Программа элективного курса русскому языку: «Теория и практика работы с текстом».

МКОУ Зональная средняя общеобразовательная школа








Программа элективного курса русскому языку:
«Теория и практика работы с текстом».




Автор работы: Тибейкина Нелли Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Зональная СОШ.








с.Зональное
2015г.
Программа элективного курса по русскому языку(9 класса)
Тема курса: «Теория и практика работы с текстом»
Пояснительная записка
Элективный курс ориентирован на учащихся, которые хотели бы заниматься русским языком на повышенном уровне. На уроках практически не хватает времени на более глубокое рассмотрение вопросов, связанных с практическим применением правил русского языка, многие из которых в учебниках русского языка не освещены совсем. Умение правильно работать с текстом – залог успешной сдачи экзамена по русскому языку.
Актуальность курса: 
Представленный курс поможет обучающимся подготовиться к итоговой аттестации в 9 классе.
Цели и задачи курса:
Теоретические
-выработать у учащихся лингвистическое чутье;
-выработать любовь к хорошей, правильной русской речи;
-ознакомить учащихся с нормами литературного языка;
-повторить, систематизировать и обобщить знания по орфографии и пунктуации,
-  предупредить ошибки в собственных письменных работах, при ГИА.
-  привить навыки стилистической правки текста, основанной на четком определении характера ошибок и умелом их устранении.
Развивающие
-освоение знаний о языке и речи: литературных нормах,
видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи.
-Развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей.
Практические
-Формирование устойчивых навыков грамотного письма, создание базы, на основе которой можно продолжить углубленное освоение норм русского правописания.
-Овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание.
Воспитательные
Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения;
Воспитание  стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни. Содержание курса (46 часов).







Перечень разделов




Всего часов



Кол-во лекц. Занятий


Кол-во      практ. зан.

Формы контроля






1.






































Повторим орфографию.
Занятие 1
Имя существительное,
имя прилагательное,
наречие.
Занятие 2
Написание ь после шипящих на конце слова и в сочетаниях-шься,-чься,-жьте,-чьте.
Занятие 3
Союзы и производные предлоги
Как опознавательный признак пунктограммы.
Занятие 4
Написание О-Е после шипящих.
Занятие 5
Деепричастный оборот.
Занятие 6
Написание НЕ с любыми словами.
Занятие 7
Не с определенными частями речи.
Занятие 8
Написание И-Ы после Ц.
Занятие 9
Причастный оборот.
Занятие 10
Н-НН в полных прилагательных и причастиях.
Занятие 11
Отрицательные местоимения и наречия.
Занятие 12
Различение НЕ и НИ в предложении.
Занятие 13
Обособление определения и приложения.
Занятие 14
Разграничение НИ и НЕ в сочетаниях

14






































1





1



1


1


1

1

1

1

1

1

1


1

1


1


1





1



1


1


1

1

1

1

1

1

1


1

1


1


Коллективная и индивидуальная работа.




































2.


Требования к творческой работе. Памятка  «Советы по написанию сочинения».
2


1


1


Коллективная работа.


3.

Определение функционального стиля текста.
3

1

2

Коллективная работа.


4.

Анализ текста худ стиля с
грамматическим заданием.
3
1
2
Коллективная работа.

5.







Анализ текста публицистического
стиля с грамматическим заданием.

Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля.

Рецензирование и редактирование творческих работ.
3







1







2







Коллективная и
самостоятельная работа. Творческая работа.

Коллективная работа.


6.










Функциональные особенности научного стиля.

Анализ текста научного стиля с грамматическим заданием.

Обучающее сочинение по тексту научного стиля.
Рецензирование и редактирование творческих работ.

4











1










3










Коллективная работа.

Самостоятельная
Работа.
Творческая работа.
Творческая работа.

7.


Анализ текста разговорного стиля. Обучающее сочинение по тексту разг. стиля.
3


1


2



Творческая работа.

8.
Функциональные особенности официально- делового стиля.
Практическая работа с текстом.

2
1
1



Коллективная работа.
Самостоятельная работа.

9
Изложение как жанр. Виды изложений. Подробное и сжатое изложение. Анализ микротем.
2
1
1

Коллективная работа.


10
Способы сжатия текста. Технология написания сочинения на основе текста изложения.
2
1
1
Коллективная работа.
Самостоятельная работа.

11
Общие принципы написания сочинений.
Композиция сочинения. Редактирование текста.
2
1
1
Коллективная работа.
Самостоятельная работа.

12
Анализ стихотворного и прозаического произведения.




Итоговое тестирование


Анализ работ учащихся


2




2


2
1
1





2


2
Коллективная работа.
Самостоятельная работа.


Самостоятельная работа.

Коллективная работа.


Список литературы.
1.И.Б. Голуб. Стилистика русского языка. - М.: Рольф,1999
2. Д.И., Долинина Т.А. Анализ текста и написание рецензий
3.Е.С.Антонова Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход.М.:кнорус,2007.
4.Г.Г.Граник,С.М.Бондаренко,Л.А.Концевая.Как учить работать с книгой.М.,1995.
5.Методика развития речи на уроках русского языка/Под ред.Т.А.Ладыженской.М.:Просвещение,1991.
6. Тесты по русскому языку [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Полный свод правил вместе с алгоритмами этих правил можно найти на портале «Основные правила грамматики русского языка» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   




15