Историко-культурный стандарт в концепции государственной политики в области образования РФ: размышления, ассоциации


Аштуева Светлана Альфоровна,
МБОУ « Хохорская СОШ»
Историко-культурный стандарт в концепции государственной политики в области образования РФ: размышления, ассоциации.
Введение стандарта предполагает единую логику школьного курса истории, взаимосвязь всех этапов российской государственности. Системный подход к проектированию и реализации учебного/воспитывающего предмета история России предполагает не только отбор содержания учебного материала, но и вопросы, касающиеся методики и организации исторического образования вообще и обучения истории России в частности.
В представленном стандарте важным представляется отбор обязательных для изучения тем, персоналий, событий, дат, терминов , понятий , составляющих содержательный минимум. Особое место уделено личности в истории, «причём не только через изучение биографий выдающихся личностей, но и через постижение перипетий жизни рядовых граждан ,сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы»( антропологический подход). В этой связи несколько нелогичными показались заголовки типа
« Империя Петра Великого» , « Конец империи Романовых».
Возникает вопрос о том, как будет осуществляться связь между региональной историей и единым курсом истории, где будут точки соприкосновения. Не представлена задекларированная в стандарте тема многонациональности и поликонфессиональности России. В списке персон много деятелей РПЦ ( справедливо, конечно), но где представители ислама, буддизма, иудаизма, известные личности- представители народов многонациональной России. Понятно, что они будут изучены в рамках региональной истории, но не лишним было бы знать о них всем школьникам страны.
Проблема внутрипредметных и межпредметных связей. При прежней структуре исторического образования изучение курса отечественной истории и соответствующего периода всеобщей истории было синхронизировано хотя бы в рамках учебного года. Сейчас же курс новейшей истории России предполагается на 10 класс, а в 11 классе- изучение курса « История России в мировом контексте».
Принцип компенсации / декомпенсации одних предметов другими ( литература, ИЗО, музыка, технология, география, экономика) мог бы решить проблему нехватку учебного времени на изучение «перекрёстных» тем.
Думается, что именно историко-культурный стандарт должен стать неким фундаментальным ядром единого образовательного пространства страны в силу своей гуманистической ориентированности, воспитывающего воздействия на подрастающее поколение.