Статья. Виды информации в художественном тексте.


Развитие базовой способности понимания, как средство достижения ФГОС.
В настоящее время перед педагогами образовательных учреждений остро встал вопрос: обладают ли российские учащиеся, знаниями и умениями, необходимыми им для продолжения образования и полноценного функционирования в современном обществе? Данный вопрос, в свете новых стандартов, актуален, т. к. является основным в достижении целей обучения. Результаты исследования PISA в последние годы показывают, что у учеников существует дефицит, следующих общеучебных умений:
- не сформированы различные типы чтения: просмотровый (ознакомительный), поисковый, с ориентацией на отбор нужной информации и т.д.;
- нет навыков работы с составными текстами, когда информация представлена разными по жанру фрагментами, то есть необходимо сравнивать, сопоставлять и соединять;
- нет привычки видеть детали;
- не выработано умение формулировать и переформулировать вопрос.
Поэтому требования ФГОС направлены на устранение вышеназванного дефицита: «Чтение, комментарий, анализ и интерпретация –неотъемлемые части всякой знаковой деятельности. Развитие указанных умений, овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), а затем и создание собственного текста, представление собственных оценок и суждений по поводу прочитанного, необходимы школьникам для последующей успешной самореализации в любой сфере деятельности.»
Начинать эту работу, следует начинать уже с начальной школы.
Наши дети еще не принимают непосредственного участия во многих видах деятельности, формирующих личность. Опыт ребёнка настолько мал, что часто, попадая в ту или иную жизненную ситуацию, он не может проанализировать её, и, как следствие, не в состоянии сразу сориентироваться и решить проблему достойно.
Учатся на своих ошибках, но порой ошибок может быть очень много и, наверное, лучше учиться на чужих ошибках, чтобы как можно меньше допустить их в своей жизни. Чужие ошибки представлены в художественной литературе, которая как своеобразная форма познания действительности играет в жизни ребенка особенно важную роль. Таким образом, понимание текста - одно из необходимых условий становления человека современной культуры.
''На каждое произведение, мы должны смотреть как на окно, через которое мы можем показать детям ту или другую сторону жизни». (Как выход из ситуации). В связи с этим, главная цель, которая стоит перед учителями при обучении чтению - научить учащихся воспринимать информацию, содержащуюся в текстах различного характера, и перерабатывать ее. С точки зрения лингвистики (теория лингвиста И.Р. Гальперина) понимание текста – это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.

Фактуальная — факты, события, место, время, портрет героя, предыстория, эпилог.
Подтекстовая — детали, художественные средства, порядок слов, монтаж предложений, интонация.
Концептуальная — 1) общий замысел автора; 2) система взглядов на явления, способ их рассмотрения.
Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия и т.д. Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых "скважинах" (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания, опыт), в словах-образах (художественных средствах), в монтаже текста и т.д. Под концептуальной информацией понимается система взглядов, мыслей и чувств автора, которую он отражает в тексте, рассчитывая на ее вычерпывание читателем. Конечно, текст – это единое целое, и виды текстовой информации разграничиваются условно: в науке – в исследовательских, а на практике – в учебных целях.
Существуют следующие правила поиска различного вида информации.
Правило № 1 (поиск фактуальной информации)
При первом чтении любого текста ищи ответы на вопросы:
- кто действует? что делает?
- кто или что описывается? 
- где и когда происходит (-ят) действие (-я)? 
- каким образом происходит действие или явление?
- каким было время, о котором рассказывается?
- как происходит событие?
- как описывается явление?
- как разворачивается сюжет?
- с кем нас знакомит автор?
- как выглядят герои?
- как выглядит место, где они живут?
Правило № 2 (поиск подтекстовой и концептуальной информации)
При повторном чтении обращай внимание на детали:
- выдели детали в тексте;
- подумай, как они связаны с фактами, которые отметил при первом чтении;
- соедини все полученные смысловые оттенки и определи главную мысль.
Данные виды информации и станут ключом к пониманию текста. Не стоит забывать, что в произведении ничего не написано просто так, каждая часть, каждое слово, даже недосказанное имеет значение.
В каждом художественном произведении существует несколько точек зрения: «Рассказчика» (героя или повествователя), «Читателя», и «Автора». Идея произведения бывает выражена явно или скрыто. Сегодня на примере текста В. Драгунского «Красный шарик в синем небе», мы раскроем идею произведения.
Не стоит забывать, что в произведении ничего не написано просто так, каждая часть, каждое слово, даже недосказанное имеет значение. Сегодня мы попробуем поработать со всеми видами информации и как итогом будет –то, для чего мы все здесь собрались- понимание текста.