Рабочая программа по литературе для 7 класса (под редакцией Г. И. Беленького)


Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература 5 – 11 классы» под редакцией Г. И. Беленького. Данная программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 17.12.2010г. № 1897г., с изменениями (приказ МО РФ № 1644 от 29.12,2014г.);
Фундаментального ядра содержания общего образования;
Примерной  программы по  учебному предмету Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой Г.И. Беленького (Программа общеобразовательных учреждений. «Литература. 1-11 кл.»/ Под ред. Г.И. Беленького, Ю.И. Лысого, М: «Мнемозина», 2011 год); УМК состоит прежде всего из учебника «Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Комплект из 2-х частей / Авт.-сост. Г.И. Беленький, М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац, М: Мнемозина, 2013.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета «Литература» в учебном плане школы, содержание тем учебного предмета, тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся, перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения, планируемые результаты обучения.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение предмета «Литература» направлено на достижение следующих целей:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Общая характеристика учебного предмета
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
В рабочей программе по литературе соблюдена системная направленность: это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Типовая программа рассчитана на 2 часа в неделю( 68 часов), по школьному учебному плану-2 часа в неделю (68 часов); В программе отражена система внеаудиторных занятий, а также система творческих практикумов.
В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе), в 9 классе — начало курса на историко-литературной основе).
В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:
• Устное народное творчество.
• Древнерусская литература.
• Русская литература XVIII века.
• Русская литература XIX века.
• Русская литература XX века.
• Литература народов России.
• Зарубежная литература.
• Обзоры.
• Сведения по теории и истории литературы
№ Разделы Количество часов (всего) Внеаудиторные занятия Развитие речи
Введение 1 1 I «Минувшее проходит предо мною…»(Писатели о прошлом нашей Родины 25 2 3
2 II. «Художник – голос своей эпохи»(Писатели-классики о своем времени) 14 2 1
3 III. Запечатленные мгновения 1 4 IV. Человек и движение времени 12 2 5 V. Содружество искусств (Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии) 1 6 VI. Перекличка эпох 5 2 7 VII. Фантастика. Тема будущего 5 2 1
Читательская конференция 4 2 Итого:68 из них 12 внеаудиторных занятий; уроков по развитию речи-5; Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы в основной школе.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные издания, в том числе библиотечный фонд:
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2013. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
2 Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 7 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
3 Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.7 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2013.
4 Контрольно-измерительные материалы. Литература: 7 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
5. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.
6 Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
7. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор).
8. Репин А.В. Литература. 7 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с.
9. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК – 160 с.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Литература . Начальный курс.7 класс:учебник-хрестоматия. В двух частях. Авт.-сост.Г.И.Беленький ,О.М.Хренова– М.2013
ШКОЛЬНЫЕ СЛОВАРИ
1. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
Интернет ресурсы:
Художественная литература:
1. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
2. http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
3. http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
4. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
5. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Справочно-информационные и методические материалы:
1. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
2. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
3. http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
Планируемые результаты изучения предмета «Литература»
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.
- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Ученик получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Программа
№ Календарно –тематическое планирование часы Содержание учебного материала Уровень требований Кимы
предметный метапредметный1 Пространство и время в литературе. Роды и виды литературы
1 Время художественное и реальное
Роды и виды литературы: эпос, лирика, драма знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии, формы проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы, умение решать тесты
Знать роды и виды литературы: эпос, лирика, драма умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Подбор высказываний о литературе как искусстве слова.
I «Минувшее проходит предо мною…»(Писатели о прошлом нашей Родины)(25-2внеауд.-3 р/р)
2 М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича» Часть 1
1 Историческая основа поэмы;
язык поэмы и фольклорная традиция;
образ Ивана Грозного в поэме; Знать: историческую основу поэмы; Подбирать цитатные примеры, образы и приемы изображения человека
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать
http://www.biblioteka.ru/
pisateli/49.htm
3 Картины быта ХIV века в «Песне…» Часть 2
1 Картины быта ХIV века в «Песне…», их значение для понимания характеров и пафоса поэмы
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно- тематического содержания произведения, уметь выражать свои мысли Выражать свое отношение к прочитанному Строить устное высказывание http://www.biblioteka.ru/
pisateli/49.htm
4 Сила и цельность характера Калашникова Часть 3 1 Сравнительный анализ Калашникова и Кирибеевича;
Особенности конфликта и проблематики ; сильная личность и герой-индивидуалист в изображении и понимании Лермонтова;
Основы народной нравственности в поэме; Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно- тематического содержания произведения, уметь выражать свои мысли организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, уметь работать с разными источниками информации   5 Поэма и УНТ. Композиция поэмы, ее язык, ритмика. 1 Композиция поэмы, ее язык, ритмика. Уметь анализировать текст на лексическом уровне (поэтизмы, архаизмы, славянизмы) 3. Сопоставить отрывки из поэмы и
Отрывок из народной песни о Степане Разине Анализировать язык поэмы, связь с устным народным творчеством Участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения
Использовать различные источники информации http://www.biblioteka.ru/
pisateli/49.htm
6 Творческий практикум 1 Сочинение:
«Судьба и права человеческой личности в поэме Лермонтова» Создавать письменное высказывание по теме;
Подбирать рабочие материалы к сочинению; Развивать эстетического сознания через освоение художественного наследия народа Сочинение:
«Судьба и права человеческой личности в поэме Лермонтова»
7 А.К. Толстой «Василий Шибанов 1 Три героя баллады. Роль главного героя.
Выделять жанровые признаки баллады, давать характеристику особенностям сюжета, участ- вовать в диалоге по прочитанному произведению;
подбирать цитатные примеры для характеристики образов и приемов изображения человека;
составлять устные и письменные ответы на вопросы с использованием цитирования, участвовать в коллективном диалоге
  умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, уметь работать с разными источниками информации  
Развёрнутый ответ на вопрос: «Какие качества человека прославляет поэт,рисуя образ Василия Шибанова»?
8 Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». 1 Факты жизни и творчества Н.В. Гоголя, замысел писателя. Особенности жанра повести;
Историческая основа повести; Понимать роль исторического фона в повествовании Выражать свое отношение к прочитанному Строить устное высказывание 9 «Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. 1 Работа с понятиями: вера, патриотизм. товарищество, вольность;
Патриотический пафос повести;
Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров. Знать:содержание повести; нравственную проблематику повести;
владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению Уметь воспринимать и анализировать текст, высказывать собственные суждения о прочитанном10 Нравы и обычаи Запорожской Сечи 1 Анализ эпизодов:
«Запорожцы и польские витязи»(глава 7), «Речь Тараса о товариществе»,»Сражение под Дубном»; Характеризовать нравственную основу человеческого единства: вера, патриотизм. товарищество, вольность; Сопоставлять эпизоды, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою 11 Образ Тараса Бульбы в повести 1 Составление портрета Тараса Бульбы: самохарактеристика героя: монологи, поступки; авторские характеристики(отступления) сопоставления, косвенные характеристики героя;
Анализировать черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем Выражать свое отношение к прочитанному12-13 Остап и Андрий. Трагедия Тараса Бульбы. 2 Образы Остапа и Андрия в повести;
роль детали в раскрытии характеров;
Отношение Тараса и автора к Андрию; Подбирать цитаты, составлять словарь для характеристики образа Тараса БульбыВысказывать собственные суждения о прочитанномВыявлять авторскую позицию и сопоставлять со своей. 14 Понятие о литературном характере. 1 Приемы создания героического характера; авторская оценка поведения и поступков героев; Знать способы выражения авторской оценки;
Подбирать цитаты, составлять словарь для характеристики образов; Формировать ценностно-значимое отношение к проблемам общечеловеческого характера:
Право выбора (сыновья Тараса)
Подвиг Тараса
Смысл жизни человека
Голос автора в решении этих проблем
Обсуждение фильма
уметь работать с разными источниками информации;  
15 Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». 1 Алгоритм работы над сочинением о характере литературного героя;
Выбор темы, составление плана, подбор рабочих материалов к сочинению; Создавать устные и письменные высказывания на одну из тем: «Тарас Бульба в семье и боях»,
«Тарас Бульба-предводитель и товарищ запорожцев», «Сыновья Тараса Бульбы»; Определять личностное отношение к героям ;уметь работать с разными источниками информации;  
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
Сочинение:
«Тарас Бульба в семье и боях»,
«Тарас Бульба-предводитель и товарищ запорожцев», «Сыновья Тараса Бульбы»;
16 Тема Петра I в поэме А.С.Пушкина «Полтава». 1 Жизнь и творческий путь великого поэта. История создания поэмы Композиция поэмы.
Лиризм.
Знать факты биографии А.Пушкина; Представлять результаты работы в образовательных продуктах: презентации, проекты, исследования; 17 Поэма как жанр. Метафора. Исторический и личный конфликт в поэме. 1 Понятие поэмы как жанра. Совершенство языка и стиха.
Значение метафоры в поэтическом контексте Пушкина;
Знать особенности жанра поэмы;
Особенности конфликта в поэме; Знать
основные образы поэмы, своеобразие жанра и композицию произведения.
Уметь раскрыть конфликт, изображенный в поэме через образ стихии,
сравнивать
Образ Петра и Карла
Находить изобразительно-выразительные средства: метафора, эпитет, олицетворение; Определять личностное отношение к героям 18 Трагические судьбы героев «Полтавы». Роль Мазепы. 1 Герои поэмы;
средства художественной изобразительности,
в создании художественных образов; Анализировать эпизоды поэмы;
Характеризовать героев поэмы; Владение монологической и диалогической речью, использование способа действия для решения познавательных задач различных источников информации 19 Картины Полтавской битвы. 1 Роль изобразительных средств в описании боя и пира Петра ;Знать
основные образы поэмы, своеобразие жанра и композицию произведения.
Уметь раскрыть конфликт, изображенный в поэме через образ стихии,
сравнивать
Образ Петра и Карла Анализировать изобразительно-выразительные средства помы,их роль в создании образов; Выражать свое отношение к прочитанному20 Сопоставление полководцев – Петра I и Карла ХII. 1 Сравнительный анализ полководцев в поэме;
Авторская позиция в поэме, способы её выражения; Определять авторскую позицию к героям поэмы; Выражать свое отношение к прочитанномуУметь делать сопоставительный анализ 21-22 Внеаудиторное занятие: Проект: «Страницы русской истории в стихах и творчестве Пушкина» 2 Создание проектов. Подбирать рабочие материалы,определять формы представления результатов;
Грамотно использовать ресурсы языка для представления образовательных продуктов; Планировать деятельность по решению проектной задачи; Работать в группе, создавая план действия, представлять результаты групповой работы в различной форме.
Проекты: «Страницы русской истории в стихах и творчестве Пушкина»
23 Сочинение по поэме А.С. Пушкина «Полтава». 1 Алгоритм работы над сочинением о характере литературного героя;
Выбор темы, составление плана, подбор рабочих материалов к сочинению Создавать устные и письменные высказывания на тему: «Два полководца в поэме Пушкина»; Определять личностное отношение к героям ;уметь работать с разными источниками информации;  
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
Сочинение: : «Два полководца в поэме Пушкина»;
24 Н.С. Лесков «Человек на часах». 1 Сведения о жизни писателя;
История создания рассказа «Человек на часах»;
Комментированное чтение
Отвечать на вопросы по прочитанному тексту;
Пересказывать эпизоды; Определять личностное отношение к героям ;25 Постников-лесковский герой-праведник. 1 Разговорный характер повествования
Роль случая в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей. Определять в рассказе элементы сюжета,композиции;
Формулировать тему,идею рассказа; Участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения
Использовать различные источники информации 26 Проблема чувства и долга в рассказе 1 Авторские характеристики Миллера, Свиньина,Кокошкина и главного героя;
Авторская позиция в рассказе; Характеризовать героев рассказа;
Подбирать эпизоды, выявляющие карьеризм, эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Понимать проблему,выдвигать гипотезу,подбирать аргументы для выражения собственной позиции;формулировать выводы Развёрнутый ответ на вопрос: «Поощрения или наказания заслуживает Постников?»
II. «Художник – голос своей эпохи»(Писатели-классики о своем времени) (14+2внеауд+1р/р)
27 И.С. Тургенев. «Записки охотника». 1 Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника». Знать: факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника». Организовывать самостоятельную деятельность по исследованию текста; 28 Рассказ «Бирюк». 1 Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Значение деталей, роль рассказчика. Определять роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Значение деталей, роль рассказчика. Определять личностное отношение к героям ;29 Характер и судьба главного героя рассказа 1 Анализ эпизодов, раскрывающих сложность и противоречивость натуры Бирюка. Находить детали портрета,жесты,особенности речи,интонации,раскрывающие внутренний мир героев рассказа; Понимать проблему,выдвигать гипотезу,подбирать аргументы для выражения собственной позиции;формулировать выводы 30 И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. 1 Выразительное чтение стихотворений в прозе: «Щи», «Два богача», «Воробей», «Русский язык»;
Особенности жанра стихотворений в прозе; Формулировать собственное отношение к произведениям Тургенева;определять изобразительно-выразительные средства стихотворений в прозе; Работать в группе, создавая план действия, представлять результаты групповой работы в различной форме.
Сочинение: «Одно стихотворение Тургенева»
31-32 Н.А. Некрасов.
Картины народной жизни. «Железная дорога». 2 Сложность переживаний поэта: жажда деятельности, борьбы, одиночество, грусть Исторические основы стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда.
Страницы биографии поэта. Эпитет и олицетворение. Роль антитезы.
Своеобразие композиции стихотворения
Уметь воспринимать и анализировать стихотворный текст, определять мотивы, стиль, авторскую концепцию, находить выразительные средства и объяснять их функцию Участвовать в диалоге и полилоге, поиск и сортировка информации.
Выражать свое отношение к прочитанному Устное высказывание
33 Н.А. Некрасов «Орина, мать солдатская». 1 Обобщающий смысл стихотворения.
Значение строф-зарисовок; Уметь воспринимать и анализировать стихотворный текст, определять мотивы, стиль, авторскую концепцию, находить выразительные средства и объяснять их функцию Участвовать в диалоге и полилоге, поиск и сортировка информации.
Выражать свое отношение к прочитанному Устное высказывание
34 М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». 1 Сведения о жизни писателя;
Работа с текстом повести;
Термины: гротеск,сатира,гипербола; Осмысленно читать художественный текст;
Комментировать диалоги героев;
Участвовать в диалоге и полилоге, поиск и сортировка информации.
Выражать свое отношение к прочитанному Устное высказывание
Презентация сказки
35 Мужик и генералы. 1 Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию и находчивости мужика. Приемы сказочного повествования. Условность, заостренная сатирическая форма повествования. Гротеск. Определять в рассказе элементы сюжета,композиции;
Формулировать тему,идею рассказа; Участвовать в диалоге и полилоге, поиск и сортировка информации.
Выражать свое отношение к прочитанному Устное высказывание
36 М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». 1 Приемы сказочного повествования. Условность, заостренная сатирическая форма повествования. Гротеск. Знать:
Содержание, героев, проблематику сказки
Определение сатира и юмор
Гипербола в сказке
Выявлять приемы сказочного повествования Проводить мини- исследование:
Сатира в литературе
Презентация сказки
37 А.П. Чехов? Рассказ «Хамелеон». 1 Сюжет и композиция рассказа;
Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное. Планировать деятельность по решению проектной задачи( по выбору учащихся):
«Мои иллюстрации к рассказам Чехова»;
«Мой спектакль» (инсценирование глав из рассказов Чехова);
«Комическое в ранних произведениях Чехова 38-39 Внеаудиторное занятие: «Проекты: Над чем смеётся Чехов?» 2 Проекты «Над чем смеётся Чехов», «Смешное в жизни и литературе»;
Подбирать рабочие материалы, определять формы представления результатов;
Грамотно использовать ресурсы языка для представления образовательных продуктов; Планировать деятельность по решению проектной задачи; Работать в группе, создавая план действия, представлять результаты групповой работы в различной форме.
Участие в дискуссиях, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
Уметь оценивать образовательные продукты товарищей Проекты: «Над чем смеётся Чехов», «Смешное в жизни и литературе»;
40 Творческий практикум по рассказам А.П. Чехова. 1 Алгоритм работы над сочинением о характере литературного героя;
Выбор темы, составление плана, подбор рабочих материалов к сочинению Создавать устные и письменные высказывания на темы: «Смешное и грустное в рассказах Чехова»; «Один рассказ Чехова»; Определять личностное отношение к героям ;уметь работать с разными источниками информации;  
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
Сочинение: «Смешное и грустное в рассказах Чехова»; «Один рассказ Чехова»;
III. Запечатленные мгновения (Художественное время в лирике)(1ч.)
41 Внеаудиторное занятие: «Вечер русской поэзии» по лирике Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Я.П. Полонского. 1 Создание проектов по проведению вечера русской поэзии Знать:
Особенности лирики как рода литературы
Понятие лирический герой и автор;
Изобразительные средства лирики Знать:
Особенности лирики как рода литературы
Понятие лирический герой и автор;
Изобразительные средства лирики Подбирать рабочие материалы, определять формы представления результатов;
Грамотно использовать ресурсы языка для представления образовательных продуктов; Планировать деятельность по решению проектной задачи; Работать в группе, создавая план действия, представлять результаты групповой работы в различной форме.
Проекты
IV. Человек и движение времени (Тема становления личности)(12+2р/р)
42 Л.Н.Толстой. Автобиографический характер повести «Детство» (главы из повести). 1 Работа с текстом; Особенности построения повести
Глава «Учитель Карл Иванович»
Повествование от лица героя-рассказчика;
Автор и рассказчик в повести; Осмысленно читать художественный текст;
Комментировать диалоги героев;
Определять тему и идею главы;
Участвовать в диалоге и полилоге, поиск и сортировка информации.
Выражать свое отношение к прочитанному Устное высказывание
43 Формирование характера Николеньки Иртеньева..1 Анализ глав «Охота», «Наталья Савишна» Уметь находить прямую авторскую характеристику, внутренний монолог, диалог как средства обрисовки характеров героев, раскрытия их внутреннего мира Работать в группе, создавая план действия, представлять результаты групповой работы в различной форме. 44 Сострадать-значит быть человеком 1 .Глава «Детство»; анализ главы; Анализировать портреты героев, поведение, художественные детали
Определять проблемы глав повести.
Конструировать модель поведения героев
Сопоставлять суждения героев, определять свое отношение к этим суждениям
Работать в группе, создавая план действия, представлять результаты групповой работы в различной форме.
Формировать личностное отношение к повести:
Все начинается с детства
Какие страницы вызвали у меня особенный интерес?
Какие эпизоды иллюстрируют нашу современность?
45-46 «Отрочество» (главы из повести). 2 Анализ глав «»Гроза», «Новый взгляд», «Старший брат»; Определять проблемы глав повести.
Конструировать модель поведения героев
Сопоставлять суждения героев, определять свое отношение к этим суждениям
. Формировать личностное отношение к повести:
Все начинается с детства
Какие страницы вызвали у меня особенный интерес?
Какие эпизоды иллюстрируют нашу современность?
47 Творческий практикум по повестям Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество». 1 Алгоритм работы над сочинением о характере литературного героя;
Выбор темы, составление плана, подбор рабочих материалов к сочинению Создавать устные и письменные высказывания на темы: «Нравственный рост Николеньки Иртеньева»; «Чувство сострадания - важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя» Определять личностное отношение к героям ;уметь работать с разными источниками информации;  
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
Сочинение: «Нравственный рост Николеньки Иртеньева»; «Чувство сострадания - важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя»
48 Ф.М. Достоевский. «Мальчики». 1 Анализ содержания;
Пересказ эпизодов;
Развёрнутый ответ на вопрос;
Идея произведения:сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке; Уметь определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров персонажей, устанавливать взаимосвязь событий в романе, мотивировать поступки героев. Характеризовать героев на основе их поступков, высказываний. Участие в дискуссиях, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента
Уметь оценивать поступки героя с нравственной позиции Модельные задания
Характеристика героя
49-50 Становление человека в изображении Достоевского 1 Герои произведения;
Поступок как характеристика героя;
Анализ образа Коли Красоткина – рождающейся ,сильной, незаурядной личности;
Образ Илюши;
Образ Алёши Карамазова; Уметь определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров персонажей, устанавливать взаимосвязь событий в романе, мотивировать поступки героев. Характеризовать героев на основе их поступков, высказываний. Участие в дискуссиях, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента
Уметь оценивать поступки героя с нравственной позиции Сочинение-размышление об одном поступке
51 Максим Горький Повесть «Детство». 1 Автобиографическая основа повести;
Чтение и анализ 1-2 глав повести;
Функции портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в произведении; Работать в группе, создавая план действия, представлять результаты групповой работы в различной форме. 52 «Свинцовые мерзости русской жизни» в повести 1 Подбор и анализ эпизодов по теме;
Факты, события и отношения, которые писатель вложил в метафору«свинцовые мерзости русской жизни» Уметь определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров персонажей, устанавливать взаимосвязь событий в романе, мотивировать поступки героев. Характеризовать героев на основе их поступков, высказываний. Участие в дискуссиях, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента
Уметь оценивать поступки героя с нравственной позиции Модельные задания
Характеристика героя
53 «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького. 1 Характеристика героев повести: бабушки, Цыганка, Хорошего Дела
Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров. Устный рассказ «История деда Каширина», «Бабушка», «Цыганок», «Хорошее Дело»,
Уметь определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров персонажей, устанавливать взаимосвязь событий в романе, мотивировать поступки героев. Характеризовать героев на основе их поступков, высказываний.
Участие в дискуссиях, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента
Уметь оценивать поступки героя с нравственной позиции Составлять схему, модель, презентацию «Духовное взросление Алёши», объяснить выбор эпизодов Модельные задания
Характеристика героя Устный рассказ
«Роль бабушки в жизни Алёши»
«Колдовская работа»
«Обитатели дома Кашириных
54 Сочинение по произведениям М. Горького « Детство», «Отрочество». 1 Алгоритм работы над сочинением о характере литературного героя;
Выбор темы, составление плана, подбор рабочих материалов к сочинению Создавать устные и письменные высказывания на темы: «Роль бабушки в жизни Алёши»; «История деда Каширина» Определять личностное отношение к героям ;уметь работать с разными источниками информации;  
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
Сочинение: «Роль бабушки в жизни Алёши»; «История деда Каширина»
V. Содружество искусств (Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии)(1ч)
55 Власть искусства над временем и пространством 1 Анализ произведений К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Левитан»;
К.Паустовский
Рассказы о художниках
Картина И. Левитана «Над вечным покоем» и рассказ
Поэзия Блока, Бальмонта, Фофанова; Раскрытие единой темы художником, поэтом, писателем, композитором;
Осмысленное чтение произведений;
Особенности взаимодействия различных видов искусств;
Приводить примеры такого взаимодействия
Работать в группе, создавая план действия, представлять результаты групповой работы в различной форме;
Осмыслить инструментарий разных искусств
Проект:
Природа в творчестве Паустовского, Левитана, Грига
VI. Перекличка эпох(5ч.-2 внеауд.)
56-57 Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве». 2 Сведения о жизни Мольера;
Обзор содержания комедии; Особенности комедии как драматического рода литературы;
Реплика, декорация, ремарка
Комментировать действия;
Характеристика героев комедии4Составлять устный рассказ о Мольере;
Инсценировать действия комедии;
Определять проблематику комедии;
Иллюстрировать ответ примерами из комедии
Определять личностное отношение к героям ;уметь работать с разными источниками информации;  
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
Тест
Сообщение:
Над чем смеётся Мольер?
58 И.А. Крылов. «Урок дочкам». 1 Сведения о жизни Крылова;
Особенности жанра комедии;
Обзор содержания комедии;
Характеристика героев комедии;
Сходства и различия комедий Мольера и Крылова. Составлять устный рассказ о Крылове;
Инсценировать действия комедии;
Определять проблематику комедии; Определять личностное отношение к героям ;уметь работать с разными источниками информации;  
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
59-60 Внеаудиторное занятие: Проекты: «Спектакль по русской и зарубежной комедии» 2 Создание проектов по проведению вечера русской поэзии Подбирать рабочие материалы, определять формы представления результатов;
Грамотно использовать ресурсы языка для представления образовательных продуктов; Планировать деятельность по решению проектной задачи; Работать в группе, создавая план действия, представлять результаты групповой работы в различной форме.
Проекты:
«Спектакль по русской и зарубежной комедии»
VII. Фантастика. Тема будущего(5ч.-2внеауд-1р/р)
61 В.Рождественский «Над книгой». 1 Анализ стихотворения; Анализировать стихотворение;
Определять художественные особенности стихотворения; Определять личностное отношение к идее стихотворения; 62-63 « Зорко одно лишь сердце» Антуан де Сент Экзюпери. «Маленький принц» 2 Сведения о жизни писателя Смысл афоризмов в сказке; Знать и понимать содержание сказки, анализировать прямые авторские характеристики главных героев, отношение рассказчика к ним. Уметь работать в группе Исследовать художественный текст,
подбирать эпизоды Формирование ценностного отношения к проблемам, героям сказки:
«Мы в ответе за тех, кого приручили» Составление тестовых заданий
64-65 Р.Бредбери «Каникулы», «Земляничное окошко». 1 Создание мини -проектов по рассказам Р.Бредбери; Уметь воспринимать и анализировать текст, выделять смысловые части художественного текста;
Объяснить смысл названия рассказов;
  Владеть монологической и диалогической речью.
Построение логической цепи рассуждений, применять знания и умения в практической и в повседневной жизни; Мини - проекты
66 Сочинение: «Образ будущего в рассказах писателей» 1 Алгоритм работы над сочинением о характере литературного героя;
Выбор темы, составление плана, подбор рабочих материалов к сочинению Создавать устные и письменные высказывания на темы: Определять личностное отношение к героям ;уметь работать с разными источниками информации;  
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
Сочинение
67-68 Внеауд.
Читательская конференция 2 Устные выступления учащихся разделам хрестоматии; Рекомендации художественных произведений для летнего чтения из рубрики «Какие книги выбрать для чтения летом». Уметь вести диалог, самостоятельно находить , анализировать и систематизировать необходимую для решения учебных задач информацию