Падежные окончания имен прилагательных единственного числа















РУССКИЙ ЯЗЫК
3 класс

«Падежные окончания имен прилагательных в единственном числе»


















г.Каражал
СОШ №3
Гордиевская С.П.


Тема: Падежные окончания имен прилагательных единственного числа.
Цель: закрепление знаний о написании падежных окончаний имен прилагательных единственного числа.
Задачи: способствовать формированию знаний об имени прилагательном;
развивать умения находить имена прилагательные в речи и определять все его грамматические категории; способствовать развитию творческой активности и познавательных интересов учащихся, ассоциативное мышление;
воспитывать любовь к зимнему времени года, аккуратность, целеустремленность
Тип урока: урок-закрепление.
Формы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Методы: беседа, демонстрация, самостоятельная работа.
Оборудование: карточки, компьютер, проектор, экран.

Ход урока

I Организационный момент. 1 слайд
1.Мы приветствуем гостей.
Дорогих учителей,
Всех знакомых, незнакомых,
И серьезных и веселых.
2. Пожелания друг другу – пальчики, хлопки (сидя за партами).
II Минутка чистописания.
еж ег сн им зи ка
Загадки
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (снежинка)
- Что ассоциируется со словом «снежинка»?
2. Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Всё, что видит на пути. (снег)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (зима)
- Записать и объяснить орфограммы.
- Какой частью речи являются данные слова?
- А какая часть речи поясняет имена существительные?
снежинка снег зима
III Постановка темы и целей урока. 2 слайд

IV Повторение правил (карточки).
Имя прилагательное – это .
Имя прилагательное отвечает на вопросы
Имя прилагательное обозначает
Имена прилагательные изменяются
Имена прилагательные м.р. отвечают на вопрос и имеют окончания
Имена прилагательные ж.р. отвечают на вопрос и имеют окончания
Имена прилагательные с.р. отвечают на вопрос и имеют окончания
Имена прилагательные мн.ч. отвечают на вопрос и имеют окончания
Имена прилагательные связаны с именами при помощи
Род имён прилагательных определяем по
Падеж имён прилагательных определяем по
В предложении имя прилагательное является
V Закрепление
Подобрать к именам существительным (снег, зима) имена прилагательные
- Что общего?
- В чем разница?
У доски работает один ученик – Вычеркнуть лишние имена прилагательные к существительному «иней» (белый, серебристый, тяжелые, утренний)
Сопровождать нас будет сказочное время года зима. Многие писатели, художники, поэты, композиторы посвящают зиме свои произведения, называя её красавицей, рукодельницей, чародейкою. Какие стихи о зиме знаете?
Стихи о зиме.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем. И.Никитин

Вы проворные ткачи –
Вихри и метели,
Дайте радужной парчи
Для мохнатой ели. С.Маршак

Чародейкою зимою
Околдован лес стоит –
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. Ф.Тютчев

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой,
Подвязалася сосна. С.Есенин
- А вы за что любите зиму?
4. Физминутка под песню «Кабы не было зимы». 3 слайд
5. Экран. Отрывок из стихотворения «Зима» Татьяны Ровицкой.
4 слайд
Весь день кружились снежные клубки –
С весёлою душой зима творила:
Пушистое пальтишко для реки,
Платок ажурный для берёзы милой.
- Найти имена прилагательные ед.ч. + сущ. Выделить окончания и определить падеж.
6. Вставить окончания имен прилагательных. Почему? (род, падеж)
Зимн утром, по гла.к льду, возле высок ели, о тр.скуч м.розе, зимн порой, в б.лоснежн феврале, пуш.ст снегом, к глубок сугробу, волшебн з.ма.
7. Физминутка.
Прилетела к нам снежинка,
Села на указку,
Попытайтесь вслед за ней
Пробежаться глазками.
8. Перед вами три зимних пейзажа и три предложения. Сейчас к каждой картинке вы будете подбирать соответствующее ей предложение и выполнять к нему определенное задание.
1 картинка
Деревья стоят в зимнем уборе.(Синтаксический разбор)
2 картинка
Зимнее солнце пробивается сквозь деревья.(Разобрать по составу)
3 картинка
Мохнатые ели склонились над березкой.(Определить кол-во звуков и букв)
9. Творческое задание. Дан текст. Необходимо дополнить его подходящими по смыслу именами прилагательными, употребив их в нужном числе, роде, падеже. Задание выполняется дифференцированно.
Карточка А (дети сами подбирают имена прилагательные).
Хорошо в лесу. Все засыпано снегом. Лес освещен светом.
Хороши сосны и ели в ..........................уборе. В .......................... воздухе слышен каждый звук. Вот с............................. ветки упал .......................... ком снега. Над вершинами деревьев пронеслась..............................стайка птиц.
Карточка Б (при выполнении задания дети используют слова для справок):
зимний, нарядный, белый, пушистый, яркий, еловый, морозный, веселый, тяжелый.
Карточка В (дети выбирают наиболее подходящие слова, данные в скобках).
Хорошо в (зимний, холодный) лесу. Все засыпано (белый,
новый) снегом. Лес освещен (яркий, солнечный) светом. Хороши сосны и ели в (зимний, нарядный) уборе. В .......................... (холодный, морозный) воздухе слышен каждый звук. Вот с (лесной, еловой) ветки упал (тяжелый, большой) ком снега. Над вершинами деревьев пронеслась (веселый, шумный) стайка птиц.
Задание выполняется под музыку А. Вивальди "Времена года. Зима"
10. Проверочная работа на листочках-снежках (дополнительно): + , - .
М.р. в Т.п. – ым, - им +
Ж.р. в И.п. – ая, - яя +
С.р. в Д.п. – ому, - ему +
М.р. в И.п. – ую, - юю -
Ж.р. в П.п. – ой, - ей +
С.р. в И.п. – ое, - ее +
С.р. в Р.п. – ого, - его +
VI Обобщение.
- Почему же надо правильно писать падежные окончания имен прилагательных?
VII Определение эмоционального состояния учащихся (разноцветные снежинки): 5 слайд
Желтая – радость
Белая – грусть
Красная – восхищение
Синяя - безразличие
VIII Рефлексия. 6 слайд
- Чем понравился урок?
- Кого бы из детей хотели отметить?
- Каковы будут пожелания?
IX Домашнее задание

15