Необходимость внедрения новых современных технологий обучения в образовательный процесс


Необходимость внедрения новых современных технологий обучения в образовательный процессОсобенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в образовательных учреждениях [1].
В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие [1]:
- необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;
- осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;
- возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.
Таким образом, традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной.
Для более глубокого понимания необходимости преобразования традиционного обучения, направленного на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка, рассмотрим плюсы и минусы традиционной технологии обучения.
К положительным сторонам традиционной технологии можно отнести:
1) систематический характер обучения;
2) упорядоченная, логически правильная подача учебного материала;
3) организационная четкость;
4) постоянное эмоциональное воздействие личности учителя;
5) оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.
Отрицательными сторонами являются:
1) шаблонное построение;
2) нерациональное распределение времени на уроке;
3) на уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания;
4) учащиеся изолируются от общения друг с другом;
5) отсутствие самостоятельности;
6) пассивность или видимость активности учащихся;
7) слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2 минуты в день);
8) слабая обратная связь;
9) отсутствие индивидуального обучения.
В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, более эффективного использования учебного времени.
То же касается среднего и высшего профессионального образования.
Сегодня наблюдается очень большой разрыв между тем владением технологиями, которое выпускникам ВУЗов дало традиционное образование, и теми технологиями, которые используются в повседневной жизни. Это и культура презентаций, и система убеждения заказчиков. Очень часто сегодняшние выпускники многих ВУЗов владеют этими навыками очень плохо, что в большой степени связано с недостаточным использованием современных аудиовизуальных технологий в обучении. Именно поэтому, понимая всю остроту и глубину данной проблемы, правительством была разработана программа по повышению качества образования, объявленная Президентом РФ. Кроме того 28 февраля 2012 года Президент подписал Федеральный закон № 11 ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» [3]. Данный Федеральный закон устанавливает, что при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования, могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Особенно хотелось бы отметить комментарий ректора Государственного университета управления В.А. Козбаненко, к Федеральному закону «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий: «Эти изменения отвечают нашим ожиданиям, они соответствуют назревшим потребностям развития общества. Это серьезный шаг в сторону образования, основанного на технологиях. И он отражает те реалии, которые сегодня сложились. Президент законодательно уровнял образование, основанное на технологиях, с обычным. Одна из проблем современного информационного общества состоит в том, что знания устаревают с момента передачи их в аудитории, а применение дистанционных технологий позволяет доносить актуальные знания непосредственно в тот момент, когда идеи, рожденные в ВУЗе, могут быть реализованы в конкретной сфере деятельности. В этом и есть смысл открытого образования с помощью дистанционных технологий и применением электронных средств обучения. В образовательном процессе происходит интенсификация потоков информации в учебных целях (интернет и сетевые ресурсы, электронные библиотеки и базы данных, форумы, телеконференции, компьютерные модели, симуляторы и тренажеры, сетевые средства организации «виртуальной» коллективной работы, и т.п.). Законодательные изменения фиксируют конвергенцию традиционного очного обучения и онлайн образования. Мы имеем массовое использование социальных сетей и контент, создаваемый пользователями, разделение функций, осуществляемых в образовании (контент, обучение, проверка знаний, признание квалификации). Еще один очень важный аспект – дистанционные технологии позволяют участвовать в образовательном процессе независимо от расстояний всем, кто заинтересован в получении транслируемых вузовской профессурой знаний, при этом присутствует также обратная связь вузовской науки и профессиональной деятельности. Образование должно соответствовать изменениям в профессиональных сферах. Открытое образование является одним из средств реализации государственной программы по созданию высокотехнологичных рабочих мест. Таким образом, наша страна должна воспитать собственных высококвалифицированных специалистов, привлекать лучшие в мире кадры для нашей модернизации. Мы должны иметь к 2020 году несколько университетов мирового класса по всему спектру современных материальных и социальных технологий. Молодёжь обладает огромным творческим, созидательным потенциалом, и мы будем оказывать ей всю необходимую поддержку… Мы должны научиться использовать "образовательный драйв" молодого поколения, мобилизовать повышенные запросы среднего класса и его готовность нести ответственность за своё благосостояние для обеспечения экономического роста и устойчивого развития страны. Изменения, внесенные в Федеральный закон «Об образовании» в части применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, открывают неограниченные возможности для получения образования независимо от возраста, места проживания, состояния здоровья. Образовательные учреждения нашей страны долгое время работали, экспериментируя в области дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Наконец, мы получаем возможность войти в единое международное информационно-образовательное пространство, стирая границы и экономя деньги и время на передвижении к месту обучения. Открытое информационно-образовательное пространство – это возможность получения качественных и актуальных знаний, креативность и работа на опережение. Не каждый имеет возможность в силу социально-экономических причин оставить работу на время учебы, или в силу ограничений по здоровью приехать в ВУЗ. Электронное обучение – для них. Если при этом у каждого появится в будущем возможность свободы в выборе темпов обучения, то каждый человек будет сам инициировать и организовывать свой собственный процесс образования, направленный на реализацию всемирной доктрины непрерывного образования.» [2].
Список литературы:
Бузецкая Т.В. Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе [Электронный ресурс] URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/79-genera-didactic-techniques/4899-2014-03-23-16-33-40.htmlМеждународный форум "интеллектуальная собственность - XXI век" Общественные слушания по проекту ФЗ «Об образовании» [Электронный ресурс] URL: [http://www.forum-ip.ru/content/sec-obrazovatelnye-nauchnye-i-tvorcheskie-proekty/el-obshchestvennye-slushaniya-27-02-2012g-po-proektu-fz-ob-obra.php]
Чурилов А. А. Современные технологии обучения в образовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 497-500.