Доклад по теме Историко-культурный стандарт:проблемы переходного периода.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Бородинская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования Киреевский район
Доклад на тему:
Историко-культурный стандарт: проблемы переходного периода.
Подготовила: учитель истории и обществознания МКОУ «Бородинская СОШ» Кутеева И.Н.

Необходимость разработки Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (далее – Концепция) и обновления структуры школьного исторического образования определяется возросшими требованиями общества к качеству исторического образования, общественным интересом к событиям отечественной истории, развитием исторической науки, накоплением новых исторических знаний. Ключевая задача разработки нового учебно-методического комплекса (далее УМК) по отечественной истории - обеспечить научно-исторические и методические условия для формирования российской гражданской идентичности российской молодежи, прежде всего школьников и студентов. Концепция включает в себя Историко-культурный стандарт, который содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий. Историко-культурный стандарт разработан Российским историческим обществом по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина. Над Концепцией работали ведущие ученые России. Концепция направлена на повышение качества школьного исторического образования, воспитание гражданственности и патриотизма школьников, развитие компетенций учащихся общеобразовательных организаций в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) основного общего и среднего общего образования, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации. Реализация Концепции предполагает не только создание УМК, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений, но и формирование единого научно-образовательного пространства в сети Интернет. Успешная реализация Концепции возможна при условии проведения в общеобразовательной организации комплекса мероприятий, направленных на расширение исторического учебно-информационного пространства, наполнения его научно обоснованными материалами как для учителей, так и для учащихся общеобразовательных организаций. В федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 г. 576), включены 14 учебников истории России, соответствующие Концепции (приложение 1). Учебники истории России, включенные в федеральный перечень учебников, получили положительные экспертные заключения по результатам научной историко-культурной экспертизы, которая проводилась Российским историческим обществом. С 2015-2016 учебного года вновь разработанные учебники истории России поступают в образовательные организации. Задачей руководителей общеобразовательных организаций является создание организационно-педагогических условий для успешной реализации ФГОС в части преподавания истории, что предполагает в том числе повышение профессиональной компетентности учителей истории. Руководители общеобразовательных организаций должны обеспечить условия для повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей истории в части освоения методик преподавания по новым линиям учебников истории России. Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современной ситуации и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России. Современный подход к преподаванию и изучению истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников. Основные задачи изучения истории в школе определены в ФГОС основного общего и среднего общего образования. В Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории отражены базовые принципы школьного исторического образования. Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников. Методологическая основа преподавания курса истории в школе основывается на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований; многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств; многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества; исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла; антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого; историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию. В соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования обязательный учебный предмет «История» рекомендуется изучать на уровне основного общего образования в 5-9 классах в объеме 374 часа (при 34 неделях учебного года), в 5-8 классах - по 2 часа в неделю,в 9 классе – 3 часа в неделю. Изучение учебного предмета «История», включённого в предметную область «Общественно-научные предметы», основано на межпредметных связях с предметами: «Обществознание», «География», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Информатика», «Математика», «Основы безопасности и жизнедеятельности» и др. Структурно учебный предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России. Знакомство обучающихся при получении основного общего образования с учебным предметом «История» начинается в 5 классе с курса всеобщей истории. Курс отечественной истории является важнейшим компонентом учебного предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны,жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи. Важная мировоззренческая задача курса отечественной истории заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в 4 содержание образования элементов региональной истории и компаративных характеристик.
Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в качестве наиболее оптимальной предложена модель, при которой изучение истории России будет строиться по линейной системе с 5 по 10классы. За счет более детального изучения исторических периодов обучающиеся смогут как освоить базовые исторические категории, персоналии, события и закономерности, так и получить навыки историографического анализа, глубокого проблемного осмысления материалов (преимущественно в ходе изучения периодов истории Нового и Новейшего времени), сравнительного анализа. Историческое образование в выпускном классе средней школы может носить дифференцированный характер. В соответствии с запросами школьников, возможностями образовательной организации изучение истории осуществляется на базовом и/или углубленном уровнях. Образовательной организации предоставляется возможность формирования индивидуального учебного плана, реализации одного или нескольких профилей обучения. В случае обучения на профильном уровне учащиеся (в соответствии с требованиями ФГОС) должны сформировать знания о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представления об историографии; овладеть системными историческими знаниями, пониманием места и роли России в мировой истории; овладеть приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; сформировать умение сопоставлять и оценивать различные исторические версии. Переход на новую структуру и содержание исторического образования началось осенью 2015/2016 учебного года с 6 класса. При переходе на новую структуру исторического образования педагоги могут ориентироваться на следующую схему.
Классы Всеобщая история История России
5 История Древнего мира (68 ч.) Нет
6 Всеобщая история VI-XV вв. Средние века до падения Византии, до Великих географических открытий (28 часов) История России VIII- XV вв. До создания единого Русского централизованного государства (РЦГ), до конца правления Ивана III (1505) (40часов)
7 Всеобщая история XVI-XVII вв. От абсолютной монархии к парламентской монархии От абсолютизма к парламентаризму (28 часов)

История России XVI-XVII вв. От начала правления Василия III (1505) до начала правления Петра 1(40 часов)
8 Всеобщая история XVIII в. Эпоха Просвещения Эпоха промышленного переворота Первые буржуазные революции Великая французская революция (28 часов)
История России XVIII в. От начала правления Петра I до конца правления Павла I (1801) (40 часов)
9 Всеобщая история XIX в. Становление буржуазного общества (28 часов).
История России XIX в. От начала правления Александра 1 (1801) до начала первой мировой войны (1914) (74 часа)
10 Всеобщая история XX в. (40 часов) История России • 1914 – до начала XX1 в. (62 часа)
Согласно Концепции обучение истории завершается в 10 классе. В настоящее время не принято окончательного решения о том, какие учебники и какое содержание исторического образования будет реализовываться в 11 классе. В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники пользуются свободой выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания. Таким образом, на усмотрение учителя истории в 11 классе в переходный период возможны несколько вариантов изучения истории, а также их сочетание. Завершение курса Всеобщей и Истории России с акцентом на события XXI в., подведение обобщающих итогов; Комплексный и синхронизированный по проблемному принципу курс истории, позволяющий осуществить обзорные экскурсы по пройденному ранее материалу, с акцентом на интересы обучающихся или наиболее актуальные проблемы современности (например, история миграций, история науки и техники, история спорта и т.д.); Обучение основам источниковедения философии и теории истории с увеличением самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Обращаем внимание, что в соответствии с приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 г. № 576 организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение 5 лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу данного приказа учебники, исключенные из федерального перечня учебников. Однако использование учебников истории России, исключенных из федерального перечня учебников, предполагает необходимость корректирования преподавания курсов истории России в соответствии с новой структурой исторического образования, с требованиями историко-культурного стандарта, примерной основной образовательной программой основного общего образования. Наибольшую сложность для учителей истории может представлять сам переходный период с концентрической системы исторического образования на линейную, так как в условиях перехода на Историко-культурный стандарт (далее - ИКС) возникает несоответствие структуры и отдельных сюжетов преподавания истории России. Эта сложность в наибольшей мере будет ощущаться в регионах, не успевших закупить вновь разработанные учебники истории России. Рекомендуем приступить к изучению истории России по новым УМК с 6 класса, в них уже учтены все изменения хронологических рамок изучаемого периода в соответствии с линейной структурой и ориентированность изучаемых темна историко-культурный стандарт. Если же преподавание истории России в 6 классе осуществляется по учебникам, ранее включенным в федеральный перечень учебников, учителю необходимо самостоятельно учесть изменение хронологических рамок изучаемого периода истории до конца правления Ивана III(1505). Это означает, что данный период истории изучается в соответствии с новыми требованиями более подробно, чем в старых учебниках. Изучение периода истории, связанного с правлением Василия III (1505-1533) и Ивана Грозного (1533-1584) соответственно переносится в 7 класс. Для обучающихся, начинающих изучение истории России в соответствии с новыми требованиями в 7 классе, необходимо предусмотреть повторение тем, связанных с историческими событиями 1505-1584 гг. (ориентировочно в объеме 10 часов). Чтобы избежать полного повторения ранее изученных тем, уже знакомых школьникам, их внимание необходимо сконцентрировать на темы и сюжеты, предусмотренные историко-культурным стандартом. Например, связанные: с формированием идентичности россиян в новом цивилизационно-культурном и историческом пространстве в данный исторический период; с культурологическими аспектами восприятия государства и личности царя; с особенностями народного восприятия власти и важнейших событий; с историко-культурными сюжетами концепции «Москва – третий Рим»; с особенностями взаимоотношений Ивана IV с ханствами на постордынском пространстве; с влиянием ордынских элементов на складывание государственности в централизованной России; с особенностями взаимоотношений России со странами Запада; со взаимоотношениями между народами России в XVI веке; с историей повседневности. Также рекомендуем усилить сравнительные линии отечественной и всемирной истории, более пристально подойти к изучению вопросов культуры и истории народов России, не вошедших в данный исторический период в состав России и развивающихся в иных цивилизационно-культурных пространствах, и т.д. Можно уделить внимание организации проектной деятельности школьников, при возможности – новому осмыслению истории родного края в указанный период, организации реальных и виртуальных экскурсионных маршрутов, работе с документами историко-культурного и этнокультурного характера, в том числе имеющихся в местных архивах и музеях. Среди рекомендуемых форм уроков возможны ученические конференции, защиты проектов, круглые столы, лабораторные практикумы. Для обучающихся, начинающих изучение истории России в соответствии с новыми требованиями в 8 классе, имеются два пути изучения истории России. Путь первый. Чтобы не возникло ощущения повторения уже изученного материала, учитель может организовать изучение истории России по пути усиления историко-культурологического подхода, так, как это предложено для 7 класса (см. выше). Основное внимание при этом уделяется осмыслению особенностей российской цивилизации, многонационального государства и формирования российской идентичности в условиях европеизации. В частности, необходимо уделить внимание следующим сюжетам: сущности и последствиям культурно-исторического раскола в российском обществе, связанного с европеизацией страны; рождению светской культуры; влиянию элементов протестантизма, рационализма и эпохи Просвещения на представления россиян о личности человека, о государстве, государственности, праве, династии и власти, возможностей её смены, о трудовой этике и профессионализме, о переходе от общинных отношений к общественным(социальным), о сословном строе, о правах и обязанностях подданных, о религии и церкви, их роли в жизни государства и общества; сущности и последствий фактического участия России в вестфальской системе международных отношений, включая войны с европейскими государствами и разделы Польши; включению в состав империи польского населения, расширению территории страны на юго-западе (Новороссия и Крым) и его многонациональной колонизации (немцы, сербы, греки, армяне и т.д.); феномену массового притока иностранцев в систему государственной власти и государственного управления, образования и науки, его влиянию на национальное самосознание (менталитет) россиян; особенности складывания российской интеллектуальной элиты и деятельности просветителей народов России; истории повседневности; истории идей; изучению истории и культуры народов, не вошедших в состав России к началу XIX века, но впоследствии оказавшихся в её границах. Такое изучение истории при приоритете интерактивных форм уроков и расширении сферы историко-культурологического подхода предпочтительно классах, изучающих углублённый курс истории. Путь второй. Для большинства школьников, изучающих в 8 классе историю на базовом уровне, рекомендуем сразу перейти к изучению событий, процессов, фактов и явлений XIX века либо по новым учебникам для 9 класса, либо по старым учебникам с соответствующей корректировкой по тематике историко-культурного стандарта и завершить его рубежной датой 1861 года с тем, чтобы в 9 классе довести преподавание курса до начала Первой мировой войны. По тематике историко-культурного стандарта необходимо сконцентрировать внимание школьников на продолжении культурологических сюжетов предшествующего столетия, перечисленных выше, а также на роли России в венской системе международных отношений, национально-культурном возрождении славянских народов империи, влиянии событий 1812 года на особенности формирования национального самосознания и российской гражданской идентичности, истории повседневности. Также можно усилить культурологические аспекты феномена российской интеллигенции в сопоставлении с интеллектуальной элитой Запада, её роли в формировании общественного мнения и протестных настроений, вызревания незападной альтернативы (славянофилы, теория официальной народности) развития страны. Для учащихся 10 класса возможно не хронологическое, а проблемно-тематическое изучение истории России в 1914-2015 гг. с осмыслением событий ХХ – начала XXI века в исторической ретроспективе. Проблемно-тематическое изучение истории должно строиться в соответствии с требованиями историко-культурного стандарта и не подразумевает строго хронологического принципа преподавания истории. На основе проблемно-тематического подхода могут рассматриваться такие проблемы, как: этапы становления и особенности российской цивилизации как поликультурной, поликонфессиональной общности, российской гражданской и цивилизационно-культурной идентичности с осмыслением места России в современном мире, в ближнем и дальнем окружении; участие России в освободительных войнах, феномен российского патриотизма в контексте годовщин Первой и Второй мировых войн; социально-экономическое и политическое развитие страны в ретроспективе и перспективе с попыткой осмысления его культурологических оснований; история народов и регионов России в их контактах с центром, между собой и другими цивилизационными центрами, в их взаимовлиянии и взаимодействии с осмыслением проблем, связанных с возникновением и распадом Российской империи, образованием и распадом СССР осмыслением перспектив развития федеративного устройства страны; освоение огромных пространств и их богатств, влияние природно-климатических факторов на историю страны в прошлом и настоящем; роль России в различных системах международного права, международных отношений в контексте перспектив складывания современного многополярного мира и противодействиям мировым угрозам (терроризм и др.);история идей и история повседневности; влияние мировых религий на историю страны в целом, её регионов и народов, более чем тысячелетняя история православия и ислама, почти 500-летняя история буддизма на территории нашей страны. При изучении последнего сюжета необходимо обратить внимание обучающихся на знаменательную дату 1000-летия кончины князя Владимира Святого, его роли в становлении новой идентичности русичей (религиозной, государственной, этнической, социальной, цивилизационно-культурной), в восстановлении исторической связи и преемственности между эпохой князя Владимира и современностью. Историческое образование в выпускном классе средней школы может иметь дифференцированный характер. В соответствии с запросами школьников, возможностями образовательной организации изучение истории осуществляется на базовом и/или углубленном уровнях. Образовательной организации предоставляется возможность формирования индивидуального учебного плана, реализации одного или нескольких профилей обучения. В случае освоения образовательной программы на углубленном уровне учащиеся, в соответствии с требованиями ФГОС, должны сформировать знания о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представления об историографии; овладеть системными историческими знаниями, пониманием места и роли России в мировой истории; овладеть приемами работы с историческими источниками, умением самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; сформировать умение сопоставлять и оценивать различные исторические версии. Учитывая, что в системе общего образования (6-11 классы) в настоящее время продолжает действовать федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089, при изучении истории в 11 классе в текущем учебном году, возможно применить подход, алогичный подходу к изучению истории в 10 классе. Проблемно-тематическое изучение истории должно строиться в соответствии с требованиями историко-культурного стандарта и не подразумевает строго хронологического принципа преподавания истории. На переходный период можно предложить следующие подходы и варианты изучения истории в 11 классе. 1) При завершении курсов всеобщей и отечественной истории сделать акцента осмыслении событий ХХI века и подведение обобщающих итогов. При этом подходе в качестве ключевой может быть предложена проблема «Россия в 1990-е - 2000-е гг.: вызовы времени и задачи модернизации». В качестве ключевых аспектов этой проблемы могут быть рассмотрены следующие дидактические единицы: «Политические и экономические приоритеты российского государства», «Человек и общество в конце ХХ – начале ХХ1 вв.», «Внешняя политика в конце ХХ – начале ХХ1 вв.», «Культура и наука России в конце ХХ – начале ХХ1 вв.». При этом следует учесть, что в Историко-культурном стандарте (содержательной части примерных общеобразовательных программ) эти дидактические единицы выделены курсивом, что означает их дополнительный характер. При этом текстовая часть этих единиц выделена обычным шрифтом, что означает их обязательность для изучения. 2) Разработать для изучения комплексный и синхронный курс отечественной и всеобщей истории, построенный по проблемному принципу, что позволяет совершить обзорные обобщающие экскурсы по изученному ранее в хронологической последовательности историческому материалу. При этом акцент в построении курса может быть сделан на наиболее актуальных проблемах современности или интересах, культурно-исторических запросах обучающихся. Так, например, в качестве интересных для школьников аспектов истории ХХ - начала ХХ1 вв. могут быть взяты для изучения история становления глобальной сети интернета, история освоения космоса, история становления мобильного телефона как средства коммуникации, становление «эры антибиотиков», история моды и дизайна и др. 3) Для изучения на углубленном (профильном) уровне предлагается разработать итоговый курс истории с акцентом на теоретические и методологические основы учебного предмета. Содержание курса в этом случае необходимо дополнить историографическими, историко-философскими сюжетами, а процессу обучения придать выраженный личностно-деятельностный характер. 4)В качестве варианта можно рассмотреть разработку и реализацию интенсивного курса подготовки к сдаче ЕГЭ по истории. При переходе от концентрической структуры к линейной учителю истории следует иметь в виду, что изменится содержание итоговых экзаменов в 9 и 11 классах, так как имеются значительные различия в периодизации и тематике курсов истории.


Приложение
Перечень используемых документов:
1) Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории –http://rushistory.org/?page_id=1800 2) Приказ Минобрнауки России от 5 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559). 3) Письмо Минобрнауки России от 2 февраля 2015 г. № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников». 4) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253».