Обобщение опыта работы по теме: «Развитие коммуникативно-речевых умений обучающихся посредством написания сочинений»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ГИМНАЗИЯ № 1592 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Е.Н. ЧЕРНЫШЁВА»
Обобщение опыта работы по теме:
«Развитие коммуникативно-речевых умений обучающихся посредством написания сочинений»
учителя начальных классов ГБОУ Гимназия №1592
Никоновой Лады Николаевны
Москва
2016 г.
«Развитие коммуникативно-речевых умений обучающихся посредством написания сочинений»
Работа по развитию коммуникативно-речевых умений учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений - написание сочинений разных видов. Обучение сочинению - это актуальный вопрос современности. Посредством сочинений учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его. Вопрос обучения сочинению затрагивает философскую тему воспитания маленького человека, будущего члена общества, личности.
Сочинение - это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, показать свое отношение к каким-то проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.
В 3-4 классах учитель начальных классов организует работу школьников над различными видами сочинений, изложений и диктантов на основе восприятия произведений живописи, раскрывая при этом творческие возможности каждого ученика.
Картина может служить одним из эффективных средств развития речи, учащихся и формирования у них коммуникативно-речевых умений. Она активизирует и направляет мышление детей, развивает внимание и наблюдательность. Репродукции с полотен известных художников обогащают знания детей об окружающей действительности, способствуют развитию у них воображения, эстетического вкуса.
Рассматривание картин, беседа по их содержанию, анализ изобразительных средств способствуют развитию у младших школьников глубокого восприятия произведений искусства. Дети не только видят, что изображено на полотне, но и, по мнению психолога Б.М. Теплова, стараются понять, что испытывает автор, создавая картину, почувствовать настроение, которое передает художник, эмоционально пережить его.
Изобразительное искусство заняло прочное место на уроках русского языки и литературного чтении, где произведение живописи используются для активизации деятельности школьников, ее стимулирования и мотивации, освоения некоторых разделов грамматики и орфографии развития речи детей.
Предлагаемый подход не нов, но он недостаточно освоен учителями начальной школы и редко реализуется в обучении младших школьников. Его особенности заключаются следующем:
картина рассматривается как средство развития речи им только при написании сочинения, но и при работе с другими видами речевых и грамматико-орфографических упражнений;
анализ картины осуществляется по тому же алгоритму, что и анализ литературного произведения, общих для всех видов искусства;
для анализа произведений живописи используются знания, полученные детьми и на других уроках.
Неоценимую помощь в моей работе над развитием речи обучающихся оказывает учебник «Литературного чтения» под редакцией II.А. Чураковой. Учебник оснащён «Картинной галереей» с цветными репродукциями картин известных русских и европейских художников: В. Васнецова, М. Шагала, А. Дайвпы С. Дали, К. Малевича, П. Пикассо, И.Левитана, А. Рублёва, В.Серова и др. Художественные образы помогают ребёнку болт объёмно и полноценно пережить очередное открытие в мире литературы.
Учебник знакомит учащихся с поэтическими и живописными работами выдающихся «авангардистов», поскольку именно в этом возрасте эти произведения вызывают творческую радость восприятия. Цель «Картинной галереи» - ввести в обиход младшего школьника популярные образы известных живописных работ замечательных русских и европейских мастером. Она позволяет обратиться к обсуждаемым этическим и эстетическим проблемам на материале другого вида искусства.
Последовательность анализа картины зависит ш особенностей самой картины, от поставленных целей, возраста учащихся и уровня развития у них художественною восприятия.
При анализе картин (особенно пейзажей) придерживаюсь следующей последовательности описания:
низ картины (земля, вода, фон);
средняя (основная) часть, нахождение композиционного центра картины.
Второй вариант анализа требует от обучающих определенных знаний и умений, он проводится по следующему плану:
жанр картины;
ее предметное содержание (кто или что изображено);
настроение, вызываемое картиной;
основные микротемы картины;
изобразительно-выразительные средства, которые использует художник для создания образов (формат, композиция, свет, цвет и др.). роль этих средств в выражении основной мысли картины.
Упражнения, которые предполагают формирование следующих коммуникативно-речевых умений:
определять тему, основную мысль картины;
умение определять наиболее яркие изобразительные средства (цвет, свет, соотнесение центра и фона и др.);
различать картины различных жанров и тем, полотна, созданные разными художниками.
Виды упражнений:
О рассматривание картины без предварительной установки учителя;
рассматривание картины под музыкальное сопровождение;
мысленное воспроизведение ранее рассмотренной картины (Закройте глаза и попробуйте представить картину, которую мы рассматривали);
определение «звучания» картины (Какие звуки можно услышать в этой картине?);
«вхождение» в картину (Что бы вам захотелось сделать, если бы вы попали в эту картину?);
определение жанра картины (Определите, что это за
картина: пейзаж, портрет, сюжетная картина);
определение темы картины (Что вы видите на этой картине?).
Упражнения, обогащающие словарь учащихся, с помощью которого можно не только проводить анализ картины, но и создавать собственные речевые высказывания на основе восприятия произведений изобразительного искусства.
Виды упражнений:
выбор подходящего для данной картины или данного текста слова из тех, которые предложены учителем или самими учащимися;
подбор синонимов, выражающих определенные оттенки значения или различающихся по эмоционально-экспрессивной окраске (Рассмотрите картину. Какие оттенки желтого цвета вы видите в осенней листве? Подберите к слову «желтый» близкие по значению слова);
подбор слов по определенным микротемам (Подберите прилагательные и глаголы, которые помогут описать Серого Волка. Выберите из предложений слова, раскрывающие образ Аленушки, образ темного леса);
выделение в предложении слов, употребленных и неточном или несвойственном им значении, и их замена;
работа со словарем настроений (заранее готовлю карточки с названиями чувств и настроений: на одной сторон дано схематическое изображение лица, на другой — слои» обозначающие эмоции);
Упражнения творческого характера, направленные на формирование у младших школьников всего комплект коммуникативно-речевых умений на основе восприятия и осмысления картины. На основе картин могут быть созданы ш только повествовательные речевые высказывания, но также описания и рассуждения, сочинения, посвящённые вой картине, и сочинения-миниатюры по одной из микротем картины.
Виды упражнений:
сочинения по сюжетным картинкам;
сочинения по одной картине;
описание героя картины, определение его характера ни основе внешних признаков (Опишите героя картины. Как ни одет? Как причесан? О чем говорят его поза и выражение лица. Попробуйте описать не только внешний вид героя, но и его характер);
описание места действия (Как изображено моем действия картины? С какой точки художник видит то, что изображено на полотне? Каково общее впечатление ш картины?);
5) сочинение от имени одного из героев картины (Представьте, что ты один из героев картины. Попробуй от его им рассказать, что происходит на картине, передать отношение к другим героям).
Предлагаемая система упражнений способствует развитии речи младших школьников на основе восприятия произведен и изобразительного искусства, позволяет выделить определенэтапы в овладении учащимися речевыми умениями:
- знакомство с определенными речевыми искусствоведческими понятиями и теоретическое знакомство с основными содержательными, композиционными, языковыми средствами различных речевых высказываний;
овладение на основе этих знаний необходимыми речевыми действиями;
свободное использование приобретенных речевых умений в речевой практике при рассмотрении картины, ее анализе.
Все это позволяет школьникам в целом более осознанно и свободно пользоваться богатством родного языка для передачи определенных мыслей, чувств, отношения к окружающему миру.Роль учителя заключается в управлении познавательной и речевой деятельностью ребёнка, в организации совместного поиска и решения познавательных задач, в создании речевых ситуаций с высоким развивающим потенциалом.