Связь урочной и внеурочной деятельности.


1. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального образования основная образовательная программа начального образования реализуется через учебный план и внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения общеобразовательной программы.Внеурочная работа направлена на удовлетворение разнообразных интересов и потребностей учащихся путем, формирования у них опыта социальных отношений, социальной деятельности.
Даёт возможность применения сформированных на уроках УУД, предметных знаний и умений для решения важных для учащихся практических задач в реальной жизни, умению учиться.
Внеурочная работа обладает возможностями для обеспечения индивидуализации обучения, с которой учителю трудно справляться в рамках урока. На этапе начальной школы решаются задачи ознакомления учащихся с разнообразными приемами рациональной организации учебного труда, выявления индивидуальных предпочтений в их использовании.
Нет сомнения в том, что внеурочная деятельность обладает потенциалом в развитии творческих способностей учащихся. С одной стороны дальнейшее (вслед за уроками) совершенствование индивидуальных природных задатков и способностей в той или иной сфере деятельности, например – выразительное чтение, искусство, музыка, спорт. С другой стороны развитие творческой личности, способной осуществлять перенос и творческое применение УУД (умений), а с их помощью – и предметных знаний и умений, в новые ситуации, отличающиеся от учебно-предметных, создание ситуация успеха для каждого ребёнка. Такой перенос в реальные жизненные ситуации дает учащимся возможность приобретать личный опыт социализации.
 Организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и во внеурочное время должны совместно обеспечить достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.
Задачи внеурочной деятельности в начальной школе:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
2. Планируя внеурочную деятельность, учитель должен предвидеть к какому результату должен прийти ребёнок.
Большого внимания заслуживает метод проектов, который обеспечивает заявленный в Стандарте второго поколения деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать перевод обучающегося в режим саморазвития.Я хотела бы рассказать о всязи урочной и внеурочной деятельности при использовании проектной деятельности
Умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку. Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Именно это стремление к познанию через исследование создаёт условия для исследовательского обучения. Вспомним методику классического образования. О проектной деятельности как о ведущем методе обучения было упомянуто ещё в начале 20 века. Так в 1905 году русский педагог С.Т. Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. В последнее время этому методу уделяется самое пристальное внимание. Использование проектного метода в образовательной системе оказывает содействие для понимания учащегося для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.
На мой взгляд, проектная деятельность становится столь востребованной в современной школе также благодаря универсальности этой технологии. 
Метод проектов позволяет в процессе работы сочетать различные образовательные технологии.
Во-первых, проектная деятельность направлена на сотрудничество учащихся и преподавателей. Учитель выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. Таким образом, метод проектов тесно связан с педагогикой сотрудничества.
Во-вторых, проектная технология ориентирована на личностные характеристики учащегося и позволяет применять все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. Здесь мы видим взаимосвязь метода проектов с личностно-ориентированным обучением и с технологиями групповой и индивидуальной деятельности. Возможность каждого обучающегося работать в своем режиме способствует созданию условий для ситуации успеха, а также реализации здоровьесберегающих технологий в обучении.
В-третьих, основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических, исследовательских или творческих задач, требующих интеграции различных предметных областей. Межпредметные связи, которые сейчас обязательно присутствуют в содержании любой образовательной программы, осуществляются в ходе проектной работы в сочетании с интегрированными технологиями обучения.
В-четвертых, проектная деятельность требует умения ориентироваться в информационном пространстве. Современные информационные технологии способствуют эффективности проектного метода. По ходу работы ученики могут использовать компьютер как инструмент поисковой и оформительской работы.
В основе проектной технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся, поэтому проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, что, в свою очередь, предполагает применение исследовательских методик. Таким образом, у учащихся развивается познавательный интерес, появляется возможность углубить знания, выявить свои склонности и способности, научиться экспериментировать, наблюдать, работать с литературой, выступать с докладом.
Таким образом, универсальность метода проектов предоставляет педагогу широкие возможности его использования как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
Применение метода проектов определяется рядом требований:
Наличие проблемы (задачи), требующей поиска для ее решения. Работа над проектом начинается с постановки проблемы, взятой из реальной жизни и значимой для ученика (например, в проектах «Ветераны Великой Отечественной войны внимание было привлечено к проблеме сохранения памяти о подвигах защитников Отечества). Затем определяется цель проектной работы и задачи.
Структурирование содержательной части проекта. Необходимо четкое планирование действий, поэтому работа над проектом разбивается на этапы.
Самостоятельная деятельность учащихся. Используется распределение (если имеется в виду групповая работа) заданий для каждого участника, которые учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Это требует ответственности участников проекта за свою часть работы. Таким образом, идет продуктивное сотрудничество учащихся, направленное на совместное достижение результата.
Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Практическая значимость предполагаемых результатов. Работая над проектом, учащиеся не только приобретают новые знания, навыки, опыт, но и используют их в своей деятельности.
Реализация проекта, т.е. конечный продукт. Законченный проект предполагает создание конечного продукта и его реализацию (например, изготовление наглядного пособия). Результатом выполненных проектов могут быть видеофильмы, альбомы, журналы, компьютерные презентации, поделки, и т.д.
Современная классификация проектов разнообразна. На основе преобладающей деятельности учащихся можно выделить следующие виды проектов:
практико-ориентированный проект;
исследовательский проект;
информационный проект;
творческий проект;
ролевой проект;
межпредметный проект.
Проект также может быть завершенным или открытым для продолжения работы. В практической деятельности очень редко можно встретить проекты, полностью соответствующие классификации. Обычно виды проектов взаимосвязаны, поэтому легко сочетаются друг с другом.
Исследовательские проекты целесообразно использовать во внеурочной деятельности. Они предполагают обращение к какой-либо актуальной теме и ее всестороннее исследование. В качестве примера такого проекта можно рассмотреть историко-краеведческую тропу «Край, что сердцу дорог». Данный проект является открытым и постоянно пополняется новыми материалами.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры и предоставляют широкий простор для различных видов деятельности. Такие проекты можно использовать как в урочной, так и во внеурочной работе. Они могут быть коллективными и индивидуальными. Продуктом таких проектов может стать любая творческая работа.
Практическая значимость проектной деятельности состоит в формировании умения представлять свою работу. Поэтому завершающим этапом выполнения проекта является его защита. При защите учащиеся обосновывают причины и актуальность выбранной темы, описывают пути реализации проекта и представляют полученный продукт.
Таким образом, главным результатом проектной деятельности, является развитие познавательной активности учащихся; воспитание потребности постоянно пополнять свои знания, развитие умений, позволяющих в море окружающей информации находить ту необходимую, которую можно использовать в работе. Работая над проектом, каждый ученик имеет возможность проявить собственную фантазию.
Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся жизни.
Хочется сказать, что учебники, разработанные под стандарты нового поколения, ориентируют учащегося в умении исследовать, наблюдать, проектировать изучаемый материал. По сути учебник является одним из ведущих звеньев в проектной деятельности учащегося в урочное время.
Внеурочная деятельность школьников.
Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно – оздоровительное, художественно – эстетическое, научно – познавательное, военно – патриотическое, общественно – полезная и проектная деятельность. Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой.
Какими могут быть темы детских исследований
Фантастические – темы ориентированные на разработку несуществующих фантастических объектов
(Например: ребёнок делает проект космического корабля, воздаёт волшебную машинку. Может быть воплощено в рисунке или макете, склеенном из бумаги, картонных коробок) Эмперические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Исследование включает в себя собственные эксперименты.
Теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других детей, то, что можно увидеть в фильмах, прочитать в книгах.
Неоценимую роль играет способность учащегося работать в проектной или исследовательской работе. Приобретая необходимые умения и навыки, а именно: работать самостоятельно, использовать различную информацию, уметь использованную информацию переработать и систематизировать, уметь пользоваться ресурсами компьютера, делать презентации и другие виды творческих работ-положительно влияют на адаптацию ученика в среднем и старшем звене
Несколько слов из опыта работы над проектной деятельностью
Учащиеся начальной школы принимают активное участие в проектной деятельности. В 3-4- ых классах проводятся классные проектные конкурсы. Тема проектных работ выбирается учащимися самостоятельно и свободно. В проектную деятельность учителя стараются привлечь ребят как индивидуально, так и группой. Все работы обязательно просматриваются, делаются необходимые выводы, намечаются пути решения и исправления недостатков. Но в обязательном порядке каждый ученик поощряется за работу. Это может быть оценочное выражение или награждение почётными грамотами, дипломами. Учащиеся демонстрируют свои работы перед друзьями в классе, а также перед другими классами.
Возможно, ребята не займут призовых мест, но самое главное - приобретут опыт выступления перед аудиторией. Смогут сопоставить свою работу с работами других ребят. Возможно, увидят некоторые недочёты в своей работе. Такое участие позволит ребятам сделать соответствующие выводы, появится стремление продолжить работу над проектом.
Своё выступление я хотела бы завершить словами выдающегося немецкого философа и драматурга Г.Э.Лессинга «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».