Методическая разработка: Программа курса Теория и практика сочинений разных жанров


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«КОЛЛЕДЖ СФЕРЫ УСЛУГ №3»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса
«Теория и практика сочинений разных жанров»
Специальность:
19.01.17 Повар, кондитер
19.02.10 Технология продукции общественного питания
Автор: Маркова Н.Н.,
преподаватель русского языка и литературы
Москва, 2016
Пояснительная записка
Новизна данного курса заключается в осуществлении системного подхода к организации деятельности студентов по усвоению теории литературы и применению этих знаний на практике (при анализе художественного произведения и при написании сочинения).
Категория слушателей : студенты.
Объём курса: 20 часов.
Основные формы организации занятий – лекции-беседы при изложении теории сочинения, работа со справочным материалом, изучение словарных статей.
Практические занятия включают в себя приёмы и методы, активизирующие познавательную деятельность (работа с материалом критической статьи, знакомство с творческой лабораторией писателя, и т.д.), развивающие аналитические способности студентов (сравнительная характеристика, решение тестовых заданий и т.д.); различные виды самостоятельной работы (индивидуальные и групповые опросники, написание творческих работ). Развитие связной устной речи предполагается на уроках защиты индивидуальных и групповых творческих работ.
Учебный курс включает в себя блок повторения основных сведений по теории литературы, способствующих восприятию литературного произведения как идейно-художественного целого. Выявление особенностей эпических, лирических, драматических произведений позволит избежать ошибок при анализе художественного текста, при написании сочинений разных жанров.
Блок теории сочинения включает в себя знакомство с различными жанрами литературного творчества студентов как результатом освоения художественного произведения.
Практический блок курса предполагает решение заданий проблемного характера (например, исправить речевые ошибки, допущенные в предложенных работах, «раскрасить» предложенное сочинение, используя изобразительные средства, составить характеристику героя, используя ряд метафор и т.д.); написание творческих работ (например, составление цитатного плана сочинения, написание вступительной и заключительной части и т.д.), сочинений разных жанров на заданную тему. Практическая часть курса призвана способствовать совершенствованию навыков устной и письменной речи студентов, уместному, умелому использованию языкового потенциала.
Доступность курса обеспечивается подбором литературного материала, опорой на художественные произведения (эпизоды произведений, фрагменты описаний, характеристики), включённые в перечень государственных стандартов. Курс позволит более углублённо изучить программные произведения.
Результативность курса.
К концу курса студенты должны:
знать основные понятия теории сочинений разных жанров,
уметь выбирать необходимый литературный материал для работы над сочинением,
обладать навыками работы со справочным материалом,
обладать умениями сопоставлять, сравнивать, обобщать,
владеть коммуникативными навыками,
владеть языковым потенциалом, умело использовать художественные средства языка,
уметь писать творческие работы, сочинения разных жанров.
Учебно-тематический план курса
№п/пТемы Кол-во часов Формы организации занятий
1 Основные требования к сочинению.
2 Лекция с элементами беседы.
Практикум.
Домашнее задание: составление «Памятки» пишущему сочинение.
Форма контроля: практическая работа
2 Сочинения-характеристики, сочинения литературно-критические, сочинения на «свободную» тему.
2
Лекция с элементами беседы.
Домашняя работа: работа со справочным материалом, творческая работа.
Форма контроля: проверка конспекта, творческих работ.
3 Сочинение – литературный портрет. Особенности создания портретной характеристики. 2
Практическая работа (индивидуальная, в парах, групповая).
Домашняя работа: написание творческой работы.
Форма контроля: проверка творч. работ.
4 Сочинение-эссе, особенности написания, отбора материала, выражения позиции студентов.
2
Лекция с элементами беседы.
Практическая работа.
Домашняя работа: написание творческой работы.
Форма контроля: защита творческих работ.
5 Сочинение-рецензия. Особенности жанра. Требования к написанию рецензии. 2
Лекция с элементами беседы.
Практическая работа.
Домашняя работа: оформление материала лекции.
Форма контроля: домашняя самостоятельная работа.
6 Совершенствование навыков написания сочинения-рецензии. 2
Практическая работа (индивидуальная, групповая), выполнение обучающих заданий.
Домашняя работа: обучающее задание: «проба пера» (написание творческой работы).
Форма контроля: проверка творческих работ.
7 Сочинение – сравнительная характеристика. Особенности жанра. 2 Лекция с элементами беседы.
Домашняя работа: практическая работа.
Форма контроля: проверка практической работы.
8 Написание сочинения- сравнительной характеристики. 2 Практическая работа (по группам).
Домашняя работа: написание творческой работы.
Форма контроля: защита творч. работ.
9 Сочинение – анализ эпизода. Понятие эпизода как части целого произведения. 2
Лекция с элементами беседы.
Практическая работа.
Домашняя работа: написание творческой работы.
Форма контроля: защита творч. работ.
10 Виды стилистических и грамматических ошибок в сочинениях студентов. Корректировка творческих работ студентов. 2
Практическая работа.
Домашняя работа: обучающие упражнения.
Форма контроля: написание творческих работ.
ИТОГО: 20 ч Содержание программы
Основные требования к сочинению.
Форма работы: лекция с элементами беседы, практикум
Домашнее задание: составление «Памятки» пишущему сочинение.
Форма контроля: практическая работа.
Сочинение как отражение интеллектуального, эстетического, нравственного развития учащегося.
Выбор темы. Требования к содержательной стороне сочинения: глубина и полнота раскрытия темы, соответствие теме, правильность фактического материала, последовательность изложения, уместное и умелое использование цитат, смысловая точность эпиграфа.
Требования к речевому оформлению сочинения: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, грамотность.
Объём, соотнесённость композиционных частей работы (вступление, основная часть, заключение). Критерии оценки.
Типы планов: план-набросок, развёрнутый план, цитатный план и др.
Точность, последовательность, логичность речи. Дедуктивный (от общего к частному) и индуктивный (от частного к общему) подходы к выстраиванию рассуждений, умозаключений.
Виды вступлений и выбор вступления в зависимости от темы сочинения: историческое вступление, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое и др.
Основная часть сочинения. Уместное использование различных приёмов выстраивания рассуждения на заданную тему (приёмы индукции и дедукции; сравнение героев одного произведения, сравнение героев разных произведений одного автора, сравнение героев разных авторов, сравнение объекта исследования с другими видами искусства – живописью, музыкой, театром, кино; внутренняя полемичность, доказательство «от противного», спор с воображаемым оппонентом; цитирование и др.).
Заключение. Логическая соотнесённость с вступлением и основной частью.
Сочинения-характеристики, сочинения литературно-критические, сочинения на «свободную» тему.
Форма: лекция с элементами беседы.
Домашняя работа: работа со справочным материалом, творческая работа.
Форма контроля: проверка конспекта, защита творческих работ.
Сочинения-характеристики (характеристика одного литературного героя, сравнительная характеристика двух литературных героев, характеристика группы литературных героев, общая характеристика литературного типа).
Сочинения литературно-критические (анализ определённой темы, характеристика определённого периода или темы в творчестве писателя, сочинения по проблемам содержания и формы литературного произведения, анализ критической статьи, анализ определённой проблемы).Сочинения на «свободную» тему (особенности отбора материала, опора на художественное произведение).
Сочинение – литературный портрет. Особенности создания портретной характеристики. Искусство портрета как раскрытие внутреннего облика персонажа.
Форма: практическая работа (индивидуальная, в парах, групповая).
Домашняя работа: написание творческой работы.
Форма контроля: защита творческих работ.
Отличие литературного портрета от портретной зарисовки. Искусство портрета – раскрытие внутреннего облика человека, литературного героя.
Описание по памяти, по наблюдениям, на основе прочитанного, по воображению, на основе собеседования с «героем». Приёмы создания портрета героя разными авторами. Роль детали в создании портрета героя. Отбор материала художественного произведения для написания творческой работы.
Литературный портрет – мемуарно-биографический жанр (на примере литературных портретов А.М. Горького).
Сочинение-эссе, особенности написания, отбора материала, выражения позиции студентов.
Форма: лекция с элементами беседы, практическая работа.
Домашняя работа: написание творческой работы.
Форма контроля: защита творческих работ.
Определение жанра эссе, выявление характерных особенностей строения текста, способов характеристики, выражения авторской позиции и т.д.
Формулировка тем, отбор материала, выбор языковых средств для написания творческой работы. Составление плана сочинения (определение композиционных особенностей). Способы выражения позиции пишущего. Образцы сочинений на разные темы, написанные в жанре эссе: исследование материала, наблюдение за использованием языковых средств, над способами введения литературного материала в ткань сочинения.
Сочинение-рецензия. Особенности жанра. Требования к написанию рецензии.
Форма: лекция с элементами беседы, практическая работа.
Домашняя работа: оформление материала лекции.
Форма контроля: самостоятельная работа.
Характеристика произведения и его объективная оценка как неотъемлемые составляющие сочинения-рецензии. Логичность, доказательность (с опорой на яркий литературный материал) – способы выражения позиции пишущего. Работа над составлением плана сочинения-рецензии. Требования к написанию сочинения-рецензии.

Совершенствование навыков написания сочинения-рецензии.
Форма: практическая работа (индивидуальная, групповая), выполнение обучающих заданий.
Домашняя работа: обучающее задание: «проба пера» (написание творческой работы).
Форма контроля: проверка задания, защита творческих работ.
Устное и письменное рецензирование своих и предложенных творческих работ как способ практического освоения навыков критической оценки текста.
Знакомство с образцами сочинений-рецензий, выявление особенностей жанра, применение полученных знаний на практике.
Сочинение – сравнительная характеристика. Особенности жанра.
Форма: лекция с элементами беседы.
Домашняя работа: практическая работа.
Форма контроля: проверка практической работы.
Общая точка зрения, с которой рассматриваются сравниваемые предметы – исходная позиция всякого сравнения. Выявление сходства и различия, выявление эволюции авторской мысли, чувства, переживания и т.д. – цель сравнения. Сравнение произведений разных авторов. Сравнение произведений разных этапов творчества одного автора. Сравнение произведений, относящихся к различным видам искусства (художественное произведение и спектакль, фильм, картина, муз. произведение). Сравнение вариантов одного и того же произведения (Ф. Тютчев «Весенняя гроза» и др.).
Написание сочинения-сравнительной характеристики.
Форма: практическая работа (по группам).
Домашняя работа: написание творческой работы.
Форма контроля: защита творческих работ.
Выбор темы. Определение оснований для сравнения. Составление плана, подбор эпиграфа. Отбор материала в зависимости от выбора темы и поставленных целей. Выполнение обучающих заданий.
Сочинение – анализ эпизода. Понятие эпизода как части целого произведения.
Форма: лекция с элементами беседы, практическая работа.
Домашняя работа: написание творческой работы.
Форма контроля: защита творческих работ.
Эпизод как часть целого, определённая самостоятельность эпизода и неразрывная вплетённость в художественную ткань произведения. Осмысление идейно-тематического содержания и своеобразия формы, выяснение связей данной части произведения с другими. Роль эпизода в развитии темы, идеи произведения. Выявление художественного своеобразия фрагмента.
Внимательное изучение и отбор литературного материала, составление плана, подбор эпиграфа. Требования к творческой работе.
Виды стилистических и грамматических ошибок в сочинениях студентов. Корректировка творческих работ студентов.
Форма: практическая работа.
Домашняя работа: обучающие упражнения.
Форма контроля: написание творческих работ.
Ошибка – нарушение нормы, понятие стилистической нормы.
Наиболее характерные стилистические ошибки, их классификация. Обучающие упражнения по обнаружению и исправлению ошибок.
Нормы слово- и формообразования, нормы синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении. Наиболее характерные грамматические ошибки в устных высказываниях и письменных работах учащихся.
Рецензирование студентами своих и предложенных творческих работ. Обучающие упражнения по обнаружению и исправлению ошибок.
Список литературы
Богомолова Е.И., Жаров Т.К., Кедрова М.М. Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1986.
Дубровская В.В. Трудный жанр: сочинение, творческая работа, мини-исследование. Из опыта работы учителей-словесников FRGK/ - Барнаул: АКИПКРО,2005.
Карнаух Н.Л. Письменные работы по литературе 9-11 класс. – М.: Дрофа,2002.
Никитина Е.И. Анализ эпизода из художественного произведения как жанр ученического сочинения // Русский язык в школе, 2003. - № 4.
Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему. Пособие для учителя. – М.:АРКТИ, 1999.
Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением (Практические советы поступающим в вузы): Учеб. пособие. – М.: Высш. шк.,1990.
Руссова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант. – Н. Новгород: Издательство «ДЕКОМ», 1994.
Скоркина Н.М. Сочинение на медаль 9-11 класс. Волгоград: Издательство «Учитель - АСТ», 1999.
Торкунова Т.В. Как писать сочинение – 2-е изд, испр. – М.: АЙРИС, 1997.