Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка на основе использования современных технологий.(2 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 85
Промышленного района г.о. Самара
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка на основе использования современных технологий.
Выполнила:
Салманова Л.В.,
учитель начальных классов
Самара, 2015
Оглавление
Введение……….………………………………………………………………...3
Глава I. Орфографическая зоркость……………………………………………5
Факторы формирующие орфографическую зоркость…………………5
Виды и приемы развития орфографической зоркости………………..5
Новизна по развитию орфографической зоркости……………………8
Глава II. Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка на основе современных технологий……………………………………………….11
Развитие зоркости с применением современных технологий………...11
Упражнения по развитию орфографической зоркости………………12
Заключение…………………………………………………………………….16
Список использованной литературы………………………………………17
Приложения……………………………………………………………………18

Введение.
Н.С. Рождественский писал: «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».
Как и многих учителей меня волнует проблема: безграмотного письма учащихся; неумение «видеть» орфограммы.
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.
Результаты обучения орфографии зависят от развития у учащихся способности обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилу. Эта способность должна закладываться в процессе обучения в начальных классах. Однако, за время обучения в 1-4 классах у большинства детей не формируется орфографическая зоркость: процент видения орфограмм у учащихся 4 класса колеблется от 30% -50%".
Следовательно, актуальность выбора данной темы состоит в том, что данная методика и ее результаты могут способствовать успешному обучению русскому языку в начальной школе, а также разрешению многих проблем, связанных с обучением детей русскому языку. Данная тема расширяет представление о путях повышения качества знаний по русскому языку, используя различные методы и приёмы, для формирования орфографической зоркости.
Таким образом, проблема развития орфографической зоркости является актуальной, что и определило выбор темы «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка на основе использования современных технологий»
Цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.
Задачи:
Провести теоретический анализ литературы по данной теме;
Изучить степень развития орфографической зоркости у учащихся класса;
Изучить приемы и применять на уроках русского языка формирования орфографической зоркости у учащихся;
Разработать «орфографические разминки для учащихся, обеспечивающих формирование грамотного письма.
Гипотеза: Развитие орфографической зоркости возможно при условии систематической и целенаправленной работы по формированию умения обнаруживать орфограммы.
Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
Поэтому орфографическую работу необходимо реализовывать через:
углубление познавательных интересов;
чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов работ;
использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;
повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе;
введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки навыков, знаний и умений;
организация взаимопомощи в коллективе, одобрение одноклассников, похвала за успех, пусть даже небольшой.
Глава I. Орфографическая зоркость.
1.1.Факторы формирующие орфографическую зоркость.
Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости:
1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
3. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание, так как надо писать.4. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
Учитель обязательно должен знать, хорошо ли усвоено то, что он сегодня объяснял. Поэтому на каждом уроке стараюсь проводить самостоятельную работу, с помощью разнообразных упражнений, проводить орфографическую работу.
Виды и приемы, развивающие орфографическую зоркость.
 Виды работ по развитию орфографической зоркости.
Определи в слове ударение. В слове может совсем не быть орфограммы, т.е. ошибку сделать нельзя. Например: шар, ива, крыша, рыба.
Один из способов формирования умения обнаруживать орфограммы – диктант «Проверяю себя». Ученик записывает текст с пропуском гласных букв в слабой позиции. Например: Вет-р с сил-й н-л-та-т на д-ревья.
В слове на месте гласных в слабой позиции записать набор букв, которыми может быть обозначен звук. Например: убеIиIжал. Таким образом идёт усвоение сущности понятия орфограммы: в слове есть орфограмма, так как есть выбор букв. Аналогично со словами с парными звонкими и глухими согласными. Например: зубIп, берёзIсIка.
Работа усложняется: встаёт проблема выбора. Из перечисленных слов выбрать только те, в которых есть орфограмма.
Докажи правильность написания букв а, и, о, е в словах: грачи, зима, кормил, лесной.Выборочное письмо. Из текста выписать слова с определённой орфограммой.
Проведение орфографических пятиминуток с включением слов на одно правило или в качестве проверки усвоения орфограмм изученных за целый год обучения.
Вспомни правило. Прочти слова, вспомни правило проверки выделенных букв в словах: чужой, ранний, ряды, голубь, Анна.
Игра с «орфографическими часиками».
Письмо по памяти четверостиший с орфограммами.
Работа с текстом из художественной литературы. Найти в текстах детской литературы слова с названной орфограммой.
Средством развития орфографического навыка являются стихотворные упражнения. Они вызывают интерес к уроку у ребят и помогают им усвоить правило. Например: мыши, ёжики, чижи – только с и всегда пиши.
Картинный диктант.
Работа с сюжетной картинкой. Задание: найти предмет на картинке в названии которого есть заданная орфограмма.
Самодиктанты. Ученик себе сам диктует слова на заданную учителем орфограмму.
Приём какографии – умышленно ошибочное письмо. Использование «отрицательного языкового материала» позволяет создать условия для формирования у детей действия самоконтроля.
Работа в парах. Учащиеся друг другу диктуют слова с карточки и сами же проверяют у соседа.
Использование интегрированных карточек . На них слова сразу на несколько изученных правил.
Дифференцированные задания. Серия упражнений различной степени сложности, которая позволяет усвоить разные способы подбора проверочных слов.
Использование загадок, пословиц, поговорок. Они являются прекрасным языковым материалом для уроков грамматики, правописания и развития речи, а также носят воспитательный характер.
Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость:
1. Комментированное письмо.
Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.
2. Письмо с проговариванием.
Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.
3. Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.
4. Какографические упражнения.
Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.
5. Письмо по памяти.
Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:
      1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
      2. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.
      3. Упражнение в запоминании.
      4. Орфографическое чтение слов с орфограммами.
      5. Запись.
      6. Проверка.
6. Работа с группой предложений по системе Федоренко.
Детям предлагается группа предложений. За определенное время учащиеся запоминают по одному предложению и самостоятельно его записывают. Обязательно выполняется проверка и объяснение допущенных ошибок.
7. Списывание.
Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:
- Внимательно прочитай предложение.
- Повтори его не заглядывая в текст.
- Подчеркни в предложении все орфограммы.
- Прочитай предложение орфографически.
- Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
- Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
- Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению  выборочным диктантам.
8.  Скоростное письмо. Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).2. Самостоятельное чтение хором.3. Объяснение орфограмм (коллективно).4. Считают количество предложений в тексте.5. Чтение по предложениям.6. Орфографическое чтение.7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.9. Проверка написанного.
9.  Диктанты.
       - Предупредительный диктант.
     - Объяснительный диктант.
       - Выборочный диктант.
       - Свободный диктант.
       - Самодиктант.
       - Зрительно-слуховой диктант.
Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза ии написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова, а затем записывают.
        - Диктант с постукиванием.
 Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой.
       - Словарный диктант.
10. Орфографические минутки.
1.3.Новизна по развитию орфографической зоркости.
Современное русское правописание опирается на определенные принципы. Понять принцип орфографии – значит увидеть её систему и воспринять каждое её отдельное правило как часть системы, понять орфографическое правило и каждую орфограмму во взаимосвязях грамматики, этимологии, истории языка. В теории русской орфографии указываются морфологический, фонетический, традиционный принципы.
Возможные психологические причины неразвитости орфографической зоркости: низкий уровень развития произвольности внимания, несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), низкий уровень объёма и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти.
Новизна по развитию орфографической зоркости состоит в модернизации, адаптации к конкретным условиям элементов уже известных средств и методов, проводимых в системе с использованием дидактического материала.
Новизна предусматривает:
проведение нетрадиционных форм урока (урок-исследование, урок-презентация и пр.)
творческий подход к подаче материала уроков через системы упражнений и заданий по русскому языку, содействующих развитию у школьников умений анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности, классифицировать,
привлечение компьютерных технологий при усвоении теоретических и практических знаний.
ориентацию учителя на стандарт как на конечный ориентир обучения, путь к которому индивидуален;
максимальное включение ребенка во все формы активности,
повышение мотивации учения и развития мышления школьников.
Данный опыт отражает как тенденции общественного развития, так и региональную и федеральную политику в области образования. Опыт позволяет структурировать учебную программу. Он предусматривает изучение материала в порядке, предлагаемом действующей программой. Позволяет использовать орфографические алгоритмы, систему орфографических упражнений и проверочных работ, компьютерные программы для изучения орфографии, что дает высокую эффективность обучения, так как комплекс опорных умений и навыков обеспечивает целостный ход развития и совершенствования усвоения знаний, без чего немыслимы никакие умения и навыки, в том числе и орфографические. Следовательно, это позволяет усилить практическую направленность изучения русского языка, обеспечить развитие индивидуальных способностей учащихся.
Материалы опыта могут быть использованы в различных учебно-методических комплектах. В системе уроков обучения грамоте и русского языка, на внеклассных мероприятиях.
Глава II. Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка на основе современных технологий.
Развитие зоркости с применением современных технологий.
В работе над развитием орфографической зоркости ориентируюсь не только на современного ученика, но и на природосообразность ребёнка и для этого использую следующие современные образовательные технологии:
технологию игровых методик (ролевые, деловые и другие обучающие игры);
обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
информационно – коммуникационные технологии;
компьютерные технологии обучения;
здоровьесберегающие технологии;
исследовательский метод обучения;
проблемное обучение;
развивающее обучение.
Считаю, что именно идеология этих технологий предусматривает широкое использование исследовательских, проблемных методов, и позволяет применять полученные детьми знания в совместной или индивидуальной деятельности.
На уроках применяю информационно-коммуникационные технологии обучения. При этом использую интерактивные путеводители, тренажеры, мультимедиа и др.
Организация работы с тренажерами позволяет мне реализовать следующие цели:
-закрепление знания о смыслоразличительной и фонетической роли ударения;
-отработка навыка нахождения безударной гласной в корне слова, требующей проверки; подбора проверочных слов;
-развитие орфографической зоркости, самоконтроля, интереса и позитивного отношения к изучению русского языка.
Считаю, что работа с тренажером снижает физические и умственные перегрузки, нервную утомляемость детей, позволяет им приобрести устойчивый навык и изучать школьный материал с опережением.
Чередование различных приёмов работы носит разнообразие в урок, предупреждает скуку, утомляемость. Немаловажное значение для выработки орфографической зоркости я придаю игре. Игра не является развлекательным средством. Это обычное упражнение, облачённоё в занимательную форму. Содержание же игры служит выполнению учебной цели: закреплению и углублению знаний.
 Предпочтение в процессе поиска новых путей и средств, методов и приёмов организации учебного процесса отдаётся тем, которые  способствуют самореализации личности, интересны учащимся, помогают более эффективно усваивать учебный материал.
При обучении опираюсь на чувственное восприятие языка – зрительную и слуховую наглядность: плакаты, картины, записи цветным мелом; образцовое художественное чтение, прослушивание записей, проговаривание слов, звуков, и пр.
Использую интересный по содержанию дидактический материал, подбираю его с постепенным нарастанием трудности, умеренно насыщенный орфограммами.
Стараюсь на уроке создать свободную атмосферу: дети обращаются с вопросами, высказывают своё мнение, соглашаются или спорят друг с другом или со мной.
Упражнения по развитию орфографической зоркости.
Для успешного развития орфографической зоркости школьников необходимы следующие условия:
Моделирование орфографических понятий и действий как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм.
Целенаправленное и систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип.
Целенаправленное обучение по обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом, в процессе звуко – буквенного анализа слов. В памяти детей накапливается набор тех звуков и звукосочетаний, которые могут представлять собой орфограммы и привести к орфографической ошибке. Школьники запоминают эти «опасные» звуки и сочетания уже в процессе обучения грамоте, а в дальнейшем – при изучении состава слова, частей речи и других тем.
На уроках обучения грамоте с целью развития фонематического слуха можно использовать следующие игры. (Приложение 1).
Для развития внимания, зрительной памяти можно использовать следующие задания:

1. Расшифруй слова
Доран, атябер,акчовед,щиравот, тадлос, цедолом
2. Раздели склеенные между собой слова
Народребятадевочкатоварищсолдатмолодец3. «Спрятались слова»
(3 слова: весело, вдруг, ветер. )- Привет Ерёма!
- Привет Фома.
- Идём в лес за шишками.
- Нет, боюсь.
- Поверь в друга. За мной, как за каменной стеной.
Пошли друзья в лес, набрали много шишек.
- Ох, вес еловых шишек ощущается. Тебе не кажется?
- Тяжело.
4. Найди ошибки, объясни их правописание.
Марос, вараби, канки,
Сарока, снишки, девачка.
5. Исправь допущенные ошибки, объясни.
Белый снек на ветке,
Иней на стикле.
Ель дражит от ветра
Холодно и мне.
6.Вставь пропущенные буквы.
Со.сна, в л.су, д.р.вья,ств.лы,пч.ла,сл.ны, х.лмы.

Выбери правильную букву:
Д(о,а)ждливый, св(и,е)стеть, гр(и,е)бешок, б(о,а)льшая.
Данное упражнение хорошо тем, что отрабатывается сразу несколько тем: словарные слова, безударные гласные, парные согласные.
8. Игра «Доскажи словечко и запиши его»:
Вяжет мама длинный шарф,
Потому-то сын … жираф
Если мы растём на ели,
Мы на месте и при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно… шишек.
Считаю, что огромную роль в формировании орфографической зоркости играет организация работы над ошибками. Необходимо детей научить контролировать свою работу, уметь проверять и исправлять ошибки. Нужно организовать работу так, чтобы все ошибки, допущенные учеником, были им же исправлены и объяснены. Очень полезно использовать памятку «Работа над ошибками», которая выдаётся каждому ученику. (Приложение 2).
Изучая правила, в памятках постепенно появляются новые записи орфограмм. Такая работа позволяет уменьшить число ошибок в несколько раз. Используя разнообразный по содержанию дидактический материал, опорные схемы, таблицы, карточки, всё это помогает развивать интерес к предмету, позволяет предупредить ошибки, развивает орфографическую зоркость.
Большую помощь в работе оказывают презентации и тесты – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе
Все перечисленные методические приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают у учащихся орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль.
Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные.
Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать.
Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости. Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся. 
Все приведенные приемы способствуют развитию познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления младших школьников.
Заключение.
Каждого педагога волнует проблема результативности его труда. И ради этого мы погружаемся в мир инновационных технологий, отбираем заинтересовавшие нас, внедряем в свою практику.
Из всего вышесказанного были сделаны следующие выводы:
Формирование орфографической зоркости – важная и неотъемлемая часть работы по обучению учащихся орфографии.
- работу по формированию орфографической зоркости необходимо вести систематично, последовательно, непрерывно начиная 1- ого класса;
- в работе по формированию орфографической зоркости использовать систему как специальных (направленных на развитие способности обнаруживать в словах орфограммы) упражнений, так и неспециальных (направленных на создание условий для развития орфографической зоркости);
- осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход;
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- применять разнообразные формы и средства воздействия;
- осуществлять взаимосвязь и взаимодействие слова и практической деятельности;
- работа по формированию орфографической зоркости должна вестись по следующим направлениям:
а) развитие фонематического слуха;
б) развитие умения осуществлять морфемный анализ слов;
в) формирование и совершенствование морфологических умений;
г) совершенствование синтаксических умений;
д) развитие умения осуществлять самоконтроль.
Список использованной литературы:
Арутюнов А.Р. Игровые занятия на уроках русского языка. –М.: Русский язык, 1987
Ильяшенко В.А. Формирование орфографической зоркости у первоклассников. Начальная школа. – 2000. - № 6.
Морозова М.Я., Петрова Е. Н. «Грамматические игры для начальных классов» Москва 2007.
Фролова Л.А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников. Начальная школа. – 2005 №3
. Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников. Начальная школа. - 2001 №5
Хотенцева Г.И. Работа над орфографическими ошибками. Начальная школа 1995 год №4.
Цветкова И.Г. Развитие оперативной памяти и орфографической зоркости у учащихся. Начальная школа, 1996, № 1, с.31–32.
Шашкова В.Р. Развитие орфографической зоркости учащихся. Начальная школа. – 2002. - № 8.
Приложение1Игровые упражнения, развивающие фонематический слух
 Упражнение 1. «Внимательные покупатели»
Учитель раскладывает на своём столе различные предметы. Среди них те, названия которых начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; маска, мишка, мяч, миска и т. п. – Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, названия которых начинаются на звук [к] или [м]. Эти игрушки вы можете взять. Будьте внимательны, не берите игрушку, за которую не платили! Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки, название которой начинается, допустим, на звук [м](матрёшка, мышка), не взять игрушку, название которой начинается на звук [м,] (мяч, мишка).Вариант: покупатели и продавец –дети, изображающие литературных персонажей.
Упражнение 2. Лото «Читаем сами»
.I вариант.  Детям раздаются карты, на каждой из которых написаны 6слов. Ведущий показывает картинку и спрашивает: «У кого из ребят написано название картинки? ( У кого слово?)». Выигрывает тот, кто первый заполнит карту без ошибок.
II вариант. Детям раздаются карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащиеся соотносят ее со словом у себя на карте. Выигрывает тот, кто безошибочно заполнит свою карту схемами слов. 
 Упражнение 3. «Волк, собака охотник».
Предварительно дети находят в слове первый звук.– Сейчас в лесу идёт большая охота: волки охотятся за зайцами, а охотники с собаками – за волками. Пусть волком будет звук [р], собакой – [р], остальные звуки – зайцами, а вы –охотниками. Теперь будьте внимательны. Как только услышите[р] в словах, которые я произношу, «стреляйте» – хлопайте в ладоши! Только не задевайте зайца или свою охотничью собаку. Внимание! Начинаем охоту!
Упражнение 4. «Звери заблудились».
– Заблудились, потерялись в лесу осёл, петух, лошадь, мышка, кошка, собака, свинья, курица, корова. Катя будет звать зверей, а Коля пусть слушает внимательно и рисует на доске слоговую схему каждого слова. Он должен показывать, какой слог тянулся, когда Катя звала зверей. Если они верно выполнят работу, звери снова соберутся вместе.
Упражнение 5. «Математическая грамматика».
Ребёнок должен выполнить действия на карточке («+», «–») и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов найти искомое слово. Например:с + том – м + лиса – са + ца ? (столица).
 Упражнение 6. Игра «Один звук, марш!».
1. Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Например:  горсть –гость.  (Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.)
2. Теперь, наоборот, добавьте один звук, чтобы получилось совершенно новое слово. Например: роза – гроза.(Стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар.)
3. В словах замените один согласный звук. Например:  корж – морж.(Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орёл, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка).
 Упражнение 7. «Собери цветок».
На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц],[ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с].
Использование перечисленных выше игр позволяет первоклассникам овладеть следующими умениями:
называть звуки, из которых состоит слово; 2) не смешивать понятия «звук» и «буква»; 3) определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости; 4) определять количество букв и звуков в слове и т.д.
Игровые приёмы и упражнения, способствующие развитию навыков самопроверки и орфографической зоркости у учащихся
Появлению у учащихся орфографической зоркости способствуют упражнения, требующие от них внимательной работы со звукобуквенным составом слова и развивающие фонематический слух.
«Зоркий Глаз помогает Чуткому Уху»
«Найди опасное место». Я произношу слова, а дети хлопают в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Как его найти? Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то есть и «опасное место». Если два безударных гласных, то есть два опасных места;
. «Светофор». Ученики показывают красный сигнал, как только находят «опасное место»;
«Зажги маячок». Это проведение звукового анализа с составлением
схемы, в которой обозначаются «опасные места», т.е. кладутся красные сигналы (кружки) под «опасными местами». Орфографический  диктант. Учитель диктует слова, а ученики записывают только орфограммы, которые встречаются в них.
Например: машина - ши, часы - ча, Глеб - Г, б и т.д.Учитель показывает предметные картинки  и предлагает запомнить только те, в названии которых есть изучаемая орфограмма. Например: предметные картинки: лыжи, стул, карандаши, часы, шишка, ваза, щука.  Учащиеся получают задание запомнить только те названия картинок, в которых есть сочетания гласных с шипящими, а затем записать эти названия.
Учитель предлагает прослушать слова. Затем  просит запомнить и записать те слова, в которых есть безударная гласная а, о или е.
Взаимопроверка. Учащиеся  обмениваются тетрадями и проверяют диктант, исправляя ошибки товарища карандашом. 
Дифференциация звучания и написания слов. Учитель читает слово .Затем даёт задание ученику:»Произнеси слово так ,как услышал; произнеси слово так ,как напишешь; объясни почему(выдели орфограмму); запиши слово ,а буквы, которые пишутся по правилу ,напиши другим цветом. 
«Сосчитай сколько слов». Упражнение можно использовать на уроке чтения. Учитель читает небольшой текст. Задание: сосчитать, сколько слов в нём начинается или заканчивается на определённый звук. Затем предлагается пересказать услышанное. Главное, чтобы ребёнок натренировался быстро улавливать основной смысл, мог его словесно выразить, не допуская грамматических ошибок. 
«Где же спрятались слова?». Упражнение можно использовать на уроках русского языка, чтения. Предлагаются слова с недописанными элементами. Надо прочитать слова и правильно их написать. Упражнение способствует усилению концентрации и устойчивости внимания.
«Игра на рояле». Упражнение можно использовать на уроке русского языка. Учитель называет слово. Ученики определяют количество звуков в слове, выполняя упражнение «Игра на рояле» (кончики пальцев рук последовательно касаются стола). Упражнение способствует развитию мелкой моторики и фонематического анализа.
 Использование игровых упражнений на уроках русского языка
I. «Выбери три слова» (игру можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей. II . Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.
огород парк море школа столовая зоопарк
гря-кидоро-кипло-цыкни-кихле-цыкле-ка
кали-ка бере-кифла-киобло-кипиро-кимарты-ка
реди-ка ду-кило-китетра-ка сли-китра-каморко-ка ли-киостро-кипромока-ка голу-цыреше-ка
Задания:
Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
Составить предложения, используя данные слова.
III . Игра « Шифровальщики»
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
жыиланскикьоинк
лыжи санки коньки
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например:
Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)
IV. Игра « Клички»
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
Игровые приемы.
1. Найди «лишнее слово»
Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.
МАК РОМАШКА РОЗА ЛУК
КОШКА СОБАКА ВОРОБЕЙ КОРОВА
БЕРЕЗА ДУБ МАЛИНА ОСИНА
КОРОВА ЛИСА ВОЛК МЕДВЕДЬ
Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?
2. Детям очень нравятся такие задания, как:
Заменить словосочетания, одним словом:
- промежуток времени в 60 минут,
- военнослужащий, стоящий на посту,
- ребенок, любящий сладкое,
- очень смешной фильм.
Распредели слова на две группы.
Найди родственные слова. Выдели корень.
Закончи предложения:
У Ромы и Жоры есть …………. Однажды они пошли …………. Вдруг из кустов…………….. Потом ребята долго вспоминали как……..
Составь рассказ по опорным словам:
зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.
Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.
Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.
Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
3. Игра «Засели домик» по теме « Парные согласные звуки» Задание:
- Чья группа, пара или кто быстрее и правильнее «заселит свой домик» буквами, обозначающими парные согласные звуки по звонкости-глухости?
 4.Игра «Найди букву»
 Эта игра проводится по темам: «Проверяемые безударные гласные в корне слов», «Проверяемые парные согласные в корне слов». На доске висит столько слов, сколько в классе детей. Провожу её вместо физминутки следующим образом: 
- Ребята, к нам в класс пробрался сеньор Помидор. Он выкрал в словах буквы и запер их в домиках под замок. Кто поможет мне их вернуть? Только есть одно условие: замок откроется лишь в том случае, если вы сможете подобрать правильно проверочное слово.
Задание:
- Кто выйдет к доске и поможет мне вернуть букву в нужное слово?
Приложение 2.
Памятка по работе над ошибками.
№ Орфограмма
Запомни! Как работаем
1 Большая буква в начале предложения. Начало предложения пишу с заглавной буквы. Напиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву.
2 Пропуск, замена буквы.
Лишние буквы. Напиши слово правильно. Подчеркни орфограмму.
3 Деление на слоги. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Напиши слово. Обозначь гласные. Раздели слово на слоги.
4 Перенос слова. Нельзя одну букву оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку. Напиши слово, разделяя его чёрточками для переноса.
5 Мягкий знак -
показатель
мягкости. Напиши слово. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
6 Гласные после шипящих. жи - ши пишу с и
ча - ща пишу с а
чу - щу пишу с у Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7 Сочетания чк, чн, чт, нщ, щн. Пишу сочетания без мягкого знака. Напиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
8 Ударение. Напиши слово. Поставь в нём ударение правильно.
9 Безударная гласная в корне, проверяемая ударением. Корни однокоренных слов пишутся одинаково.
Напиши слово правильно. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Выдели в словах корень. Поставь ударения. Подчеркни орфограмму.
10 Слова с непроверяемыми написаниями. Посмотри в словарик. Запомни, как оно пишется. Напиши слово два раза. Если можешь, подбери и запиши 2 однокоренных слова. Выдели в словах корень. Обозначь ударение. Подчеркни орфограмму.
11 Парные звонкие и глухие согласные.
Согласные в конце и в середине слова пишутся так же, как и перед гласными. Напиши слово правильно. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Выдели в словах корень. Подчеркни орфограмму.
12 Заглавная буква в имени собственном.
Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с заглавной буквы. Напиши слово. Подбери и напиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни заглавную букву.
13 Разделительный мягкий знак.
Разделительный ь пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и. Напиши слово. Подбери и напиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Выдели орфограмму.
14 Удвоенные согласные в слове. Напиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Подчеркни удвоенную согласную.
15 Знаки препинания в конце предложения. Напиши предложение. Прочитай с правильной интонацией. Поставь знак препинания.
16 Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Корни однокоренных слов пишутся одинаково. Подбери и напиши проверочное слово. Напиши слово с орфограммой правильно. Выдели орфограмму.
17 Гласные и согласные в приставках. Приставки в словах пишутся одинаково, независимо от произношения. Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой. Выдели орфограмму.
18
Правописание приставок со словом. Приставка - это часть сова. Она пишется слитно со словом. Напиши слово правильно. Образуй от этого слова 2 однокоренных слова с другими приставками. Выдели приставки.
19 Правописание предлога со словом (орфограмма - пробел) Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов. Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Запиши ещё 2 слова с таким предлогом. Выдели орфограмму.
20 Разделительный твёрдый знак. Разделительный Ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму.
21 Мягкий знак на конце существительных после шипящих. На конце имён существительных женского рода в ед. числе пишется мягкий знак. Определи род имени существительного. Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни орфограмму.
22 НЕ с глаголами. НЕ с глаголами пишется отдельно. Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму.
23 Правописание родовых окончаний имени существительного М.р. – нулевое , -а, -я
Ж.р. -а, -я
Ср.р. -о, -е Определи род существительного. Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму.
24 Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1скл кскл2скл скл3скл склР.п. -и -и
Д.п. -е -и
П.п. -е -е -и
Определи склонение и падеж. Вспомни окончание в этом склонении и падеже. Напиши слово правильно. Проверь окончание с помощью слова-помощника. Выдели орфограмму.
25 Правописание родовых окончаний имени прилагательного М.р. – ой, -ый, -ийЖ.р. -ая, -яяСр.р. -ое, -ее Задай от существительного вопрос к прилагательному. Напиши слово правильно. Напиши ещё 2 слова на это правило. Выдели орфограмму.
26 Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных Поставь от существительного вопрос к прилагательному. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Напиши слово правильно. Выдели орфограмму.
27 Предлог с местоимением Предлоги с местоимениями (как и с другими словами) пишутся отдельно Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Напиши ещё 2 слова на это правило. Выдели орфограмму.
28 Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ на конце глаголов. Если вопросе к глаголу заканчивается на –ТЬ, то в глаголе пишется –ТЬСЯ. Задай к глаголу вопрос. Напиши глагол правильно. Выдели орфограмму.
29 Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени. На конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени пишется мягкий знак. Напиши глагол правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму.
30 Правописание безударных личных окончаний глаголов У глаголов I спряжения в окончании гласные е, у, ю.
У глаголов I I спряжения в окончании гласные и, а, я. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед -ТЬ. Определи спряжение глагола. Назови гласную, которую следует писать в этом