Программа составлена в соответствии с требованиями к федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования и обеспечена УМК под редакцией В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой


17145-651510 Рабочая программа
основного общего образования
учебного предмета «Русский язык»
для 7 класса на 2016 – 2017 уч. год
Составитель
Завьялова Людмила Михайловна,
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории

Принята на заседании педагогического совета.
Протокол от 31.08.2016 № 1
c. Нижние Бузули 2016г.
Аннотация
Программа составлена в соответствии с требованиями к федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования и обеспечена УМК под редакцией В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой:
Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова –М.: Дрофа, 2013г.
Русский язык. Практика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под редакцией С.Н. Пименовой, А.П. Еремеевой, А.Ю. Купаловой и др. – М.: Дрофа, 2014г
Русская речь. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина – М.: Дрофа, 2014
Программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю).
Пояснительная записка
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 19.12.2012 № 273-ФЗ;
ФГОС ООО (утверждён приказом Министерства образования науки РФ от 17.12.10 № 1897;
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения основная школа. М., «Просвещение», 2010; Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год (приказ Министерства образования и науки России от 19 декабря 2012г. N 1067)основная образовательная программа ООО МОУ Нижнебузулинской СОШ (утверждена приказом от 31.08.2013 г. № 74);
«Положение о структуре, порядке разработки утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» (приказ от 31.08.2013 г. № 74);
Учебный план СОШ на 2016-2017 учебный год (приказ от 30.04. 2013г№41)
Примерная программа основного общего образования, Программа по русскому языку 5-9 классы /Авторы программы В.В.Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Л.Д.Чеснокова –М.:Дрофа, 2014г
Общие цели образования с учётом специфики учебного предмета.
Целью изучения предмета «Русский язык» является развитие личности учащегося средствами предмета, а именно:
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у учащихся патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у учащихся чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Сведения об авторской программе.
Примерная программа основного общего образования, Программа по русскому языку. 5-9 классы. /Авторы программы: В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2014
Обоснование выбора авторской программы
Данная программа выбрана потому, что её структура и содержание  обеспечивают условия для гибкого ее использования, реализации практической направленности обучения, осуществления принципов личностно-ориентированного обучения.
Кроме того, программа предусматривает использование элементов компетентно-деятельностного подхода в обучении, проектную методику, элементы современных педагогических технологий.
Программа представлена в учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о русском языке, предназначенные для изучения в 5 – 9 классах. Основной принцип, определяющий содержание книги – системное изложение теории. Такой тип учебника способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умению работать с учебной литературой, пользоваться различными видами чтения. Книга «Русский язык. Практика» обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке. Особое значение придаётся задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи. Третий компонент «Русская речь» предлагает систему работы по развитию связной речи. Это способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.
Информация о внесённых изменениях.
Изменений нет.
Место и роль предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на основе общего образования в объёме 714 ч. В том числе: в 5 классе –204 ч, в 6 классе – 204 ч, в 7 классе – 136 ч, в 8 классе – 102 ч, в 9 классе – 68 ч. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом
Рабочая программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю), в том числе на проведение контрольных работ - 9, на уроки развития речи – 19.
Контрольные мероприятия.
№ п/п тема контрольное мероприятие
1 Повторение изученного в 5 – 6 классах диктант с грамматическими заданиями
2 Причастие зачёт
контрольная работа
3 Деепричастие контрольная работа
4 Наречие и категория состояния диктант с грамматическим заданием
5 Предлог тест
6 Союз диктант с грамматическим заданием
7 Частица контрольная работа
8 Повторение изученного в 7 классе Контрольное изложение на предложенную тему
Формы организации учебного процесса
Основной формой организации образовательного процесса при обучении русскому языку в 7 классе является урок. Кроме того, программа предполагает использование таких форм, как урок-семинар, урок-практикум, урок-деловая игра. Для реализации рабочей программы по русскому языку в 7 классе используются следующие технологии: технология проблемного обучения, ИКТ, интерактивные технологии, групповую технологию, игровую технологию, технологии личностно-ориентированного обучения.
Основные механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: решение тестов, самостоятельная работа, работа в малых группах, деловая игра, поиск информации в различных источниках, работа с таблицами, выполнение мини - исследовательских, проблемных заданий, письменных работ. Данные компетенции в свою очередь создают условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и
следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные(умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Видами и формами контроля при обучении русскому языку в 7 классе (согласно Уставу школы и локальным актам) являются: текущий контроль в форме тестирования, выполнения самостоятельной работы, в том числе с таблицами, схемами, устного опроса, тестирования, выполнения практических работ, изложения, сочинения; итоговый контроль в форме диктанта.
Формы организации учебного процесса
Основной формой организации образовательного процесса при обучении русскому языку в 7 классе является урок. Кроме того, программа предполагает использование таких форм, как урок-семинар, урок-практикум, урок деловой игры, уроки деловой игры, уроки - презентации, олимпиадные состязания.
Технологии обучения
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий: технологии интенсивного обучения правописанию, технологии проблемного обучения, технологии разноуровневого обучения, групповых технологий, игровых технологий, информационных технологий, технологии личностно-ориентированного обучения.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
решение тестов, самостоятельная работа, работа в малых группах, деловая игра, поиск информации в различных источниках, работа с таблицами, выполнение мини - исследовательских, проблемных заданий, письменных работ. Данные компетенции в свою очередь создают условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные(умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Формы контроля:
Контрольный диктант
домашние задания;
упражнения практического, творческого и исследовательского характера;
диктанты (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, «Проверь себя», с грамматическим заданием, словарно-орфографический, терминологический, графический, цифровой, перфодиктант); разноуровневые тесты;
изложения (подробное, выборочное, сжатое);
комплексный анализ текста;
списывания (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями);
сочинения (по данному сюжету, по данному началу, по рисунку);
устные сообщения на лингвистическую тему.
Планируемый уровень подготовленности учеников на конец учебного года
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Русский язык»
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
– по лексике: пользоваться разными видами словарей;
– по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор наречий и деепричастий; образовывать новые слова с помощью характерных для изученных частей речи способов словообразования;
– по морфологии: давать определения изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; различать омонимичные формы разных частей речи;
– по синтаксису: образовывать словосочетания с наречием и деепричастием в качестве одного из компонентов; выполнять разбор словосочетаний; составлять предложения с разными видами обстоятельств; составлять предложения с разными способами связи между частями;
– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 7-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
– по пунктуации: находить смысловые отрезки, пунктуационно правильно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки;
– по связной речи, чтению и работе с информацией: составлять предложения с учётом текстообразующих свойств изученных групп слов; использовать синонимику предложений с деепричастными оборотами и сложноподчиненных предложений, стилистически обоснованно использовать предлоги, союзы; использовать частицы в стилистических целях; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; излагать подробно, сжато и выборочно текст публицистического стиля; осознанно и бегло читать тексты публицистического стиля; описывать внешность, состояние и действия человека; создавать тексты изученных типов речи, тексты, сочетающие в себе разные типы речи.
Информация об используемом УМК
УМК под редакцией В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой:
Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова –М.: Дрофа, 2013г.
Русский язык. Практика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под редакцией С.Н. Пименовой, А.П. Еремеевой, А.Ю. Купаловой и др. – М.: Дрофа, 2014г
Русская речь. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина – М.: Дрофа, 2014
Содержание рабочей программы
Общие сведения о языке.  Язык как основное средство общения в определённом национальном коллективе. Русский язык – национальный язык народа.
Знать / понимать
- понимать  роль языка как средства общения  в межнациональном коллективе;
-  бережно относиться к русскому языку  как национальной  ценности.
Систематизация изученного в 5-6 классах.  Части речи. Общее значение. Морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении, употребление в речи. Е-И в окончаниях имён существительных, О-Е после шипящих и Ц в окончаниях  и суффиксах  сущ. и прилаг. Н и НН  в суффиксах прил. Правописание  безударных гласных. Знаки препинания при обращении, вводных словах, однородных членах предложения. Текст как единица речи. Средства связи в тексте.
Знать /понимать.
- уметь опознавать части речи;
- уметь находить орфограммы в морфемах;
-  уметь выделять знаками препинания обращения, вводные слова, однородные члены предложения;
-  уметь находить признаки текста.                                                                                                  
Виды контроля: объяснительный диктант, взаимодиктант,  деформированный текст, диктант «Проверяю себя».
Причастие. Вопрос о причастии в системе  частей речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Причастие   в системе частей речи, семантика причастий. Сфера употребления причастий. Описание как тип речи, композиция описания.  Глагольные признаки причастия. Конструирование причастного оборота. Текстообразующая роль причастий. Синтаксические особенности текста. Слитное и раздельное  написание НЕ с причастиями Тип речи повествование. Пунктуация при причастном обороте. Семантика действительных и страдательных причастий. Суффиксы действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий. Образование действительных причастий прошедшего времени. Образование страдательных причастий прошедшего времени. Правописание Е-Ё после шипяших  в суффиксах страдательных причастий  прошедшего времени. Правописание гласных  перед Н и НН. Описание внешнего оформления книги. Образование краткой формы причастий. Правописание кратких причастий. НЕ с краткими и полными причастиями. 
Знать / понимать.
-общее грамматическое значение причастия;
- определять грамматические признаки причастия;
- уметь правильно согласовывать причастия с определяемыми словами;
- Уметь определять признаки глагола у причастия;
-  знать правила правописания причастий с НЕ;
-уметь находить и обозначать причастный  оборот;
- понимать содержание художественного текста;
- знать способы образования причастий;
- уметь выполнять разные виды разбора причастий.                                                                          
Виды контроля: распределительный диктант, анализ текста, творческое списывание, свободный диктант, выборочный диктант, работа по индивидуальным карточкам, деформированный текст, объяснительный диктант, творческий диктант, тестДеепричастие. Деепричастие в системе частей речи. Морфологические признаки деепричастия. Описание действий.  Деепричастный оборот. Конструирование деепричастного оборота. Деепричастие совершенного и несовершенного вида. Словообразование деепричастий. Текстообразующая роль деепричастия. Способы образования деепричастий. Характеристика литературного героя. Переход одной части речи в другую. Правописание НЕ с разными частями речи. Признаки публицистического стиля. Знаки препинания в простом предложении.
Знать / понимать
-   Знать лексические и грамматические  значения деепричастий.;-  уметь распознавать деепричастия в тексте;
- знать способы образования деепричастий;
- знать определение деепричастного оборота4- уметь выполнять разные виды разбора деепричастия;
- Уметь определять структуру предложения, расставлять в нём знаки препинания.                                
Виды контроля: Устное сообщение, Осложнённое списывание, диктант с грамматическим заданием, работа по индивидуальным карточкам, объяснительный диктант, свободный диктант, тест, диктант «Проверяю себя», комментированное письмо, составление плана текста.Служебные части речи. Различие самостоятельных и служебных частей речи. Предлог как часть речи. Разряды предлогов по значению. Производные и непроизводные предлоги.  Правописание предлогов. Роль предлога в  словосочетании. Простые и составные предлоги. Интервью – жанр публицистики. Предлог как служебная часть речи.
Знать / понимать
- уметь различать самостоятельные и служебные части речи;
- уметь правильно писать производные предлоги;
-знать типовую композицию интервью;
- уметь различать предлоги разных разрядов;
- выполнять морфологический разбор предлогов.                                                                                    
Виды контроля: зачёт, диктант Проверяю себя», тест, объяснительный диктант, выборочный диктант, распределительный диктант, анализ текста.
Союз. Союз как служебная часть речи. Простые и составные союзы. Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста. Тема, основная мысль текста. Разряды сочинитель- ных союзов. Функции и значение подчинительных союзов. Употребление подчинительных союзов. Морфологический разбор союза. Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ. Морфологические признаки союзов. Правописание приставок. Разделительный ъ и ь. Синтаксические конструкции и их пунктуационное оформление.
Знать /понимать
- знать определение служебной части речи;
- знать лексические и морфологические средства связи предложений в тексте;
-уметь писать изложение близкое к тексту;
- уметь ставить знаки препинания в осложнённых предложениях;
- знать правила написания союзов;
-  уметь опознавать союзы;
- уметь дифференцировать известную и неизвестную информацию                                                            
Виды контроля: изложение, анализ текста, работа по индивидуальным карточкам, комплексный анализ текста, сочинение, объяснительный диктант, тест.
Частица. Частица как служебная часть речи. Раздельное написание частиц. Отличие частиц от знаменательных частей речи. Роль частиц в предложении.  Формообразующие частиц. Частицы  БЫ, ЛИ, ЖЕ, раздельное и дефисное написание частиц.  Группы частиц по значению Модальные частицы. Различие на письме частиц НЕ и НИ. Различение на письме частиц НЕ и союза НИ-НИ. Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ. Разряды частиц по значению и составу, их роль в предложении. Смысловые различия частиц НЕ и НИ.
Знать/ понимать
- знать особенности частиц как служебной части речи;
-  понимать роль  ч астиц в предложении;
- уметь отличать частицы по значению и написанию;
- понимать многообразие значений частиц;
- уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи.                      Виды контроля: тест, выборочный диктант, осложнённое списывание, диктант «Проверь себя»,  предупредительный диктант.
Междометие. Звукоподражательные  слова.  Междометия как особый разряд  слов.  Разряды междометий. Грамматические особенности звукоподражательных слов и их отличие от междометий. Знаки препинания при междометиях. Дефис при междометиях. Изложение публицистического стиля.
Знать/понимать
- понимать, что междометия не являются ни самостоятельной, ни служебной частью речи;
   - уметь распознавать междометия;
   - знать о пунктуационном оформлении  междометий;
   - правильно и уместно использовать междометия для выражения эмоций, этикетных формул  и т.д.                
Виды контроля: изложение, анализ текста.
Повторение изученного в 7 классе.  Текст. Стили речи. Типы речи. Сообщение как разновидность повествования. Научный и официально- деловой стили. Основные виды языковых и речевых  норм. Орфоэпические. Нормы. Лексические нормы. Нарушение грамматических норм. Соответствие теме и основной мысли. Речевой этикет. Этикетно - речевые формы.
     Знать /понимать
- знать особенности текста, черты стилей речи.
- уметь составлять сообщение на основе публикаций газет и журналов.
- уметь находить нарушение лексических норм;
- уметь определять, какая грамматическая ошибка  допущена;
- уметь производить текстоведческий анализ.                                                                                  
Виды контроля: анализ текстов разных стилей, сочинение, творческое списывание, редакторская правка, написание изложения.
Учебно-тематическое планирование
№ Тема раздела количество часов из них
контрольных работ развитие речи
1 Введение. Общие сведения о языке 1 - -
2 Систематизация изученного в 5-6 классах 10 1 3 Причастие 41 2 6
4 Деепричастие 18 1 3
Служебные части речи                                                                
6 Предлог 13 1 1
7 Союз 16 1 1
8 Частица 18 2 2
9 Междометия и звукоподражательные слова 4 - 1
10 Повторение и систематизация изученного в 7 классе. Культура речи 8 1 6
ИТОГО 136 9 20
Требования к уровню подготовки обучающихсяУчащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя примеры.
Уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
составлять план текста, полный и сжатый пересказ (устный и письменный);
обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;
чтение:
дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста; выделять информацию иллюстрирующую и аргументирующую;
находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части и т.п.);
составлять тезисный план исходного текста;
владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения, прогнозировать содержание текста по данному началу;
с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;
говорение:
сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые речевые средства;
создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи;
строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;
формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;
размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные грамматические и лексические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические и интонационные);
уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации;
письмо:
сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные и речевые средства;
создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискуссионного характера;
соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);
уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;
использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению при редактировании текста, редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;
анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности речи;
рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;
устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;
определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;
фонетика и орфоэпия:
проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов разных частей речи;
определять способы образования слов разных частей речи;
анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;
составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи);
с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;
лексикология и фразеология:
соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
пользоваться различными видами лексических словарей;
находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;
использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;
морфология:
различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить мофологический разбор слов всех частей речи;
правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
орфография:
владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;
аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;
синтаксис и пунктуация:
составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;
самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
ИКТ – компетентность
– создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
– редактировать и структурировать текст средствами текстового редактора;
– использовать средства орфографического и синтаксического контроля текста на русском языке;
– вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
– соблюдать нормы информационной и речевой культуры.
Литература и средства обучения
Печатные пособия.
Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку.7 класс / Под редакцией С.Н. Пименовой. - М.: Дрофа, 2005.
Никитина Е.И. Уроки развития речи.7 класс. - М.: Дрофа, 2004
Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика» 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2005
Шаповалова Т.Е. Русский язык. Служебные части речи. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа,2005.
Войлова К.А. Русский язык. Культура речи. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005.
Селезнева Л.Б.Русская орфография: Алгоритмизированное обучение. СПб: Специальная литература, 1997.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6-7 классы. - М.: АРКТИ, 1999
Шипицина Г.М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами. Кн. для учителя. - М.: Просвещение,1997.
Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. 6 класс. Книга для учителя. - М: Просвещение, 2001
Ивченков П.Ф. Контрольно-тренировочные работы на уроках русского языка.4-9 классы. - М.: УЦ «Перспектива», 1998
Шипицына Г.М., Петровская С.С., Черников И.А. Русский язык. Дидактические материалы. 5- 7 классы.- М.: Дрофа, 2004
Петровская С.С., Черников И.Н. Диктанты по русскому языку для 6 класса.
Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. 6 класс
Губернская Т.В. Русский язык. Тестовые задания к основным учебникам. 6 класс
Нетрадиционные уроки по русскому языку. 7 класс.- Волгоград, 2006
Быстрова Е.А. Обучение русскому языку в школе. – М.: Дрофа, 2005
Шатова Е.Г. – Урок русского языка в современной школе. – М.: Дрофа, 2005
Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. – М.: Дрофа, - 2005
Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе.- М.: Дрофа, 2006
Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. 6 класс – М.: Дрофа, 2005
Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Тесты. Русский язык. Все разделы школьного курса. 5 – 7 классы – М.: Дрофа, 2005
Словари и справочники.
Бирюкова В.Т. Игнатченко И.Р.Учебный словарь трудностей русского языка для школьников – М: Дрофа, 2010
Бурцева В.В. Новый орфографический словарь-справочник русского языка – М: Дрофа, 2010
Гуськова А.П. Сотин Б.В. Популярный словарь русского языка – М: Дрофа, 2010
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 томах – М: Дрофа, 2010
Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок – М: Дрофа, 2010
Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка – М: Дрофа, 2010
Историко-этимологический словарь современного русского языка в 2 томах – М: Дрофа, 2010
Курилова А.Д. Новый фразеологический словарь русского языка – М: Дрофа, 2010
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка – М: Дрофа, 2010
Рогожникова Р.П. Карская Т.С. Словарь устаревших слов – М: Дрофа, 2010
Русский язык: энциклопедия, под ред. Ю.Н.Караулова – М: Дрофа, 2010
Семенюк А.А. Матюшина М.А. Лексические трудности русского языка – М: Дрофа, 2010
Семёнова Н.М. Новый краткий словарь иностранных слов – М: Дрофа, 2010
Скворцов Л.И. Толковый словарь правильной русской речи – М: Дрофа, 2010
Саяхова Л.Р. Тематический словарь русского языка – М: Дрофа, 2010
Тихонов А.Н., Тихонова Е.Н. Комплексный словарь русского языка – М: Дрофа, 2010
Ушаков Д.Н. Крючков С.Е. Орфографический словарь – М: Дрофа, 2010
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка – М: Дрофа, 2010
Яранцев Р.И. Русская фразеология. Словарь-справочник – М: Дрофа, 2010
Экранно-звуковые пособия.
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7 класс.
Русский язык. 7 класс
Страна Лигвиния
Учебное пособие по русской фразеологии. 1 часть
Учебное пособие по речевому этикету. 3 часть
Справочник школьника. Русский язык.
Ткаченко Н. Грамматика русского языка. 1, 2 часть.
Технические средства обучения
Компьютер ( процессор,монитор )
Мультимедийный проектор
Цифровые образовательные ресурсы
1. Культура письменной речи http://www.gramma.ru2. Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org3. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru4. Мир слова русского http://www.rusword.org5. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru9. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru10. http://rusolimp.kopeisk.ru/
Учебно-практическое оборудование
Львова С.И. Папка с раздаточными материалами «Схемы и таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация» с методическим пособием к комплекту.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы. 7 класс. – М., «Дрофа», 2008
Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах и схемах. 5 – 11 классы. - М., «Дрофа», 2008
Разрезные карточки для индивидуальной работы. 7 класс
Тестовые задания по разделам программы.
Демонстрационные пособия
Портреты выдающихся отечественных лингвистов 19 – 20 веков.
Настенные транспаранты по орфографии и пунктуации
Таблицы по русскому языку.
Приложение
к пояснительной записке рабочей программы к пункту «Виды и формы контроля»
Объем письменных работ
Класс Диктант Изложение Сочинение
5 80-100 110-140 100
6 100-110 140-190 120
7 110-120 200-250 160
8 120-140 250-350 200
9 140-160 350-450 250
10 150 450 350-400
11 150 450 350-400
Техника чтения
Класс Вслух Про себя
5 120 140-170
6 140 170-210
7 150 210-250
8 140-150 250-260
9 150 260-280
Оценка диктантов
Оценка «5»
Выставляется за безошибочную работу, а также за работу, в которой допущена 1 негрубая орфографическая ошибка.
Оценка «4»
Выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок:
2-2, 1-3, 0-4.
Оценка «3»
Выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографических и 5 пунктуационных, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 5 пунктуационных ошибках:
4 – 4, 3 – 5, 0 - 7; (5 класс – 5-5).
Оценка «2»
Выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок:
7 – 7, 6 – 8, 5 – 9.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Примечание: Если в одном непроверяемом слове допущены 2 ошибки и более, то они все считаются за одну ошибку. При наличии и контрольном диктанте более 5 исправлений (исправление неверного написания на верное), оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 и более исправлений.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является: для оценки «4» - 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5-го класса – 5 орфографических ошибок); для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
Оценка грамматического задания
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задание верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил не менее 2/3 задания.
Оценка «3» ставится, если правильно выполнено не менее половины задания.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
 Оценка сочинений и изложений
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
        соответствие работы ученика теме и основной мысли;
        полнота раскрытия темы;
        правильность фактического материала;
        последовательность изложения. 
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
        разнообразие словаря и грамматического строя речи;
        стилевое единство и выразительность речи;
        число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка Содержание и речь Грамотность
«5» 1.      Содержание работы полностью соответствует теме.  
2.      Фактические ошибки отсутствуют. 3.      Содержание излагается последовательно. 4.      Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5.      Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 стилевых недочета. «4» 1.      Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
2.      Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.      Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4.      Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.      Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 3-4 речевых недочетов. «3» 1.      В работе допущены существенные отклонения от темы. Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5-м классе – 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.
2.      Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3.      Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4.      Беден словарь, однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5.      Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. «2» 1.      Работа не соответствует теме. Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических ошибок и 6 пунктуационных, а также 7 грамматических ошибок.
2.      Допущено много фактических неточностей. 3.      Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4.      Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5.      Нарушено стилевое единство текста.
В В целом в работе допускается 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. «1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. Имеется более 7 орфографических ошибок, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
Календарно-тематическое планирование
7 класс
В календарно-тематическом планировании реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий указание не только темы и основных содержательных единиц урока, но и видов деятельности учащихся. В предлагаемом планировании учебного материала указаны лишь те виды деятельности, которые отражают предметную специфику конкретного занятия. Виды деятельности, связанные с формированием универсальных учебных действий: регулятивных (целеполагание учебной деятельности, самооценка и коррекция), коммуникативных (формулирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных языковых средств, умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками и т.д.), познавательных (смысловое чтение, осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, построение умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей и т.д.) — отрабатываются на каждом уроке.

п/п Кол-во часов дата Тема урока Содержание урока Виды деятельности учащихся
план факт Введение

1 1 3.09 Введение. Литературный русский язык. Нормы литературного языка, их изменчивость. Знакомство с «Практикой». Систематизация сведений о литературном языке, норме. Историческая изменчивость норм русского языка Проанализировать структуру нового учебника. Повторить понятия «литературный язык», «норма». Проследить за изменчивостью норм русского литературного языка
2 - 8 7 Повторение изученного в 5—6 классах Повторение и систематизация сведений по культуре речи Повторить базовые понятия, усвоенные ранее, совершенствовать навыки использования языковых явлений в соответствии с нормами
5.09
Фонетические нормы русского языка 6.09
7.09 Повторим орфограммы гласные 10.09
12.09
Повторим лексику. Лексические нормы русского языка. 13.09 Свободный диктант по упражнению 52 с творческим заданием 14.09
Р.Р. Текст. Стили речи. Что такое текст. Текст, его признаки Повторить признаки текста как единицы речи: заглавие, основная мысль текста, его тема, композиционная завершённость, структурная связность всех частей, стилистическое единство. Уметь озаглавливать текст, «читать» заглавие
9 1 17.09
Р.Р. Сочинение по картине «Утренний натюрморт» К.С. Петрова-Водкина» Диагностика усвоения норм культуры речи. Диагностика коммуникативных навыков учащихся Владеть нормами культуры речи. Совершенствовать умения передавать содержание текста.
10 1 19.09 Повторим словообразование 11 1 20.09 Повторим морфемику. Грамматические нормы русского языка. 12 1 21.09 Контрольная работа по теме «Повторим изученное в 5 – 6 класса» Причастие
13
1 24.09
Понятие о причастии Семантика причастия, сфера его употребления в речи. Нормы произношения Понять значение новой части речи, учиться опознавать причастия по формальным признакам
14 1 26.09 Признаки прилагательного у причастия Грамматические признаки причастий. Орфограмма «Гласные и согласные в окончаниях причастий». Нормы употребления причастий Усвоить признаки причастия как части речи. Освоить новую орфограмму. Используя рассуждения, установить сходство и различие причастий и однокоренных прилагательных и глаголов. Подготовить сообщение на тему «Что я узнал о причастии»
15
16 2 27.09
28.09 Признаки глагола у причастия. 17
18
19
20 4 1.10
3.10
4.10
5.10 Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте. Причастный оборот. Определяемое и зависимое слово Нормы употребления причастного оборота. Нормы согласования. Интонирование предложений с причастными оборотами Учиться находить причастный оборот, усвоить понятия «определяемое» и «зависимое» слово. Уметь конструировать причастные обороты, использовать их в соответствии с нормами. Учиться соблюдать нормы согласования причастий с определяемыми словами, расположенными дистантно. Совершенствовать навыки интонирования изучаемых конструкций, навыки выразительного чтения. Учиться выделять причастные обороты на письме
21
22 2 8.10
10.10 Не с причастиями Правописание не с причастиями Усвоить опознавательные признаки орфограммы, условия её возникновения, алгоритм применения правила. Совершенствовать навыки опознавания и выделения в устной речи и на письме причастных оборотов
23 1 11.10 Р/Р Описание местности Сжатое и полное описание общего вида местности Научиться переходить от предельно сжатого описания к более полному, а затем — к развёрнутому описанию общего вида местности. Освоить типовую композицию этого вида описания. Уметь «читать» заглавие текста. С помощью сжатого изложения учиться избегать типичного недочёта — подмены описания повествованием
24
25 2 12.10
15.10 Действительные и страдательные причастия Семантика действительных и страдательных причастий, нормы их употребления Усвоить понятие о действительных и страдательных причастиях, их суффиксах, нормах употребления. Уметь опознавать действительные и страдательные причастия
26
27 2
17.10
18.10
Словообразование действительных причастий настоящего времени Образование причастий. Орфограмма «Гласные в суффиксах причастий настоящего времени» Усвоить способы образования причастий, нормы орфографии, согласования. Учиться использовать разнообразные синтаксические конструкции для выражения определительных отношений. Совершенствовать орфоэпические навыки
28
29 2
19.10
22.10 Словообразование страдательных причастий настоящего времени
30 1 24.10 Р/Р Описание местности Стихотворение А. С. Пушкина «Кавказ». Подготовка к сочинению Анализируя стихотворение, являющееся классическим образцом строгого соблюдения перспективы при описании, учиться описывать общий вид местности
31
32 2 25.10
26.10
Словообразование действительных причастий прошедшего времени Образование причастий. Орфограмма «Буквы е — ё в суффиксах причастий». Нормы акцентологии Усвоить способы образования причастий, нормы орфографии, согласования. Освоить нормы употребления причастий, образованных от глаголов с суффиксом -ну-. Совершенствовать акцентологические навыки
33
1 27.10
Словообразование страдательных причастий прошедшего времени 34
35
36 3 7.11
8.11
9.11 Гласные перед нн и н Орфограмма «Гласные перед нн и н. Нормы употребления причастий Освоить новую орфограмму, отработать навыки нормированного употребления причастий. Совершенствовать навыки редактирования написанного: устранение однотипных конструкций с помощью использования причастных оборотов
37
38 2 14.11
15.11 Диктант и его анализ Диагностика усвоения орфограмм и пунктограмм. Анализ ошибок Уметь в соответствии с правилами оформлять письменный текст, работать над ошибками
39 1 16.11 Р/Р Описание местности Подготовка к сочинению по личным наблюдениям Уметь, анализируя темы, устанавливать общее и различное между ними. Понимать значение каждого слова в формулировке темы, чтобы писать на тему. Подготовиться к сочинению
40
41
42 3 19.11
21.11
22.11 Краткие причастия Краткие причастия, образование, правописание, сфера употребления. Нормы акцентологии Усвоить понятие о кратких причастиях, их значении, образовании, правописании, сфере употребления, а также нормы их акцентологии
43
44 45 3 23.11
26.11
28.11 Правописание нн в причастиях Слова-омофоны, их разграничение. Нормы орфографии и орфоэпии Учиться различать слова-омофоны, усвоить тонкости их семантики, верно обозначать нн и н в них, совершенствовать орфоэпические навыки
46 1 29.11 Р/Р описание пейзажа по картине Подготовка к написанию сочинения по пейзажной картине Г. Г. Нисского Учиться описывать пейзажные картины
47
48
49 3 30.11
3.12
5.12 Повторение изученного по теме «Причастие» Систематизация материала, совершенствование навыков употребления изученной части речи в соответствии с нормами языка Уметь употреблять причастия в соответствии с нормами языка
50
51 2 6.12
7.12 Проверочные работы и их анализ. Проект №1 Диагностика усвоения норм употребления причастий в речи учащихся. Анализ ошибок Классифицировать ошибки, работать над ними
52
53 2 10.12
12.12 Р/Р Описание действий
Анализ ошибок Описание действий, его особенности Учиться с помощью «немого» диктанта описывать трудовой процесс без пропуска отдельных действий, нарушения их последовательности. Освоить конструкции, типичные для этого описания, с общим смысловым подлежащим, чтобы избежать повторов при обозначении одного и того же действующего лица
Деепричастие
54 1 13.12 Понятие о деепричастии Понятие о деепричастии как речи, нормах его употребления Усвоить понятие о деепричастии на основе понимания значения ключевых словосочетаний «основное действие — добавочное действие», «дорисовывает действия», «характеризует действия». Учиться употреблять деепричастия в соответствии с нормами языка
55
56 2
1.12
17.12 Признаки глагола и наречия у деепричастия. НЕ с деепричастиями. 57
58
59 3
19.12
20.12
21.12 Деепричастный оборот. Самостоятельная работа по упражнению 260. Понятие о деепричастном обороте, его выделении в устной речи и на письме Используя знания о причастном обороте, усвоить понятие о деепричастном обороте, нормах его употребления
60 1 24.12 Р/Р Описание действий Описание спортивных действий Уяснить композицию текстов, описывающих спортивные действия. Проанализировать текст в качестве подготовки к домашнему сочинению
61 1 26.12 Словообразование деепричастий Особенности образования деепричастий, нормы их употребления. Орфограмма «Гласная перед суффиксом деепричастия». Изложение текста, насыщенного причастными и деепричастными формами и конструкциями Тренироваться в морфемном анализе. Уяснить способы образования деепричастий, освоить орфограмму. Проверить сформированность навыка нормированного употребления причастий и деепричастий при передаче содержания текста
62
63 2 27.12
28.12 Повторение изученногоСистематизация материала, совершенствование навыков употребления изученной части речи в соответствии с нормами языка Уметь употреблять деепричастия в соответствии с нормами языка
64
65 2 9.01
10.01 Проверочная работа и её анализ Проект №2 Диагностика усвоения норм употребления деепричастий в речи учащихся. Анализ ошибок Классифицировать ошибки, работать над ними
66 1 11.01 Р.Р. изложение, близкое к тексту Подготовка к домашнему сочинению Тренироваться в определении общего и различного в темах сочинений. Совершенствовать навыки аудирования. Повторить композицию полного рассуждения
67 1 14.01 Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие Познакомиться с неморфологическим способом образования слов
68
69
2
16.01
17.01 Повторим орфографию Повторение орфографии и пунктуации Систематизировать знания по орфографии и пунктуации, восполнить пробелы в структуре навыков грамотного письма. Осознать важность грамотного письма
70 1 18.01 Повторим пунктуацию Служебные части речи
71 1 21.01 Понятие о служебных частях речи Понятие о служебных частях речи Повторить сведения о делении частей речи на самостоятельные и служебные. Понять специфику последних72 73 2 23.01
24.01 Р/Р Рассказ на основе услышанного Подготовка к сочинению-рассказу на основе услышанногоУяснить особенности этого жанра, совершенствовать навыки аудирования. Подготовиться к написанию собственного текста
74 1 25.01 Понятие о предлоге. Предлог, производные и непроизводные предлоги, роль предлогов в строении словосочетаний и предложений. Значение предлогов, их разряды, многозначность предлогов Повторить сведения о предлоге, усвоить новые понятия, роль предлогов в строении словосочетаний и предложений. Понять значения предлогов, их разряды по значению. Усвоить синонимию предлогов
75 1 28.01 Разряды предлогов по значению 76 1 30.01 Производные и непроизводные предлоги, их правописание 77
78 2 31-1.02 Правописание производных предлогов. Орфограммы «Гласная е на конце производных предлогов», «Пробел между частями производного предлога», «Отсутствие пробела в производных предлогах». Нормы употребления предлогов Освоить орфограммы предлогов, научиться различать омонимы, усвоить синонимию предлогов и нормы употребления падежной формы после конкретных предлогов
79 1 4.02 Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов. 80
81 2 6.02
7.02 Повторение изученного в разделе «Предлог» Систематизация материала, совершенствование навыков употребления изученной части речи в соответствии с нормами языка Уметь употреблять предлоги в соответствии с нормами языка
82 83 2 8.02
11.02
Проверочная работа и её анализ Диагностика усвоения норм употребления предлогов в речи учащихся. Анализ ошибок Классифицировать ошибки, работать над ними
Союз
84 1 13.02 Понятие о союзе Союз как служебная часть речи. Строение и значение союзов Повторить сведения о союзе, усвоить понятия о строении и значении союзов. Тренироваться в конструировании сложных предложений. После изучающего чтения параграфа «Теории» подготовить высказывание об изучаемой части речи
85
86 2 14.02
15.02 Сочинительные союзы Разряды сочинительных союзов. Орфография союзов зато, тоже, также. Пунктуация в предложениях с однородными членами и в сложном предложении Освоить разряды сочинительных союзов, их орфографию. Потренироваться в пунктуационном оформлении предложений с этими союзами
87
88 2 17.02
18.02 Подчинительные союзы Значения подчинительных союзов, их орфография. Пунктуация сложных предложений. Орфография союзов Совершенствовать умения составлять конспект параграфа. Запомнить перечень союзов, уяснить их значения и орфографию. Учиться конструировать предложения с подчинительными союзами. Усвоить синонимию союзов. Совершенствовать коммуникативные навыки при написании свободного диктанта
89 1 20.02 Правописание союзов Правописание союзов тоже, также, зато, чтобы, потому что, оттого что Усвоить правописание союзов на основе их сопоставления с синонимичными союзами, омонимичными сочетаниями
90
91 2 21.02
22.02 Морфологические средства связи Союз как средство морфологической связи предложений и смысловых частей текста Научиться использовать союзы в качестве скрепы в тексте. С этой целью анализировать тексты, готовиться к написанию изложения и сочинения-миниатюры
92
93 2 25.02
27.02 Повторение изученного в разделе «Союз» Проект №3 Систематизация материала, совершенствование навыков употребления изученной части речи в соответствии с нормами языка Уметь употреблять союзы в соответствии с нормами языка
94 95 2 28.02
1.03 Проверочная работа её анализ Диагностика усвоения норм употребления союзов в речи учащихся. Анализ ошибок Классифицировать ошибки, работать над ними
96
97 2 3.03
4.03 Повторим орфографию Повторение орфографии и пунктуации Систематизировать знания по орфографии и пунктуации, восполнить пробелы в структуре навыков грамотного письма. Осознать важность грамотного письма
98 1 6.03 Повторим пунктуацию. 99
100 2 7.03
11.03 Р/Р Сочетание разных типов речи в одном тексте Сочетание разных типов речи в одном тексте. Отзыв о книге Подготовиться к написанию коллективного отзыва о художественной книге. С этой целью анализируется теоретический материал, а также отзыв писателя о прочитанной книге
Частица
101
102 2 13.03
14.03 Понятие о частице Понятие о частице как служебной части речи.
Орфограммы «Пробел между частицей и словом», «Дефис между частицей и словом» Усвоить основные признаки частицы как части речи, группы частиц по значению. Совершенствовать орфографические навыки. Уметь отличать частицы от омонимов. Учиться использовать частицы для выражения различных дополнительных оттенков
103
104 2 15.03
18.03 Формообразующие частицы 105
106 2 1.04
3.04 Раздельное и дефисное написание частиц 107 1 4.04 Значение частиц 108 109 2 5.04
8.04 Проверочная работа и её анализ Диагностика усвоения норм употребления частиц в речи учащихся. Анализ ошибок Классифицировать ошибки, работать над ними
110
111 2 10.04
11.04 Отрицательные частицы. Роль отрицательной частицы НЕ Основные значения не и ни, их правописание. Двойное отрицание Научиться различать частицы не и ни, повторить известные правила, усвоить новые, а также правописание устойчивых сочетаний с этими частицами. Понять смысл такого языкового явления, как «двойное отрицание»
112
113 2 12.04
15.04
Отрицательные частицы НЕ и НИ. Значение частицы НИ. Правописание не и ни 114 1 17.04 Р/Р Сочетание разных типов речи в одном тексте Сочетание разных типов речи в одном тексте. Отзыв о книге Подготовиться к написанию отзыва о научно-популярной книге. С этой целью проанализировать теоретический материал, а также отзыв писателя о книге «Какого цвета радуга»
115 1 18.04 Повторение изученногоСистематизация материала, совершенствование навыков употребления изученной части речи в соответствии с нормами языка Уметь употреблять частицы в соответствии с нормами языка
116 117 2 19.04
22.04 Проверочная работа и её анализ. Проект №4 Диагностика усвоения норм употребления частиц в речи учащихся. Анализ ошибок Классифицировать ошибки, работать над ними
118 1 24.04 Р/Р Характеристика литературного героя Характеристика литературного героя Усвоить понятие «литературный герой», познакомиться с планом его характеристики. С помощью выборочного изложения учиться составлению характеристики литературного героя, использовать для этого конструкции с общим смысловым подлежащим
119 1 25.04 Переход слов самостоятельных частей речи в служебные Особенности образования служебных слов Познакомиться с новым способом образования слов служебных частей речи
Междометие
120 1 26.04 Понятие о междометии. Основные функции междометий. Междометие как языковое явление Познакомиться с междометием как особым классом слов, не относящимся ни к самостоятельным, ни к служебным словам. Совершенствовать навыки интонирования предложений с междометиями. Продолжить совершенствование культуры речевого поведения, атрибутом которого должны стать этикетные междометия, учиться уместно их использовать. Усвоить понятие «звукоподражательные слова». Совершенствовать с помощью изложения с элементами сочинения коммуникативные навыки
121 1 29.04 Разряды междометий 122 1 3.05 Знаки препинания при междометиях 123 1 6.05 Р.Р. Публицистический стиль Публицистический стиль, его особенности Познакомиться с особенностями публицистического стиля, спецификой его тематики, отбора языкового материала. Учиться писать сочинения в этом стиле
124
125 2 8.05
10.05 Повторим орфографию Повторение орфографии и пунктуации Систематизировать знания по орфографии и пунктуации, восполнить пробелы в структуре навыков грамотного письма. Осознавать важность грамотного письма
126
127 2 13.05 Повторим пунктуацию
Повторим изученное в 6—7 классах
128
129
2 15.05
Повторим орфоэпию Систематизация материала, совершенствование навыков употребления изученных частей речи в соответствии с нормами русского языка Уметь употреблять части речи в соответствии с нормами русского языка
130 1 16.05
Повторим лексику. Лексический анализ 131 1 17.05
Морфологические нормы русского языка. 132 1 20.05 Р.Р. Стили речи 133 1 22.05 Р/Р Интервью Интервью как жанр публицистики Познакомиться с интервью — жанром публицистики, его композицией, языковыми особенностями. Учиться писать сочинения в этом жанре
134-135 2 23-24.05 Контрольная работа и её анализ Диагностика усвоения норм употребления частей речи в практике учащихся. Анализ ошибок. Динамика формирования навыков учащихся Классифицировать ошибки, работать над ними
136 1 27.05 Р/Р Повторение изученного. Морфологические средства сравнения. Проект №5 Морфологические средства сравнения. Текст, его тема, стили речи Повторить морфологические средства сравнения (существительное в творительном падеже, прилагательное и наречие, а также предлоги и союзы), уметь пользоваться ими в речи. Повторить понятия, связанные с текстом, стилями речи. Уметь писать доклад на научную тему, изложение (близкое к тексту, сжатое, выборочное) текстов разных стилей и жанров