«Историко-культурный стандарт: переход на линейную систему — за и против»


МАОУ Верещагинская СОШ № 121 Пермского края
ЭССЕ
Тема эссе «Историко-культурный стандарт: переход на линейную систему - за и против»
Герасимов Андрей Павлович
учитель истории и обществознания
Верещагино 2016
Введение.
На современном этапе развития исторической науки, все более появление знаний о прошлом, перед исторической наукой встает острый вопрос о дальнейшем пересмотре изучения истории России в школе. «Поскольку история в общей системе обществоведческого образования играет ведущую роль, необходимо интегрировать курсы граждановедения и обществоведения в курс истории. Отмечая пороки утвердившейся ныне концентрической системы школьного исторического образования, автор предлагает вернуться к линейной системе, позволяющей формировать более глубокие и прочные знания. При подготовке учебной литературы по истории необходимо руководствоваться принципами научности и информационной избыточности и сохранить многообразие школьных учебников по истории».

Основная часть.
На протяжении двадцати лет, с 1996 по 2016 год в российской школе история России изучается по концентрической системе. Несомненный плюс данной системы, это то что к 9 классу ученики изучали весь курс истории, а в 10-11 классах повторяли изученный материал. Несомненно можно согласится с Е.Е.Вяземским, «концентрическая система исходит из конституционной нормы обязательного девятилетнего образования. Согласно этому положению, учащиеся должны получить за девять лет обучения полное представление об истории, начиная с древнейших времён и кончая сегодняшним днём. Спорить на этот счёт просто бессмысленно. В конце концов, Конституция РФ была принята в рамках демократической избирательной системы, авторы не скрывали её целей и положений, касающихся образования. Поэтому соответственно стали подстраиваться под конституционные требования. Вот почему логика введения концентрической системы преподавания в этом плане понятна и оправданна». В то же время для учеников 5-7 классов, преподавание по концентрической системе вызывали затруднения ряд исторических вопросов, что несомнено является большим минусом в преподавании.
Переход к линейной системе, когда девятиклассники не изучат весь курс истории России, не вижу ничего страшного, продолжить изучение истории можно в колледжах, в системе среднего профессионального образования. Несомненным плюсом считаю то, что в 11 классе можно заниматься повторением, и изучением «"Трудных вопросов", перечень которых сопровождает историко-культурный стандарт». К важным вопросам перехода необходимо отнести и появлению нового учебно- методического комплекса, и прежде всего учебников по истории России нового поколения, которые по мнению авторов издательства «Дрофа» должны :
«1. Содержать взгляд на исторический процесс и возможности его познания;
2.быть комплексным по составу и предоставлению исторического материала
- авторский текст;
- источники;
- изобразительные материалы;
- элементы историографии, оценочные суждения;
- справочный материал;
3.быть написанным образным литературным языком;
4.стимулировать познавательный и исторический диалог (обеспечивается характером авторского текста, системой вопросов и заданий;
5.быть партнерским по отношению к учащимся ( в том числе учитывать их возрастные особенности)».
Заключение.
В изучении истории России, одна из главных задач, является формирование гражданина России, его взаимодействие с государством, активной гражданской позиции и активности, формирование гражданского и правого общества.
Всему историческому сообществу, государству предстоит огромная кропотливая работа, которая займет не один день, а несколько лет и потребует немало труда, финансовых ресурсов по внедрению историко-культурного стандарта.
Список литературы.
1.Кацва Л.А. Преподавание истории в современной российской средней школе: проблемы и перспективы.
2. УМК «Истории Росси» издательство «Дрофа» в контексте историко-культурного стандарта
Интернет-ресурсы.
1. .http://his.1september.ru/article.php?ID=200601008
2. http://fb.ru/article/232452/istoriko-kulturnyiy-standart-otechestvennoy-istorii-printsipyi-i-trebovaniya-istoriko-kulturnogo-standarta.
5