Рабочая программа факультатива Духовно-нравственные традиции русского народа. 5 класс


914400135763000
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Духовно – нравственные традиции русского народа» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, с учетом методических рекомендаций, содержащихся в пособии для учителя «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010г.,  в Примерных программах внеурочной деятельности основного образования под редакцией В.А. Горского, М.: Просвещение, 2011г. в программе факультатива «Праздники, ремесла и традиции русского народа» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Москва, 2011г.
Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Особое, от сердца и души идущее принятие традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни каждого уголка малой родины наполняется конкретным, чувственным, образным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природу. Оно возможно лишь тогда, когда сами понятия «отчий дом», «родная земля», «моя семья и род», «Отечество» войдут в сознание человека с малых лет, и тогда постепенно он будет взрослеть, а его гражданское самосознание и патриотизм обретут яркую конкретику. Российскую культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании. Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят от того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Программа «Духовно – нравственные традиции русского народа» расширит знания ребят о традициях и истории нашей страны.
Целью курса является приобщение обучающихся к традиционной культуре русского народа, воспитание национального сознания и развитие навыков нравственного поведения, через усвоение обучающимися знаний о традициях и основных достижениях русской культуры.
Данная цель предполагает выполнение следующих задач:
- усвоить знания о русских народных традициях, основных достижениях русской культуры;
- развить навыки культурного поведения и нравственного отношения к себе и другим людям, в учебной и внеучебной деятельности;
- воспитать национальное сознание и толерантное отношение к русской культуре.
Общая характеристика курса
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа.
Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии — всё это являют нам творения народных умельцев. Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложная, трудная, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим. Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину-мать, у которой особая стать, особая, светлая душа. Перипетии истории, трудные испытания, выпавшие на её долю, Россия выдержала с честью, нигде и никогда не уронив своего достоинства.
Мужественная, закалённая, благородная и прекрасная страна. И сердце её великодушное, отзывчивое на добро и красоту. Русские люди поистине достойны своей Родины. И наши дети должны осознавать это, нести в разуме и чувствах своих негасимый свет Веры, Правды, Добра, Любви и Надежды. От их знаний, их духовной культуры зависит наше общее будущее.
Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.
У России великая, светлая душа. Она отразилась в её природе, в искусстве: в песнях, танцах, музыке и слове. Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства — творчеству, созданному гением народа. Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции — святая обязанность учителей, деятелей искусства. Народные танцы, песня, как и другие жары фольклора, произведения народных умельцев пробуждают человеческие души, дают выход таким чувствам, которые поневоле забыты в наше время, с его стремительностью, хаотичностью, напором, вторжением в жизнь того, что чуждо нашему менталитету. А это то, что живёт, но скрыто в глубине души: тонкость восприятия мира, лиризм, скромность, а также коллективизм, взаимовыручка, готовность прийти на помощь другим, чувство сострадания и милосердия, оптимизм, открытость миру и людям.
Программа факультативного курса подчиняется следующим принципам:
— личностно-ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
— природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей среднего школьного возраста);
— педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для школьников 5 класса; необходимость социализации ребёнка);
— культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника).
Внеурочная деятельность школьников 5 класса происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы среднего общего образования.
Основными формами проведения занятий являются – беседы, устные журналы, экскурсии, заочные путешествия, защита проектов, театральные постановки, праздники, викторины, просмотр фильмов, выставки, конкурсы. Место курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 34 часа  (1 час в неделю) в 5 классе, что соответствует учебному плану школы.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к истории и культуре, как своего народа, так и других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Познавательные
формирование знаний , понимание и принятие личностью ценностей, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации
Коммуникативные
способность учитывать позицию собеседника, уважительное отношение к иному мнению, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности.
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре;
- Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
- Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Результативность внеурочной деятельности отражается по следующим критериям:
рост социальной активности обучающихся;
рост мотивации к активной познавательной деятельности;
уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистических основ отношения к окружающему миру.

Основным инструментарием для оценивания результатов являются так же анкетирование обучающихся и родителей, творческие отчеты (презентации, конкурсы), проекты, практические работы, самоанализ, самооценка, наблюдения
Содержание программы
факультатива «Духовно – нравственные традиции русского народа»
(34 ч.)
ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)
Теория: Знакомство с программой курса, его содержанием, формами работы, практическими работами. Тестирование обучающихся по русской народной культуре.
УКЛАД ЖИЗНИ РУССКОГО НАРОДА (7 ч.)
Теория: Семья, дом. Семейные традиции. Уважение к старшим. Дети и старики. 
Практика: исследовательская работа «Традиции моей семьи»
ВСТРЕЧАЮТ ПО ОДЕЖКЕ… (8 ч.)
Теория: История русского народного костюма. Символы в русской народной одежде. Викторина по истории русского народного костюма.
Практика: Творческий проект «Создание орнаментов с использованием символов русского народного костюма»
РОЖДЕНИЕ КУКОЛ, КАК РОЖДЕНИЕ ЦЕЛОГО МИРА (10 ч.)
Теория: Русская народная кукла, куклы-обереги, игровые куклы, обрядовые куклы
Практика: изготовление русских народных кукол, творческая работа «Изготовление куклы, стилизованной под русскую народную куклу», выставка-презентация «Куклы наших прабабушек»
СДЕЛАЛ ДЕЛО - ГУЛЯЙ СМЕЛО (7 ч.)
Теория: русские народные праздники, русские народные песни и танцы.
Практика: творческий проект «Светлый праздник Пасха»
Итоговое занятие (1 ч.)
В результате изучения курса обучающийся научится:
• рассказывать об обычаях и традициях русского народа;
• готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России;
• характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;
• различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;
• рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;
• оценивать, приводя примеры, своѐ поведение в семье, школе и вне их;
Школьник получит возможность научиться:
• использовать первоначальные представления о народных песнях, танцах, как основе русского фольклора в общении с одноклассниками и другими людьми;
• сравнивать обычаи и традиции народов России;
• соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;
• различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;
• использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций
Календарно-тематическое планирование
факультатива «Духовно – нравственные традиции русского народа»
5 класс (34 ч. )№
п/п Содержание раздела, темы
Дата проведения
5 а 5 б
1 Введение (1 ч.) 2.09 7.09
2 Раздел 1. Уклад жизни русского народа (7 ч.)
Семья, дом. 9.09 14.09
3 Семейные традиции. 16.09 21.09
4 Уважение к старшим. 23.09 28.09
5
Подготовка к сюжетно – ролевой игре «Уклад жизни русского народа» 30.09 5.10
6 Сюжетно – ролевая игра «Уклад жизни русского народа» 7.10 12.10
7 Викторина «Уклад жизни русского народа» 14.10 19.10
8 Исследовательские работы «Традиции моей семьи» 21.10 26.10
9 Раздел 2. Встречают по одежке…(8 ч.)
История русского костюма. 28.10 2.11
10 2-ая четверть
Творческая работа «Русский костюм в красках» 18.11 16.11
11 Викторина по истории русского народного костюма. 25.11 23.11
12 Символы в русской народной одежде. 2.12 30.11
13 Распознавание символов в русской народной одежде. 9.12 7.12
14 Подготовка к проекту « Создание орнаментов с использованием символов русской народной одежды» 16.12 14.12
15 Защита творческого проекта «Создание орнаментов с использованием символов русской народной одежды» 23.12 21.12
16 Защита творческого проекта «Создание орнаментов с использованием символов русской народной одежды» 30.12 28.12
17 3-я четверть
Раздел 3. Рождение кукол, как рождение целого мира (10 ч.)
Русская народная кукла. 13.01 18.01
18 Куклы – обереги. 20.01 25.01
19 Изготовление куклы – оберега. 27.01 1.02
20 Игровые куклы. 3.02 8.02
21 Изготовление игровой куклы. 10.02 15.02
22 Обрядовые куклы. 17.02 22.02
23
Изготовление обрядовой куклы. 24.02 1.03
24 Подготовка к творческому проекту «Русская народная кукла» 3.03 9.03
25
Защита проекта «русская народная кукла»
10.03
15.03
26 Выставка – презентация «Куклы наших прабабушек» 17.03 5.04
27 4-ая четверть
Раздел 4. «Сделал дело – гуляй смело» (7 ч.)
Русские народные праздники. Масленица. 31.03 12.04
28 Русские народные праздники. Пасха. 7.04 19.04
29 Подготовка творческого проекта «Светлый праздник Пасха» 14.04 26.04
30 Защита творческого проекта «Светлый праздник Пасха» 21.04 3.05
31 Русские народные песни. 28.04 10.05
32 Русские народные танцы. 5.05 17.05
33 Песни и танцы как основа русского фольклора. 12.05 24.05
34 Итоговое занятие (1 ч.)
Конкурс «Лучший знаток русских традиций» 19.05 31.05
Список литературы
1. Агеева Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы: Словарь-справочник. М.: Академия, 2000.
2. Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ю. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. М.: Народное образование, 2002.
3. Кудрявцева Т.С., Михайлова С.Ю. Рассказы о русской культуре. - М.: ЮНВЕС, 1997.
4. Примерные программы внеурочной деятельности основного образования под редакцией В.А. Горского, М.: Просвещение, 2011г.
5. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1990.
6. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1995.
7. Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989.
8. Пособие для учителя «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010г.
9. Н.Ф. Виноградова. Сборник программ внеурочной деятельности. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2011