Программа элективного курса по русскому языку 9 класс. Средства выразительности


Пояснительная записка
Данный элективный курс призван дополнить существующие знания девятиклассников по литературе. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения данного курса, будут полезными как при построении устного ответа, так и при подготовке к олимпиадам по литературе.
Цели курса:
формировать и развить умение творческого, т.е. эстетического чтения, приводящее к формированию читательской самостоятельности;
воспитание и формирование эстетического вкуса учащихся.
Задачи:
развитие навыков свободного владения изобразительно-выразительными средствами, умения анализировать текст;
углубление и расширение умения анализа и интерпретации художественного текста.
воспитание эстетической и нравственной культуры учащихся;
Концептуальной основой данного курса является понимание текста как структуры, отдельные элементы которой связаны друг с другом и, как правило, выполняют определенные, особые функции
Технологии обучения:
традиционные (лекция, практические занятия)
проектное обучение (творческие проекты)
Методы обучения
объяснительно-иллюстративные (лекция, рассказ, беседа, самостоятельная работа над учебным материалом)
репродуктивные (упражнения)
коммуникативные (дискуссия, презентация)
Формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные
Формы контроля:
Текущий (устные ответы, работа с карточками, письменная проверка, тестовые задания)
Итоговый (практическая работа, тестовые задания)
Программа рассчитана на 18 часов (1 час в неделю).
Календарно-тематическое планирование
№ Дата Наименование раздела, темы урока Кол-во
часов В т.ч. на лаб. и пр. работы
1 Введение к курсу. Изобразительно-выразительные средства языка. Краткая характеристика 1 Стилистические фигуры 3 2 Стилистические фигуры. Параллелизм. Гипербола. Литота. 1 3 Стилистические фигуры. Антитеза. Оксюморон. 1 4 Стилистические фигуры. Инверсия. Повтор. Многосоюзие. 1 Изобразительно-выразительные средства языка 11 5 Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы. Метафоры, виды метафор. 1 6 Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. Характеристика эпитетов. 1 7 Изобразительно-выразительные средства языка. Сравнение и перифраз. 1 8 Изобразительно-выразительные средства языка. Аллегория и метонимия. 1 9 Изобразительно-выразительные средства языка. Синекдоха и ирония. 1 10 Изобразительно-выразительные средства языка. Символ. 1 11 Изобразительно-выразительные средства языка. Аллитерация и анафора. 1 12 Изобразительно-выразительные средства языка. Аллюзия и антропоморфизм. 1 13 Изобразительно-выразительные средства языка. Парцелляция и плеоназм. 1 14 Изобразительно-выразительные средства языка. Ассонанс Гротеск. 1 15 Изобразительно-выразительные средства языка. Градация Повтор. 1 16 Резерв 1
Содержание курса.
Введение (1 ч.)
Изобразительно-выразительные средства языка. Краткая характеристика.
Стилистические фигуры (3 ч.)
Параллелизм, гипербола, литота. Антитеза. Оксюморон. Работа с текстами. Нахождение средств выразительности в рассказе И.А.Бунина « Заря всю ночь».
Инверсия. Повтор. Многосоюзие.
Изобразительно-выразительные средства языка (13
Тропы. Метафора. Виды метафор. Характеристика метафор. Эпитеты. Характеристика эпитетов. Анализ стихотворений: А.А.Блока, С.А.Есенина, М.Ю. Лермонтова, работа над изобразительно-выразительными средствами языка данных стихотворений. Сравнение и перифраз. Аллегория и метонимия. Синекдоха и ирония (работа над произведениями художественной литературы, стихи В.В.Маяковского и А.Т.Твардовского).
Символ. Литературоведческое определение понятия «символ» по словарю «Краткий словарь литературоведческих терминов», символические образы на примере сказок А.де Сент-Экзюпери» Маленький принц»,рассказа И.С.Тургенева «Ася»
Аллитерация. Анафора. Аллюзия. Антропоморфизм. Литературоведческое определение данных терминов. Работа над текстами художественных произведений.
Парцелляция и плеоназм. Ассонанс. Гротеск. Градация. Повтор. Поэма « Василий Теркин» Н. Т. Твардовского, Н.В.Гоголь, поэма « Мертвые души».
Требования к уровню подготовки учащихся
В ходе занятий обучающиеся должны научиться:
обобщать знания по работе над изобразительно-выразительными средствами языка;
анализировать и понимать произведения художественной литературы с опорой на знания по теории литературы
Критерии и нормы оценки знаний учащихся
Критерии и нормы оценки знаний учащихся соответствуют критериям программы по литературе.
Список литературы для учителя
Богданова О.Ю.Методика преподавание литературы: Учебник для студ. Пед.вузов \О. Ю. Богданова, С.А. Лернов, В.Ф.Чертов; Под ред. О.Ю.Богдановой.- М.: Издательский центр « Академия» ,1999.
Краткий словарь литературоведческих терминов - Москва.: Просвещение, 1999 г.
Лотман Ю.М.О поэтах и поэзии. - СПб., 1999
Мартемьянова И. К. Олимпиады по литературе в 9 классе – Волгоград, 2004 года.
Сычева В. П. Русский язык. Государственная итоговая аттестация ( по новой форме). – М.: Издательство «Экзамен», 2012.

Список литературы для учеников
Есин.А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. - М.: Флинта: Наука,2003.
Лотман Ю.М.О поэтах и поэзии.- СПб., 1999
Тимофеева Л.И.Словарь литературоведческих терминов. - М., 1999
Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка.- М.: «Русский язык» .1994