Программа и практика сочинений разных жанров


Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 87»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ОГКОУ «Школы-интерната №87»
___________ Н.А. Полина
Приказ №___78___
« __29_» ___08___ 2014
Разработка методической программы
«Теория и практика сочинений разных жанров
9-11 классы»
Продолжительность программы 3 года
Разработчик программы
Плотникова Любовь Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Рассмотрено
На заседании педагогического совета
«__29__» ___08__ 20__14_ г
г. Ульяновск
2014
Пояснительная записка
Факультативный курс обучения сочинению тесно связан с программой по развитию связной устной и письменной речи. Основные его задачи - вооружить учащихся речевыми умениями, необходимыми для формирования социально активной личности, пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно-творческие способности у учащихся. Программа позволяет также решать вопросы идейно-нравственного воспитания учащихся.
Тема и основная мысль сочинения
Заглавие, тема и основная мысль сочинения. Тема и план сочинения. Способы раскрытия основной мысли в устных и письменных сочинениях. Эпиграф.
Тема и жанр сочинения.
Собирание и систематизация материала для сочинения.
Простой и сложный план. Тезисы и конспекты. Подготовка доклада, его особенности. Культура оформления рукописи. Библиография. Аннотация. Цитаты, ссылки, их оформление.
Собирание материала по литературным источникам. Записные книжки писателей как форма литературных «заготовок».
Наблюдения и методы фиксации материала для сочинений газетных жанров (репортаж, интервью).
Совершенствование написанногоРабота мастеров слова над совершенствованием произведения. Приемы правки рукописи.
Аннотация, отзыв и рецензия.
Сочинения разных жанров
Описание научное, деловое, художественное и публицистическое. Описание местности; путевые заметки, портретный очерк.
Рассуждения проблемного характера. Сравнительная характеристика, её особенности. Статья в газету.
Рассказ как один из видов повествовательных произведений; рассказ с необычным построением; юмористический рассказ; фельетон; устный рассказ, его особенности.
Литература
Система обучения сочинениям в 4-8 классах/Под ред. Т.А. Ладыженской. 3-е изд. М. 1978.
Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров»/сост. Т.А. Ладыженская и Т.С. Зепалова. М., 1977.
Никольская С.А. Сочинения-рецензии (материалы для факультативных занятий по курсу «Теория и практика сочинений разных жанров»). - рус. Яз. В школе, 1975, №6.
Щепина К.П. Работа над очерком в 7 классе (материалы для факультативных занятий). – рус. яз. в школе, 1976, №2.
Ивченков П.Ф. работа над юмористическим рассказом на факультативных занятиях. – рус. яз. в школе, 1976, №3.
Мастерство устной речи/под ред. В.В. Голубкова, М., 1965.
Пленкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста. 2-е изд. испр. и доп. М., 1978.
Равенский Ю.И. Тезисы и конспект (материалы к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров). – рус. яз. в школе, 1975, №5.
Теория и практика сочинений разных жанров/под ред. Т.А. Ладыженской и Т.С. Зепаловой, М., 1970.
Развивайте дар слова. Факультативный курс «теория и практика сочинений разных жанров (9-11 классы)»/под ред. Т.А. Ладыженской и Т.С. Зепаловой