Психолого –педагогическая коррекционо-развивающая образовательная деятельность в условиях интерактивной среды «Темной сенсорной комнаты»

педагогическая коррекционо-развивающая образовательная деятельность в условиях интерактивной среды «Темной сенсорной комнаты»

Волшебный мир сенсорной комнаты не оставит равнодушным никого!
Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорных комнат для людей со специальными нуждами, с проблемами в развитии, обучении, поведении и социальной адаптации, с хроническими болями, посттравматическими болями, а также для всех людей нуждающихся в восстановлении и сохранении психоэмоционального равновесия.
Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее.
Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы:
- стимулирует все сенсорные процессы;
- создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере;
- возбуждает интерес к исследовательской деятельности;
- корректирует нарушенные высшие корковые функции;
- развивает общую и мелкую моторику и корректирует двигательные нарушения.
- снимает мышечное и психоэмоционального напряжение,позволяет достичь состояния релаксации и душевного равновесия;
- активизирует различные функции центральной нервной системы за счет -создания обогащенной мультисенсорной среды;
- стимулирует ослабленные сенсорные функции (зрительное и слуховое восприятие, осязание, и т.д.);
- развивает координацию движений;

В зависимости от требуемой направленности воздействия на ЦНС -релаксация или активация оборудование Сенсорной комнаты можно условно разделить на два функциональных блока.

1 Релаксационный блок, в который входят бассейн с шариками, набор дисков с узорами и библиотека записей релаксационной музыки.

Ребёнок, лежа в бассейне, может принять комфортную позу и расслабиться, все тело имеет удобную, безопасную опору, при этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими сухой бассейн, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Медленно проплывающие по стенам картины (облака, морские глубины и т.п. сюжет подбирается индивидуально) в сочетании с легкой гармоничной успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия. При необходимости во время такого занятия можно проводить психотерапевтическую работу с ребёнком.

Во время занятий релаксации все остальное оптическое оборудование Сенсорной комнаты (искрящийся ковер, трубки с пузырьками, панель «фонтан», водопад из светооптических волокон) желательно выключать.

2. Активационный блок включает все оборудование со светооптическими эффектами и интерактивными переключателями, сенсорные панели, мобайлы и др. Можно также использовать и бассейн с шариками для проведения активных подвижных игр.
Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают атмосферу праздника.
Применение оборудования «активационного» блока Сенсорной комнаты направлено на привлечение интереса, стимуляцию подвижности и развитие исследовательской деятельности ребенка. Для этого также можно использовать световые и цветовые эффекты; звуки различной высоты и интенсивности, предметы, с которыми можно производить действия, способствующие развитию крупной и мелкой моторики.
Кроме общеактивационного эффекта вышеперечисленное оборудование Сенсорной комнаты позволяет проводить направленную стимуляцию нарушенных сенсорных и двигательных функций.
При составлении психокоррекционной программы учитывается форма психического дезонтогенеза и степень тяжести нарушения развития психических функций. Коррекция строится в следующих направлениях:
обучение детей различным предметно-практическим манипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета, обучение детей использованию вспомогательных предметов (орудийные действия),
формирование наглядно-образного мышления в процессе конструктивной и изобразительной деятельности.
Сам процесс психокоррекции происходит на фоне того вида деятельности, которая доступна ребенку с интеллектуальной недостаточностью. Если у ребенка не сформирована игровая деятельность, то психокоррекция проводится в контексте предметно-практической деятельности. Используются сенсорные эталоны для приобретения нового опыта и отработки последовательности выполнения задания. Для привлечения внимания, развития устойчивости и концентрации дети работают с помощью интерактивных оптических приборов
С обучающимися с недостаточно развитой моторикой предлагаются игры со свето-волоконными нитями «водопада», игры с массажными мячиками в сухом бассейне и сухом душе, также используется сенсорная тропы. В эти игры вводятся простейшие упражнения для расслабления мышц кистей рук, предплечья, шеи, ног.
Сенсорная комната является не только, средством проведения досуга и релаксации детей с ограниченными возможностями, но и как один из методов коррекции снижения темпа психоречевого развития ребенка, развития его познавательной мотивации и произвольного внимания.
Методика коррекционной работы основана на поэтапном включении и синхронизации всех сенсорных потоков через различные виды стимулирующего воздействия и, что особенно важно, самостоятельной деятельности ребенка.
Еще Л.С. Выготский (1932) обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить только при «Развитии восприятия различной модальности, которая создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь».
Поэтому первые занятия с детьми должны быть посвящены выработке тактильных и кинестетических ощущений.
Перед посещением Сенсорной комнаты с обучающимися, проводится установочная беседа, которая должна соответствовать возрасту детей, быть легко доступной для понимания. Детям рассказывается о том, что они пойдут в «волшебную комнату», где есть много сюрпризов, но волшебник откроет их нам только после того, как мы выполним его задания.

Только после беседы, детей вводят в комнату, где включен мягкий, приглушенный свет. Педагог-психолог, или лучше если это будет голос «волшебника», записанный на магнитофон, просит детей пройти по «волшебной дорожке». В зависимости от возраста и умственных способностей детей инструкцию нужно давать в разной форме, например, для подростков необходимо оговаривать цели и задачи пребывания в комнате, для младших обучающихся организовать игру или сказку. Мотив работы в Сенсорной комнате должен подбираться в зависимости от ведущей деятельности ребенка.

С предлагаемой текстурой дети знакомятся дважды: сначала проходя по тропе босиком предлагается детям самостоятельно найти
ту или иную текстуру. Завершением занятия и поощрительным призом может быть «купание» в сухом бассейне.

Во время второго занятия в Сенсорной комнате детям предлагается пройти между объемными фигурами, предметами, но не просто пройти, а сначала ногой затем рукой обвести контуры предлагаемых фигур.
После выполнения задания, включается боковой свет и детям предлагаеся в воздухе нарисовать знакомые контуры, при этом возможно как использование эффекта теневого театра, так и выполнение определенных кинезиологических упражнений. Изменения вносятся и в занятия в сухом бассейне, которые дополняются первым включением слухового анализатора: дети должны с изменением музыкального оформления выполнять в бассейне определенные, доступные для ребенка действия. В качестве дополнительной стимуляции может быть использован дополнительный набор ароматов.
Следующее занятие в Сенсорной комнате можно направить на одно из наиболее трудных моментов акустического (слухового) восприятия: узнаванию предметов или явлений по соответствующему звучанию. Для этого используются специальные картины, которые проектируются прибором динамической заливки света и соответствующее музыкальное оформление (шум моря, пение птиц и т.д). Введение новых элементов происходит параллельно закреплению навыков, полученных на предыдущих занятиях.
В качестве дополнительных возможностей развития перцептивных способностей воспитанников можно использовать в работе четыре различных раствора:
сладкий (раствор сахара),
соленый (раствор соли),
кислый (раствор яблочного уксуса или лимона),
горький раствор.
Работу по развитию зрительного восприятия необходимо начинать с плетения цветных (сверкающих) шнуров. В процессе этой работы обучающимся, дается возможность, находясь под воздействием сложного сенсорного потока, сконцентрировать свое внимание на определенном световом раздражителе. Эти упражнения также помогают развитию произвольности.
Закрепляющим моментом является занятие в сухом бассейне, в ходе которого дети должны выдавать определенную реакцию не только на изменение звукового раздражителя, но и на изменение цвета шаров.
Использование «зеркального шара» в качестве тренажера для развития зрительного гнозиса с акцентуацией на частях целого, мелькающих объектах должен применяться крайне избирательно. В частности, он не показан в работе с детьми, имеющими тенденцию к различного рода аутическим проявлениям, а также страдающим эпилепсией.
Вводить различные сенсорные модальности необходимо постепенно, сопровождая многократным кратким и однотипным объяснением.

Для закрепления полученных навыков, как в Сенсорной комнате, так и через некоторое время в группе педагог – психолог, может провести занятие на развитие того или иного вида восприятия. Например, с целью развития тактильно-двигательного восприятия вне Сенсорной комнаты традиционно используются различные варианты игры «Волшебный мешок». Ребенку предлагается определить предмет, его текстуру, форму, материал, из которого он изготовлен, вес, температуру. Целью этого задания является также обучение ребенка перцептивным действиям, т.е. ощупыванию предмета, целенаправленному передвижению ладони и пальцев по его поверхности.
Оборудованием является «волшебный мешок»: непрозрачный мешок с завязками, в который кладется определенный набор кусочков ткани, игрушек, бытовых предметов или геометрических фигур. Детям дается инструкция найти предмет по образцу, воспринимаемому зрительно, зрительно-тактильно или только тактильно, а также по названию. Рассмотрим вариант подобной игры, которую можно проводить, как в Сенсорной комнате, так и игровой комнате.
Помоги кукле
Цель: Научить выбирать предметы на ощупь по образцу форм и величин, при этом, опираясь на зрительный образец, уточнять и закреплять названия предметов, величин, форм.
Оборудование: «волшебный мешок», набор игрушечной посуды (разной величины тарелки, блюдца, ложки и чашки).
Ход игры: Дети располагаются вокруг педагога. Педагог демонстрирует куклу, объясняя, что зовут ее Маша, она пришла на наше занятие. Педагог объясняет, что Маша купила посуду и должна накрыть стол к приходу гостей, показывает отдельные предметы из набора и просит найти такой же предмет в «волшебном мешке». Дети выполняют задание, ориентируясь только на вид предмета.
Разбирая занятие, следует обратить внимание на точное соответствие выбранного предмета предъявляемому образцу. Наиболее сложным заданием является определение хорошо знакомых, обследованных на предыдущих занятиях предметов без предъявления образца и в условиях, когда ребенок точно не знает, что лежит в «волшебном мешке».
Интересным и необходимым разделом работы по развитию тактильно-двигательного восприятия является обучение восприятию различной температуры предметов, а также соотнесение ее с наиболее характерными явлениями природы. Можно предложить детям следующую игру:
Откуда вода?
Цель: Научить определять температуру воды, связывать температуру с определенным явлением окружающего мира.
Оборудование: Бутылочки с очень холодной, тепловатой, теплой и горячей водой. Картинки с изображением проруби в реке зимой, реки весной и летом, чайника, стоящего на плите.
Ход игры: Педагог сообщает, что эту воду он взял в разных местах, показывает картинки. Жалуется, что забыл, откуда какая вода взята, так как перепутал бутылки и просит детей помочь ему определить, откуда может быть взята вода в каждой бутылке. Дети по очереди ощупывают бутылки и подбирают соответствующие картинки, обсуждая свой выбор. В конце занятия вместе с детьми педагог подводит итог, обобщая ответы детей об изменении температуры воды.
При развитии слухового восприятия большое внимание следует уделить развитию неречевого слуха. С этой целью проводятся занятия направленные в начале на развитие элементарной реакции на слуховой раздражитель, затем на его различение и использование как сигнал к Действию, осмысление.
Важно научить распознавать различные звуки, определять источник звука, его направление и удаленность, а также направление и скорость его движения. Все это поможет детям лучше ориентироваться в окружаюшей среде. Наиболее просто дети воспринимают звуки не только на слух, но и с опорой на зрение: слухозрительно, что должно предшествовать изолированному слуховому восприятию.
Приведем примеры игр, направленных на развитие слухового восприятия.
Что звучало?
Цель: научить детей различать на слух инструменты, похожие по звучанию.
Оборудование: гармонь, детское пианино и металлофон, ширма.
Ход игры: На столе педагога стоят инструменты. Педагог играет по очереди на каждом инструменте, дети называют инструмент. Затем педагог объясняет детям, что они сейчас будут угадывать, какой инструмент звучал. Для этого они должны внимательно слушать. Педагог закрывает игрушки ширмой и играет на одном из них. Дети должны назвать этот инструмент. Через некоторое время педагог вызывает одного за другим нескольких детей и предлагает детям узнать, на каком инструменте они сыграют. В заключение занятия педагог снимает ширму и еще раз играет на каждом инструменте.
Найди, где звенит
Цель: Научить по звуку определять направление в пространстве.
Оборудование: бубен.
Ход игры: педагог показывает детям бубен и предлагает послушать, как он звенит, предоставляет возможность детям самим позвенеть. Затем рассказывает, в какую игру дети будут сейчас играть: все закроют глаза, а он отойдет, позвенит, и все дети должны тотчас открыть глаза и бежать к нему. Самым внимательным будет тот, кто быстрее подбежит к педагогу. В начале игры педагог отходит недалеко от детей. Постепенно расстояние увеличивается. Направление движения постоянно меняется. Во время игры педагог следит, чтобы дети не открывали глаза, пока звенит бубен.
При развитии зрительного восприятия су шествуют упражнения направленные на восприятие формы, размера, цвета, а также целостного образа. Остановимся на последней группе упражнений. Детям предлагаются сборно-разборные игрушки, в которых не хватает деталей для определения того, чего именно недостает. Это упражнение помогает судить о развитии уровня обобщения, уровня развития абстрактного мышления, произвольного внимания. При работе с детьми с органическими поражениями ЦНС необходимо учитывать возможность пространственных нарушений и нарушений зрительно-моторной координации. Данный вид упражнений способствует их коррекции.
В дополнение упражнений, в условиях Сенсорной комнаты, детям можно предложить рассмотреть абстрактную картину, спроицированную на стену (космические, морские пейзажи и т.п.) и пофантазировать, какие отдельные детали наталкивают на определенные ассоциации, развивая тем самым воображение обучающихся.
Для развития обоняния следует проводить упражнения, задачей которых является узнавание различных запахов и определение их источников. С этой целью можно использовать, как естественные источники запахов (дольки лимона, цветы, чеснок, различные фрукты и т.д.), так и самостоятельно изготовленные ароматные подушечки, наполненные травой, пропитанные духами и др. Таким образом, составляется «библиотека запахов».
Для обучающихся, с различными нарушениями развития и невозможностью приобретения Сенсорной комнаты, рекомендуется организовать «сенсорные уголки» в игровых помещениях. Их можно оборудовать при помощи подручных средств. Например, угол в комнате отгораживается занавеской или ширмой для создания ощущения изолированности и безопасности; в качестве сидения используется мягкая банкетка, мат или кресло; живые или искусственные цветы, аквариум с подсветкой, окно, при помощи цветной пленки превращенное в витраж, магнитофон или проигрыватель с медленной музыкой успокаивают и способствуют расслаблению. В этом уголке можно проводить занятия по развитию восприятия с использованием наборов Монтессори, «библиотеки запахов», «волшебного мешочка» и других средств.

Материал подготовила педагог-психолог Гайворонская Е.Г.















15