Урок по биологии на тему клеточное строение листа


Разработка урока по биологии в 6-м классе "Клеточное строение листа" на основе технологии развития критического мышления
Цель: дать представление учащимся о клеточном строении листа.
Задачи:
Образовательные: углубить знания учащихся о растительных тканях; сформировать представление о связи особенностей строения клеток с их функциями; установить связь строения клеток и тканей листа с функциями, выполняемыми листом.
Развивающие: устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли. Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию. Развивать креативность, критичность, внимание и память.
Воспитательные: формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к родной природе.
На уроке формируются компетентности учебно-познавательные, информационные, коммуникативные. Урок составлен на основе технологии развития критического мышления, где реализуется схема “вызов – осмысление – размышление”. Стратегиями урока являются основные приемы – кластер и таблица “Знаю – Хочу знать – Узнал”. На уроке также используются приемы: ключевые слова, инсерт – чтение с маркировкой текста, синквейн – форма письменной рефлексии. Форма работы – группы, в парах. Основной принцип урока – принцип взаимодоверия и взаимопомощи.
Оборудование: Силуэты листьев, живые комнатные растения, ноутбук с проектором, презентация “Клеточное строение листа”, биологический конструктор “Листья”, “Клетки листа”, микроскопы, готовые микропрепараты поперечного разреза листа камелии и кожицы листа, печатные рабочие тетради по биологии. Автор И.Н.Пономарева
План урока:
Приветствие.
Актуализация знаний.
Переход к новой теме урока, стадия “Вызов”.
Стадия “Осмысление” (реализация).
Закрепление (непосредственный контакт с новой информацией)
Домашнее задание с пояснением.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
ПриложениеСодержание урока
I. Приветствие
Il. Актуализация знаний
С помощью “Биологического конструктора” (1 человек)
Показать на ветке супротивное листорасположение, очередное, мутовчатое. Привести примеры растений.
2 человек: нарисовать листья с дуговым, параллельным и сетчатым жилкованием. Привести примеры растений.
Фронтальная работа: на слайде задание – вставьте пропущенные буквы:
Межд...узлие, супр ...тивное, п...бег, в...г...тивные, г...н...р...тивные, лист...вая, ж...лки, дуг.. .вое ж...лк.. .вание, хл.. .р.. .филл. (самопроверка)
Стадия “Вызов”
При подготовке к уроку у меня родились такие строки:
Итак, продолжим наш урок,Все, что здесь услышите, окажется вам впрок.Какую тайну лист скрывает?
Напишите в схеме (кластере) всё, что мы изучили о листе.

Что ещё нужно изучить, чтобы у вас полностью сформировались знания о листе?
На стадии вызова предлагается по схеме – кластеру, размещенному на доске, назвать тему урока и обосновать свой выбор. (Записывают тему урока)
В тетради чертят таблицу и заполняют 1 графу
Знаю Хочу узнать Узнал
     
Стадия “Осмысления”
В процессе работы с текстом заполняется таблица “Клеточное строение листа”
Название части листа Название ткани Описание клеточного строения ткани Значение ткани
       
       
Прочитайте текст параграфа:
1-й ряд “Строение кожицы листа”
2-й ряд “Мякоть листа”
2-й ряд “Жилки листа”
Заполните таблицу. (Метод инсерта) Карандашом выделяйте наиболее важные факты, делайте пометки
“!” – знал“+” – новое“?” – появился вопрос
Рефлексия (для каждой группы):
Что из того, что Вы узнали было для вас знакомо?
Что оказалось новым?
Какие вопросы возникли у вас по ходу чтения текста?
В процессе рассказа остальные ребята заполняют таблицу. И в это время на слайдах демонстрируется работа устьиц, внутреннее строение листа
С помощью биологического конструктора “Клетки листа” на доске моделируем
внутреннее строение листа.
Возвращаемся к таблице №1 и заполним графу “Узнал”
Задание на дом: п. 24. Если текст с которым Вы работали не дал Вам исчерпывающей информации и у Вас возникли новые вопросы , заполните графу " хочу узнать" таблицы. Это и будет вашим домашний заданием.Стадия “Закрепление” (непосредственный контакт с новой информацией)
Откройте рабочую тетрадь с. 35 №80 и учебник параграф 24 (выполняют задание с последующей проверкой. Проводится инструктаж по работе с микроскопом.
Выполняют лабораторную работу “Строение кожицы листа” и “Клеточное строение листа”, отчет оформляют в № 81, 82, формулируют выводы.
Рефлексия
Почему необходимо мыть листья комнатных растений?
На слайде – Прочитайте пословицу и объясните её смысл, (где нет листьев, там нет и фруктов, т. е. в результате фотосинтеза в листьях образуются органические вещества, которые накапливаются в плодах, клубнях, корнеплодах. Составить синквейн по нашей теме.
Подведение итогов урока.
Использованная литература:
Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития
Калинина А. А. Универсальные поурочные разработки по биологии