В методическую копилку учителя русского языка и литературы Самоанализ урока литературы в 7-м классе по теме: Жизнь и творчество А.П.Платонова.

Самоанализ
урока литературы в 7-м классе по теме:
" Жизнь и творчество А.П.Платонова".
Этот урок относится по своей структуре к урокам продолжения знакомства с А.П. Платоновым и с его удивительной прозой. В системе уроков он является первым уроком в теме.
Цели:
Обучающие:
продолжить знакомство с писателем А.Платоновым, с его удивительной прозой;
совершенствовать умение анализа художественного произведения, продолжить работу над формированием навыков вдумчивого чтения художественного произведения;
Развивающие:
включить ребят в творческий процесс постижения платоновской прозы;
развивать речь, совершенствовать навыки работы с текстом, умения анализировать, сопоставлять, видеть художественную деталь;
Воспитывающие:
воспитывать любовь и уважение к человеку;
попытаться донести до ребят мысль «не ищи и не ожидай любви от людей; всеми силами ищи и требуй от себя любви и сострадания к людям».
Тип урока: изучение нового материала.
Структура урока.
Организация урока
Сообщение темы и цели урока
Слово о писателе
Беседа по теме урока
Итог урока
Домашнее задание
Информация о домашнем задании была дана после тематически соответствующего этапа урока.
Данная структура урока была выбрана для успешного решения поставленных задач.
Время, отведенное на все этапы урока, было использовано рационально.
Главный акцент делался на целостное восприятие учащимися темы, на повышение уровня культуры учащихся.
Методы.
На уроке было использовано сочетание таких методов, как:
- коммуникативно-ориентированный
- учебная работа под руководством учителя
- репродуктивный метод (активное восприятие и запоминание сообщаемой в рассказе учителя информации)
- наглядно-иллюстративный метод (демонстрация слайдов)
- словесный метод (рассказ, элементы беседы)
- методы стимулирования учения (создание ситуации эмоционального переживания, ситуации занимательности)
- логические методы (сравнение, анализ)
- метод формирования познавательного интереса (художественность, яркость, эмоциональность речи учителя)

Мотивационная обеспеченность урока.
В формировании учебной мотивации особо значимым является пробуждение интереса, который служит необходимой предпосылкой обучения. При наличии интереса значительно облегчается процесс развития у учащихся познавательных функций и жизненно важных умений.
Специфика урока состоит в применении современных инновационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые способствуют повышению интереса, следовательно, и повышению уровня мотивации учащихся.
Урок состоит из 3-х этапов мотивации:
1) Ориентировочно-мотивационный
Он включает в себя следующие учебные действия:
- создание ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы
- формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения (цель деятельности на данном уроке);
2) Операционально-исполнительский
Он предполагает:
- усвоение темы, овладение учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием;
- положительные эмоции, подкрепляющие учебную деятельность, достижение конкретного результата.
3) Рефлексивно-оценочный
На этом этапе происходит:
- анализ выполненных заданий, сопоставление достигнутого результата с поставленной задачей и оценкой работы;
- подведение итогов, переводящее удачные и неудачные ответы учащихся в позитивную плоскость приобретенного опыта;
- «подкрепление» учебной мотивации, что, в свою очередь, приводит к формированию ее устойчивости.
Важным было повышение уровня мотивации учащихся.
Стимулирование мотивации осуществлялось вербальными приемами и благодаря использованию наглядно-иллюстративного метода.

Содержательная сторона урока.
Содержание материала личностно ориентировано, доступно.
Виды речевой деятельности.
Чтение.
Говорение.
Формы работы:
- Фронтальная;
- Групповая.

Средства обучения.
Мультимедийная презентация со зрительной и речевой опорой.

Контроль знаний, умений и навыков.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков был осуществлен в вопросно-ответной форме.
Для закрепления материала было дано домашнее задание по формированию необходимых языковых навыков и развитию речевых умений по теме с учетом возрастных, интеллектуальных особенностей учащихся и познавательного интереса.

Подведение итогов.
Работоспособность учащихся на уроке обеспечивала за счет использования инновационно-коммуникационных технологий, создавая положительный эмоциональный настрой и благоприятную психологическую атмосферу, подобрав интересный, насыщенный материал, имеющий теоретическую, практическую и познавательную значимость.
Ориентируясь на уровень подготовки и речевые способности учащихся, применяла дифференцированный подход.
Отклонений от плана урока не было.
Результативность урока хорошая.
Учитывая большую наполняемость класса, я стремилась задействовать всех учащихся в разных видах работы, учитывая уровень их коммуникативной активности.
Перегрузки детей не было.
Цель урока достигнута.
Задачи урока решены. Этому помогло четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала.


15