромадина,
И. Билибина и современного художника
А. Либерова, отобразивших родную природу в живописных и графических пейзажах.Рассматривать пейзажи русских мастеров живописи и графики XIX—XX вв. Рассказывать об особенностях русского национального пейзажа. Приводить примеры. Называть главные средства выразительности в картинах художников-пейзажистов (пространство, цвет, свет, линия, штрихи, тон). Объяснять значения слов национальный пейзаж.
Выполнять композицию пейзажа на тему «Величие и красота могучего дерева» Текущий
Викторина — рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
- правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости
от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности
изображения ближних и дальних предметов (ближе – крупнее и ниже, дальше –мельче и выше);
4 Цветущее дерево – символ жизни.
Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи. 1 Восприятие произведений народных и
современных мастеров городецкой росписи. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Истоки декоративно- прикладного искусства и его роль в жизни человека. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Рассматривать изделия мастеров Городца, отображающих народное восприятие мира, связь человека с природой, родной землёй. Сопоставлять декоративные мотивы в изделиях городецких мастеров, выделять из них наиболее распространённые мотивы. Рассказывать о центрах народных промыслов, в которых цветы, цветущие ветки, букеты являются главными мотивами.
Различать приёмы городецкой росписи — «подмалёвка», «разживка чёрным цветом», «разживка белилами». Повторяя за народным мастером приёмы чёрной и белой «разживок», рисуя кистью. Текущий
СР -формирование духовных и эстетических потребностей;
- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
-воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала
-воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так  и других людей; -использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России. 5 Птица – символ света, счастья и добра.
Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные разживки, симметрия, ритм, единство колорита. 1 Восприятие образа птицы-света в творчестве городецких мастеров конца XIX— XX вв. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Рассматривать декоративную композицию с птицами «у древа». Сопоставлять образы птиц в разных видах народного творчества. Рассказывать, что означает в народном искусстве образ птицы-света. Высказывать суждение о заполнении пространства в декоративной трёх частной композиции в городецкой росписи прялочного донца.
Выполнить кистью свой вариант росписи птиц у цветущей ветки с использованием приёмов городецкой росписи. Текущий
СР
Тест -использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России 6 Конь – символ солнца, плодородия и добра.
Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные разживки, симметрия, ритм, единство колорита. 1 Восприятие образов вороного коня и всадника в изделиях городецких мастеров и произведениях художника-графика
Т. Мавриной. Традиционный образ-символ коня в народном искусстве. Неразрывная связь природы и образов народного творчества.
Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Различать, как образ-символ коня представлен в разных видах устного народного творчества в декоративно-прикладном и народном искусстве. Рассказывать, почему в народном искусстве мастера постоянно обращаются к образу коня, приводить примеры из разных видов народного творчества.
Овладевать живописными приёмами изображения коня. Осваивать приёмы белильных разживок для коня.
Выполнять кистью свой вариант росписи коня с использованием приёмов городецкой росписи и декоративного обобщения фигуры коня без карандашного рисунка. Текущий
СР -наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике;
7 Связь поколений в традициях Городца.
Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, симметрия, динамика, статика. 1 Восприятие произведений мастеров разных поколений, современных мастеров, продолжающих и развивающих традиции старейших мастеров городецкой росписи
И. Мазина,
Ф. Красноярова.
Искусство вокруг нас сегодня. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Рассматривать произведения народного искусства, выражать своё отношение к развитию традиций городецкой росписи в творчестве современных мастеров. Называть традиционные мотивы городецкой росписи в современных изделиях.
Выполнять декоративную композицию по мотивам городецкой росписи для украшения изделий разнообразных по форме и назначению (декоративной тарелки, панно, разделочной доски, подставки для специй). Текущий
Проект -формирование духовных и эстетических потребностей;
- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
-воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала
-воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так  и других людей; -использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России 8 Знатна Русская земля мастерами и талантами..1 Восприятие произведений выдающихся портретистов XIX в. В. Тропинина, В. Маковского,
В. Васнецова,
В. Сурикова и современных художников
Г. Васько,
П. Павлова, запечатлевших в своих работах образы творческих людей.
Образ современника. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Рассматривать портреты, выполненные живописцами и графиками. Рассказывать, по каким признакам можно определить, что на портрете изображён художник или народный мастер.
Читать пропорции лица человека во фронтальном положении и вполоборота.
Выполнять портрет народного мастера или художника в момент создания им художественного произведения. Текущий
СР -создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
9 Вольный ветер – дыхание земли. 1 Восприятие пейзажей живописцев XIX— XX вв.
А. Куинджи,
Н. Крымова,
А. Ткачёва,
Э. Браговского,
Е. Винокурова и графика
В. Фаворского, в которых едва ли не главное место занимает изображение неба.
Жанр пейзажа. Пейзажи родной природы. Рассматривать живописные и графические пейзажи художников, в которых отражаются древние представления человека о природных стихиях. Высказывать, какие чувства вызывают поэтические строки о ветре и разнообразные образы воздушного пространства, созданные художниками. Сравнивать образы природных стихий в искусстве с собственными впечатлениями от наблюдений природы.
Выполнять по памяти или по представлению изображение неба с несущимися облаками в пейзаже и деревьев, гнущихся под ветром. Текущий
СР -верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции,
общее строение и цвет предметов;
-правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости
от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности
изображения ближних и дальних предметов (ближе – крупнее и ниже, дальше –мельче и выше); 10 Движение – жизни течение. 1 Восприятие произведений отечественных мастеров живописи XX в. А. Дейнеки,
М. Сарьяна,
И. Глазунова,
Б. Домашникова, графики А. Пахомова,
В. Курчевского, М. Ахунова, Л. Киселёвой и народного мастера И. Маркичева из Палеха
Образы природы и человека в живописи.
Разница в изображении природы в разное время года, суток, различную погоду. Наблюдать подвижность жизни природы и человека и отображение её в разных видах искусства.
Рассматривать произведения разных видов искусства, отображающих явления окружающего мира. Рассказывать, какие произведения передают спокойное, малоподвижное состояние, а какие изображают энергичное течение жизни и пронизаны ощущением постоянной изменчивости природы, различных ритмов, движения. Сопоставлять художественные приёмы, позволяющие выразительно передавать состояние спокойствия в при- роде или её ритмов и изменений.
Выполнять наброски с натуры деревьев, транспортных средств, заводных игрушек и детей в движении. Текущий
Викторина -Верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции,
общее строение и цвет предметов;
-правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости
от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности
изображения ближних и дальних предметов (ближе – крупнее и ниже, дальше –мельче и выше) 11 Осенние метаморфозы. 1 Восприятие произведений живописцев С. Жуковского,
А. и С. Ткачёвых, графика И. Воробьёва и поэтического произведения, посвящённых разным состояниям осени. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Жанр пейзажа. Рассматривать произведения изобразительного искусства, в которых живописцы и графики отразили изменчивость природы, её различные состояния в осеннюю пору. Сопоставлять, как по-разному художники и поэты отражают жизнь природы и человека осенью. Называть приёмы, которые используют художники для передачи в картине движения, яркости и мажорности пейзажей.
Прослеживать колористические приёмы передачи изменчивых состояний осенней природы. Осуществлять поиск нужных цветовых оттенков для выполнения мотива осеннего пейзажа.
Изображать один и тот же уголок природы в пору золотой и поздней осени. Дополнить композицию изображениями домов, людей, техники. Текущий
СР -верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции,
общее строение и цвет предметов;
-правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости
от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности
изображения ближних и дальних предметов (ближе – крупнее и ниже, дальше –мельче и выше) Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 часов).
12 Родословное дерево – древо жизни, историческая память, связь поколений. 1 Восприятие произведений живописцев XIX—XX вв. Ф. Толстого, Д. Жилинского,
И. Симонова,
Ю. Кугача, отобразивших в своём творчестве разные моменты из жизни семьи.
Рассматривать живописные групповые портреты разных семей. Высказывать своё мнение об этих произведениях и об отношении к средствам художественной выразительности, выбранным авторами. Объяснять смысл понятий индивидуальный портрет и групповой портрет. Представлять родословное древо своей семьи и гордиться своими близкими.
Выполнять групповой портрет своих близких с передачей своего отношения к создаваемому портрету на тему «Я горжусь своей родословной». Текущий
Проект -формирование духовных и эстетических потребностей;
- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
-воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала
-воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так  и других людей; -создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
Регулятивные:
выделение и сохранение цели, заданной в виде образца, преобразование практической задачи в познавательную, в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи.
Познавательные:
построение рассуждений и
осуществления поиска необходимой информации при создании несложныхновогодних украшений из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы); выделить и
выделить и соотнести деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.
Коммуникативные:
- адекватно использовать речь для планирования своей деятельности;
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; 13 Двенадцать братьев друг за другом бродят… 1 Восприятие сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» и произведений живописца
К. Васильева и художника-графика В. Алфеевского.
Уважительное отношение к своей родословной. Красота и гармония общения с людьми старшего поколения. Средства художественной выразительности в групповом семейном портрете. Рассматривать поэтические произведения живописи и книжной графики как яркие образы, выбирать разные сюжеты для иллюстрации. Представлять зрительно каждый из природных циклов (зима, весна, лето, осень) в образе человека, одетого в традиционную русскую одежду.
Знакомиться с традиционной русской одеждой (кафт ном, платьем, шубой, ферезью и ферезеей),
прослеживать гармоничное сочетание цветов и подбирать их на палитре.
Выполнять поисковые эскизы композиции иллюстрации к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев».
Текущий
СР -создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
14 Год не неделя – двенадцать месяцев впереди. 1 Восприятие произведений художников, создавших сказочные сюжеты: И. Билибина,
В. Алфеевского, мастеров лаковой миниатюрной живописи из Палеха гравюры XVI в.
Рассматривать лаковые миниатюры и иллюстрации к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев».
Вспомнить цветовой круг. Называть основные и составные цвета. Объяснять роль воздействия цвета в произведениях изобразительного искусства.
Сопоставлять произведения художников и рассказывать, какую роль в них играет цвет в зависимости от содержания выбранных сюжетов.
Работать по художественно-творческой таблице. Рассматривать примеры гармонического сочетания цветов и определять по цветовому кругу родственные и контрастные цвета. Исследовать возможности живописи, подбирать цвета и оттенки, передающие цветовую гамму разного состояния природы в январе, феврале, марте, апреле.
Выполнить иллюстрацию к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев» на основе эскизов предыдущего урока с учётом особенностей состояния природы в костюме конкретного месяца года с помощью цвета и декора.
Текущий
СР -создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
15 Новогоднее настроение. 1 Восприятие произведений художников А. Ставровского,
П. Парухнова,
О. Богаевской, посвящённых празднованию Нового года.
Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве.
Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в сооветствии с поставленными задачами.
Эмоциональные возможности цвета. Рассматривать произведения изобразительного искусства, воссоздающие новогоднее настроение. Называть, какими средствами и художественными приёмами передано праздничное настроение в картинах.
Высказывать своё мнение, какую роль играет цвет в работах художников для передачи настроения новогоднего праздника.
Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года. Текущий
Тест -формирование духовных и эстетических потребностей;
- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
-воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала
-воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так  и других людей; -верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции,
общее строение и цвет предметов;
-правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости
от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности
изображения ближних и дальних предметов (ближе – крупнее и ниже, дальше –мельче и выше); 16 Твои новогодние поздравления. 1 Рождественские открытки разных лет.
Искусство вокруг нас сегодня. Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Представление о возможности использования навыков конструирования и моделирования в жизни человека.
История авторской открытки. Содержание и выразительные художественные средства новогодней открытки. Рассматривать поздравительную открытку как
про изведение графического искусства малых форм.
Рассказывать об основных элементах и атрибутах
поздравительной открытки к Новому году, объяснять их значение. Приводить примеры современных конструкций новогодних открыток.
Называть наиболее часто встречающуюся в новогодних поздравлениях цветовую гамму. Текущий
Проект -использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
17 Зимние фантазии. 1 Восприятие живописных произведений
А. Саврасова,
Э. Грабаря,
Н. Ромадина и графических работ П. Петрова, посвящённых зимней природе; стихотворений русских поэтов.. Образы природы и человека в живописи. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Пейзажи разных географических широт. Рассматривать произведения изобразительного искусства, посвящённые зиме. Рассказывать о том, что художники, перед тем как написать картину, подолгу наблюдают природу, выполняют много зарисовок, эскизов будущей картины. Объяснять символическое значение зимы в природе, жизни и искусстве. Текущий
СР -верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции,
общее строение и цвет предметов;
-правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости
от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности
изображения ближних и дальних предметов (ближе – крупнее и ниже, дальше –мельче и выше); 18 Зимние картины. 1 Восприятие произведений изобразительного искусства современных художников
В. Калиничевой,
В. Курчевского, поэзии и музыки.
Образы природы и человека в живописи. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Рассматривать тематические произведения современных художников. Рассказывать о своих впечатлениях и наблюдениях от зимней природы, полученных во время зимних каникул, о том, как переживают зиму люди, животные, растения. Сопоставлять поэтические описания зимы с произведениями живописи и графики, сравнивать приёмы, которыми пользуются художники и поэты. Объяснять роль цветовой гаммы в создании определённого состояния природы, настроения в картине. Называть цветовые оттенки снега, зимнего неба, подмеченные в натуре, и находить их в произведениях художников. Текущий
СР -верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции,
общее строение и цвет предметов;
-правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости
от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности
изображения ближних и дальних предметов (ближе – крупнее и ниже, дальше –мельче и выше);
19 Ожившие вещи. 1 Восприятие предметного мира в произведениях живописцев XX в. К. Петрова- Водкина,
П. Кончаловского, И. Машкова,
А. Васильева,
В. Эльконина и современных графиков
М. Андреева,
М. Ромадина.. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Жанр натюрморта. Рассматривать предметы старины и современные бытовые вещи как предметный мир, окружающий человека. Понимать, что бытовые предметы отражают мир увлечений человека, его профессию, народные традиции, и объяснять это на примерах. Группировать предметы своего дома по их назначению, исторической и художественной ценности, месту их в повседневной жизни. Описывать их историю. Текущий
Тест - распознавать доступные памятники культуры и искусства в связи с историей и жизнью своего народа;
-самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;
-применять основные средства художественной выразительности в рисунке. 20 Выразительность формы предметов. 1 Восприятие реалистических и декоративных натюрмортов профессиональных художников И. Машкова, Е. Романовой.
Жанр натюрморта. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, объём Рассматривать натюрморты художников. Сопоставлять и сравнивать реалистическое и декоративное решение натюрморта. Вспомнить приёмы создания декоративного натюрморта, изученные в 1—3 классах, и называть их. Объяснять смысл понятия декоративность и то, какую роль играет цвет в декоративной композиции, насколько он может соответствовать цвету реального предмета или отличаться от него. Узнавать и называть приёмы декоративного решения натюрморта: условность формы и цвета предмета, усиление цветового контраста. Текущий
СР -формирование духовных и эстетических потребностей;
- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
-воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала
-воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так  и других людей; -наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; -использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике;
21 Русское поле. Бородино. 1 Восприятие произведений портретного и батального жанров в искусстве.
Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Жанр портрета. Рассматривать произведения портретного и батального жанра в искусстве как отражение героических событий Отечественной войны 1812 г. Рассказывать, что известно о Бородинском сражении, и высказывать своё мнение об образах конкретных героев сражения. Объяснять смысл понятия батальный жанр. Текущий
СР - применять основные средства художественной выразительности в рисунке по представлению, в сюжетно-тематических композициях с учётом замысла;
-создавать средствами живописи образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
22 «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» 1 Восприятие произведений художников В. Верещагина,
Ф. Рубо, посвящённых действующей армии и партизанскому движению в период войны 1812 г., и стихотворения
М. Лермонтова «Бородино». Образ защитника Отечества. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие Рассматривать произведения живописи, в которых художники отразили мужество и героизм всего русского народа. Рассказывать, какие строки из стихотворения М. Лермонтова передают героику и трагизм происходящих военных событий, отображённых на фрагменте панорамы «Бородинская битва» Ф. Рубо.
Называть главных героев батальных композиций, их действия, детали воинского снаряжения, боевую ситуацию. Высказывать своё мнение о том, какое отношение к участникам войны передал в картинах художник В. Верещагин. Текущий
СР
Викторина -самостоятельно выполнять эскиз; выражать свои чувства, настроение с помощью цвета и насыщенности оттенков. Познавательные:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные:
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
Регулятивные:
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий. 23 Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. 1 Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Рассматривать произведения народного декоративно- прикладного искусства, в которых нашло отражение многообразие картины мира, красота и разнообразие орнаментальных украшений. Рассказывать об орнаментальном оформлении народного жилища и костюма, предметов быта и игрушек. Раскрывать символический смысл конструкции и декора избы и костюма. Сравнивать орнаментальные элементы в резном декоре изб, домашней утвари, костюме.
Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета. Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка. Текущий
СР -самостоятельно компоновать сюжетный рисунок; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски; 24,
25 Народная расписная картинка-лубок. 2 Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России) Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен. Составлять, конструировать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации. Текущий
СР
Викторина -понятие народное декоративно-прикладное искусство, разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа. Восхитись созидательными силами природы и человека (9 часов).
26 Вода – живительная стихия. 1 Восприятие произведений живописцев XIX—XX вв. И. Айвазовского, П. Петровичева, Е. Востокова, графиков Т. Лящука, К. Пюсса, народного мастера В. Денисова из Холуя.
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различие. Рассматривать произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, в которых
отображена живительная сила природной стихии — воды. Рассказывать о своих наблюдениях за водой в родных местах, о необходимости бережного отношения к воде. Сравнивать произведения художников-пейзажистов и плакатистов, находить общее и различное в изображении природной стихии, в передаче цвета, света формы, объёма предметов. Называть художественные средства выразительности в плакате. Текущий
СР -формирование духовных и эстетических потребностей;
- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
-воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала
-воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так  и других людей; -самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции;
--учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;
-применять основные средства художественной выразительности в рисунке Познавательные:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные:
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
Регулятивные:
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий. 27 Повернись к мирозданию.
Проект экологического плаката в технике
коллажа. 1 Восприятие произведений отечественных художников-плакатистов
Г. Серебрякова,
Н. Чарухина,
В. Говоркова. Искусство вокруг нас. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.
Участвовать в обсуждении поисковых эскизов для выполнения их в технике коллажа, того, как можно использовать технику коллажа для создания проекта плаката.
Рассматривать разные варианты композиций
плакатов, размещение, содержание призывов, величину текста и анализировать их. Высказывать свои впечатления, чувства, которые вызвали произведения художников-плакатистов. Объяснять смысл понятий экологический плакат, коллаж.
Создать проект плаката на тему «Вода — жизнь» в технике коллажа на основе предварительных эскизов, выполненных на прошлом уроке.
Рассматривать произведения изобразительного искусства, в которых созданы образы русской весенней природы России разных географических широт. Рассказывать о своих наблюдениях и впечатлениях от восприятия произведений искусства и красоты весенней природы в родных местах, об их цветовой гамме. Называть оттенки цвета, которые используют живописцы в изображении лесных далей, и объяснять, как можно добиться нежных оттенков цвета в работе акварелью, гуашью. Текущий
Проект
-использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла; 28,
29 Русский мотив. 2 Восприятие произведений русских художников-пейзажистов XIX—XX вв. А. Саврасова, Б. Домашникова,
их колорит в передаче примет весны.
Пейзажи родной природы. Продолжение
знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия. Текущий
СР -Верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции,
общее строение и цвет предметов;
-правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости
от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности
изображения ближних и дальних предметов (ближе – крупнее и ниже, дальше –мельче и выше);
30 Всенародный праздник – День Победы. 1 Представления народа о красоте человека
(внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Основные темы скульптуры. Выразительность объёмных композиций. Продолжение знакомства с
основами художественной грамоты:
композиция, цвет, линия, форма, объём, ритм. Рассматривать произведения живописцев, скульпторов, соотносить их с произведениями литературы о
героях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и о Дне Победы.
Высказывать своё мнение о средствах выразительности, которыми художники и скульпторы раскрывают в произведениях эстафету поколений и историческую перспективу подвига народа и памяти о нём. Объяснять смысл понятия монументальное искусство.
Выполнить эскиз памятной плакетки «Слава воину- победителю». Выполнять эскиз памятника, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне. Выражать в творческой работе своё отношение к всенародному празднику, ощущение радости и торжества. Текущий
Викторина -создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
31 «Медаль за бой, за труд из одного металла льют». 1 Основные темы скульптуры. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, объём, ритм. Текущий
СР -наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике;
32
33
34 Орнаментальный образ в веках. 3 Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Отражение в пластических искусствах
природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно- прикладного искусства народов России). Учиться поэтическому видению мира.
Рассматривать произведения мастеров народного и декоративно-прикладного искусства разных регионов России, стран Запада и Востока. Различать орнаменты известных регионов России. Рассказывать о значении знаков-символов в декоративном убранстве одежды и жилища русского человека. Находить отличия в орнаментах России, Италии, Франции, Турции и др. Текущий
СР
Тест
викторина -использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;