Историко-культурный стандарт как основа формирования национальной идентичности

Историко-культурный стандарт как основа формирования национальной идентичности

Рыбина Ксения Геннадьевна учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 102 г. Екатеринбург, Свердловская область

Аннотация: в статье представлены цели и задачи историко-культурного стандарта, анализируется проблема формирования национальной идентичности, рассматривается роль, которая отводится церкви и православной идеологии в воспитании патриотизма и гражданской идентичности
Ключевые слова: историко-культурный стандарт, отечественная история, православие, национальная идентичность, ценности

Историко-культурный стандарт был разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. № Пр.-1334. На расширенном заседании Совета Российского исторического общества, которое состоялось 30 октября 2013 г., была утверждена Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, основанная на историко-культурном стандарте. Историко-культурный стандарт включает в себя перечень обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе; принципиальные оценки ключевых событий прошлого, а также перечень так называемых «трудных вопросов истории», вызывающих острые дискуссии в обществе [1].
Стандарт, по мнению разработчиков, направлен на повышение качества школьного исторического образования, должен способствовать развитию исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ и созданию единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.
При анализе данного документа определяется основная задача историко-культурного стандарта – это формирование общероссийской идентичности. Трудно не согласиться, что проблема национальной идентификации в нашем обществе является достаточно острой. Виной этому целый комплекс различных причин (многонациональный и поликонфессиональный состав населения, федеративное устройство государства, глобализация и т.д.). Мы с трудом отождествляем себя с обществом во всех его типических социокультурных измерениях, таких как язык, ментальность, ценности, нормы поведения [2].
Безусловно, принципы, заложенные в данный стандарт - патриотизм, воспитание межнациональной терпимости и традиционных ценностных ориентаций – не являются для истории как школьного предмета чем-то новым. Однако стоит обратить внимание на особую роль, которую отводит стандарт в деле воспитания патриотизма, Православной Церкви и православной идеологии в целом. Согласно документу, история религий, в первую очередь православия, должна излагаться системно и пронизывать собой все содержание учебника, при обязательном включении в учебник сведений о распространении основных нехристианских конфессий (ислама, иудаизма и буддизма) на российской территории [1]. Чем руководствовались разработчики стандарта? Возможно, церковь будет служить одним из консолидирующих символов. Это символ, который пронизывает историю России изначально [2]. Базовые ценности, сформулированные церковью (патриотизм, семья, солидарность, справедливость, трудолюбие, единство, честность, традиции, культура, мир) гармонично вписываются в концепцию преподавания отечественной истории.
В историко-культурном стандарте выделяется целый перечень тем, связанных с православием, историей Русской Православной Церкви и православной культурой.
Таблица 1. Перечень тем, связанных с историей православия

Раздел историко-культурного стандарта

Название темы

I
От древней Руси к Великому княжеству Московскому
Принятие христианства и его значение.
Византийское наследие на Руси.
Княгиня Ольга.
Владимир Святой.
Первые русские святые.
История церкви Х-начала XIII века.
Церковные уставы.
Кирилло-мефодиевская традиция на Руси.
Влияние принятия христианства на развитие культуры Древней Руси.
Первые русские жития. «Слово о Законе и Благодати».
Киево-Печерский патерик.
Даниил Заточник.
Церковная архитектура и живопись.
Феофан Грек. Андрей Рублев.
Взаимовлияние Церкви и Государства в процессе освобождения Руси от иностранной интервенции.
Сергий Радонежский. Александр Невский.
Установление автокефалии русской церкви.
Внутрицерковная борьба XV века (иосифляне и нестяжатели)

II
Россия в XVI – XVII веках: от Великого
княжества к царству

Православие как основа государственной идеологии России в XVI веке. Теория «Москва – Третий Рим».
Учреждение патриаршества.
Православная церковь в начале XVII века.
Церковный раскол.
Персоналии: Протопоп Сильвестр, Митрополит Филипп (Колычев), Патриарх Гермоген, Патриарх Филарет, Патриарх Никон, Протопоп Аввакум.

III
Россия в конце XVII - XVIII веках: от царства к империи

Церковная реформа.
Упразднение патриаршества, учреждение Синода.
Положение неправославных конфессий и религий.
Религиозные выступления в России в XVIII веке.


IV
Российская империя в XIX – начале XX вв.

Российская империя – многоконфессиональное государство.
Православная церковь и основные конфессии. Религиозное и этническое: терпимость и нетерпимость.
Российская империя – многоконфессиональное государство.
Православная церковь в условиях меняющегося общества
Персоналии: Митрополит Филарет (Дроздов), Серафим Саровский, митрополит Макарий (Булгаков), Амвросий Оптинский.

V
Формирование и эволюция советской системы. Великая отечественная война 1941-1945 гг.
Отделение церкви от государства и школы от церкви.
Отношение к религии и секуляризация жизни общества
Наступление на религию.
Изменение политики советского руководства по отношению к церкви.

VI
Апогей и кризис советской системы (1945 - начало 1980-х гг.)
-

VII
Распад СССР и становление новой России (1985-2012)
Усиление влияния религии и церкви в обществе


Анализ содержания историко-культурного стандарта показывает, что, действительно, в документе отражены основные вехи истории РПЦ и православной идеологии в отечественной истории. Расширен перечень персоналий, связанных с церковной историей. Акцент сделан на события, которые связаны именно с православной историей России.
Таким образом, преподавание истории в школе будет скорректировано, в том числе, и в контексте обозначения места и роли РПЦ в истории Отчества. Возвращаясь к главной проблеме, возникает вопрос: поможет ли это формированию национальной идентичности? На мой взгляд, воспитательный потенциал основных идей православия высок. Обращение к истории церкви дает нам примеры самопожертвования, семейственности, верности, которые помогут сформировать гражданина и патриота.
Список литературы
Историко-культурный стандарт // [Электронный ресурс] / Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 23.11.2015)
Федонова И. Е. Обращение к вопросам православной истории и культуры в новом историко-культурном стандарте // [Электронный ресурс] / Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 23.11.2015)
юђ Заголовок 1юђ Заголовок 2юђ Заголовок 3юђ Заголовок 4юђ Заголовок 5юђ Заголовок 615