Методическая разработка на тему Правописание безударных падежных окончании имен существительных единственного числа 1, 2, 3 склонения


Ход урока
Организационный момент. Здравствуйте , ребята.. – Константин Георгиевич Паустовский говорил: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».
А на сколько ,вы, любите свою страну, свой родной язык. Узнаем на сегодняшнем уроке. Открываем рабочие тетради, записываем число, шестнадцатое декабря, классная работа.
Чистописание.
Пропишем это высказывание Константина Георгиевича Паустовского , соблюдая правила каллиграфического письма.
Проверка домашнего задания
Какие трудности возникли по дз.
Словарно-орфографическая работа.
Словарные слова.
Запиши одним словом. Выдели ошибко- опасные места поставь ударение.
Утренний приём пищи( завтрак)
Подземная железная дорога. (Метро.)
Антоним к слову быстро. ( медленно)
Сумма чисел десяти и одного. ( одиннадцать)
Синоним к слову путь . ( дорога) ( Сверим с доской)
Кто не правильно определил слово?
У кого возникли орфографические ошибки?
А сейчас поработаем с новым словом.
Линия между небом и землей. ( горизонт)
Запишите его в словарь, подчеркните буквы для запоминания, поставьте ударение.
Работа со словарями
С этим словом поработаем в толковом и этимологическом словаре.
Составь предложение с этим словом. Не забудьте выделить орфограммы и ударение в слове Найди грамматическую основу предложения.
Работа у доски
(Записать свой пример у доски)
Разобрать морфологически с горизонта
Что такое горизонт? (Видимое вокруг пространство.)найти значение этого слова в толковом словаре .
прочитай значение в толковом словаре.
– Что означает выражение «исчезнуть с горизонта»? давно не появляться где-то.
В каком значении оно употребляется? (В прямом и переносном.)
История происхождение в этимологическом словаре
– Знаете ли вы, откуда слово «горизонт» пришло в русский язык? Из немецкого языка в середине XVII века. А в немецкий язык оно попало из греческого. По-гречески «хоризон» обозначало «небосклон».

Вывод.
Целеполагание
Запишите предложение под диктовку ( работа в тетради)
В аллее на ветке яблони сидел снегирь.
Какие трудности возникли при написании этого предложения?
подумайте, чем мы будем сегодня заниматься на уроке, и попробуйте сами сформулировать тему урока
слайд 1
Тема «Безударные падежные окончания имен существительных 1, 2, 3 склонения.»цели и задачи урока
Как нужно действовать чтобы не допустить ошибок в правописании окончания имени существительного? (по алгоритму)
Давайте его вспомним.
Составьте алгоритм в паре.
Расположите в правильном порядке действия, которые даны у вас на листочках.
слайд 2
Сверим с образцом.
1.Поставить существительное в начальную форму и определить склонение.
2.Определить падеж.
3. Вспомнить, какое окончание имеют существительные данного склонения в том или ином падеже и с какими предлогами употребляются.
ИЛИ: подобрать существительное такого же склонения с ударным окончанием.
Сделаем Вывод : для того чтобы безошибочно написать падежное окончание имен существительных 1,2,3 склонения необходимо помнить алгоритм.
Видео
Физминутка.
выключить проектор
Актуализация и обобщение знаний
Следующее задание поможет проверить вам знания полученные на прошлых уроках.
Работа в группе. Каждая группа получает задание. Ваша задача. Определить цель данной работы, выполнить задание и сделать вывод.
слайд3
1 группа
Поставить каждое существительное в родительном и дательном падежах с предлогом. Выделить окончания, указать склонение.
Пустыня, ладонь, спектакль,
слайд 4
2 группа
Определить склонение и записать данные существительные сначала в дательном , а затем в предложном падежах.
Ограда, изгородь, черемуха.
слайд 5
3 группа
Найти и подчеркнуть в предложении все имена существительные, указать их склонение и падеж.
Девочка пробралась через орешник и смахнула с лица колючую веточку.
слайд 6
4 группа
Заполни схему своими примерами.
281940135255001-е скл. Д.п. ____________.
{е}
281940002— е скл П.п. ___________.
28194014033500 1-е скл. Р.п. ____________.

310515156845003-е скл. Р.п. ____________.
{и} Д.п. ___________.
П.п. ____________.
слайд 7
5 группа.
Вставить пропущенные буквы. Указать падеж и склонение существительных.
До беседк_ я шёл по дорожк_. Охотники прошли по тропинк_ около речк_ и скрылись в предрассветной мгле.
.
слайд 8
6 группа
Написать ответы на вопросы . Выделить окончания существительных , обозначить склонение и падеж.
Где продают билеты на поезд? ( касса, вокзал)
На каких деревьях растет хвоя? ( сосна, пихта , ель)
выключить проектор
Сделаем вывод: данная работа помогает проверить знания правописания падежнвх окончаний1,2,3, скВывод:
Работа по учебнику. Откроем учебник на стр 120 , УПР №236
Вывод: данная работа проверяет знания правописания падежнвх окончаний1,2,3, ск. Знание русских народных сказок.
Вывод:
слайд 9
Исправь ошибки.( самостоятельная работа с последующей проверкой у доски и взаимопроверкой в паре)
Вывод
VIII. Итог урока.
–Оцениваете свою работу на уроке смайликами на полях.- Какая тема сегодняшнего урока ?- Какие цели были поставлены в начале урока?
- Удалось их достигнуть?
– Что удалось? Что не получилось? Почему?
Домашнее задание . Дифференцированное
- На столах у вас лежат карточки по уровням.
1й уровень.
Задание: Списать текст, дописать пропущенные окончания существительных. Определить склонение и падеж у существительных в ед. ч..
К околиц… деревн… по тропинк… бежит хохлатый жаворонок. С первым снег… появляется он на деревенской улиц… . Весь день жаворонок проводит в поисках пищ… на окраин… деревн… На мороз… жаворонок не зябнет.
2й уровень.
Задание: Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания.
тропинка, из деревн…, узкая, детей, привела, к рощ…, еловой;
висели, высокой, шишки, на ветк…, ел…;
белка, с ветк…, прыгала, на ветк…;
недалеко, от, остановились, дети, полянк…;
трухлявый, на полянк…, пень, стоял.

- Какая работа показалась наиболее интересной? прикрепите наклейку рядом с название работы.