Открытое коррекционо — развивающее занятие на тему «Развитие внимания»


Қостанай облысы әкімдігі білім Басқармасының
«Костанай түзеу мектебі» КММ
КГУ «Костанайская коррекционная школа»
Управления образования акимата
Костанайской области
Открытое коррекционо - развивающее занятие на тему
«Развитие внимания»
в 3 «А» классе
Психолог: Фонград Е.А
Тема: "Развитие внимания."Цель: преодоление трудностей в развитии внимания при обучении в школе.
Задачи обучающие: развитие концентрации, устойчивости, объёма, распределения, переключения внимания.
Задачи коррекционные:
Актуализация имеющихся у детей сведений об окружающем мире.
       2. Активизация слухового внимания.
Развитие зрительного внимания и мелкой моторики.
Воспитывающие задачи
Воспитывать умение осознанно выполнять инструкции взрослого.
Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие.
Воспитывать чувство уважения друг к другу, умения выслушать и услышать другого.
Оборудование: компьютер, игровой набор «Дары Фребеля», карточки с индивидуальными заданиями, предметные картинки.
Ход урока.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
  1. Приветствие. Настрой на работу.Прежде, чем мы начнем занятие, давайте поприветствуем друг друга. Возьмитесь за руки и передайте своё тепло соседям. Тихонько пожмите ручки сидящим рядом с вами одноклассникам. - А теперь я хочу узнать с каким настроением вы пришли на нашу встречу? 
(Дети говорят, с каким настроением они пришли на занятие)
Основная часть.
Ребята, вы любите путешествовать?
А на каком транспорте можно путешествовать? (на самолете, машине, автобусе, машине, велосипеде, мотоцикле).
Верно.
Давайте и мы сегодня на нашем уроке  отправимся в путешествие, а вот на чем, вы должны догадаться и в этом нам поможет герой из мультфильма кот Матроскин, который приготовил музыкальную подсказку.
Задание 1.     "Что вы слышите?"
Звучит запись – шум моря.
Что вы слышали? (шум моря и плеск волн ). Верно, молодцы.
На каком транспорте можно путешествовать по морю? (на корабле). Правильно, молодцы.
Итак, мы сегодня на уроке отправляется  в плавание на корабле.
Пальчиковая гимнастика «Рыбки».
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.- Рыбки плавали, ныряли- В чистой тепленькой воде.- То сожмутся,На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.- Разожмутся,Пальчики сильно растопыриваются в стороны.- То зароются в песке.Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.
Задание 2.       "Составь корабль из игрового набора «Дары Фребеля»".
А теперь вы постройте свой корабль из игрового набора объединив их в « море».и «подселить» в нем разных морских обитателей, сконструировав их из наборов.
Упражнение на развитие слухового внимания «Гудок корабля»
А теперь давайте вспомним как корабль подает сигнал. И повторим его гудок громко и тихо.
Задание 3.        "Дорисуй узор рыбке"
Ребята, мы путешествуем на нашем корабле по морю.
Кто живет в море? (рыбы)  Верно.
Посмотрите внимательно на картинку. Художник забыл у рыб которые находятся снизу нарисовать узор, посмотрите внимательно на верхний ряд и повторите такой же узор на рыбках снизу.
Молодцы, ребята. Все были очень внимательны, правильно нарисовали узор у рыбок.
Упражнение профилактика нарушения зрения «На море».
Упражнение на развитие слухового внимания «Исключи лишнее слово»
Предлагает послушать ряд слов и найти лишнее не подходящее ко всем остальным.
Рак, щука, собака, карась.
Река, океан, море, гора.
Лодка, автомобиль, корабль, пароход.
Задание 4.         "Зачеркни и рыбку".
Посмотрите, к вам, к каждому, тоже приплыла стая рыб. Рыбки перепутались с другими предметами, зачеркните только рыбок, но помните спешить не надо, а надо быть очень внимательными.
Задание 5. «Запутанные линии».
Перед вами карточка, где все линии запутались, вам необходимо распутать линии и узнаете что принадлежит каждому из мальчиков.
Физкультминутка.        "Слушай мою команду".
Ребята, встаньте пожалуйста. Сейчас вы будете выполнять мои команды (задание выполняется по устной инструкции, без показа):
Руки вверх, в стороны, правая рука вверх, левая на пояс, правая на пояс, присели, встали, прыгаем на правой ноге, повернули голову направо, наклонили голову на лево и тихо сели.
Молодцы, слушали внимательно, мои команды выполняли хорошо.
Задание 6.             "Найди отличия".
Ребята посмотрите, мы приближаемся к берегу. Перед нами 2 картинки. Надо внимательно посмотреть на них и найти отличия.
Замечательно, ребята, вы верно нашли все отличия, смотрели внимательно.
Задание 7.   «Найди две одинаковые рыбки»   
  Перед вами картинка со стаей рыб, вам нужно посмотреть внимательно и найти среди них две абсолютно одинаковые рыбки.
Задание 8.  "Послушай и исправь".
А сейчас, ребята, вам очень трудное задание – вы должны внимательно меня послушать и исправить ошибки догадаться какая буква заблудилась?:
- Реши-ка на НОСКЕ примеры!
Знает каждый: у быка
На макушке есть НОГА.
ЖУЧКА по небу плывёт,
Дождь, наверное, пойдёт.
Молодцы, все ошибки исправили.
Задание 8.       "Собери картинку."Вот наш корабль, но чтобы он поплыл, нам надо починить паруса.
Учащиеся собирают картинку, вставляя недостающие части.
Молодцы, все были очень внимательны, хорошо справились с заданием. Посмотрите, какой красивый получился у нас корабль.
Игра «Встретимся опять»
Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:
“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.
Итог урока.
Но вот наш урок-путешествие подошёл к концу, и мне бы хотелось услышать от вас, как вы себя ощущали во время нашего занятия.
Спасибо вам, ребята, мне урок тоже очень понравился, вы все были очень внимательными.
Cамоанализ коррекционно-развивающего занятия «Развитие внимания»
(3 класс, 1 тип уч.программы)
Вы присутствовали на коррекционно-развивающем занятии с подгруппой учащихся 3 класса. В нём участвовало 3 человека (3 мальчика). Для данных детей характерна быстрая утомляемость, снижение уровня учебной мотивации, мыслительных процессов, внимания, памяти, воображения, восприятия.
Форма занятия: игра, так как для наиболее эффективного развития и коррекции познавательной сферы необходимо организовывать игровую деятельность, особенно в начальной школе, где каждый сюжетный этап формирует определенный познавательный процесс. В этом возрасте у детей ещё продолжается развиваться когнитивная сфера, и задача педагога – помочь им в этом. Всё это и определило тему моего занятия: «Развитие внимания». Занятие находится во взаимосвязи с последующим и предыдущим занятием и целенаправленно ориентировано на коррекцию и развитие внимания.
На занятии решались следующие цели и задачи:
Цель: преодоление трудностей в развитии внимания при обучении в школе.
Задачи обучающие: развитие концентрации, устойчивости, объёма, распределения, переключения внимания.
Задачи коррекционные:
Актуализация имеющихся у детей сведений об окружающем мире.
       2. Активизация слухового внимания.
Развитие зрительного внимания и мелкой моторики.
Воспитывающие задачи
Воспитывать умение осознанно выполнять инструкции взрослого.
Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие.
Воспитывать чувство уважения друг к другу, умения выслушать и услышать другого.
Учебный материал соответствует задачам занятия. В соответствии с типом занятия была предусмотрена следующая структура:
Организационный момент. Психологический настрой.
Было организовано коллективное приветствие. Упражнение способствовало общему эмоциональному настрою на работу.
Вступительная беседа нацелила ребят на игру и желание познакомиться с удивительным морским миром, кроме того было представлено презентация, которая началась с общей стимуляции умственной деятельности ребят.
Основная часть началась с упражнения по коррекции процессов активизации внимания «Что вы слышите?», которое было направлено на активизацию слухового внимания, затем проведена пальчиковая гимнастика «Рыбки» на развитие мелкой моторики рук.
На занятии были использованы игры и упражнения по коррекции и развитию зрительного внимания, «Составь корабль из игрового набора Фребеля», «Дорисуй узор рыбке», «Зачеркни рыбку», «Запутаные линии», «Найди отличия», «Собери картинку», на развитие слухового внимания «Гудок карабля», «Исключи лишнее слово», физминутка «Слушай мою команду», «Послушай и исправь» все игры сопровождались визуальным рядом презентации к уроку. Так же было проведено упражнение на профилактику сохранения зрения «На море».
VI. Итог. Рефлексия. В конце занятия каждый из ребят высказал своё отношение к занятию и то что нового и полезного узнал. Конечно же, занятие должно заканчиваться на позитиве, для этого было проведено упражнение игрой «Встретимся опять» под красивую спокойную музыку,которое способствовало развитию эмпатии друг к другу, повышению самооценки у тревожных ребят, возможно дети увидели и оценили достоинство не только себя, но и друг друга, что важно для ребёнка данного возраста.
Этапы занятия логически последовательны и взаимосвязаны между собой. Время урока распределено целесообразно. Цель образовательного процесса была также достигнута при использовании всех групп методов: наглядный, словесный, практический, которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны. На занятии я старалась выстроить личностно-ориентированное взаимодействие с детьми: выслушать мнение каждого ребенка, поддержать их рассуждения превосходящей оценкой, таким образом, создать ситуацию успеха для каждого из них.
Использование компьютерных технологий на занятии дало возможность для целостного восприятия детьми  материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик»
С воспитательной точки зрения занятие способствовало формированию у детей положительного интереса к учебной деятельности, развитию эмпатии друг другу. В ходе занятия я почувствовала, что дети ориентированы на общение с педагогом: они слышат педагога, удерживают словесную инструкцию, работают в заданном темпе. Необычность организации занятия повысило их внимание и активность.
В заключение, я хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что ваше мнение о проведённом занятии поможет мне и дальше совершенствовать своё профессиональное мастерство.