Методическая разработка Этнографическое рукоделие: изготовление узловой куколки.Конспект урока.


Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Гимназия №10»
Конспект урока
«Этнографическое рукоделие:
изготовление узловой куколки».
Методическая разработка учителя технологии Гущиной В.В.
5 класс

2016 г.

Тема: Этнографическое рукоделие. Изготовление узловой куколки.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Тип урока: комбинированный.
Время: 90 минут.
Цель урока:
Организовать деятельность учащихся по формированию интереса к народным ремеслам, целостного представления об истории народной куклы, способствовать развитию творческого, конструкторского мышления, воспитывать эстетический вкус, самостоятельность и практичность, обучить изготовлению узловой куколки.
Методы обучения:
Словесные репродуктивные методы (рассказ, объяснение);
Аудиовизуальные методы (сочетание словесных и наглядных методов и приемов);
Информационно - поисковые методы и приемы (работа с технологической картой, ресурсами Интернет);
Демонстрационно – наглядный метод (демонстрация трудовых приемов);
Наглядно – образные приемы (мультимедийная презентация, наглядные пособия);
Практические методы (выполнение заданий, упражнения по закреплению знаний, практическая работа);
Игровые методы.
Межпредметные связи: история, математика, литература.
Оборудование: лоскуты, нитки, тесьма, ленты, ИКТ (презентация «Виды народных кукол», видеофильм «Изготовление узловой куколки»), технологическая карта, образцы кукол, стенд «Техника безопасности».
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:
- уметь осуществлять ценностную оценку и мотивацию к деятельности;
- осуществлять совместную практическую деятельность;
- анализировать свою деятельность;
- слушать учителя.
Предметные результаты:
- понимать предметную задачу урока и стремиться её выполнить;
- осваивать способы работы с лоскутом;
- применять полученные знания и умения в практической деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять с помощью учителя тему урока и собственную цель;
- выявлять собственные затруднения;
- находить способы выхода из затруднений;
- организовывать свою деятельность;
- контролировать и анализировать собственную деятельность.
Познавательные УУД:
- искать подходящую информацию для достижения поставленной учебной проблемы;
- конструировать новое знание;
- применять знание на практике;
- излагать свое мнение;
- способность делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно.
Коммуникативные УУД:
- умение вести познавательный диалог по теме урока;
- анализировать изделие;
- уметь слышать товарища, не перебивать его;
- уметь отстаивать свою позицию.
Структура занятия:
1. Организационный этап (Самоопределение к деятельности).
2. Этап актуализации субъективного опыта.
3. Этап постановки целей и задач урока.
4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности («открытие» детьми нового знания).
5. Практический этап. Краткосрочный творческий проект.
6. Рефлексивно-оценочный этап.
7. Подведение итогов.
Ход урока
Организационный этап.
Задача:
- включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.
Приветствие учителя и учеников:
Учитель: Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс!
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз!
А чтоб урок пошел каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!
Этап актуализации субъективного опыта. Мотивация учебной деятельности.
Задача: способствовать систематизации опорных знаний по теме «Виды народных ремесел», овладению обучающимися новыми способами мыслительной деятельности.
Слайды 1-2.(Определение слова «Кукла» по словарю Ожегова. Виды современных игровых кукол).Вы помните свое детство? А любимые игрушки? Естественно – да.
Это зайчики, медвежата, собачки и, конечно, куклы! Их много, они разные большие и маленькие, любимые и не очень. Вы их учили ходить, пеленали, кормили, лечили, прижимали к себе, когда оставались одни в темной комнате или болели ветрянкой. И каждый праздник вы ждали от родителей новую куклу, которой сразу давали имя, и она вам казалась самой лучшей.
А ведь кукла – одна из самых древних игрушек на земле. Ей больше 2-х тысяч лет. И были они совсем не похожи на ваши современные куклы из магазина. И прежде всего тем, что сделаны они, были сначала руками мамы или бабушки, а потом и своими детскими руками, поэтому получали всегда частичку душевного семейного тепла.
Этап постановки целей и задач урока.
Задачи этапа:
- вызвать подготовительный интерес к проблеме;
-организовать самостоятельное формулирование темы и целей урока;
- в ходе эвристической беседы подвести учащихся к самостоятельной формулировке темы, целей урока.
Слайд 3. ( Название темы урока).
4. Этап получения новых знаний и способов деятельности («открытие» детьми нового знания).
Задача этапа: способствовать формированию целостного представления об истории народной куклы, способствовать развитию творческого мышления, воспитанию эстетического вкуса.
Сегодня мы с вами откроем одну страницу большого тома «Декоративно – прикладное искусство в России» и называется она «Русская народная кукла». Тема большая, и на каждом занятии мы будем узнавать много нового, которое поможет вам глубже изучить историю народа, его традиции и обычаи.
Слайды 4-6. (Виды народных кукол по назначению: игровые, обрядовые, куклы-обереги).
Игрушки в древние времена, как и многие предметы народного промысла, делали из различных натуральных материалов: глины, дерева, соломы, лозы, лоскутов ткани и даже из творога, который заваривали, а затем лепили из него фигурки и раскрашивали. Но среди их разнообразия всегда выделялась тряпичная кукла. Начиная с 5 – 7 лет дети делали куклы себе сами. Кукла – простейшее изображение женской фигуры. Сначала куколки были не сложными в изготовлении. Девочка росла, куклы становились все более сложными и часто умение ребенка оценивали взрослые – хорошая мастерица растет или неумеха.
Но с куклами не только играли. По назначению они делились на:
Игровые;
Обрядовые;
Обереги.
Демонстрация образцов кукол на стенде «Виды народных кукол».


Куклы – обереги должны были оберегать своего хозяина от болезней и неприятностей. Ими не играли. Они стояли всегда в углу избы; их клали больному ребенку в постель.
Куклы обрядовые сопровождали людей во время праздников и обрядов, свадеб, хозяйственных работ. Часто куклам придавали магическую силу, поэтому традиционно лицо куклы оставалось чистым, его не раскрашивали.
Игровые куклы сопровождали девочку до самого замужества и передавались по наследству.
Отношение к куклам было очень бережное. Хранили их в сундучках, корзинах, возили на тележках.
Одежда для кукол зависела от ее назначения, достатка хозяина, а также от региона. А вот основа куклы (т.е. туловище) зависела только от местности, где она изготовлялась. Но объединяло всех кукол одно правило – все они делались без ножниц и игл, только при помощи ниток и рук, поэтому такие куклы получили название – узловые.
Демонстрация видеофильма «Технология изготовления узловой куколки» (5 мин).
Во время просмотра видеофильма учитель обращает внимание на материалы, этапы изготовления куколки, технику изготовления и качество готового изделия. По окончании просмотра - беседа об особенностях изготовления куколки, учитель отвечает на вопросы учеников.
5. Этап практический (Применения вновь полученных знаний). Краткосрочный творческий проект.
Задача:
Создать условия для применения обучающимися вновь полученных знаний при выполнении определенных технологических действий.
Практическая работа « Изготовление узловой куколки»
Цель практической работы: научиться изготавливать узловую куколку по древней технологии.
Материалы: заготовленные заранее лоскуты ткани:
лоскут светлого тона 15x15 – 1 ед. (голова);
лоскут крашеный, однотонный 10x10 – 2 шт. (грудки);
лоскут крашенный, однотонный, желтого или розового цвета – 5x10 – 2 шт. (ручки);
лоскут набивной – 20x20 – 1 ед. (юбочка);
нитки №10 светлого тона;
ножницы.
Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами (Таблица).
Вводный технологический инструктаж учителя.
Слайд 7. .(Технологическая последовательность изготовления куклы – основные этапы).
- Демонстрация образца готового изделия.
Изготовление куколки в соответствии с технологической картой.
Технологическая карта изготовления узловой куколки
№ппТехнологическая операция Технические условия выполнения Графическое обозначение операции
1 2 3 4
1 Заготовка головы куколки В центр квадратного узелка поместить комочек ваты и закрутить сильно ниткой по часовой стрелке. Это шейка. Нитку не обрезать.
2 Закручивание
косыночки №1 Надеваем на голову косыночку, делаем заломы по бокам, как у бабушек и закручиваем ниткой вокруг шейки. Нитку не обрезать.
3 Закручивание
косыночки №2 Надеваем вторую косыночку аналогично первой, закручиваем ниткой, делаем узелок. Нитку обрезаем.
4 Формирование грудок Формируем две грудки, аналогично голове, но меньшего размера. У второй грудки нитку не обрезать.
5 Формирование
туловища Прикрутить скрученные грудки к туловищу ближе к голове, нитку обрезать – получился пояс.

6 Формирование ручек Подогнуть срез ткани на один сантиметр и свернуть трубочкой, начиная с угла.
Прикрутить ручку к туловищу под грудью, так чтобы она смотрела вверх. Нитку не обрезать. Вторую ручку делаем аналогично первой. Нитку обрезать.
7 Формирование юбочки Обматываем куколку тканью, так чтобы на вас смотрела изнаночная сторона ткани. Закручиваем ниткой под грудью, делаем узел, обрезаем нить.
Отгибаем ткань вниз – получилась двойная юбочка. Низ юбочки подрезать ножницами.
Узловая куколка готова!

Фотографии готовых работ, выполненные учащимися 5-го класса гимназии № 10
Во время проведения практической работы учитель контролирует:
Организацию рабочего места;
Выполнение правил техники безопасности;
Правильную посадку, положение рук, проводит физкультминутки;
Реализацию методов контроля и самоконтроля;
Собирает информацию для подведения итогов;
По окончании практической работы: самоконтроль выполненных работ, сдача работ учителю.
6. Рефлексивно-оценочный этап.
Задача:
Подвести обучающихся к осмыслению результата учебной деятельности на уроке (соотнести цель урока и его результаты, самоконтроль и самооценка).
Слайд 8 (Фронтальные вопросы).
1. Довольны ли вы своей работой, справились вы с поставленной задачей?
2. К какому виду кукол по назначению относится ваша кукла?
3. Почему куколка называется узловой?
4. Какой новый прием изготовления куколки вы сегодня использовали и в чем его трудность, что вам хотелось бы изменить в ее конструкции, оформлении?
5. С какими материалами с точки зрения экологии вы работали?
6. Кому вы подарите изготовленную куколку?
7. Чем необычен был урок?
Подведение итогов урока.
Анализ характерных ошибок, общая оценка выполненных работ.
Выставление и мотивация баллов.
Задание на дом с инструктажем: подготовить сообщение об истории куклы в вашей семье.
Уборка рабочих мест.
Задание бригадирам, дежурным.
Контроль над уборкой.